Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проверочный расчет подшипников
Проверочный расчет предварительно назначенных подшипников выполняют отдельно для быстроходного и тихоходного валов. Пригодность подшипников сводится к расчету динамической грузоподъемности Cr и базовой долговечности Lh и сравнении полученных значений с допустимыми: и
8.1. Определение динамической грузоподъемности подшипника Cr Допустимая динамическая грузоподъемность подшипника Cr представляет собой постоянную радиальную нагрузку, которую подшипник может воспринять при базовой долговечности Lh, составляющей 106 оборотов внутреннего кольца. Значения указаны в приложениях для каждого типоразмера подшипника (прил. 8 – 13). В случае если в опоре устанавливают два подшипника (сдвоенный), то допустимую динамическую грузоподъемность определяют с учетом коэффициентов: – для шариковых подшипников: ; – для роликоподшипников: .
8.1.1. Определение эквивалентной динамической нагрузки RE Эквивалентная динамическая нагрузка RE учитывает характер и направление действующих на подшипник нагрузок, условия работы и зависит от типа подшипника. Формулу для определения данной нагрузки выбрать в зависимости от условия: (при ), (при ), где X – коэффициент радиальной нагрузки (табл. 41, 42); V – коэффициент вращения (V = 1 при вращающемся внутреннем кольце подшипника); Rr – радиальная нагрузка подшипника, Н (Rr = R Σ – суммарная реакция подшипника); Y – коэффициент осевой нагрузки (табл. 41, 42, прил. 10); Ra – осевая нагрузка подшипника, Н (табл. 45); K б – коэффициент безопасности (табл. 44); K Т – температурный коэффициент (табл. 43); е –коэффициент влияния осевого нагружения (табл. 41, 42, прил. 10).
Таблица 41
Таблица 42
Таблица 43
Таблица 44
8.1.1.1. Для радиальных шариковых подшипников Осевые составляющие радиальных нагрузок и осевую силу в зацеплении Fa воспринимает подшипник, ограничивающий осевое перемещение вала под действием этой силы и испытывающий осевое нагружение Ra, равное этой силе (табл. 45). Расчет выполняют только для подшипника с большей радиальной нагрузкой Rr (суммарной реакцией R см. эпюры). Далее расчет ведут в следующей последовательности: а) определить отношение ; б) определить коэффициенты e и Y по отношению (табл. 42); в) выбрать соответствующую формулу для определения RE.
8.1.1.2. Для радиально-упорных шариковых и роликовых однорядных подшипников В данном случае каждый подшипник вала испытывает свою осевую нагрузку Ra 1 и Ra 2, зависящую от схемы установки подшипников и соотношения осевой силы в зацеплении редукторной пары Fa и осевых составляющих радиальных нагрузок в подшипниках . Поэтому эквивалентная динамическая нагрузка рассчитывается для каждого подшипника () с целью определения наиболее нагруженной опоры.
