Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По его мнению, теория определяет факты, принятие некоторой теории обеспечивает детерминирование фактов, Т. Е. Также речь идет о концепции теоретической нагруженности фактов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Другое положение Фейерабенда состоит в том, что различные научные теории имеют равноправную (равную) силу с точки зрения воздействие на развитие человека. Теории, касающиеся разных областей, имеют равное отношение к человеку. Другими словами, нельзя отдать приоритет какой-либо научной или ненаучной теории с точки зрения влияния на человека. Таким образом, все научные и ненаучные, религиозные, рациональные и иррациональные теории имеют равное воздействие на человека, способствуют развитию личности, ее самосовершенствованию. С точки зрения постпозитивизма следует отметить следующие моменты: 1). Отрицание понятия истины как таковой, истина лежит за пределами философии науки. 2). Отсутствует понятие критерия рациональности познания. Рациональность познания относительна и научная, и религиозная концепции одинаково рациональны. 3). У Фейерабенда присутствует анархистская критика современной философии науки. 4). Отрицание Фейерабендом универсальных методов познания (у физиков – свои методы познания (исследование, опыт); у экзистенционалистов – свои (переживания).
12. Стандартная концепция развития науки: достоинства и недостатки СТАНДАРТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ - форма логико-методологического анализа естественнонаучных теорий, разработанная под значительным влиянием неопозитивистской философии науки. В рамках С. к. н. свойства теории (трактуемой как множество научно осмысленных предложений) полностью определены свойствами входящих в нее предложений и логическими отношениями между ними. Критерием осмысленности научных предложений выступает принцип верифицируемости. Модель естественнонаучной теории (первоначальный вариант С. к. н.) удовлетворяет следующим требованиям: 1 ) язык, в котором формулируется теория, строится на базе исчисления предикатов первого порядка с равенством; 2) в состав теории, наряду с логическими и математическими терминами, входят термины наблюдения и теоретические термины, образующие непересекающиеся словари; 3) в терминах наблюдения описываются непосредственно наблюдаемые объекты и их свойства; 4) аксиомы (постулаты) теории не включают термины наблюдения; 5 ) теоретические термины имеют явные определения в терминах наблюдения с помощью правил соответствия. Центральное место в этой модели занимают правила соответствия, с помощью которых осуществляется перевод теоретического языка в язык наблюдения и, в соответствии с философией логического эмпиризма, удостоверяется познавательная значимость теории. Т аким образом, теория должна состоять из конъюнкции аксиом (постулатов) теории, не содержащих терминов наблюдения, и правил соответствия, которые обеспечивают принципиальную верифицируемость теории. При реалистической интерпретации С. к. н. истинность теории зависит не только от процедур верификации эмпирических следствий теории, но и от истинности теоретических высказываний, которые описывают некие реальные, хотя и ненаблюдаемые объекты. Развитие науки в рамках С. к. н. предстает как кумулятивный процесс; теории, прошедшие верификационные испытания, не опровергаются, но могут модифицироваться при сохранении их структурной основы; последующие варианты теории могут быть редуцированы к предыдущим (принцип соответствия). С. к. н. является методологической основой теории научной рациональности, выдвинутой логическим эмпиризмом. В современной философии науки эта теория утратила большинство своих сторонников, однако ее элементы сохраняют свое значение, а проблематика, связанная с логическим анализом структуры научной теории, не может считаться исчерпанной. 13. Наука как знание, деятельность и социальный институт.
Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Познание не ограничено сферой науки (обыденное познание, философское, художественное, религиозно-мифологическое).. Наука выступает в 3 основных ипостасях: 1) Форма деятельности. Наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. 2) Система или совокупность дисциплинарных знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. 3) Социальный институт. Это понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.
14. Формы ненаучного знания (донаучное, вненаучное, обыденное; паранормальная, девиантная, народная наука): методологический анархизм или банкротство науки?
1. Ненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения. Можно выделить следующие формы ненаучного познания: 1). Исторические: а) мифология (миф всегда содержит в себе суждение, рассматриваемое как истинное, но на самом деле таковым не являющееся); б) религиозная форма познания, основным элементом которого является вера в сверхъестественное; в) философская форма познания, заключающаяся в исследовании наиболее общих принципов бытия, мышления; г) художественно-образное (связано с эстетическим); д) игровое познание: игра, как необходимая форма познания, основополагающая в развитии культуры, е) обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт): опирается на индивидуальный опыт. 2). Иррациональное познание: а) магия; б) мистика; в) колдовство; г) эзотерическое знание; д) переживание, ощущения; е) народная наука (экстрасенсы, целители, знахари). Вненаучное познание характеризуется: 1) недостаточной обоснованностью; 2) частой недостоверностью; Иррационализмом. Крайние выражения вненаучного знания: - антинаука – враждебное отношение к науке (эпоха Средневековья); - лженаука (понятие, содержащее противоречие внутри себя, сознательное противопоставление науке); - псевдонаука (квазинаука) – мнимая наука (астрология). К вненаучному знанию относится также паранаука (околонаука) – знание, которое не поддается объяснению с точки зрения современной науки, но заставляет задуматься (телекинез и т.д.), например, передвигание предметов на расстоянии (телекинез). Существование вненаучного знания обусловлено многосторонностью человека, его интересов (любовь, религия), человека нельзя загнать в строгие научные рамки, нормальному человеку научных знаний недостаточно. Наука не всесильна, вненаучное знание появляется раньше научного, но главным критерием истины является научное знание. 15. Методы научного познания. Р. Декарт «Размышления о методе». Методы эмпирического исследования: - наблюдение, - измерение, - описание, - эксперимент, - сравнения. 1) Научное познание добралось до таких вещей, где наблюдение дает сбои. 2) Вмешательство субъекта в объект (например, изменение у объекта микромира свойств при взаимодействии с макроприборами). Эксперименты: - исследовательские, - проверочные, - мысленные. Теоретико-познавательные методы: - Формализация – отображение реальности в знаково-математической форме. - Аксиоматический метод – метод построения теорий (аксиомы принимаются без доказательств). - Гипотетико - дедуктивный метод. - Восхождение от абстрактного к конкретному. Абстрактное – это нечто отвлеченное от чего-то несущественного, не имеющего значения в данном случае; выделяется одна сторона объекта, которая повторяется в других объектах того же класса. К теоретическим методам можно отнести системный и системно-структурный подход. Общелогические методы научного исследования: - анализ, - синтез, - индукция, - дедукция, - обобщение, - аналогия, - моделирование. Методы социально -гуманитарных наук: социология (анкетирование, интервьюирование, шкалирование и т.д.). «Рассуждение о методе». Необходим системный подход к поиску новых истин и для этого достижения есть 3 основных правила:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.196.68 (0.007 с.) |