Схема 35. Корректировка хозяйственной политики предприятия по результатам анализа исполнения бюджета прошедшего периода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 35. Корректировка хозяйственной политики предприятия по результатам анализа исполнения бюджета прошедшего периода



Такая методология план-факт анализа есть не что иное, как применение в прикладной экономике диалектического метода познания по триаде Гегеля «тезис — антитезис — синтез», более известной как закон «отрицания отрицания». Данная методология при проведении анализа исполнения сводного бюджета является «сквозной»: например, анализ операционного бюджета (второй этап), в свою очередь, распадается на три стадии: вначале формальное изучение (вертикальный анализ), затем переход к рассмотрению содержательной основы исследуемых отклонений (горизонтальный анализ) и, наконец, формулировка выводов на основе синтеза результатов вертикального анализа (формы) и горизонтального анализа (содержания).

В данной главе подробно остановимся на методологии проведения план-факт анализа по трем основным бюджетам (операционному, инвестиционному и финансовому) и покажем взаимосвязь полученных выводов при корректировке хозяйственной политики предприятия.

Для сохранения методологической корректности будем анализировать исполнение сводного бюджета на количественном примере с позиции аутсайдера (то есть лица, приглашенного со стороны). Дело в том, что работники предприятия, занимающиеся бюджетным планированием, являются инсайдерами, то есть, постоянно изнутри наблюдая жизнь предприятия и участвуя в ней, обладают массой информации, которая просто не поддается формализации. Подход с точки зрения аутсайдера при описании методологии план-факт анализа является совершенно сознательным и призван отделить результаты применяемой методики анализа от той суммы не поддающихся формализации (количественному описанию) знаний о предприятии, которой обладают его работники.

Общее изучение результатов исполнения сводного бюджета

Информационной базой 1-го (вступительного) этапа анализа исполнения сводного бюджета (см. схему 35) являются «выходные формы» основных подбюджетов:

• отчет о финансовых результатах — для операционного бюджета;

• отчет об инвестициях — для инвестиционного бюджета;

• отчет о движении денежных средств и отчет об изменении финансового состояния — для финансового бюджета;

• динамический баланс (на начало бюджетного периода — изменение за период — на конец бюджетного периода) — для сводного бюджета в целом.

На этапе общего рассмотрения (изучения) результатов исполнения сводного бюджета идентифицируются (определяются количественно и качественно) отклонения по каждому основному подбюджету. Анализ целесообразно начинать с рассмотрения самого большого основного подбюджета — операционного бюджета.

Операционный бюджет. Общее рассмотрение показателей исполнения операционного бюджета производится на основе сводного отчета о финансовых результатах. Пример сводного отчета о финансовых результатах по итогам отчетного бюджетного периода приведен в таблице 46.

Таблица 46. Сводный отчет о финансовых результатах деятельности предприятия за I квартал 2001 г. (в млн. руб.)

Показатели План Факт Отклонение
1. Выручка от реализации 120 (100%) 110(100%) -10(100%)
2. Себестоимость реализации (переменные затраты) 82 (68,3%) 85 (77,3%) +3 (30%)
3. Маржинальный доход (1-2) 38 (31,7%) 25 (22,7%) -13 (-130%)
4. Постоянные (периодические) расходы 16(13,3%) 16 (14,5%) 0 (0%)
5. Валовая прибыль (3-4) 22 (18,4%) 9 (8,2%) -13 (-130%)
6. Налоги 14(11,7%) 8 (7,3%) -6 (-60%)
7. Чистая прибыль (5-6) 8 (6,7%) 1 (0,9%) -7 (-70%)

Чистая прибыль предприятия за отчетный бюджетный период оказалась на 7 млн. руб. меньше запланированного уровня. При этом основным фактором уменьшения конечных финансовых результатов (чистой прибыли) стало падение объема продаж (выручки от реализации) на 10 млн. руб. В это же самое время при падении объема продаж одновременно возросла себестоимость реализации на 3 млн. руб., что явилось вторым фактором снижения конечных финансовых результатов. Уменьшение налоговых начислений, по всей видимости, связано со снижением налоговой базы (объема реализации — для НДС, балансовой прибыли — для налога на прибыль и пр.).

