Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления изучения личности.
С конца 30-х гг. 20 века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате появилось много различных теорий личности: бихевиористская, гештальт-психологическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая. В соответствии с бихевиористской теорией личности Д.Уотсона психология должна заниматься не душевными явлениями, недоступными научному наблюдению, а поведением. Задачу психологии он видел в том, чтобы научиться "просчитывать" и программировать поведение личности. Основоположники гештальт-психологической теории личности Т.Вертгеймер, В.Келер и К.Левин выдвинули идею изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов. По их мнению построение психического образа происходит как мгновенное "схватывание" его структуры. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в качестве движущего ее поступками фактора. Когнитивная теория личности, основоположниками которой являются У.Найссер и А.Пайвио, главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям. Гуманистическая теория личности Г.Олпорта, К.Роджерса и А.Маслоу объясняет поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей. Среди рассмотренных теорий можно выделить три практически не пересекающиеся направления: биогенетическое, социогенетическое и персонологическое. Биогенетическая ориентация исходит из того, что развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез, то есть, процесс индивидуального развития организма, с заложенной в нем филогенетической или исторически обусловленной, программой, а следовательно, его основные закономерности, стадии и свойства одинаковы. Социокультурные и ситуативные факторы лишь накладывают свой отпечаток на форму их протекания. Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации и научения, утверждая, что психологические возрастные изменения зависят прежде всего от сдвигов в общественном положении, системы социальных ролей, прав и обязанностей, короче, от структуры социальной деятельности индивида.
Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творческий процесс формирования и реализации ее собственных жизненных целей и ценностей. Суть гуманистической ориентации в изучении личности состоит в отказе от манипулятивного подхода и выделении личности в качестве высшей социальной ценности. Гуманистический подход помогает раскрыть возможности личности путем соответствующей организации межличностных отношений. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного "я" лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты. То есть, движущей силой развития личности является совместная деятельность, благодаря которой происходит индивидуализация личности. Основоположниками такого подхода стали Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев. Они сформировали теорию деятельности. В отечественной психологии можно выделить ряд других теорий. Основоположники теории отношений - А.Флазурский и В.Н.Мясищев считали, что "ядро" личности составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности. Согласно теории общения Б.Ф.Ломова и А.А.Бодалева, личность формируется и разви-вается в процессе общения в системе существующих социальных связей и отношений. Теория установки Д.Н.Узнадзе и А.С.Прангишвили развивает представление об установке как готовности личности к восприятию будущих событий в определенном направлении действий, что является основой ее целесообразной избирательной активности.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.004 с.) |