Целевой анализ деятельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целевой анализ деятельности предприятия



 

Целевой анализ деятельности предприятия ставит своими целями формирование у студентов, следующих умений:

- определения критериев целевого анализа как инструмента повышения эффективности хозяйственной деятельности – исследование методик анализа функциональных областей, определение соответствующего комплекса оценочных показателей эффективности;

- проведения детализированного целевого анализа проблемных функциональных областей хозяйственной деятельности предприятия по выбранной методике.

Одной из ключевых проблем, стоящих перед многими отечественными предприятиями в современных условиях, является низкий уровень эффективности их хозяйственной деятельности.

Следовательно, особая роль при решении данной проблемы отведена целевым программам повышения эффективности, охватывающим все направления деятельности предприятия.

Под целевой программой повышения эффективности (ЦППЭ) понимается совокупность согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени, обеспеченных материальными, трудовыми, финансовыми, информационными ресурсами, утвержденных руководством и намеченных к планомерному проведению разнохарактерных мероприятий, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Довольно часто на предприятиях отсутствует четкая последовательность при разработке и реализации программных мероприятий, что, в свою очередь, приводит к невозможности достижения поставленных целей. Помимо этого периодически случаются ситуации, в которых возникшие проблемы сразу, без глубокого анализа пытаются решить путем реализации какой-либо целевой программы. Или, наоборот, не используют программно-целевой метод (ПЦМ) там, где он необходим, и пытаются обойтись привычными, но не результативными управленческими решениями. В целом такие ошибки могут обойтись достаточно "дорого" для всего предприятия.

На первом этапе первой стадии разработки ЦППЭ на основании результатов оценки и анализа эффективности хозяйственной деятельности предприятия происходит выявление и описание проблемной ситуации. После чего ведется ее анализ, который заканчивается предварительной формулировкой проблемы в области эффективности. Это связано с тем, что добиться желаемого результата при решении проблемы можно только лишь в том случае, если она хорошо исследована, правильно сформулирована.

Результатом этого является окончательное уточнение и развернутая формулировка проблемы.

На следующем этапе производится анализ возможности решения проблемы.

Далее формулируются укрупненные цели будущей ЦППЭ. В общем виде целевая задача повышения экономической эффективности может ставиться либо как задача достижения максимально возможного целевого результата при заданном ограниченном уровне затрат и времени, либо как задача достижения заданного результата при наименьших затратах ресурсов и в возможно более короткое время. При этом можно выделить три группы основных целей: стабилизации, развития, обновления.

На следующем этапе происходит определение областей функциональной деятельности предприятия, охватываемых программой. В зависимости от предполагаемой направленности ЦППЭ, она может охватывать производственную, маркетинговую, сбытовую, финансовую и другие виды деятельности.

Затем определяются возможные приблизительные направления решения сформулированной программной проблемы. После чего определяются примерные объемы необходимых ресурсов и сроки решения проблемы.

При этом можно выделить следующие основные условия, которые определяют необходимость применения ПЦМ в области повышения эффективности функционирования предприятия:

 - невозможно комплексно решить проблему в приемлемые сроки;

- традиционные, обычные способы устранения проблемы либо не применимы, либо уже не действуют, а привычные управленческие решения не дают желаемого эффекта.

На следующем этапе происходит детализация, декомпозиция укрупненных целей ЦППЭ. Отметим, что важной особенностью ПЦМ является формирование "дерева целей", в соответствии с которым определяется комплекс разнохарактерных мероприятий по достижению поставленных целей.

Следующий этап заключается в определении способов достижения поставленных целей и формировании альтернативных мероприятий. При этом необходимо учитывать то, что одни и те же цели повышения эффективности могут быть достигнуты с помощью применения нескольких средств и методов. Поэтому следует установить достаточно полный перечень возможных путей достижения поставленных целей, на основании которых формируются различные варианты мероприятий по повышению эффективности функционирования предприятия.