Постоянные (периодические) расходы предприятия остались на стабильном уровне, что означает, что колебания объема продаж не вышли за «порог релевантности», за которым следует «ступенчатое» изменение постоянных расходов (иногда постоянные расходы называют условно-постоянными, подразумевая, что при больших колебаниях объемов деятельности наблюдается «взрывное» изменение уровня постоянных расходов). При этом следует отметить, что вследствие уменьшения выручки от реализации при стабильной величине периодических расходов, повысился уровень операционного рычага, который рассчитывается как отношение маржинального дохода к валовой прибыли. Операционный рычаг характеризует уровень предпринимательского риска компании, а именно, как изменится финансовый результат (валовая прибыль) при изменении выручки от реализации на 1%. Если по плану величина операционного рычага должна была составить 1,46 (то есть 1% падения физического объема продаж приводил бы к 1,46% падения валовой прибыли), то фактически показатель операционного рычага составил 2,78, то есть повысился в 1,9 раза. Это означает, что чувствительность финансовых результатов предприятия от изменений рыночной конъюнктуры существенно повысилась, а финансовая устойчивость компании соответственно ухудшилась.

В целом же предприятие за отчетный бюджетный период оставалось в «зоне безубыточности» — рентабельность продаж, рассчитываемая как отношение «маржинальный доход / выручка от реализации», несмотря на падение с запланированных 31,7% до фактических 22,7%, оставалась положительной, а маржинальный доход перекрывал постоянные (периодические) расходы, однако, с учетом налоговых начислений предприятие вплотную приблизилось к «критической точке», за которой следуют убытки. Ключевым фактором снижения конечных финансовых результатов предприятия следует признать падение валовой выручки от продаж (объема реализации).

Инвестиционный бюджет. «Выходной формой» инвестиционного бюджета является отчет об инвестициях (табл. 47).

Таблица 47. Отчет об инвестициях за I квартал 2001 г. (млн. руб.)

Инвестиции

Начальный остаток (1)

Приход (2)

Расход(З)

Конечный остаток (4) = (1)+(2)-(3)

план факт откл. план факт откл. план факт откл.
1. Складское хозяйство всего (= (1.1) + (1.2)) 1,2 0,9 0 -0,9 2,0 0,1 -0,1 0,1 1,1 1
в том числе                    
1.1. Проект реконструкции склада готовой продукции (=(1.1.1)+(1.1.2)) 1,1 0,8 0 -0,8 1,9 0 -1,9 0 1,1 1,1
1.1.1. Оборудование 0,5 0,1 0 -0,1 0,6 0 -0,6 0 0,5 0,5
1.1.2. Строительно-монтажные работы 0,6 0,7 0 -0,7 1,3 0 -1,3 0 0,6 0,6
1.2. Прочее (закупка оборудования).... (по позициям) 0,1 0,1 0 -0,1 0,1 0,1 0 0,1 0 -0,1
2. Инвестиции в производственную инфраструктуру всего (=(2.1) + (2.2) + (2.3)) 4,9 5,1 5,0 -0,1 0,3 0,2 -0,1 9,7 9,7 0
в том числе                    
2.1. Проект модернизации литейного цеха (=(2.1.1) + (2.1.2)) 1,8 3,6 3,6 0 0 0 0 5,4 5,4 0
2.1.1. Оборудование 1,1 2,1 2,1 2,1 0 0 0 3,2 3,2 0
2.1.2. Строительно-монтажные работы 0,7 1,5 1,5 1,5 0 0 0 2,2 2,2 0
2.2. Строительство здания заводоуправления (подрядный способ) 2,9 1,4 1,4 0 0 0 0 4,3 4,3 0
2.3. Прочее (закупка оборудования... (по позициям)) 0,2 0,1 0 -0,1 0,3 0,2 -0,1 0 0 0
3. Транспортное хозяйство (= (3.1) + (3.2)) 0,8 0,7 0 -0,7 1,5 0 -1,5 0 0,8 0,8
3.1. Капитальный ремонт здания склада ГСМ (=(3.1.1) + (3.1.2)) 0,8 0,5 0 -0,5 1,3 0 -1,3 0 0,8 0,8
3.1.1. Материалы 0,4 0,2 0 -0,2 0,6 0 -0,6 0 0,4 0,4
3.1.2. Ремонтные работы 0,4 0,3 0 -0,3 0,7 0 -0,7 0 0,4 0,4
3.2. Приобретение транспортных средств 0 0,2 0 -0,2 0,2 0 -0,2 0 0 0
4. Итого инвестиционный бюджет (1 + 2 + 3) 6,9 6,7 5,0 -1,7 3,8 0,3 -3,5 9,8 11,6 1,8

На начало периода балансовый остаток незавершенного строительства на предприятии составлял 6,9 млн. руб., в том числе:

• отдельные проекты капитального строительства — 6,6 млн. руб.;

• оборудование к установке — 0,3 млн. руб.

