Управление делами взаимного земского страхования имуществ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление делами взаимного земского страхования имуществ.



6. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

7. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

8. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.

9. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, и участие в делах о почтовой повинности.

10. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по Губернии и уездам возлагается на земские учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, Высочайшею властию утвержденных.

11. Назначение, раскладка, взимание и расходование, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей Губернии или уезда.

12. Представление, чрез Губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд Губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез Губернское начальство; доставление, по требованиям высших правительственных учреждений и Начальников Губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.

13. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.

14. Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.

Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, хозяйства и культуры. В период контрреформ многие достижения земской реформы были урезаны по Земскому положению 1890 года.

Проведение земских реформ во второй половине XIX в. сопровождалось организацией земского страхования в России. Начало истории земского страхования в РФ датировано 1864-м годом.

По положению о земском страховании 1864 г каждое губернское земство могло проводить операции только в пределах своей губернии. Земское страхование находилось в ведении губернского земского собра­ния, которое утверждало страховые тарифы, нормы обеспечения и ин­струкции по страхованию. Руководство осуществлялось губернскими земскими управами, непосредственно его проводили уездные земские управы, волостные правления и страховые агенты. Главным видом стра­хования было страхование строений от огня. Некоторые земства направляли на организацию противопожарной охраны до 10% собранных пла­тежей.

Земское страхование разделялось на три вида:

- окладное (обязатель­ное),

- дополнительное,

- добровольное.

Окладное страхование было обяза­тельным для крестьянского населения. По действовавшему законодательству обязательному страхованию подлежали все сельские постройки, как частные, так и общественные, находящиеся "в черте крестьянской оседлости". Владельцам строений, подлежащих окладному страхованию, разрешалось на тех же условиях страховать их дополнительно (сверх окладных норм). Обязательному страхованию подлежали строения со дня их окончательного возведения (наличие стен и крыши) - с этого момента начиналась ответственность земства вне зависимости от уплаты страховых премий.

Для той местности (городов, поселков, усадеб, дачных поселений и т п.), на которую не распространя­лось окладное страхование, вводилось добровольное страхование строе­ний от огня. Земства также проводили добровольное страхование движи­мого имущества от огня (сельскохозяйственных продуктов, инвентаря, домашнего имущества), практиковали добровольное страхование скота, страхование поселков от градобития. Добровольное земское страхование основывалось на основе частноправового договора, завися всецело от согласия сторон, заключающих договор. Земство в данном случае выступало как равноправный конкурент частного страхования.

Обязательное и добровольное страхование строений осуществлялось в пределах особых норм, но не свыше 75% стоимости строения.

Положение о взаимном земском страховании возлагало на губернское собрание обязанность установить:

 1) размер страховой суммы, ниже которой не допускается обязательное страхование (т.н. страховой оклад);

2) предельные нормы, выше которых не могут быть принимаемы на страхование строения (по дополнительному страхованию) и

3) страховой тариф.

При выработке этих норм каждое земство шло своим путем, в результате получалась крайняя пестрота земских страховых оценок. В иных земствах эти нормы были общие для всей губернии, в других - поуездные, иногда даже и порайонные. Одни земства сообразовались при установлении норм с хозяйственным назначением строения, другие принимали в расчет строительный материал и род кровли, третьи наоборот определяли эту норму огульно на весь двор.

Для определения страховых премий в законе имелось такое указание: общая сумма страховых платежей по губернии должна покрывать издержки на вознаграждение владельцев погоревших строений и на управление страхованием. Взимание страховых окладных платежей производилось по правилам о порядке взимания окладных сборов с надельных земель сельских обществ: причем страховым платежам давалось преимущество при принудительном взыскании недоимок или недобора. Страховые платежи вносились через волостные правления в казначейства за счет земства.

При установлении премий на практике земства не имели четкой пожарной статистики, поэтому тарифы устанавливались произвольно. С середины 90-х годов, когда земствам удалось накопить материал по пожарной статистике и выяснить горимость по отдельным уездам и разным рискам, происходил постепенный переход от общего тарифа к дифференцированному тарифу.

