Целостность (наука как единое целое) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целостность (наука как единое целое)



ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

1. Понятие науки. Взаимодействие науки и философии.

 

Наука особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию.

Философия - особая форма познания мира, существующая в рамках научной познавательной деятельности, устанавливающая общие принципы бытия и принципы отношения человека к миру.

Специфика науки:

1. Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия.

2. Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существующим объективно, независимо от человечества.

3. Выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и социальным последствиям его открытия.

4. Представители наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования.

5. Главная функция - выработка и систематизация объективных знаний о действительности, направленные на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания.

6. Цель связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов.

7. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические.

8. В развитии чередуются нормальные и революционные периоды (научные революции), приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации.

9. Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку.

10. Язык науки с его четкой фиксацией термина и предмета.

11. Критерии научности: повторяемость наблюдений; интерсубъективность знания (его всеобщность и независимость от личности ученого); воспроизводимость опыта.

12. Практическая зависимость.

Специфика философии:

1. Философию интересует мир в целом. Поэтому определение философии как науки "о первоначалах и первопричинах" - справедливо.

2. Философы изучают многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса.

3. Формирование новых идеалов, норм и культурных ценностей.

4. Стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского.

5. Стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности.

6. Основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту.

7. Основные разделы: онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика + философская антропология, аксиология, теория культуры, социальная философия, философия религии, науки.

8. Тенденции развития связаны с осмыслением проблем мира и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык.

9. Отстоит от сферы повседневности и уносится в мир умопостигаемых сущностей, недоступных чувственному познанию.

10. Язык философии - язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости.

11. Отсутствие научности из-за обилия авторизованных концепций и стремления к самовыражению в поиске всеобщего.

12. Нет практического применения.

Взаимосвязь. Философия - не наука, но в ней господствуют понятийность, идея причинности, ориентация на объективность и стремление к обнаружению наиболее общих, часто повторяющихся связей и отношений, т.е. закономерностей.

Наука, претендующая на отражение мира в понятийной форме и с точки зрения закономерности, рассматривается как высший этап развития человеческого познания, свободный от предрассудков метод постижения истины, совокупность эмпирически достоверного и логически организованного знания.

Философия и наука как "звенья единой цепи" в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия, в сфере натурфилософии, космологии, онтологии не отличались.

В структуру философии, как и в науки включается субъект, объект, средства познания и прогнозируемые результаты, только философия еще обогащает эту структурность возможностью выхода за пределы частных проблем, ее субъект одарен возможностью устремляться в сферы трансцендентного. Средства, представленные категориальным аппаратом философии, обладают статусом всеобщности и необходимости.

Наука не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов. Однако философия несет ответственность за науку перед человечеством. Положительная задача философии состоит в оценке совокупности результатов науки в их гуманистической перспективе, в движении согласно логике развития научных исследований до рубежей, этико-мировоззренческих проблем.

 

2. Структура научного знания. Роль теории в структуре научного знания. Соотношение факта и теории.

Структура научного знания:

1) Субъект научного знания (индивид, группа, коллектив, научное сообщество, все человечество в целом).

2) Объект и предмет научного знания.

3) Методы познания, которые объясняются спецификой самой науки и предмета познания.

4) Средства познания (микроскопы и т.д.).

5) Специфический язык.

Основные компоненты теории:

1) исходные основания или аксиоматика теории (аксиомы понятны всем, самоочевидны по отношению к научному сообществу);

2) идеализированный объект (некая абстрактная модель существующих свойств, связей изученных объектов);

3) логика теории – совокупность определенных правил; введение нового знания, доказательств в теорию;

4) совокупность утверждений, законов, заложенных в основу данной теории;

5) философские основания теории.

Кроме теории есть и иная форма организации научного знания: научные проблемы, гипотезы, методы теоретического уровня познания, законы.

