Деятельность как основание личности. Акмеологический подход к исследованию личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность как основание личности. Акмеологический подход к исследованию личности.



Деятельность является основой формирования человека как личности. Определяющим условием существования, развития человека как существа социального является совокупность разного вида деятельностей, в которые включен человек. Освоение деятельности и ее усложнение является важным условием развития психики человека.

Все качества, свойства личности не только проявляются, но и формируются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. В зависимости от того, что человек делает (т.е. каково содержание его деятельности), как делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него упражняются, а, следовательно, формируются определенные склонности и черты характера, закрепляются знания. Иными словами, личность формируется в деятельности.

В отечественной психологии понятия личность и деятельность рассматриваются как внутренне связанные явления. Разрабатывая проблему деятельности и активности личности, современная психология опирается на идею об активном характере отражения, о происхождении - сознания из трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и деятельности человека. Источником активности личности являются потребности. Потребности выражаются в мотивах, т.е. в непосредственных побуждениях к деятельности.

Личность по А. Н. Леонтьеву, есть «относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека», это особое качество, социальное, которое возникает по мере существования человека в мире. Деятельность при этом является основанием формирования личности. Личность, согласно А. Н. Леонтьеву, не предсуществует деятельности, она в этой деятельности порождается. Такое понимание дает основание для структурирования личности: структура личности – это структура деятельностей и стоящая за ней структура мотивов и потребностей. Именно деятельности являются, согласно А. Н. Леонтьеву, единицами психологического анализа личности.

Действие, трансформируясь в поступок, становится единицей анализа личности. С. Л. Рубинштейн выделил основные формы или компоненты деятельности: действия, операции, поступок. Согласно С. Л. Рубинштейну, действие становится поступком по мере того, как оно начинает регулироваться общественными отношениями к действующему субъекту и к другим людям в процессе формирования самосознания. Но становится поступком не только когда начинает регулироваться общественными отношениями, но, прежде всего тогда, когда оно осознается самим субъектом как общественный акт, выражающий отношение к другим людям.

А. В. Петровский определяет личность как субъект устойчивой системы социальных отношений, реализующихся в деятельности и общении. Главной характеристикой личности он считает ее представленность в жизнедеятельности других людей (в форме деятельности и общения).

Б. Ф. Ломов, рассматривая базовые психологические категории, подчеркивал: «…психические явления формируются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту – общественному индивиду-личности.

Научные предпосылки акмеологии, были разработаны 144 году до н.э. Апполодором, представителем Александрийской школы. Акмеология рассматривала максимальное совершенство, как вершину в развитии деятельности, а вершина по-гречески называется άæμη. При этом под «акме» имелось в виду такое состояние индивидуума, при котором достигается высший результат его деятельности («звездный час»), а не процесс движения к этому состоянию.

С самого начала одним из главных направлений акмеологии стала разработка подходов и методов, позволяющих решать задачи развития профессионализма. Они объединились под общим названием – акмеологический подход.

Для акмеологии первостепенное значение имеет оцениваемое в единстве всех его составляющих развитие человека на протяжении его жизни. Однако, анализируя этот процесс на всей длине бытия человека, акмеология особое внимание уделяет его развитию на ступени взрослости, потому что, именно проходя ее, большинство людей, как правило, достигают своего акме как индивиды, личности и реализуют себя как профессионалы.

Установлено: то, в чем видит человек смысл своей жизни, какими способами его реализует, что из достигнутого его удовлетворяет, совершенно определенно влияет на деятельность его внутреннего мира. И вместе с тем принятый им на вооружение смысл жизни прямо влияет на то, проявляет ли он себя при прохождении своего жизненного пути как стратег, как тактик или как операционалист: у этих социально-психологических типов личности совершенно разные внутренние миры, если сравнивать их основные параметры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.004 с.)