Затем для каждого варианта решения проблемы, включающего разнохарактерные мероприятия, формируются соответствующие объемы ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и т.д.), необходимых для осуществления ЦППЭ на всех ее этапах, начиная от разработки и завершая выпуском и потреблением программного продукта. При этом важно четко определить, какой объем каждого вида ресурсов и в какой момент времени потребуется при заданных целях и выбранных стратегиях повышения эффективности. Потребности определяются в соответствии с содержанием мероприятий и видами ресурсного обеспечения, опираясь на нормативы расходования ресурсов. В случае невозможности обеспечения ЦППЭ всеми необходимыми ресурсами перед разработчиками должна ставиться задача пересмотра ее цели (целей) и стратегии. Отсюда следует, что ресурсное обеспечение играет важную роль при разработке и реализации ЦППЭ.

На следующем этапе происходит выделение укрупненных вариантов проекта ЦППЭ, т.е. взаимоувязка проблемы, целей, мероприятий, ресурсов.

После чего формируются критерии, показатели выбора наилучшего из представленных проектов ЦППЭ, на основании которых происходит оценка и выбор наиболее оптимального варианта программы. В общем виде критерием является ожидаемый уровень экономической эффективности или экономического эффекта от реализации мероприятий ЦППЭ.

Следующий этап заключается в детальной, конкретной проработке выбранного варианта программы и уточнении всех оставшихся неясностей.

Затем происходит создание системы управления ЦППЭ, а также формирование состава ответственных исполнителей программы и их заданий.

Важно отметить, что на весь период разработки и реализации ЦППЭ необходимо создавать специальный орган управления, например, координационный комитет или совет, функции которого охватывали бы такие вопросы, как организация и планирование работ, координация деятельности всех исполнителей, учет и контроль выполнения программных мероприятий. Базой при его создании может служить то подразделение, для которого разрабатывается программа.

Таким образом, предложенный состав и последовательность работ позволят обеспечить успешное формирование и реализацию целевых программ повышения эффективности функционирования предприятия.

Определенные проблемные функциональные сектора деятельности предприятия требуют более глубокого анализа с целью выявления причин сложившейся ситуации, определения основных факторов, влияющих на ситуацию, выявление тенденций изменения ситуации. Для этого целесообразно использовать комплекс дополнительных оценочных показателей, которые используются для детального целевого анализа того или иного функционального направления деятельности предприятия. Такие показатели часто называют ключевые показатели эффективности.

Эффективность хозяйственной деятельности характеризуется сравнительно небольшим кругом показателей. Но на каждый такой показатель оказывает влияние целая система факторов. Для системного подхода характерны комплексная оценка влияния разноплановых факторов, целевой подход к их изучению. Знание факторов производства, умение определять их влияние на показатели эффективности позволяют воздействовать на уровень показателей посредством управления факторами, создавать механизм поиска резервов.

В общем, представлении эффективность характеризует развитые системы, процессы и явления. Эффективность выступает как индикатор развития. Стремясь повысить эффективность конкретного вида предпринимательской деятельности, мы определяем конкретные меры, способствующие процессу развития, и отсекаем те из них, что ведут к регрессу. В этом смысле эффективность всегда связана с практикой. Она становится целевым ориентиром управленческой деятельности.

Эффективность – качественная категория, связанная с интенсивностью развития предпринимательства. Она отражает глубинные процессы совершенствования, происходящие во всех его элементах.

 Для определения принципов и методов оценки эффективности предпринимательской деятельности рассматриваются две важнейшие экономические категории – эффект и эффективность.

Оби эти категории отражают рост и развитие экономического объекта, т.е. его способность к прогрессивным количественным изменениям, выраженным в объемных показателях. Наиболее сильна взаимосвязь этих категорий с понятием развития и присущими ему качественными изменениями, благодаря которым чаще всего достигается желаемый результат. Экономический рост может не отражать использования интенсивных факторов, а происходить за счет увеличения ресурсов.

Вместе с тем между категориями “эффект” и “эффективность” есть существенные различия. Эффект является отражением результата деятельности, т. е. того состояния, к которому стремится экономический объект. Понятие “эффект” и “результат” можно воспринимать как тождественные. Управление, получившее в международной практике наименование “управление по результатам”, направлено на количественный прирост результирующих показателей, хотя и подразумевает изменение качественных характеристик.

Эффективность, в отличие от эффекта, учитывает не только результат деятельности (прогнозируемый, планируемый, достигнутый, желаемый), но и условия, при которых он достигнут.