В течение бюджетного периода предприятие планировало вести освоение средств по уже начатым к началу периода проектам капитального строительства: проект реконструкции склада готовой продукции (остаток незавершенного строительства на начало отчетного бюджетного периода — 1,1 млн. руб., плановая смета освоения за отчетный бюджетный период — 0,8 млн. руб.); проект модернизации литейного цеха (остаток незавершенного строительства на начало отчетного бюджетного периода — 1,8 млн. руб., плановая смета освоения за отчетный бюджетный период — 3,6 млн. руб.); строительство здания заводоуправления (остаток незавершенного строительства на начало отчетного бюджетного периода — 2,9 млн. руб., плановая смета освоения за отчетный бюджетный период -1,4 млн. руб.); капитальный ремонт склада ГСМ (остаток незавершенного строительства на начало отчетного бюджетного периода — 0,8 млн. руб., плановая смета освоения за отчетный бюджетный период — 0,5 млн. руб.). Кроме того, планировались отдельные (вне проектов капитального строительства) закупки оборудования и транспортных средств на общую величину 0,4 млн. руб. Общий бюджет (смета) капитальных вложений составлял 6,7 млн. руб.

За бюджетный период предполагалось завершить объекты капитального строительства: (1) реконструкция склада готовой продукции и (2) капитальный ремонт склада ГСМ — и «списать» их с баланса капитальных вложений. Также в плане предполагалось передача в состав основных средств предприятия закупленного оборудования на сумму 0,6 млн. руб. По инвестиционному плану изменение остатков незавершенного строительства составляло 2,9 млн. руб. (прирост с 6,9 млн. руб. до 9,8 млн. руб.), что обусловливалось значительными по величине суммами вложений в проекты модернизации литейного цеха и строительства здания заводоуправления.

Инвестиционный бюджет предприятия оказался невыполнен как по объемам освоения (5,0 млн. руб. вместо 6,7 млн. руб. по плану), так и по сдаче объектов капитального строительства в эксплуатацию (0,3 млн. руб. вместо 3,8 млн. руб. по плану). В результате конечный остаток незавершенного строительства возрос с 9,8 млн. руб. плановых до 11,6 млн. руб. по факту.

По всей видимости, основной причиной невыполнения инвестиционного бюджета оказалось сокращение источников финансирования. Источниками финансирования инвестиций, как правило, являются долгосрочные пассивы — собственные средства в виде накопленной чистой прибыли, уставного или дополнительного капитала (эмиссия акций); либо долгосрочные кредиты. По плану инвестиционный бюджет (6,7 млн. руб.) был меньше запланированной чистой прибыли предприятия на бюджетный период (8 млн. руб.) Фактическая же чистая прибыль предприятия составила всего 1 млн. руб., что меньше и фактических (5 млн. руб.), и плановых (6,7 млн. руб.) инвестиционных затрат предприятия за отчетный бюджетный период.

В этих условиях инвестиционная политика предприятия вынужденно была пересмотрена. Уменьшенные источники финансирования (5 млн. руб.) были направлены на два ключевых проекта: строительство здания заводоуправления, по финансированию которого предприятие имеет договорные обязательства перед подрядчиком; модернизацию литейного цеха. Вследствие сокращения финансирования были, во-первых, временно приостановлены текущие закупки оборудования и, во-вторых, «заморожены» проекты, планируемые к сдаче в эксплуатацию в отчетном бюджетном периоде — проект реконструкции склада готовой продукции и капитальный ремонт склада ГСМ, что привело к росту остатка незавершенного строительства на конец отчетного бюджетного периода по сравнению с планом.