Таблица 45
Далее расчет ведут в следующей последовательности: а) для шариковых радиально-упорных подшипников определить коэффициенты e и Y по отношению (табл. 42); для роликовых подшипников – выписать из прил. 10; б) определить осевые составляющие радиальной нагрузки : – для шариковых радиально-упорных подшипников: , ; – для роликовых конических подшипников: , . в) определить осевые нагрузки подшипников Ra 1 и Ra 2 отдельно для правого и левого подшипника вала в зависимости от схемы их установки и соотношения сил и Fa; г) определить отношение и ; д) по результатам сопоставлений и e, и e выбрать соответствующую формулу и определить эквивалентные динамические нагрузки ; е) сравнить значения , определить более нагруженный подшипник. 8.1.2. Расчетная динамическая грузоподъемность Cr определяется по формуле: где m – показатель степени: m = 3 – для шариковых подшипников, m = 10/3 – для роликовых подшипников; – срок службы привода выбирают в зависимости от графика нагрузки (см. распечатку ЭВМ), ч;
а 1 – коэффициент надежности (табл. 46); а 23 – коэффициент, учитывающий влияние качества подшипника и качества его эксплуатации (табл. 47); n – частота вращения внутреннего кольца подшипника соответствующего вала, об/мин (см. распечатку ЭВМ). Таблица 46
Таблица 47
Если в результате расчета выполняется условие , то предварительно выбранные подшипники пригодны для конструирования подшипниковых узлов. Если это условие не выполняется, то необходимо скорректировать расчет. Корректирование расчета Корректирование необходимо произвести при следующих результатах: 1. Если расчетная динамическая грузоподъемность рекомендуется увеличить С r одним из способов:
б) перейти из данного типа подшипника в другой, более грузоподъемный (например, вместо шариковых принять роликовые подшипники); в) увеличить диаметры 2-й и 4-й ступеней под подшипники. При этом надо учесть, что эта мера приведет к изменению размеров других ступеней вала. 2. Если расчетная динамическая грузоподъемность рекомендуется уменьшить С r одним из способов: а) перейти из средней серии в легкую серию данного подшипника, не изменяя диаметры 2-й и 4-й ступени под подшипники; б) перейти из данного типа подшипника в другой, менее грузоподъемный (например, вместо радиально-упорных шариковых принять радиальные шариковые). Уменьшать диаметры 2-й и 4-й ступеней под подшипники ни в коем случае нельзя, так как это повлечет уменьшение прочности вала. 8.2. Определение базовой долговечности Lh Требуемая долговечность подшипника Lh составляет: – для червячных редукторов ч; – для зубчатых редукторов – 12000 ч. Базовая долговечность Lh определяется по формуле: Определить пригодность подшипника из условия: , учитывая что ч.
Пример 1. Проверить пригодность подшипника № 208 быстроходного вала цилиндрического одноступенчатого косозубого редуктора.
Исходные данные: частота вращения вала n = 720 об/мин, осевая сила в зацеплении Fа = 580,761 H, реакция в наиболее нагруженной опоре R åmax= 1738,548 Н, V = 1, К б = 1,3, К Т= 1, = 1, = 0,7. Характеристики подшипника № 208: Сr = 32000 Н, С 0 r = 17800 Н, Х = 0,56, [ Lh ]=12000ч. 1. Определяем отношение , , в зависимости от полученной величины по табл. 42 интерполированием находим e = 0,227; Y = 1,96. 2. Определяем отношение , где Ra – осевая нагрузка подшипника, Н (Ra = Fa = 580,761 H); Rr – радиальная нагрузка подшипника, Н (Rr = R åmax = 1738,548 Н). 3. По соотношению выбираем формулу и определяем эквивалентную динамическую нагрузку подшипника: . . 4. Определяем динамическую грузоподъемность: – подшипник пригоден.
– подшипник пригоден.
Пример 2. Проверить пригодность подшипника № 7214 вала колеса конического одноступенчатого редуктора. Исходные данные: частота вращения вала n = 91,5625 об/мин, осевая сила в зацеплении Fа = 2345,4 H, схема установки подшипников – враспор, реакции в подшипниках R 1= 4870,1 Н, R 2= 18580,3 Н, V = 1, К б = 1,3, К Т= 1, = 1, = 0,7. Характеристики подшипника № 7214: Сr = 95900 Н, С 0 r = 82100 Н, e = 0,37, Y = 1,62, [ Lh ]= 10000 ч. 1. Определяем осевые составляющие: в опоре D: Н; в опоре C: Н. 2. Определяем осевые нагрузки подшипников по табл. 45 принимаем:
3. Определяем эквивалентную нагрузку подшипника C: так как , то для расчета применяем формулу: , где X = 0,4 – коэффициент радиальной нагрузки (табл. 41); Y = 1,62 – коэффициент осевой нагрузки (прил. 10); 4. Определяем эквивалентную нагрузку подшипника D: так как , то для расчета принимаем формулу: Дальнейший расчет ведем по подшипнику D, так как он оказался более нагруженным . 5. Определяем расчетную динамическую грузоподъемность С r: – подшипник пригоден. 6. Определяем долговечность подшипника: – подшипник пригоден.