Эффективность любой деятельности принято выражать с помощью отношения результата к затратам. Целевая ориентация такого отношения – стремление к максимизации. При этом ставится задача максимизировать результат, приходящийся на единицу затрат. Возможно и обратное соотношение, когда показатель затрат относят к показателю результата. В этом случае сравнительный показатель минимизируется.

Предпринимательская деятельность всегда направлена на достижение цели, хотя не всегда к ней приводит. Но обязательно заканчивается результатом, даже если он и не запланирован, или не имеет положительного характера. Если конечный результат совпадает с целью то деятельность может быть признана рациональной, если же такое совпадение отсутствует – деятельность является нерациональной

Ключевыми показателями эффективности являются финансовые и нефинансовые показатели, используемые для оценки роста организации, они показывают насколько успешно организация функционирует и развивается.

При проведении целевого анализа рекомендуется использовать как количественные, так и качественные оценки деятельности.

Количественные показатели - показатели, обладающие числовым измерением и выраженные в физических или денежных единицах (штуках, единицах веса, объема, длины, площади, рублях, долларах). К количественным показателям относят объем производимой продукции в натуральном и в денежном измерении, величину издержек производства и обращения, выручку от реализации товаров и услуг, прибыль, доходы.

Качественные показатели – оценочные характеристики качественного уровня выполнения рассматриваемых функций, процессов, процедур.

В приложении Г представлены примеры количественных и качественных показателей, которые рекомендуется использовать для целевого анализа функциональных областей.

Особенности реализации различных функциональных направлений могут быть отражены и в методиках оценки их эффективности. Анализ информационных источников показывает наличие множества методик, рекомендуемых для применения в различных областях деятельности предприятия (оценка эффективности маркетинговой деятельности, оценка эффективности ресурсного обеспечение, оценка системы управления и т.д.). Применение таких методик позволяет более точно, а самое главное, корректно оценить рассматриваемые объекты.

Таким образом, качество результатов целевого анализа зависит от следующих основных факторов:

- правильного выбора методики оценки;

- оптимальности набора оценочных показателей;

- корректности исходных данных.

- адекватной интерпретации полученных результатов к конкретному объекту хозяйствования.

В приложении Д представлен пример оформления раздела «Целевой анализ деятельности предприятия» рассматриваемой курсовой работы. Вкачестве примера используется функционально-структурный анализ предприятия ГУПС «Водоканал».

 

Концепция повышения эффективности Целевой программы повышения эффективности деятельности (ЦП ПЭД)

В четвертом разделе курсовой работы ставятся цели формирования у студентов следующих умений:

- определения и формулирования назначения и целевой направленности Программы ОТМ по повышению эффективности деятельности базового предприятия;

- разработки и формулирования основных подходов к формированию целевой (или комплексной) Программы повышения эффективности деятельности (ЦП ПЭД);

- определения и формулирования конкретных целей и задач Программы.

Каждая предпринимательская организация, осуществляя свою деятельность в конкурентной динамично изменяющейся среде, обязана наряду с операционной, текущей деятельностью постоянно совершенствовать и повышать эффективность своей бизнес-деятельности, что необходимо для обеспечения стабильных экономических результатов и устойчивой конкурентоспособности.

Экономический эффект и эффективность отражают две стороны одного и того же понятия. Понятие «эффект» здесь означает действие, полезный результат экономической деятельности, измеряемый обычно разностью между денежным доходом от деятельности и денежными расходами на ее осуществление. Экономический эффект – величина абсолютная, а экономическая эффективность – это отношение экономического эффекта к затратам на его достижение (величина относительная). Экономическая эффективность может увеличиваться или уменьшаться за счет изменения эффекта, а также за счет изменения затрат.

Систематическое непрерывное совершенствование и повышение эффективности бизнес-деятельности наиболее целесообразно осуществлять, используя современную методологию программно-целевого подхода.

Совершенствование процессов бизнес-деятельности (бизнес-процессов) при использовании методологии программно-целевого управления осуществляется путем разработки и реализации соответствующих комплексных (или целевых) Программ организационно-технических мероприятий (ОТМ).

Программно-целевой метод является способом решения выделенных проблем и проблемных задач посредством выработки и реализации комплекса программных мер (ОТМ), ориентированных на сформулированную совокупность целей, достижение которых обеспечивает решение поставленных проблем и проблемных задач.