В общем, невыполнение инвестиционного бюджета составило:

• по смете освоения (приход): отклонение = — 1,7млн. руб. (5 млн. руб. фактически вместо 6,7 млн. руб. по плану);

• по сдаче объектов в эксплуатацию: отклонение = —3,5 млн. руб. (0,3 млн. руб. фактически вместо 3,8 млн. руб. по плану).

Необходимо отметить, что на данном этапе анализа большую часть занимает описание имевшихся отклонений, а наши заключения носят крайне вероятностный характер. Детальный нормативный анализ причин невыполнения инвестиционного бюджета начинается на втором этапе исследования.

Финансовый бюджет. «Выходными» формами финансового бюджета являются отчет о движении денежных средств и отчет обизменении финансового состояния.

Отчет о движении денежных средств предприятия за отчетный бюджетный период, являющийся продолжением начатого примера план-факт анализа (табл. 46, 47), приведен в таблице 48.

Таблица 48. Отчет о движении денежных средств за I квартал 2001 г.

Статьи бюджета движения денежных средств

Сумма, тыс. руб.

1. Остаток денежных средств на начало периода

8000

  План Факт Отклонение
2. Денежные поступления: 115600 108600 -7000
2.1. Поступления от реализации продукции 112000 105000 -7000
2.2. Поступления от реализации основных средств и прочих активов 0 0 0
2.3. Проценты и дивиденды по ценным бумагам и участию в капитале 0 0 0
2.4. Кредиты и займы 3600 3600 0
2.5. Эмиссия акций 0 0 0
2.6. Прочие денежные поступления 0 0 0
3. Расходование денежных средств: 105600 87900 -17700
3.1. Закупка сырья, материалов, комплектующих 45000 30000 -15000
3.2. Расходы по оплате труда 40000 40000 0
3.3. Инвестиции 6600 4900 -1700
3.4. Платежи в бюджет и внебюджетные фонды 9000 8000 -1000
3.5. Погашение кредитов и займов (сумма основного долга) 4000 4000 0
3.6. Выплаты процентов по кредитам и займам 1000 1000 0
4. Сальдо денежных поступлений и расходов (2-3) 10000 20700 +10700
5. Остаток денежных средств на конец периода (1+4) 18000 28700 +10700

В бюджет движения денежных средств предприятия отчетного периода был заложен финансовый профицит (превышение денежных поступлений над денежными расходами) в размере 10 млн.руб. Основной статьей денежных поступлений по плану являются поступления за реализованную продукцию — 96,9% от совокупных плановых поступлений денежных средств. Из структуры отчета о движении денежных средств становится ясно, что в отчетном периоде предприятие предполагало проводить курс на финансовую санацию (оздоровление), в частности, путем увеличения абсолютной ликвидности (отношения денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к величине текущих обязательств) и чистого оборотного капитала. Это следует, во-первых, из положительной величины сальдо финансовых потоков, заложенной в план (финансового профицита), и, во-вторых, из превышения погашения заемных источников финансирования над их привлечением в балансе кредитов. Так, предполагалось взятие кредитов на сумму 3,6 млн. руб. при погашении основного долга по имеющимся кредитам в размере 4 млн.руб. и выплате процентов по кредитам в размере 1 млн. руб., то есть вся сумма планируемого привлечения заемных источников финансирования направляется на реструктуризацию (или пролонгацию) имеющихся кредитных обязательств и на выплату процентов по ним без образования новой задолженности.