Сегодняшняя принятая общая схема – гипотетико-дедуктивная модель построения теоретического знания:

1) факты – 2) эмпирическое обобщение – 3) проблема, далее все переходит к теоретику: 4) выдвигается гипотеза – 5) поиск объяснительной схемы, которая объясняла бы все факты и проблемы – 6) построение теории.

Диалектическая взаимосвязь теории и практики состоит в том, что они не могут существовать друг без друга.

Истинность теории проверяется эмпирией, без эмпирических данных теория остается лишь фантазией.

Практика есть материальная, чувстенно-предметная деятельность людей. Практика играет троякую роль в познании: 1) пр актика есть источник познания, 2) практика есть цель познания, 3) практика есть критерий истины.

Практика зависит от теории – практическая деятельность направляется в рамках теоретической схемы. Эмпирический факт всегда нагружен определенной объяснительной схемой. Научный факт является научным только тогда, когда он может быть интерпретирован.

Однако теория и практика не только взаимополагают, но и взаимоотрицают друг друга.

Теория – это идеальная деятельность, а практика – есть деятельность материальная. Теория не строится путем прямого эмпирического обобщения. В этом и заключается противоречие теории и практики – чтобы создать теорию, нужно игнорировать практику и уйти в идеальный мир своих фантазий.

1) Наличием самостоятельной логики теории.

2) Научные теории могут взаимодействовать с другими формами общественного сознания с актуализацией в различных отраслях практической деятельности.

3) Идеи, в отличие от материальных предметов, доступны в любое время.

3. Роль и понятие эксперимента в научном познании. Эксперимент как важнейший способ эмпирического познания.

Эксперимент – это правильно поставленный вопрос природе.

Структура эксперимента:

1) Цель эксперимента

2) Контроль над его проведением

3) Интерпретация полученных данных и статистическая обработка.

Характерная особенность эксперимента состоит в том, что он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые процессы и явления. Исследователь может изолировать исследуемые явления от некоторых внешних факторов, либо изменить некоторые условия.

Идея эксперимента, план его проведения и интерпретация результатов в гораздо большей степени зависят от теории, чем поиск и интерпретация данных наблюдения.

Эмпирическое знание складывается из:

1) данных наблюдений, которые фиксируются должным образом и складываются в эмпирические факты;

2) эмпирические факты:

а) это фрагмент действительности или объективного явления;

б) результат наблюдения;

с) предложения, фиксирующие эмпирические знания.

Далее возникает необходимость научной интерпретации какого-либо события.

То, что мы видим – одинаково, однако интерпретация может быть разной – теоретическая нагрузка наблюдаемого факта.

В научном познании факты играют двоякую роль:

1) образуют эмпирическое поле для выдвижения гипотез;

2) имеют решающее значение для подтверждения или опровержения гипотез.

Эмпирические зависимости или обобщение – это первичный уровень обобщения, со временем обязательно обнаруживаются какие-либо противоречия. На теоретическом уровне обобщения преобладают эксперимент, анализ и синтез, индукция.

При анализе фактов необходимо избегать 2 крайностей:

1) не сводить эмпирический факт к непосредственному чувственному восприятию;

2) не рассматривать его как эмпирическое или теоретическое обобщение.

Эмпирические законы выражают определенную регулярность в функционировании или поведении эмпирических объектов. Эта регулярность может иметь необходимый и устойчивый характер, когда выделяется например причинная или функциональная связь между эмпирическими объектами. Одно называют причиной, другое – следствием.

Эмпирические факты служат основой для открытия эмпирических законов, а с помощью законов можно объяснить факты. В свою очередь с помощью системы эмпирических законов можно построить эмпирическую теорию, которую часто называют феноменологической.

 

4. Понятие парадигмы в развитии науки. Учение Т.Куна о научной революции (Т.Кун «Структура научной революции»).

Научная революцияновации:

1) связаны не с отдельными теориями, а с перестроением оснований науки;

2) имеют мировоззренческое значение и приводят к изменению стиля мышления;

3) во время революции происходит взаимодействие традиций и новаций внутренних и внешних факторов.