Программно-целевой метод подразумевает изначальную формулировку, постановку целей, на достижение которых затем ориентируют проведение мер, действий (т.е. – комплекса ОТМ), предусматриваемых Программой. То есть, исходным этапом программно-целевого метода здесь является формулирование совокупности системно организованных целей и задач решения проблем совершенствования и повышения эффективности бизнес-деятельности для последующей разработки системы программных действий - оргтехмероприятий по достижению поставленных целей, решению целевых задач.

Таким образом, в данном случае исходная стадия программно-целевого метода заключается в выполнении следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов:

Этап 1 - анализ и отбор наиболее важных, настоятельных, актуальных проблем и задач совершенствования и повышения эффективности бизнес-деятельности  базового предприятия.

Этап 2 - определение и формулирование назначения и целевой направленности Программы ОТМ по повышению эффективности деятельности базового предприятия.

При определении и формулировании назначения и целевой направленности Программы ОТМ по повышению эффективности деятельности базового предприятия указываются те основные выделенные для решения проблемные направления, в рамках которых планируется формировать цели, задачи и комплексы (целевые планы) ОТМ разрабатываемой Программы.

В подразделе «Назначение и целевая направленность Программы» (излагается отдельным подразделом Программы – п. 3.1) определяется структура рассматриваемых в Программе комплексов ОТМ (т.е. - отдельных целевых планов ОТМ, оформляемых как разделы Программы, которые в сумме и образуют Программу).

В формулировке первой части информационного блока - «Назначение Программы» излагается обобщение тех целей и задач, для решения которых предназначается разрабатываемая Программа (т.е. – миссия Программы).

В формулировке второй части информационного блока – «целевая направленность Программы» излагается тот комплекс целевых направлений (для малого объема бизнес-деятельности) или те отдельные целевые направления (для большого объема бизнес-деятельности) совершенствования и повышения эффективности бизнес-деятельности, которые принимаются для разработки в рамках Программы, а также обосновывается (опираясь на результаты проведенных анализов) актуальность разработки именно этих целевых направлений. При определении указанных целевых направлений можно использовать приведенные ниже типовые проблемные целевые направления.

Типовыми проблемными целевыми направлениями (обобщенными целями-миссиями) совершенствования и повышения эффективности бизнес-деятельности являются:

· Наращивание объемов реализации продукции/услуг, увеличение доли рынка;

· Обеспечение (повышение) экономической эффективности и стабильности (обеспечение/повышение прибыльности, рентабельности, обеспечение/ снижение удельных расходов);

· Обеспечение (повышение) конкурентоспособности;

· Повышение производительности труда;

· Повышение качества продукции/услуг/труда;

· Повышение уровня сервиса;

· Относительная экономия/улучшение использования материальных ресурсов/затрат;

· Относительное высвобождение численности работающих и относительная экономия фонда заработной платы;

· Улучшение использования трудовых ресурсов;

· Прирост прибыли в результате экономии от снижения себестоимости продукции/услуг;

· Постановка/совершенствование, повышение эффективности целевых организационных систем/подсистем (маркетинга, взаимодействия с потребителями / поставщиками, бюджетирования, управления персоналом, управления качеством, управления эффективностью/конкурентоспособностью бизнес-деятельности и др.);

· Другие целевые направления;

· Комплексное (по ряду проблемных целевых направлений или – по целевым проблемным областям) совершенствование процессов бизнес-деятельности (бизнес-процессов).

Основными проблемными областями (комплексами целевых направлений) совершенствования и повышения эффективности бизнес-деятельности (путем существенной реорганизации) могут являться:

 – смена поколений технологии / продукции / услуг (техническое перевооружение, переход на новую технологию/продукцию/вид деятельности);

 – кардинальное повышение уровня / качества основной деятельности;

 – существенное увеличение достигнутых объемов/масштаба деятельности путем значительного расширения и диверсификации деятельности, в т.ч. с введением новых бизнес-единиц (центров прибыли);

 – решение комплекса задач менеджмента по постановке (поэтапной разработке и введению) более эффективных комплексных систем организации деятельности и управления деятельностью и др.

Этап 3 - разработка и формулирование основных подходов к формированию целевой (или комплексной) Программы повышения эффективности деятельности (ЦП ПЭД).

