Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психические явления. Проблема предмета в психологии

Поиск

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство субъективных явлений - их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т. п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Эта уникальная особенность субъективных явлений открываться нашему сознанию поражала воображение всех, кто задумывался над психической жизнью человека. А на некоторых ученых она произвела такое впечатление, что они связали с ней решение двух фундаментальных вопросов: о предмете и о методе психологии. Одни считали,что психология должна заниматься только тем, что переживается субъектом и непосредственно открывается его сознанию, а единственный метод (т. е. способ) изучения этих явлений - самонаблюдение. Однако этот вывод был преодолен дальнейшим развитием психологии. Тк существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения: факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. Однако к этим выводам психология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий и трансформаций представлений о ее предмете.

Проблема предмета психологии является одной из ключевых в связи с тем, на современном этапе развития психологической науки нет единого представления о ее предмете.

Предмет-включает в себя объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения.Предмет «строит» сама наука с помощью своих методов,теорий,категорий

АНТИЧНОСТЬ: Предмет психологии: душа – движущее начало всех вещей, обладающее функциями познания и регуляции поведения. Материалисты (Душа: источник энергии для тела; состоит из частей; образована мелкими подвижными атомами; смертна - Милетская школа: Гераклит, Фалес,; Демокрит; Стоики; Эпикурейцы; Пифагор; Гиппократ.) и идеалисты (Душа: источник разума и нравственности; состоит из частей, которые обладают разными свойствами; бессмертна - Сократ; Платон; Плотин; Августин Аврелий).

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (5-15): Предмет психологии: душа, исследование видов активности тела и особенностей познания (чувственного познания мира). номиналисты (естественно – научное понимание дущи)- Ибн – Сина: душа и тело едины; основа души – мозг (психические функции зависят от мозга). Реалисты (религиозно – философское понимание души)- Ф. Аквинский: душа – дар Божий; она бессмертна; главное свойство души – мышление и сознание; сознание – дар, который позволяет человеку познавать мир.

ВОЗРОЖДЕНИЕ(15-17) - Проблема способностей, психического развития. Изучаются этапы познания и психические (душевные) состояния. П. Помпонацци; Дж. Бруно; Х. Вивес; Х. Уарте.

НОВОЕ ВРЕМЯ (17-19) - Предмет психологии: сознание (его содержание и пути формирования) – это уникальная способность человека не только познавать окружающее, но и рефлексировать собственное состояние. Материализм- Единая субстанция – природа (Спиноза, Гоббс). Идеализм - Г. В. Лейбниц: первоэлементы мира – монады – неделимые частицы (духовные); Дуализм - Р. Декарт: существуют две независимые субстанции: душа и тело; главное свойство души – сознание.

АССОЦИАТ ПСИХ (17-19в): Предмет психологии: сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств познавательные процессы (в конце периода – поведение). Ест-н напр-е в пер зарождения (Гоббс и Гартли) - сознание: ощущения, представления, чувства; 2 круга в структуре психики: большой (объясняет взаимодействие человека с внешним, окружающим миром – внешнее поведение) и малый (объясняет психическую деятельность, познание, эмоции и волю); психика имеет матер основу.

БИХЕВИОРИЗМ (1 ½ ХХв): Предмет психологии - поведение и поведенческие реакции, так как именно эти явления могут быть изучены объективно опытным путем через наблюдение. Поведение включает в себя все психологические ифизиологические аспекты жизни человека. Задача бихевиоризма - уметь правильно предугадать поведение человека, ориентируясь на стимулы внешней среды: зная характер стимула, можно предсказать реакцию, или поведение.Все реакции человека имеют либо приобретенную,внешнюю природу и называются условными рефлексами,либо внутреннее происхождение, т. е. наследственны, и называются безусловными рефлексами. Поведение является результатом обучения, когда удачные реакции в результате многократного повторения автоматизируются и закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению, т. е. происходит формирование навыков через формирование условного рефлекса.