Парадигма – это система норм, теории, методов, фундаментальных фактов и образцов деятельности, которые признаются и разделяются всеми членами данного научного сообщества как логического субъекта научной деятельности.

Она выполняет две функциизапретительную и проективную. С одной стороны, она запрещает все, что не относится к данной парадигме и не согласуется с ней, с другой – стимулирует исследования в определенном направлении.

Научная революция наступает, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Они создаются, как правило, учеными-аутсайдерами, стоящими вне "школы", и их активной деятельностью по пропаганде своих идей. Процесс научной революции оказывается у Куна процессом скачкообразного отбора посредством конфликта научных сообществ, сплоченных единым "взглядом на мир ". Кризис разрешается победой одной из парадигм, что знаменует начало нового "нормального" периода, создается новое научное сообщество ученых с новым видением мира, новой парадигмой.

При переходе к новой парадигме, по мнению Куна, ученый как бы переселяется в другой мир, в котором действует и новая система чувственного восприятия (например, там где схоласты видели груз, раскачивающийся на цепочке, Галилей увидел маятник). Одновременно с этим возникает и новый язык, несоизмеримый с прежним (например, понятие массы и длинны в классической механике и СТО Эйнштейна).

В зависимости от того, какой компонент основания науки перестраивается, различают две разновидности научной революции:

а) идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а картина мира пересматривается;

б) одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философские основания.

В истории науки можно обнаружить образцы обеих ситуаций интенсивного роста знаний:

1) переход от механической к электродинамической картине мира, осуществленный в физике последней четверти XIX столетия в связи с построением классической теории электромагнитного поля. Этот переход, хотя и сопровождался довольно радикальной перестройкой видения физической реальности, существенно не менял познавательных установок классической физики.

2) история квантово-релятивистской физики, характеризовавшаяся перестройкой классических идеалов объяснения, описания, обоснования и организации знаний.

Классификация научных революций:

1) по содержанию новаций:

1.1) внедрение новых методов - появление новых фундаментальных теорий является самой очевидной причиной научных революций.

1.2) построение новых теорий - стимулируют появление новых проблем, стандартов исследования или новых областей применения;

1.3) открытие новых миров - применяется весь арсенал накопленных средств, которые адаптируются к реальности и приводят к появлению новых дисциплин.

2) по сфере возникновения новизны:

2.1) внутрипарадигмальные - новые методы, идеи и философские предпосылки изменения основания науки. Парадоксы разрешаются путем построения принципиально новых теори й.

2.2) межпарадигмальные - представления одной парадигмы переносятся в другую. При таком переносе становится очевидным противоречие между картиной мира (КМ) и спецификой новаций (формируется общая КМ).

3) по отношению к науке:

3.1) внутренние - связанные с развитием самой науки

3.2) внешние.

 

5. Наука в системе человеческого знания (философии, религии, мистики, искусства и т.п.). Б.Рассел. Наука в истории человечества.

Наука - социокультурная творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства.

Основные стороны бытия науки:

1) Наука как познавательная деятельность;

2) результат процесса познания;

3) как социальный институт;

Как особая сфера культуры.

Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельностипроблема демаркации (критерии научного/ненаучного):

Наука и обыденное познание. Важнейшие особенности этого типа познания:

1-форма существования- здравый смысл.

2- субъект познания – человек без проф научн подготовки (бабушка).

3- объект познания- то что имеет практич значимость.

4-методы познания – метод «проб и ошибок», индуктивное обобщение, обыденные наблюдения и широкие аналогии.

5- несистематизированость знания.

6- синкретизм - объединение рационального и иррационального.

7- отсутствие спец средств выражения.