Сердцевину программно-целевого метода представляет переход от совокупности системно сформированных (в виде дерева/пирамиды) целей и задач решения проблемы (в данном случае проблемы повышения эффективности бизнес-деятельности) к системе программных действий, т.е. к системе организационно-технических мероприятий (ОТМ), направленных на решение целевых задач и, в итоге - на достижение целей Программы. 

Построение (разработка) Программы целереализующих действий (системы ОТМ) осуществляется посредством выполнения ряда процедур по формированию критериев оценки (показателей), а также состава и содержания ОТМ (структурированных по направлениям/разделам), которые позволяют прогнозировать, что намеченные действия приведут к достижению поставленных целей.

В рамках данного этапа:

- отражаются и обосновываются используемые при составлении Программы идеи совершенствования бизнес-деятельности предприятия;

- описываются принимаемые к реализации направления совершенствования;

- укрупнено излагаются, выделяемые в рамках каждого направления, комплексы мер (основных/обеспечивающих) по повышению эффективности бизнес-деятельности;

- отражается ориентация действий во времени (общая протяженность действий и соотнесение с календарем, ожидаемые сроки реализации);

- выделяются основные этапы реализации Программы, структурируются во времени очередности ее реализации;

- определяется (укрупнено) закрепление комплексов мер (направлений) за ответственными подразделениями/исполнителями;

- указываются используемые при формировании и реализации Программы методики/руководящие и информационные материалы, другие источники.

Таким образом, совершенствование процессов бизнес-деятельности (бизнес-процессов) с использованием методологии программно-целевого управления осуществляется путем разработки и реализации соответствующих комплексных или целевых (в зависимости от объемов/масштабов бизнес-деятельности) Программ организационно-технических мероприятий (ОТМ).

Определенные в результате проведения анализов и сформулированные назначение и целевая направленность Программы ОТМ по повышению эффективности деятельности базового предприятия излагаются вторым блоком информации в отдельном подразделе Программы.

Этап 4 - формулирование системной совокупности структурированных, ранжированных по масштабности и значимости целей и целевых задач, достижение которых позволяет решить поставленные проблемы.

Целеполагание – установление целей, основа планирования. В данном случае устанавливаются цели, как основа планирования комплексов (целевых планов) ОТМ по каждому из принятых целевых направлений Программы.

Цели устанавливаются на основе следующих принципов:

1) конкретности и измеримости;

2) достижимости и значимости. Недостижимые цели не поддаются мотивации, но и легкие цели плохо мотивируют;

3) наличия сроков исполнения.

Конкретность. Ставя цель, прежде всего, нужно задать себе вопрос: что вы хотите получить в результате ее выполнения? Почему важен этот критерий? Когда вы планируется что-либо сделать, должно формироваться видение результата выполнения задачи.

Измеримость. Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс. В качестве критериев достижения цели можно использовать, например:

- показатели приращения объемов реализации товаров/услуг, прибыли;

- показатели повышения экономической эффективности (рентабельности);

- показатели экономии ресурсов (всех видов);

- показатели повышения качества продукции/услуг, труда, сервиса, персонала;      

- показатели улучшения мощностей (численности, площадей, оборудования и др.);

- показатели охвата рынка (доля рынка, охват потребителей, сегменты рынка);

- показатели производительности, отдачи (различных видов);

- другие показатели совершенствования и повышения эффективности ……..

 Могут также указываться и качественные (описательные) характеристики целей.

 Достижимость. При постановке задач в процессе формирования ОТМ необходимо учитывать возможности их реализации (их реализуемость, т.е. достижимость результата), в т.ч. – в части наличия необходимых ресурсов. Необходимо ставить цели такие, которые соответствуют напряженному использованию возможностей. При этом не должна занижаться планка и в тоже время необходимо сохранять достаточную интенсивность деятельности по совершенствованию и повышению эффективности бизнес-деятельности.

Наличие сроков исполнения. Каждая цель должна иметь планируемую дату выполнения.

Процесс определения и формулирования конкретных целей и задач Программы должен осуществляться путем ступенчатой декомпозиции (разбиения) «сверху – вниз», переходя от общих целей Программы (вытекающих из ее назначения) к целям по каждому из принятых целевых направлений и затем – к конкретным задачам. В итоге должно быть сформировано дерево целей Программы.