Фактические денежные поступления предприятия оказались больше запланированных на 10,7 млн. руб. за счет опережающего снижения текущих выплат над снижением денежных поступлений. Основной причиной снижения денежных поступлений явилось, по-видимому, снижение выручки от реализации, которое, как установлено при рассмотрении сводного отчета о финансовых результатах, в отчетном периоде. Для того, чтобы в новых условиях сбалансировать денежные поступления и расходы, предприятие сократило некоторые статьи расходов. Здесь необходимо отметить, что предприятие вовсе не вольно в выборе методов сокращения финансового дефицита. Ряд статей расходов денежных средств является или обязательными, или их сокращение чревато весьма неприятными последствиями. Так, в отчетном бюджетном периоде сохранились на плановом уровне расходы по выплате процентов и погашению кредитов. Денежные расходы сокращались по трем статьям включающим в себя: уменьшение выплат поставщикам сырья, материалов, комплектующих (с 45 млн. руб. по плану до 30 млн. руб. фактически); уменьшение платежей в бюджет (с 9 млн. руб. до 8 млн. руб.); сокращение финансирования инвестиций (с 6,6 млн. руб. по плану до 4,9 млн. руб. фактически). Необходимо обратить внимание на различие величин «затраты» и «денежные расходы», так же как и величин «выручка» и «денежные поступления». Так, фактический бюджет капитальных вложений составил 5 млн. руб. (см. табл. 47), в то время как денежные расходы за период по инвестициям — 4,9 млн. руб. (см. табл. 48). Превышение инвестиционных затрат над величиной денежных расходов по инвестиционной деятельности может быть вызвано двумя обстоятельствами — либо часть расходов покрывалась за счет неденежных активов (например, потребление материалов, купленных в прошлые бюджетные периоды), либо часть расходов была начислена, но не погашена (например, возросла величина расчетов с подрядчиками). Таким же образом разность между фактической выручкой от реализации (ПО млн. руб. — см. табл. 46) и денежными поступлениями от реализации (105 млн. руб. — см. табл. 48) объясняется изменением остатка дебиторской задолженности покупателей и заказчиков предприятия.

Следовательно, несмотря на меньшую величину денежных поступлений по сравнению с планом, предприятию удалось сохранить сбалансированность денежных поступлений и расходов и, в целом, выйти за бюджетный период на положительное сальдо денежных потоков в размере 20,7 млн. руб.

Анализ второй «выходной» формы финансового бюджета — отчета об изменении финансового состояния — позволяет установить отклонения фактических величин на конец отчетного бюджетного периода от плановых по отдельным статьям текущих (оборотных) активов и текущих пассивов (краткосрочных обязательств) и, в результате, определить, за счет каких статей оборотных активов и текущих пассивов наблюдалось отклонение показателей текущей платежеспособности (ликвидности) компании по сравнению с целевым («заложенным» в бюджет) уровнем (табл. 49). Отчет об изменении финансового состояния составляется на основе сравнительного (динамического) баланса на начало и конец отчетного бюджетного периода (начало периода (факт) — конец периода (план) — конец периода (факт)).

Таблица 49. Отчет об изменении финансового состояния за I квартал 2001 г. (в тыс. руб.)

Показатели

На начало периода (01.01.2001)

На конец периода (01.04.2001)

(1) (2) План (3) Факт (4) Отклонение факта от плана (5) = (4) - (3)
1. Текущие (оборотные) активы, всего 144300 175300 167000 -8300
1.1. Материальные оборотные средства (= (1.1.1) + (1.1.2) + (1.1.3)) 88300 101300 85300 -16000
1.1.1. Сырье и материалы 19000 32000 8000 -24000
1.1.2. Незавершенное производство 10000 12000 16000 4000
1.1.3. Готовая продукция 59300 57300 61300 4000
1.2. Расчеты и денежные средства (= (1.2.1) + (1.2.2) + (1.2.3) + (1.2.4)) 56000 74000 81700 7700
1.2.1. Дебиторская задолженность по поставкам продукции 47000 55000 52000 -3000
1.2.2. Денежные средства 8000 18000 28700 10700
1.2.3. Краткосрочные финансовые вложения (КФВ) 0 0 0 0
1.2.4. Прочие расчеты 1 000 1 000 1 000 0
2. Текущие пассивы (расчеты), всего (=(2.1)+(2.2)+(2.3)+(2.4)+(2.5)+(2.6)+(2.7)) 67000 92100 89100 -3000
2.1. Краткосрочные кредиты банков 22000 18000 18000 0
2.2. Кредиторская задолженность поставщикам сырья и материалов 15000 18000 16000 -2000
2.3. Расчеты с бюджетом 6000 11000 6000 -5000
2.4. Расчеты по оплате труда 10000 11000 13000 2000
2.6. Фонд потребления 0 10000 7000 -3000
2.7. Прочие расчеты 14000 24100 29100 +5000
3. Чистый оборотный капитал (=(1)-(2)) 77300 83200 77900 -5300
4. Коэффициенты ликвидности:        
• текущая ликвидность (= (1) / (2)) 2,15 1,9 1,87 -0,03
• срочная ликвидность (= (1.2)/ (2)) 0,84 0,8 0,92 0,12
• абсолютная ликвидность (= [(1.2.2)+(1.2.3)]/ (2)) 0,12 0,195 0,32 0,125
Справочно:        
а) текущая ликвидность        
оптимальное значение = 1,5-2,5        
минимально допустимое значение = 1        
б) срочная ликвидность        
оптимальное значение = 1        
минимально допустимое значение = 0,6-0,7        
в) абсолютная ликвидность        
оптимальное значение = 0,25-0,3        
минимально допустимое значение = 0,1        