Наука и искусство:

Наука Искусство
1.Копирует реальность Конструирует реальность
2. Объективность знания Логичностный хар-р знаний.
3. Ориентация на закономерное Ориентация на уникальное (импрессионизм)
4. Универсальный хар-р научного знания Национально-обусловленный способ видения мира
5.Оперирует понятиями и категориями Оперирует образами (Иесус…)
6. Эмоциональная нейтральность Эмоциональность, вершина - чувство катарсиса (театр)
7. Развивается линейно: последующие поколения ученых знают лучше мир, чем предыдущие Носит вне временной хар-р: Шекспир не выше Софокла
8. Хар-ся понятийной и языковой оформленностью: «Научным признается и отчетливое знание» Хар-ся потаенностью недосказанностью, подтекстом и невыразимо.

Влияние искусства на науку:

1- искусство способствует познанию мира, но только в образной форме.

2-способствует постижению особенностей научного познания, в частности подтверждает мысль о том, что образ реальности зависит от способа ее восприятия.

3- способствует развитию научной терминологии, где чувственный образ: атом, прямая, параллельные.

4- Развивает творческое воображение.

Влияние науки на искусство:

1- Наука поставляет материал для искусства: футуризм, кубизм, супрематизм, лучизм и т.п.

2- Наука. осмысляет процесс творчества в двух аспектах: разрабатывается психология творчества и социология творчеств а.

3- Наука высвобождает время для творчества.

Наука и философия.

1) является ли философия наукой;

2) каково соотношение философии и науки.

Аргументы ЗА научность:

1. Философия р ациональна и систематична.

2. 2 Философия располагает своими принципами, законами и категориями.

3. Философия бытийствует в сообществе в качестве научного социального института.

Аргументы ПРОТИВ научности:

Наука Философия
1. Изучает фрагмент действительности Изучает бытие как целое
2. Признает в качестве идеала объективное знание Исследует отношение человека к миру
3. Развивается кумулятивно, есть очевидный прогресс в развитии этого знания. Развивается циклично: на одни и те же вопросы разные поколения ищут свои ответы
4. Дает верифицируемое и фальсифицированное знание В своих основаниях (Бог, материя) Ф не подлежит этим процедурам
5. Оперирует терминами (однозначные слова обобщены) Оперирует категориями, являющимися предельными понятиями
6. Опирается на факты, основа - опыт Оперирует умозримыми сущностями, природа - не опытна
7. Универсализм знания Философия носит личностный и национальный характер
8. Уделяет мало внимания предельным основаниям своей формы познания - что такое истина, теория не интересно Н Именно эти моменты представляют главный интерес для философского осмысления
9. Развивается изолировано от других сфер культуры Открыта для взаимодействия со всеми этими сферами

Функции науки:

1) описательная – фиксация свойств объектов, явлений и процессов.

2) систематизация – разделение изучаемых объектов по группам, классам, системам и т.д.

3) о бъяснительная – определение сущности изучаемого объекта.

4) производственно-практическая – применение полученных знаний для создания благ.

5) прогностическая – способность предвидения, исходя из анализа прошлого и тенденции настоящего.

6) мировоззренческая – создание и обоснование научной картины мира, а также ее трансляция max числу людей.

7) культурная функция – заключается в создании на основе приобщения к научным знаниям и «общественного человека», выступающего как субъект деятельности и освоения мира.

8) гуманистическая функциячтобы повысить адаптивные способности человечества обеспечить его выживание.

Б. Рассел (1872-1970). Развитие математики в конце XIX - начале XX в. (разработка неевклидовых геометрий, создание теории множеств, попытки формализации арифметики, геометрии) потребовало ее более глубокого анализа логических основ, исследования природы аксиоматики. Научная деятельность в этом направлении привела к созданию новой логической дисциплины - математической логики.

Пытаясь дать строгие в логическом отношении определения математических понятий, Рассел пришел к выводу, что все математические понятия можно свести к отношениям натуральных чисел, которые (отношения) имеют чисто логическую природу, следовательно, всю математику можно свести к логике.

Столкнулся с логическими парадоксами, и увидел их корни в несовершенстве нашего языка, и предложил ряд правил, ограничивающих пользование языком. Разработал систему математической логики, язык, исключающий возникновение парадоксов чисто логическим способом.

