Критерии, этапы, механизмы формирования личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии, этапы, механизмы формирования личности.



Формирование – процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью под воздействием всех без исключения факторов (экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических, в том числе и под воздействием воспитания).

Л. И. Божович выделяет два основных критерия, которые определяют человека, как личность. Во-первых, человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия, т. е. если он способен преодолеть собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Это говорит о том, что человек способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Во-вторых, человек является личностью, если он способен к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов — целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Человек не просто поступает «стихийно нравственно», потому что такое поведение заложено в нем общественными нормами, а поступает так осознанно. Именно наличие самосознания, как особой инстанции, характеризует человека как личность.

Существующие теории личности предполагают, что формирование и развитие Личности идёт параллельно с физическим и социальным развитием, и заканчивается в возрасте начала юности (20-23 лет).

Самые главные и крупные этапы формирования личности

 Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» — в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями — возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе ее «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.

К основным психологическим механизмам формирования личности, по мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, относят сдвиг мотива на цель, идентификацию и освоение социальных ролей. Психологические механизмы являются стихийными, поскольку человек, под­вергаясь их воздействию, не может в полной мере их осознать, а также созна­тельно управлять ими. Эти механизмы играют ведущую роль в формировании личности до подросткового возраста, а затем продолжают участвовать в разви­тии человека вместе с сознательными формами «самопостроения», действуют в русле общего процесса опредмечивания по­требности в общении.

Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, — ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.

Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем — в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации — в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями.

Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен. Этот механизм описывается в психологии с помощью понятий «социальная позиция» и «социальная роль».

Социальная позиция — это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Она характеризуется совокупностью прав и обязанностей. Заняв данную позицию, человек должен выполнять социальную роль — осуществлять совокупность действий, которые ожидает от него социальное окружение.

Рассмотренные механизмы могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их работы, более того, оно часто и невозможно. Все указанные механизмы действуют совместно, переплетаясь и усиливая друг друга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.005 с.)