На начало отчетного бюджетного периода:

• коэффициент текущей ликвидности предприятия находился в диапазоне оптимальных значений (по факту на 01.01.01 равен 2,15 против диапазона оптимальных значений от 1,5 до 2,5 (см. табл. 49);

• коэффициент срочной ликвидности был вполне приемлемым, хотя и несколько ниже теоретически оптимального значения (по факту на 01.01.01 равен 0,84 против диапазона оптимальных значений в районе единицы — см. табл. 49);

• коэффициент абсолютной ликвидности был значительно ниже оптимального значения (по факту на 01.01.01 равен 0,12 против диапазона оптимальных значений от 0,25 до 0,3 — см. табл. 49).

Следовательно, на момент начала отчетного бюджетного периода (по состоянию на 01.01.01) наблюдалась:

• общая сбалансированность величины ликвидных (оборотных) активов и текущих обязательств. Чистый оборотный капитал предприятия по состоянию на 01.01.01 составлял 77 300 тыс. руб. (см. табл. 49);

• неоптимальная структура оборотных активов, характеризовавшаяся «утяжеленной» долей материальных оборотных средств (сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции) и уменьшенной долей денежных средств. По состоянию на 01.01.01 «вес» материальных оборотных активов в совокупных оборотных средствах предприятия составлял 61,2%, а денежных средств — 5,54 %.

Финансовым планом (бюджетом) на I квартал 2001 г. было предусмотрено:

• достижение финансового профицита (положительного сальдо денежных поступлений и расходов) в размере 10 000 тыс. руб. (см. таблицы 48, 49). Так как фактический коэффициент абсолютной ликвидности на 1.01.01 г. близок к минимально допустимому значению (0,12 и 0,1 соответственно), то достижение существенного финансового профицита (сальдо текущих денежных поступлений и расходов) являлось основным приоритетом финансовой политики на отчетный бюджетный период;

• опережающий рост оборотных активов по сравнению с увеличением объема краткосрочных обязательств. За I квартал 2001 г. планировалось увеличение совокупных оборотных активов предприятия на 31 000 тыс. руб., а краткосрочных обязательств — на 25 100 тыс. руб. Соответственно, величина чистого оборотного капитала предприятия к 01.04. 01 должна была увеличиться до 83 200 тыс. руб., то есть на 5900 тыс. руб.

В результате плановые коэффициенты текущей платежеспособности (ликвидности) предприятия к концу бюджетного периода должны были быть сбалансированными (близкими к оптимальному значению). В соответствии с финансовым бюджетом на 01.04.01:

• коэффициент текущей ликвидности должен был снизиться до 1,9, оставаясь при этом в диапазоне оптимальных значений;

• коэффициент срочной ликвидности должен был несколько уменьшиться (до 0,8), оставаясь при этом в пределах допустимых значений;

• коэффициент абсолютной ликвидности должен был возрасти до 0,195.

При проведении план-факт анализа исполнения финансового бюджета следует принимать во внимание три основные особенности финансового планирования на промышленном предприятии:

1. Основной целью текущего финансового планирования является поддержание в соответствии с отраслевой и индивидуальной спецификой финансового цикла предприятия оптимальной сбалансированности:

• совокупной величины оборотных активов и краткосрочных обязательств (текущих пассивов);

• структуры оборотных активов (материальные оборотные средства — расчеты — денежные средства).

С точки зрения формального (количественного) подхода это означает, что при разработке проектов отчетных форм финансового бюджета целевыми ориентирами должны служить коэффициенты ликвидности на конец бюджетного периода, близкие к оптимальным (нормативным) значениям. При неоптимальном значении показателей ликвидности на начало бюджетного периода приоритетной целью финансовой политики является их «выведение» за бюджетный период к значениям, близким к оптимальным.