ПСИХОАНАЛИЗ(конец19в-1 ½ 20в):предмет-Сознание и бессознательное — две базовые психологические концепции, введенные в широкое обращение Фрейдом. Четкое различение между первым и вторым — это самое важное «открытие», которое он сделал. Фрейд был первым, кто громко и аргументированно заговорил о том, что у каждого человека в душе происходят скрытые,неведомые даже ему самому, процессы. Фрейдовское понимание бессознательного по своей сути близко к определению памяти: по мнению Фрейда, бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании с той или иной мерой интенсивности. Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п.

ВЫДЕЛЕН В САМОСТ НАУКУ(19 в) - Предмет психологии: психика – реальность в системе отношений между стимулами и реакциями организма (психика имеет материальную основу). Г. Гельмгольц: изучение скорости нервных импульсов (психофизиология). Т. Г. Фехнер: изучение соотношения силы раздражителя и реакции, соотношения между материальными и духовными процессами(психофизика). Ф. Дондерс:Изучение скорости реакций субъекта на воспринимаемые стимулы (психометрия).

А. Н. Леонтьев: предмет: целостная деятельность субъекта. Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в ходе которых субъект преобразует мир и самого себя, исходя из собственных потребностей.

КОГНИТИВИЗМ:Предмет-познавательные процессы:память, речь и ее психологические аспекты, восприятие, внимание, мышление и воображение, а также эмоциональная и волевая сферы личности.Методы исследования - хронометрические методики,основанные на точной регистрации времени ответа на поставленную задачу или реакции на сигнал. Отвергаются интроспективные методы, так как не обладают той точностью,которая необходима для изучения указанных объектов.Все формы человеческого познания и познавательной активности схожи с операциями ЭВМ и имеют следующие характеристики:строгую последовательность в сборе и переработке информации; уровневую организацию в переработке, хранении и использовании информационных блоков; избирательность, определяемую опытом познающего субъекта; зависимость от среды - от предметов физического мира, культурной и социальной среды;активность и переменчивость, выражающиеся в постоянной корректировке образов при взаимодействии с окружающей средой.

ГУМАНИЗМ:ПРЕДМЕТ- внутренняя сущность личности.

Г. Олпорт: личность как уникальность (диспозиции личности и условия развития личности). А. Маслоу: потребностно – мотивационная сфера, механизмы развития личности.

К. Роджерс: «Я» - концепция, условия развития личности.

ГЕШТАЛЬТ:ПРЕДМЕТ-психика как целостность (все психические функции подчиняются принципу гештальта); сознательные элементы психики. Главное понятие этой психологии — понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Понятие «гештальт» было введено X. Эренфельсом. К. Коффка: предмет – свойства, законы и развитие восприятия; развитие психики в онтогенезе и филогенезе. В. Келлер: предмет – восприятие и мышление. К. Левин: предмет – мотивационно – потребностная сфера личности.

БЕРЛИНСКАЯ ШКОЛА ГЕШТАЛЬТА: Вертгеймер,Коффка,Келлер и Левин.

Феноменологическое самонаблюдение интроспективный метод, разработанный в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на непредвзятое описание психических феноменов в их непосредственности и целостности наивным испытуемым.

Современное понимание предмета психологии

В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев: предмет психологии человека – субъективность.

- психологический мир человека – это мир в человеке и человек в мире (психическое как внутреннее, так и внешнее);

- психические явления двойственны по своей природе: имеют органическую основу и активное отражение, результат преобразования окружающей действительности и самого субъекта;

- психические процессы и явления – это реальные свойства человека (первичная, объективная форма существования психического), переживание, самосознание (вторичная субъективная форма существования психического);

- субъективность – исходное начало в человеке, то, что лежит в основе бытия (родовая специфика человека и форма бытия человека)

В целом, в начале XXI века понимание предмета, которое сложилось в современной научной психологии, является многоступенчатым ("декларируемый", "рационализированный", "реальный"), что не позволяет сколько-нибудь удовлетворительно решить стоящие перед наукой задачи. Важно и другое: "закрывая" эту проблему (как часто это и происходит), мы лишаемся надежды на установление какого-либо взаимопонимания в психологии. Корни такого положения можно усмотреть в истории выделения психологии в самостоятельную научную дисциплину, но не только в истории.

