Используется понятие жизни, виталистическая идея развития, понятие становления созерцаемого, а не конструируемого. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Используется понятие жизни, виталистическая идея развития, понятие становления созерцаемого, а не конструируемого.



Абстрактному понятию всечеловечности, характерному для эпохи Просвещения, деятели И.ш. противопоставили понятие уникальности:

- уникальности географического пространства, обусловливаемого данным народом (культурой);

- уникальности исторического времени - духа эпохи, пронизывающего все проявления народной жизни от экономики до духовной культуры и искусства.

Многие из идей данной школы легли в основу современной концепции " плюрализма цивилизаций".

Другой особенностью И.ш. является обращение к исторически укоренившейся религии, в которой усматривалась единственная возможность обрести охватывающее все историческое тело единство убеждений.

Еще одной особенностью И.ш. является исправление историософского анализа уже не на абстрактно-общее и естественно-необходимое, как в эпоху Просвещения, а на конкретно-историческое и национально-особенное.

Методологический анархизм

Наука – та же религия, но по-своему обставленная, со своей догматикой и нетерпимостью к иному, своей претензией на власть со стороны касты ученых. Фейерабенд даже призывает отделить науку от государства, как это когда-то было сделано с религией.

В рамках философии «методологического анархизма» Фейерабенд возвращает в философию науки ту замечательную идею, что наука никогда не может быть познана до конца, и никогда ни одна модель науки не в состоянии исчерпать живую, развивающуюся науку. А это значит, что любой научный метод, любая модель научного знания всегда обнаружит какую-то свою ограниченность, за пределами которой эти метод и модель окажутся противоречащими науке.

У каждого метода и модели есть как бы свой интервал моделируемости. Модель адекватна только в рамках этого интервала и перестает быть таковой вне его пределов.

Наука есть форма целокупной Жизни, и только эта целостная жизнь, разделяясь внутри себя на живого ученого и живое знание, способна произвести Науку.

Принципу фальсифицируемости Поппера Фейерабенд противопоставляет «принцип прочности (консервации)», требующий от ученого разрабатывать теорию, не обращая внимание на трудности, которые она встречает.

Критикуя позицию Куна, Фейерабенд возражает против его абсолютного разделения нормальной науки и научной революции. С его точки зрения, элементы этих двух состояний научного знания постоянно присутствуют в его эволюции.

21. Понятие и концепция истины в классической науке.

 

Классическая наука в определении истины опиралась на когерентное определение истины, сложившееся в античной традиции.

Например, Аристотель отождествлял истину с реальностью. По его мнению, истинно то, что неизменно, истина — высшая форма бытия.

Критикуя определение истины Аристотелем, И. Кант утверждал, что всеобщий признак истины не может быть дан: "Истинность, говорят, состоит в согласии знания с предметом. Следовательно, в силу одного этого словообъяснения, мое знание, чтобы иметь значение истинного, должно быть согласным с объектом. Но сравнивать объект с моим знанием я могу лишь благодаря тому, что я познаю первый. Следовательно, мое знание должно подтверждать само себя, а этого еще недостаточно для истинности. Ведь так как объект находится вне меня, а знание во мне, то я могу судить лишь о том: согласно ли мое знание об объекте с моим же знанием об объекте"[2]. Таким образом, само по себе определение истины в классической науке содержало потенцию ее cтолкновения с реалиями познавательного процесса.

Классическая наука, сформировавшаяся в Новое время, опирается на представления о природе как единстве индивидуальных вещей, которые могут иметь общие родовые признаки и существовать в соответствии с присущими им законами. Пространство и время трактуются как объективная реальность, одинаковая в физическом смысле. Логическим следствием такого представления является вывод, что все пространственные и временные точки должны быть в физическом смысле одинаковы.

Наука формируется на эмпирическом базисе, получаемом путем наблюдения и эксперимента, что дает возможность ставить природе теоретические вопросы и получать на них ответы путем активного преобразования природных объектов.

На этой основе формируются следующие требования к научному познанию:

- признание некоторого общего основания мироздания;

- направленность на получение знания, отвечающего требованию неопровержимости, самодостаточности, абсолютной истинности;

- элиминация субъективного фактора познавательной деятельности,

- требование объективности, исключение каких бы то ни было аксиологических влияний; истина должна представлять собой беспристрастное, вечное, непроблематизируемое, бесстрастное отражение природных явлений;

- тенденция к отождествлению восприятия и реальности, то есть онтологизация познавательной деятельности: мир предстает как зеркально-непосредственное соответствие знаний и действительности, понятия рассматриваются как атрибут самой реальности.

 

22. Предмет философии науки или что изучает данная область человеческого знания.

 

Философия науки как дисциплина возникает во второй половине ХХ в. Необходимость данной дисциплины о бусловлена ролью науки в жизни современного общества, которая оказывает все большее влияние на разные стороны общественной жизни.

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятая в их историческом развитии и рассматриваемая в исторически меняющемся социокультурном контексте.

Часто употребляемое по смыслу понятие формулируется следующим образом: философия науки есть аналитическая эпистемология (ранее употреблялись термины гносеология, онтология). В дословном определении это познание, но в него вкладывается смысл понятия системы. В гносеологию вкладывается смысл акта познания (элементарного познания). Эпистемология связана с культурно-историческими аспектами познания (первоначальное представление).

Сегодня эпистемология представляет из себя раздел философии, изучающей проблемы природы познания, отношения знания и реальности, всеобщие предпосылки познания, условия истинности, социально-культурный контекст познания. Не следует путать эпистемологию с гносеологией.

Философия науки связана именно с эпистемологией. Не следует путать понятия эпистемологии и парадигмы. Парадигма говорит о внутренних, внутринаучных способах и моделях познания (например, господствующая марксистская парадигма). Эпистема говорит о культурных аспектах познания.

 

23. Научная рациональность, типы научной рациональности. Рациональность научная и коммуникативная.

 

Научная рациональность (разумное, мыслительное). Рациональность – определенный стиль (тип) мышления, базирующийся на нескольких постулатах:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.005 с.)