2. Теоретически существует мультивариантность способов «выведения» показателей ликвидности на уровень в районе оптимальных значений. Так, в нашем примере (см. табл. 49) увеличение коэффициента абсолютной ликвидности с 0,12 по факту на 01.01.01 до 0,195 по плану на 01.04.01 предполагается достичь за счет увеличения остатка денежных средств при одновременном увеличении объема краткосрочных обязательств.

Количественно это выглядит следующим образом (см. табл. 49). Фактическая величина денежных средств и краткосрочных финансовых вложений на 01.01.01 составляла 8 000 тыс. руб., а краткосрочных обязательств (текущих пассивов) — 67 000 тыс. руб. Соответственно, коэффициент абсолютной ликвидности на 01.01.01 равнялся 8000 / 67000 = 0,12. Плановое увеличение остатка денежных средств на 10000 тыс.руб. (до 18000 тыс. руб.), а текущих пассивов — на 25100 тыс. руб. (до 92100 тыс. руб.) должно привести к увеличению коэффициента абсолютной ликвидности до 0,195 (18 000 / 92 100).

То же самое значение целевого показателя абсолютной ликвидности от фактического значения на начало отчетного бюджетного периода теоретически можно достичь другими способами:

• увеличением денежных средств на 5 065 тыс. руб. (до 13 065 тыс. руб.) при стабильной величине краткосрочных обязательств (13 065 / 67 000) = 0,195, то есть путем простой реструктуризации оборотных активов;

• уменьшением краткосрочных обязательств на 25 974 тыс. руб. (до 41 026 тыс. руб.) при стабильной величине остатка денежных средств (8000 / 41 026) = 0,195

• одновременным уменьшением остатка денежных средств и краткосрочных обязательств. Здесь возможно бесчисленное множество вариантов от базового уровня (8000; 67000), например (7000; 35 897), (6000; 30 769), (5000; 25 641) и т.д. Значение коэффициента абсолютной ликвидности при указанных вариантах будет соответствовать плановому на конец бюджетного периода: (7000 / 35897) = (6000/ 30769) = (5000 / 25641) = = 0,195;

• увеличением остатка денежных средств при одновременном уменьшении краткосрочных обязательств. Здесь также возможно множество вариантов от уровня начала бюджетного периода в (8000; 67000), например (9000; 46154), (10000; 51282), (11000; 56410), (12000; 61538) и пр. Значение коэффициента текущей ликвидности при этих вариантах также будет равно плановому на конец бюджетного периода:
(9000/46154) = (10000/51282) = (11000/56410) = (12000/61538) = 0,195;

• одновременным увеличением остатка денежных средств и краткосрочных обязательств: (18000/92100) = (19000/97436) = (20000/102564) = 0,195.

Аналогично можно привести множество вариантов изменения величины и структуры оборотных активов и величины текущих обязательств, при которых коэффициенты текущей и срочной ликвидности будут соответствовать плановым на конец бюджетного периода. Отметим, что коэффициенты срочной и абсолютной ликвидности при заданном коэффициенте текущей ликвидности характеризуют лишь структуру оборотных активов, но не баланс оборотных активов и текущих обязательств, поэтому возможно путем одних лишь мер по изменению структуры оборотных активов в широких пределах варьировать целевые коэффициенты срочной и абсолютной ликвидности.

3. На практике, однако, финансовое планирование заключено в жесткие рамки при выборе способов достижения оптимальных (нормативных) показателей финансового состояния (ликвидности):

• во-первых, определенные ограничения «задаются» технологической динамикой производственного и финансового цикла предприятия. Например, компания не может работать совсем без складских запасов сырья и материалов или «заделов» незавершенного производства, или текущего остатка денежных средств на расчетном счете, или без наличия кредиторской задолженности по текущим поставкам материалов. Следовательно, само наличие последовательных стадий кругооборота капитала, обусловливаемое отраслевой и индивидуальной спецификой предприятия, уже определяет минимальный уровень «промежуточных» активов и обязательств (оборотных средств и текущих пассивов);