Научная психология еще не нашла своего подлинного предмета. Поскольку такая вероятность существует, первая задача методологии состоит в научной проработке комплекса проблем, связанных с исследованиями, в том числе и теоретическими (что в современной психологии, будем честными, большая редкость), по предмету психологии.

 

Этапы формирования навыка.

различаемые по эффективности и осознанности компонентов действия промежутки процесса формирования навыка. Выделяют шесть этапов: 1) начало осмысления (понимание цели, смутное понимание средств, грубые ошибки исполнения); 2) сознательное, но неумелое использование (осознание средств и способов выполнения, неустойчивость выполнения при концентрации внимания, много лишних компонентов); 3) автоматизация (повышение качества исполнения при ослаблении интенсивности внимания, устранение лишних компонентов); 4) высокоавтоматизированный навык (точное экономное, устойчивое выполнение, превращение действия в элемент более сложного действия); 5) деавтоматизация (возвращение на второй этап); 6) вторичная автоматизация (возвращение на четвертый этап).

 

31 Работа А.Н. Бернштейна по физиологии активности и физиологии движений.

Альтернативная теория формирования двигательных навыков была разработана выдающимся отечественным физиологом Н.А.Бернштейном. Он заметил, что в то время как технические устройства изнашиваются от многократного выполнения того или иного действия, живые существа характеризуются упражняемостью. Упражняемость как свойство живо организма заключалось в том, что каждое следующее исполнение действия оказывается лучше предыдущего, оно не копирует предшествующее, а развивает его. По мнению Н.А.Бернштейна, живое движение есть «повторение без повторения», оно предствляет собой постоянно совершенствующуюся систему и поэтому его нельзя описывать в механистических терминах «»стимул – реакция».

Суть выработки навыка заключается в открытии принципа решения двигательной задачи. При этом решение происходит в несколько этапов:

- на первом этапепроисходит разделение на смысловую структуру (а что я собственно хочу сделать?) и двигательный состав дейсвия. Например, смысловой структурой может быть желание плыть, а двигательным составом – способ исполнения этого замысла – определенный стиль плавания: кроль или брасс. Учтите, что пока вы еще плавать не умете и выбираете наиболее приемлемый для вас стиль, наблюдая за опытными пловцами.

- на втором этапе происходит выяснение и роспись сенсорных коррекций. Одной из значительных заслуг Бернштейна стало то, что он отказался от понятия «рефлекторной дуги», выработанного еще Декартом, и перешел к понятию «рефлекторного кольца». Суть этого перехода заключается в том, что навык не может быть стереотипной последовательностью выученных действий, на всем его протяжении требуется постоянная сверка движения с реальными условиями. Представьте себе, что вы затвердили последовательность движений, соответствующую навыку письма, в следующей форме: сначала сжать пальцы таким образом, чтобы между пальцами остался зазор в полсантиментра, затем повернуть кисть руки под углом 45 градусов и начать двигать ею слева направо. Казалось бы, данная последовательность хорошо описывает начало акта письма. Однако ведь ручка может оказаться и большего размера, чем вы предполагали в ходе тренировки. Или вам придется писать не на ровной поверхности стола, а на доске. Получается, что с таким трудом выработанную последовательность действий применить невозможно. Однако мы ведь пишем. Постоянную координирующую информацию, которую наш сенсорный аппарат получает по ходу разворачивания навыка, Бернштейн назвал «сенсорными коррекциями».

Разница между определением двигательного состава и «прощупыванием» сенсорных коррекций заключается в том, что на первом этапе учащийся устанавливает, как выглядят те движения, из которых складывается навык с позиции наблюдателя, а на втором – пытается ощутить эти движения изнутри. На этом этапе необходимо максимальное количество повторений, каждое из которых будет не механическим возобновлением движения, а его модификацией. Работа с навыком здесь идет на сознательном уровне. Человек старается разобраться в движении (как это у них получается?) и подобрать уже готовые двигательные автоматизмы из своего лично репертуара движений или же создать новые. Когда такие автоматизмы найдены, происходит скачок в развитии навыка.