Дерево (пирамида) целей - структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) система целей, в которой выделены: общая цель/цели ("вершина дерева") и подчиненные ей подцели и задачи первого, второго и последующего уровней ("ветви дерева"). Дерево/пирамида целей тесно увязывает между собой перспективные и/или общие цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель/цели высшего порядка соответствуют вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются основные (главные) и затем - локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей более высокого уровня. В результате такой последовательной декомпозиции (разбиения / дифференциации) целей и задач «сверху вниз» и получают «дерево целей».

Дерево целей в зависимости от объемов/масштаба бизнес-деятельности может быть как «низким» (мало уровней целеполагания – для малых объемов/масштабов бизнес-деятельности), так и «высоким» (много уровней целеполагания – для больших объемов/масштабов бизнес-деятельности).

 

Рисунок 3.5 – Схема дерева (пирамиды) целей

 

При формировании целей, детализирующих целевые направления совершенствования и повышения эффективности бизнес-деятельности могут использоваться следующие типовые цели.

Совершенствование существующего бизнес-проекта - включает два основных вида мер: основные и обеспечивающие.

Основные меры:

1. Увеличение реализации освоенных товаров/услуг:

а) – расширение круга потребителей, увеличение притока клиентов – (информирование, реклама, снижение цен, повышение качества, улучшение сервиса, привлекающие меры: скидки, премии, призы, льготы, дополнительные приложения/услуги, опт и т.д.)

б) – расширение охвата категорий клиентов/сегментов рынка – (анализ и отслеживание категорий потенциальных клиентов, меры по выходу на новые категории: возрастные, половые, национальные, «доходные» и т.п.)

2. Расширение/улучшение потребительских свойств освоенных товаров/услуг:

в) – повышение свойств/качества, снижение цен (в т.ч. удельное);

г) – дополнение новых свойств/качеств/характеристик освоенных товаров/услуг; расширение функциональных возможностей;

д) – расширение ассортимента/потребительских качеств/возможностей освоенных товаров/услуг.

Обеспечивающие меры:

3. Создание и постановка работы эффективной службы маркетинга:

е) – системные исследования рынка (конкуренты/потребители), поиск новых возможностей увеличения реализации освоенных видов товаров/услуг;

4. Модификация/расширение номенклатуры подобных товаров/услуг для увеличения объемов реализации:

ж) – инновационные меры/стратегии в освоенной сфере деятельности (новые решения, товары/услуги, технологии в освоенной сфере).

5. Организационно-технические мероприятия (ОТМ) по снижению затрат и повышению качества освоенных товаров/услуг:

з) – сокращение стоимости закупок и других затрат (по статьям), экономия средств и ресурсов;

и) – повышение производительности операций деятельности (интенсификация, механизация, автоматизация, рационализация);

к) – повышение качества операций основной деятельности/качества товаров/услуг; система управления качеством.

Пример Целевой программы повышения эффективности деятельности разработанный на основе деятельности предприятия ГУПС «Водоканал» представлен в приложении Е.

3.5. Разработка и детализация планов-графиков ОТМ по СПД предприятия

 

Целью пятого раздела курсовой работы является формирование у студентов, следующих умений:

 - разработки и формулирования перечня и содержания организационно-технических мероприятий (ОТМ) для каждого из комплексов ОТМ (соответственно принятым направлениям), включаемых в Программу повышения эффективности деятельности конкретного предприятия;

- формирования планов-графиков выполнения комплексов ОТМ Программы повышения эффективности бизнес-деятельности конкретного предприятия.

Этап 1 – Разработка и формулирование перечней и содержания комплексов организационно-технических мероприятий Программы.

Комплексы ОТМ Программы разрабатываются и формулируются для каждого целевого направления из принятого при выполнении ПР-5 перечня направлений (для малого объема бизнес-деятельности) или для принятого (при большом объеме бизнес-деятельности) отдельного целевого направления совершенствования и повышения эффективности бизнес-деятельности. При этом используется программно-целевой метод, предусматривающий решение выделенных проблем и проблемных задач посредством выработки и реализации комплекса программных мер (ОТМ), ориентированных на принятую совокупность целей, достижение которых и обеспечивает решение поставленных проблем и проблемных задач. То есть, включаемые в Программу перечни мер (комплексы ОТМ) разрабатывают, ориентируясь на системно организованные (в виде дерева/пирамиды) цели и задачи решения проблем совершенствования и повышения эффективности деятельности.