• во-вторых, и это главное, финансовый бюджет является составной частью сводного бюджета предприятия и взаимосвязан с другими основными подбюджетами (операционным и инвестиционным). При разработке проекта сводного бюджета эта взаимозависимость устанавливается и формализуется на стадии расчета уровня первичного финансового дефицита и последующей корректировки проектов операционного и инвестиционного бюджетов (см. главу 3 параграфы 3.16 и 3.17). Следовательно, плановые изменения отдельных статей оборотных активов и текущих обязательств обусловливаются не только параметрами финансового бюджета (целевыми коэффициентами ликвидности), но и показателями операционного и инвестиционного бюджетов. Так, величина денежных поступлений от реализации продукции, составляющая 96,9% совокупной суммы запланированных денежных поступлений (см. табл. 48), определяется параметрами операционного и собственно финансового бюджета:

величиной плановой выручки от реализации (параметр операционного бюджета), равной 120 000 тыс. руб. (см. табл. 46);

изменением остатков дебиторской задолженности покупателей и заказчиков за бюджетный период (параметр финансового бюджета), составляющей +8 000 тыс. руб. (см. табл. 49).

Соответственно, плановая величина денежных поступлений от реализации продукции, равная 112000 тыс. руб. (см. табл. 48), рассчитывается как разность между плановой выручкой от реализации и приростом дебиторской задолженности по отгруженной продукции: 120000 - 8000 = 112000.

Таким образом, даже на первом этапе анализа (общая спецификация отклонений) при сопоставлении плановых и фактических величин финансового бюджета необходимо помнить показатели исполнения других основных подбюджетов. Цели финансовой политики, заложенные в сводном бюджете, и степень достижения поставленных целей можно адекватно понять (с позиций аутсайдера, то есть «стороннего наблюдателя») только путем сопоставления всех плановых и отчетных форм по основным подбюджетам: по операционному бюджету — отчета о финансовых результатах (см. табл. 46), по инвестиционному бюджету — отчета об инвестициях (см. табл. 47), по финансовому бюджету — отчета о движении денежных средств (см. табл. 48) и отчета об изменении финансового состояния (см. табл. 49).

Фактически на конец отчетного бюджетного периода (01.04.01):

Коэффициент текущей ликвидности был равен 1,87 вместо 1,9 по плану, то есть отклонение является незначительным (см.табл. 49). При этом несколько меньшей по сравнению с планом оказалась по состоянию на 01.04.01 величина и совокупных оборотных активов (167 000 тыс. руб. по факту против 175 300 тыс. руб. по плану), и краткосрочных обязательств (89 100 тыс. руб. по факту против 92 100 тыс. руб. по плану). Отклонение по величине чистого оборотного капитала равнялось (-5300) тыс. руб. (77900 тыс. руб. по факту против 83200 тыс. руб. по плану). Если сравнить фактические показатели на 01.04.01 и фактические же показатели на 01.01.01, то окажется, что был рост примерно на одну и ту же величину и оборотных активов, и краткосрочных обязательств (22700 тыс. руб. и 22100 тыс. руб. соответственно). Следовательно, в отчетном бюджетном периоде наблюдалась «классическая» финансовая политика, когда рост оборотного капитала обеспечивается за счет краткосрочного привлечения средств, а инвестиции финансируются за счет долгосрочного заемного привлечения и собственных средств.

Коэффициент срочной ликвидности оказался выше запланированного на 12 пунктов (0,92 по факту против 0,8 по плану). При этом фактическая величина активных расчетов на 01.04.01 составила 53 000 тыс. руб., против 56 000 тыс. руб. по плану, то есть несколько уменьшилась. Следовательно, прирост по сравнению с планом фактического показателя срочной ликвидности на конец отчетного бюджетного периода явился следствием превышения запланированного остатка денежных средств.

Коэффициент абсолютной ликвидности равнялся 0,32, против 0,195 по плану. Фактическое значение коэффициента на конец отчетного бюджетного периода превышает диапазон оптимальных значений (0,25 — 0,3), что означает наличие избытка денежных средств на расчетном счете и в кассе предприятия по состоянию на 01.04.01. Под «избытком» в данном случае понимается не то, что эти средства не нужны предприятию (деньги, как правило, не бывают некстати), а то, что часть остатка на расчетном счете и в кассе не нужна для финансового обеспечения текущих хозяйственных операций и может быть инвестирована в производство — на закупки сырья и материалов, оборудования и пр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.069 с.)