В связи со вторым этапом формирования навыка новое звучание приобретает проблема переноса навыка.В традиции бихевиоризма до сих пор бытует теория «тождественных компонентов». Согласно ей вырабатывается именно последовательность реакций, которую потом можно перенести с одной деятельности на другую. Подобная логика рассуждения приводит нас к выводу, например, что умение пилить дрова должно помочь овладеть игрой на скрипке – движения одни и те же. Однако каждый из нас понимает, что это не так. Бернштейн считал, что перенос навыка возможен. Но это должен быть не перенос движений, а перенос уже готовых сенсорных коррекций. Так, человек, который умеет ездить на велосипеде, легче научится кататься на коньках. Дело в том, что в основе и первого, и второго навыка лежит общее ощущение движения, а именно удержание равновесия над узкой опорой.

- на третьем этапеформирования происходит «развертка фонов», т.е. автоматизация двигательного навыка. Сформированные на предшествующем этапе сенсорные коррекции покидают сознание и начинают выполняться автоматически. Постепенно все большая часть навыка становится практически независимой от сознания. Мы ведь в отличие от начинающего пловца не думаем, как нам плыть, а просто плывем.

- задачей четвертого этапаявляетсясрабатывание фоновых коррекций. Все компоненты навыка интегрируются в единое целое.

- пятый этап – это этап стандартизации навыка.Навык делается устойчивым, каждое новее его исполнение все более похоже на предыдущее (именно похоже, т.к. на самом деле каждый раз существуют вариации).

- шестой этап – это этапстабилизации.Навык становится устойчивым к помехам, осуществляется будто бы сам собой. Этот этап хорошо знаком людям, которые недавно сели за руль автомобиля. Сначала они могут вести автомобиль только полной тишине, но постепенно учатся совершать несколько действий одновременно, например, не только следить за дорогой, но и слушать радио и поддерживать разговор.

Преимущество концепции Бернштейна перед всеми описанными выше интерпретациями научения заключается в том, что здесь навык представляется иерархически организованной системой. Эта система включает в себя и наблюдение, и инсайт, и выработку реакций. Только взятые в совокупности все «элементы» научения приводят к успешному освоению навыка.

Т.о., приспособление к изменяющимся условиям включает в себя аспект прижизненного формирования новых способов поведения – научение. Чем выше уровень психической организации организма, тем в более разнообразные и системные процессы научения он включен.

 

32 Работы Л.С. Выготского о формировании и развитии психических функций.

Л.С. Выготский – один из величайших философов и психологов, разработавший теорию высших психических функций. Развитие высших психических функций Выготский считает правомерным процессом, зависящим от слова (которое воспринимается в качестве посредника между личностью и окружающим миром. По его мнению знаки языка способны изменить не только физический мир, но и сознание субъекта, оперирующего им. По специально разработанной структуре экспериментальной программы было выявлено, что развитие высших психических функций происходит в процессе развития сознания. Умственное развитие трактуется нераздельно с мотивационным (его еще называют аффективным).

Труды Выготского отличаются высочайшей методологической культурой, поскольку в них излагаются конкретные экспериментальные и теоретические проблемы, сопровождающиеся философской рефлексией. Наиболее яркими примерами могут стать работы о речи, мышлении, эмоциях, развитии психологии и многие другие. Опубликованная в 1982 году рукопись «Исторический смысл психологического кризиса» раскрывала смысл распада общей психологии на несколько отдельных направлений с различными пониманиями предмета, методов и закономерностей развития психологических процессов и явлений. Все вышеизложенное требует создания единой дисциплины, т.е. общей психологии, которая раскрывала бы учения об общих понятиях и принципах, позволяя сохранить единство данной науке. Главным методом учений должно быть понимание духовных ценностей, а не анализ личности и ее переживаний. Культурно-историческая теория развития психического состояния человека раскрывала понятие коллективной деятельности, а также происхождение индивидуальной деятельности из коллективной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.160.29 (0.009 с.)