В результате умозрительной разработки и формулирования содержания комплексов ОТМ составляется структурированный общий перечень работ, выполняемых при реализации Программы, который принимается за основу дляопределения исполнителей работ, определения последовательности и взаимоувязки их выполнения, установления сроков завершения каждой из работ.

Для каждого из мероприятий, принятых для формирования соответствующего комплекса ОТМ, определяется примерное количество затрачиваемого календарного времени (цикл), ориентировочная трудоемкость работы (трудозатраты персонала) и прогнозируемая сумма денежных средств (затраты) на выполнение данного мероприятия.  

На основании сформированных на первом этапе данных затем строятся планы-графики Гантта (цикловые графики Гантта) для каждого целевого направления из принятого при выполнении ПР-5 перечня направлений (для малого объема бизнес-деятельности) или развернутый (детальный) график - для принятого (при большом объеме бизнес-деятельности) отдельного целевого направления совершенствования и повышения эффективности бизнес-деятельности.

Этап 2 – Формирование планов-графиков выполнения комплексов ОТМ Программы.

План-график преследует триединую цель. Первая заключается в том, чтобы на основе определения перечней и содержания комплексов ОТМ установить экспертно и расчетно стадии/фазы/этапы/сроки работ, которые должны быть выполнены для того, чтобы довести до практических результатов принятую для реализации Программу. Второе назначение план-графика - создать возможность систематической оценки, - каким образом осуществляется/реализуется данный план ОТМ, т.е. - проследить за состоянием выполнения плана на заданный период времени. Эти две цели можно формулировать и так: 1) составить план и 2) обеспечить возможность контроля за ходом его выполнения. Третья цель – предусмотреть оптимальные последовательности работ (ОТМ) и учесть возможные ограничения в их чередовании, минимизируя при этом общую длительность реализации Программы.

Планы-графики Гантта строятся на основании данных, сформированных на первом этапе, путем последовательного выполнения следующих действий: -

- установление и фиксация рациональной последовательности выполнения ОТМ;

- указание сумм затрат/трудоемкости, необходимых для выполнения мероприятий;

- закрепление за каждым мероприятием ответственных лиц и/или исполнителей;

- определение и фиксация (в виде «лент») на «календарном поле» графика взаимосогласованного расположения циклов выполнения работ, фиксирующих протяженность (начало и конец) периодов осуществления мероприятий. При этом должны учитываться ограничения, отражающие зависимость возможности осуществления последующих работ от выполнения соответствующих предыдущих, а также – одновременно должна решаться задача рационального сокращения общей длительности реализации Программы путем целесообразного запараллеливания работ.

Дискретность (шкала) календарного поля (отмечаемые столбцами диаграммы минимальные периоды времени: - дни, недели, декады, месяцы) устанавливается, исходя из целесообразной компактности, обозримости и удобства пользования графиком в процессе управления реализацией Программы. То есть, шкала графика, как правило, соответствует выбранным для периодического контроля отрезкам времени, причем она может быть либо отвлеченной, то есть отображать некалендарную последовательность дней, недель и месяцев, либо конкретной, когда на ней наносятся определенные даты. Первый случай удобен тогда, когда надо выяснить общую продолжительность выполнения Программы, в то время как реальная дата начала работ неизвестна.

Длительность циклов, трудоемкость работ персонала и суммы затрат на выполнение мероприятий определяются с привлечением необходимых расчетов, экспертных и прогнозных оценок.

График представляет собой эффективный способ сопоставить то, что сделано, с тем, что было намечено. Он является удобным инструментом регулирования и учета. Рекомендуется строить графики с использованием программ MICROSOFT VIZIO, EXCEL или MICROSOFT PROJECT.

Программа должна включать графики комплексов ОТМ для каждого из рассматриваемых целевых направлений совершенствования и повышения эффективности бизнес-деятельности.

Раздел Программы, оформляемый по результатам выполнения данной ПР, должен включать пояснительную записку с необходимыми комментариями.

Пример разработки и детализации плана-графика ОТМ для ГУПС «Водоканал» отображен в приложении Ж.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.089 с.)