Из-за эффективности метода логического анализа делает вывод: логика - сущность философии. Формулирует постулаты научного метода познания физического мира, которые образуют предварительные условия правдоподобности индук­тивных обобщений, в форме которых это познание осуществляется. В 20-х XX в. Рассел формулирует концепцию логического атомизма, в соответствии с которой весь мир представляет собой совокупность не связанных друг с другом атомарных фактов. По его мнению, философия занимает «ничейную» область между наукой и теологией, пытаясь дать соответствующие требованиям научности ответы на вопросы, в которых бессильна теология. И хотя философия не является наукой, она все же представляет собой определенную духовную влиятельную силу.

 

6. Культурно-исторические предпосылки возникновения и основные этапы становления науки.

Особенности преднауки:

1) преднаучное знание ориентировано на потребности общества

2) при изучении окружающей действительности пользовались эмпирическими образами, а не теоретическими моделями

3) не использовались логические доказательств а для получения знания

4) лица, генерирующие преднаучное знание, о черчивались рамками кастовости субъекта.

Этапы развития науки:

1 этапдревняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли.

- работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями.

- из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.

2 этапСредневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).

- научное знание ориентируется на теологизм

- ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа

- возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности.

3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв).

- Культура постепенно освобождается от господства церкви.

- первые попытки убрать схоластику и догматизм

- интенсивное развитие экономики

- лавинообразный интерес к научному знани ю.

- научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность

- попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки

- начинают преобладать экспериментальные знания

- наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)

- начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки

4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука

 

5 этап: постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.

Стадии развития науки, критерий - соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания:

1. Классическая наука (XVII-XIX вв.) стремилась при описании и теоретическом объяснении объекта устранить все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

2. Неклассическая наука (1ая пол. XX в.) связана с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классики, отбрасывает представление реальности как не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.

3. Существенный признак постнеклассической науки (2ая пол. XX - начало XXI в.) - постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

 

7. Становление теоретического мышления в истории науки.

 

Теоретическая деятельность рождается в следствии социальных причин: неприятие опытной формы познания рождает специализацию лишь на созерцательной чисто интеллектуальной деятельности, которая развивает обобщение до идеализации по след схеме: вещь - наблюдение - обобщение - абстрагирование – идеализация.

Идеализация – это создание на основе абстрагирования мысленных объектов, которые не могут существовать в действительности, но имеют в ней отдаленные аналоги, т.е. в результате идеализации происходит конструирование идеальных объектов, осуществляемое 3-мя способами:

1. минимизация свойств эмпирических объектов: точка (объект, не имеющий пространственных параметров), атом, фонема (идеальный эталон звука).

2. максимизация эмпирических объектов: абсолютно черное тело, идеальный газ, математический маятник, вечный двигатель.

3. конструирование вне всякой связи с эмпирическими объектами: иррациональные числа, комплексные числа, не Евклидова геометрия, черные дыры.

 

8. Различные толкования предмета философии науки

 

Философия науки – раздел философии, предполагающий рассмотрение науки как сферы человеческой деятельности в единстве различных аспектов:

- знаниевой (какое знание дает наука),

- методологический (методы науки),

- лингвистический (язык науки),

- институциональный,

- коммуникационный (связь, общение).

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Философия науки должна:

1. Выделить общие проблемы для всех «философий науки»;

2. Исследовать направления ее развития (от истории к будущему).

Главные отличия философии науки:

Ценность (значение науки)

Круг проблем философии науки достаточно широк:

Детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные общие положения?

- Как отличить научное от ненаучного?

- Каковы критерии научности, возможности обоснования?

- Каковы основания, что одна теория лучше другой?

- В чем состоит логика научного знания?

- Каковы модели его развития?

Центральная проблема философии науки - проблема роста научного знания. Можно разделить все проблемы на три подвида.