В истории огневого земского страхования можно наметить три периода. Первый период вплоть до начала восьмидесятых годов характеризуется отсутствием специальных страховых органов на местах, огульностью тарифов, низкими окладными нормами, ограничением страхования недвижимыми имуществами.

Во втором периоде происходит зарождение и развитие добровольного страхования, включение в сферу земского страхования движимого имущества (в частности сельскохозяйственных продуктов), большую "дифференциацию страховых платежей и появление посредников - страховых агентов.

В третьем периоде (с 1901 г.) земское страхование развивается под знаком объединения. Возникают перестраховочные союзы, происходят областные и всероссийские съезды по вопросам земского страхования. Земства распространяют свое страхование на города и здесь приходят в столкновение с акционерным и взаимным городским страхованием. Земства организуют на рациональных началах страховую статистику и, наконец, развивают широкую противопожарную деятельность (огнестойкое строительство, планировка селений, строительные правила, древонасаждение и пр.).

Развитие земского страхования шло быстрыми темпами. В 1867 г. страховым делом уже занимались земства 9 губерний, в 1876 г. – 34 губернии. В 1913-м году охват составил более 40 губерний, при этом доля земского в общей доле страхового рынка была около 17 %. К началу XX в земские страховые общества ежегодно собирали около 15 млн. руб. страховой премии.

Чтобы упрочить финансовую базу земского страхования, земства в соответствии с законом 1902 г получи­ли право заключать между собой договоры перестрахования.  В мае 1917 г возник Земский страховой союз.     

После Октябрьской революции 1917 г этот союз, объединив 27 губернских страховых организаций, проводил национализацию страхового дела. Деятельность союза была подчинена Совету по делам страхования. Вскоре земское страхование получило наз­вание советско-народного страхования, постепенно приобретая черты ин­дустриального страхования. В конце 1918 г земское страхование полно­стью национализировано и после 1921 г. приобрело форму государствен­ного страхования.

Земства уже в 1911 г. располагали запасным капиталом в 82,5 млн. руб., что давало на губернию в среднем свыше 2 млн. руб. Наличие такого крупного капитала и объясняла в известной степени то оживление в постановке мер предупредительного, защитного и вспомогательного характера в пожарно-страховой области, которое наблюдалось на третьем этапе развития. Накопление земствами страховых капиталов дало им возможность шире развить превентивную деятельность. На первых порах своей деятельности земства ограничивались изданием тех или других обязательных постановлений относительно мер против пожаров в селениях. Позже взялись за планирование селений, огнестойкое строительство, распространение в крестьянском быту черепичных, железных крыш, глинобитных, саманных построек, устройство водоемов и т.д. Мероприятия земств по борьбе с пожарами можно разбить на две группы:

1. Огнестойкое строительство. К первой группе относятся распространение кровельного железа, гончарных дымовых труб, производство цементной черепицы в земских мастерских, содействие производству такой же черепицы кустарными мастерскими, производство кирпича, постройки из огнестойких материалов.

2. Организация и содействие пожаротушению. Во вторую группу входит устройство сельских пожарных частей, снабжение сельских обществ пожарными инструментами, устройство водохранилищ, древонасаждение и пр.

Расходы земств на противопожарные мероприятия выразились в 1911 г. в 3,2 млн. руб.  Земства нередко были вынуждены также пользоваться страховыми капиталами для финансирования работы земств, не имевшей ничего общего со страхованием.    

Перед первой мировой войной страховая сумма по всему земскому страхованию достигала почти 3 млрд. рублей; ежегодно в кассы земства поступало страховых платежей 31,5 млн. руб., что давало в среднем на одну губернию без малого 800 тыс. руб. в год. Отклонения от этой средней в сторону максимума в иных земствах доходили до 1 1/2 млн. руб., в других земствах (Архангельской, Олонецкой губ.) поступление страховых платежей не превышало нескольких десятков тысяч рублей. Расходы на управление составляли в среднем по всем губерниям около 16 % страховых платежей.

        

 

 

ИФМ. Тема 3, часть 2

Развитие управления риском и страхования в России (до 1917 года).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.01 с.)