Другой уровень содержит философские представления, методологические предписания, нормы познания, общие для всех конкретных наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другой уровень содержит философские представления, методологические предписания, нормы познания, общие для всех конкретных наук.



СНМ выполняет по отношению к формирующемуся научному знанию многообразные функции:

- СНМ выполняет интегрирующую роль по отношению к разнородным компонентам научно-теоретического знания: философским основаниям науки, массиву конкретно-теоретического знания.

- СНМ регулирует и ориентирует научное исследование в определенном, заданном социумом и внутринаучными реалиями, направлении.

- СНМ выступает также как механизм, обеспечивающий диалог, связь между целями и потребностями науки и требованиями и возможностями социокультурного целого, запросами исторического времени.

 

36. Природа научной теории.

Одним из главных критерий, которому должны удовлетворять научные теории, является требование сконструировать их в абстрактной форме. Теория не относится к единичным, определенным эмпирическим событиям, личным случаям поведения либо взаимоотношения меж определенными особами при определенных обстоятельствах. От теории ждут информации, касающейся главных причин, которые могут являться «движущей силой» суждений о том, как характерны определенные наблюдаемые случаи. Описание этих «сил», находящееся в теории, дозволяет установить механизм появления наблюдаемых явлений и, тем, ответить на вопрос, почему они появились разъяснить их.

Теория касается общих параметров и процессов, которые выходят за границы неподражаемых, единичных происшествий и ситуаций.

Научные теории копят познания, которые выходят за узенькие и ограниченные во времени пределы, концентрируются на том, что является общим, фундаментальным, может быть, неподверженным воздействию времени и всепригодным.

Другой, соответствующей для научной теории индивидуальностью, является язык упорядоченный, часто математический. Случается, что теория пользуется обыденным языком, в то же время, в определенной степени формализуя его средством внедрения нейтральных, беспристрастных и недвусмысленных категорий. Таковым образом, достигается однозначное осознание смысла теории.

Теории, выражаемые с помощью определенной, характерной системы понятий, с одной стороны, позволяют несколько упорядочить неразборчивый хаос действительности, которая повлияет на наши чувства. С иной же стороны, очень уж упрощают собственный увлекательный, необычно непростой объект знания, которым является человек соц.

Но, важнейшим требованием, предъявляемым к научной теории, является такое ее построение, чтоб, невзирая на абстрактную формулировку, она не была оторвана от того, что является эмпирическим, не противоречила бы фактам определенных эмпирических положений и поддавалась бы периодическому тестированию с помощью циклических методик.

Все теории, общепризнанные наукой, дают подсказку, каким методом можно подвергнуть их проверке, какие эмпирические случаи, поддающиеся наблюдению, могут оговаривать их познавательную ценность.

Если научная теория является возможной с эмпирической точки зрения, ее безотложно принимают на определенное время как разъяснение явлений определенного класса. В тех вариантах, когда появляются противоречия с эмпирическими тестами, научная теория поддается ревизии либо «поправляется». Или ею третируют и заменяют новейшей, отлично подтверждаемой эмпирическими подтверждениями.

Неизменная внимательность и проверка теорий, готовность их отторгнуть и неустанный поиск новейшего языка, новых, наиболее совершенных теоретических проектов, которые лучше обрисовывают и разъясняют все динамичнее изменяющуюся общественнополитическую реальность, позволяют в процессе исследований учить процесс постоянного, постепенного и неуклонного развития теорий, их тестирования и отказа от их, модификации или временного их сохранения в качестве работающих.

 

37. Научная картина мира – основной содержательный компонент стиля научного мышления

В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы - образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности. Эти образы часто именуют специальными картинами мира. Обобщенная характеристика предмета исследования вводится в картине реальности посредством представлений:

1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой;

2) о типологии изучаемых объектов;

3) об общих закономерностях их взаимодействия;

4) о пространственно-временной структуре реальности.

Эти представления дают определенную онтологию (структуру бытия, мира), систематизацию знаний в рамках соответствующей науки, исследовательскую программу, которая целенаправляет постановку задач как эмпирического, так и теоретического поиска и выбор средств их решения.

- Благодаря связи с картиной мира происходит объективизация теоретических схем. Составляющая их система абстрактных объектов предстает как выражение сущности изучаемых процессов "в чистом виде".

- Процедура отображения теоретических схем на картину мира обеспечивает ту разновидность интерпретации уравнений, выражающих теоретические законы, которую в логике называют концептуальной интерпретацией и которая обязательна для построения теории. Таким образом, вне картины мира теория не может быть построена в завершенной форме.

 

38. Понятие, типы и модели научной рациональности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.007 с.)