1. Проблемы, идущие от философии к науке. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки.

2. Проблемы, возникающие внутри науки и нуждающиеся в компетентном арбитре - философии. Здесь переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно "философские подсказки" решения парадоксальных проблем.

3. Проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и органичных переплетений во всех возможных плоскостях приложения.

Место философии науки. Некоторые видят в дисциплине тип философствования, основывающего свои выводы исключительно на результатах и методах науки (Р. Карнап, М. Бунге). Другие усматривают посредствующее звено между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф. Франк). Третьи - связывают с ней задачи методологического анализа научного знания (И. Лакатос). Есть и крайние позиции - идеологическая спекуляция на науке, вредная для науки и для общества (П. Фейерабенд).

Современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами при узкопрофессиональном подходе к явлениям и процессам. Стимулируя сам интерес к науке, с одной стороны, философия науки предстает как развернутая диаграмма воззрений на проблему роста научного знания - с другой.

 

9. Научная революция. Понятие, роль значение научной революции в истории науки.

Научная революция - новации, которые:

1) связаны не с отдельными теориями, а с перестроением оснований науки;

2) имеют мировоззренческое значение и приводят к изменению стиля мышления;

3) во время революции происходит взаимодействие традиций и новаций внутренних и внешних факторов.

Этическое регулирование науки и появление высокого уровня этической культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки. Это будет способствовать обеспечению качества моральности современной науки. Ученый должен проникнуться сознанием своей ответственности за судьбу человечества.

 

11. Научный релятивизм и методологический анархизм П. Фейерабенда. (П. Фейерабенд «Против Метода»)

 

Пол Фейерабенд - анархистская эпистемология, «пролиферация» (множество теорий)

- кумулятивистская модель развития науки не соответствует реальной истории науки. Старые теории нельзя логически вывести из новых, как и старые термины объяснить новыми. В процессе развития дисциплины старые теории не отбрасываются, а переформулируются, что может осуществляться до новой теории.

- поскольку любая наука является гипотетической, то любая теория является истинной.

- принцип пролиферации (размножения) - идея размножения теорий, вводящих разные понятия и разные способы описания реальности. Через их взаимную критику осуществляется развитие науки.

- принцип несоизмеримости - одна теория не должна быть похожа на другую, никаких авторитетов, невозможность требовать от теории, чтобы она удовлетворяла ранее принятым методологическим стандартам.

Центральное место в этой модели занимают правила соответствия, с помощью которых осуществляется перевод теоретического языка в язык наблюдения и, в соответствии с философией логического эмпиризма, удостоверяется познавательная значимость теории.

Т аким образом, теория должна состоять из конъюнкции аксиом (постулатов) теории, не содержащих терминов наблюдения, и правил соответствия, которые обеспечивают принципиальную верифицируемость теории.

При реалистической интерпретации С. к. н. истинность теории зависит не только от процедур верификации эмпирических следствий теории, но и от истинности теоретических высказываний, которые описывают некие реальные, хотя и ненаблюдаемые объекты.

Развитие науки в рамках С. к. н. предстает как кумулятивный процесс; теории, прошедшие верификационные испытания, не опровергаются, но могут модифицироваться при сохранении их структурной основы; последующие варианты теории могут быть редуцированы к предыдущим (принцип соответствия).

С. к. н. является методологической основой теории научной рациональности, выдвинутой логическим эмпиризмом. В современной философии науки эта теория утратила большинство своих сторонников, однако ее элементы сохраняют свое значение, а проблематика, связанная с логическим анализом структуры научной теории, не может считаться исчерпанной.

13. Наука как знание, деятельность и социальный институт.

 

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Познание не ограничено сферой науки (обыденное познание, философское, художественное, религиозно-мифологическое).. Наука выступает в 3 основных ипостасях:

1) Форма деятельности. Наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.

2) Система или совокупность дисциплинарных знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам.

3) Социальный институт. Это понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.133 с.)