Исходные данные: частота вращения вала n = 1460 об/мин, осевая сила в зацеплении Fа = 5731 H, схема установки подшипников – враспор, реакции в подшипниках R 1= 914 Н, R 2= 2099 Н, V = 1, К б = 1,3, К Т= 1, = 1, = 0,7. Характеристики подшипника № 7307: Сr = 48100 Н, С 0 r = 35300 Н, e = 0,32, Y = 1,88, α = 12º, [ Lh ]= 8000 ч. 1. Определяем осевые составляющие радиальной нагрузки подшипника для каждой из опор: в опоре A: Н, в опоре B: Н. 2. Определяем осевые нагрузки подшипников по табл. 45 принимаем:
3. Определяем эквивалентную нагрузку подшипника A: так как то для расчета принимаем формулу: 4. Определяем эквивалентную нагрузку подшипника B: так как , то для расчета принимаем формулу: , где X = 0,4 – коэффициент радиальной нагрузки (табл. 41); Y = 1, 88 – коэффициент осевой нагрузки (прил. 10). Дальнейший расчет ведем по подшипнику B, так как он оказался более нагруженным .
5. Определяем расчетную динамическую грузоподъемность С r: – подшипник непригоден. Так как , то утяжеляем подшипник, устанавливаем в фиксирующей опоре сдвоенный подшипник из двух подшипников № 7607 и проводим проверку подшипников фиксированной опоры на динамическую грузоподъемность. Характеристики подшипника 7607: С r = 76 кН, С r 0 = 61,5 кН, e = 0,296, Y = 2,026, α = 11º. 6. Определяем эквивалентную нагрузку подшипника B по формуле: . Так как отношение , то у подшипника работает только один ряд тел качения, поэтому расчет эквивалентной нагрузки рассчитываем по характеристикам (X, Y) однорядного конического подшипника. Базовую динамическую грузоподъемность определяем как умноженную на коэффициент 1,714, т.е. [ Cr ] = 1,714∙76 = 130,26 кН. Так как работает один ряд тел качения, определяем смещение точки приложения реакции по формуле: мм, где T, d, D – геометрические характеристики подшипника (прил. 10). Для того чтобы не производить повторный расчет реакций опор, смещаем подшипники фиксированной опоры на величину a. Подставив значения в формулу, определяем эквивалентную нагрузку:
7. Определяем динамическую грузоподъемность: Cr < [ Cr ], следовательно, данный подшипник пригоден для эксплуатации. 8. Определяем долговечность подшипника по формуле: 8000 ч < 8346,76 ч < 40000 ч – следовательно, подшипник пригоден для эксплуатации.
ШПОНОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Шпоночное соединение образуют вал, шпонка и ступица колеса (шкива, звездочки, полумуфты и др.). Шпонкапредставляет собой стальной брус, устанавливаемый в пазы вала и ступицы. Она служит для фиксации вращающихся элементов на валах, а также для передачи вращающего момента между валом и ступицей. Основные типы шпонок стандартизованы. Шпоночные пазы на валах получают фрезерованием дисковыми или концевыми фрезами, в ступицах – протягиванием. В проектируемом редукторе шпоночные соединения применяют на быстроходном валу – для установки полумуфты, на тихоходном валу – для установки зубчатого колеса и элемента открытой передачи (или полумуфты). Достоинства шпоночных соединений – простота конструкции и сравнительная легкость монтажа и демонтажа, вследствие чего их широко применяют во всех отраслях машиностроения. Недостаток– шпоночные пазы ослабляют вал и ступицу насаживаемой на вал детали. Ослабление вала обусловлено не только уменьшением его сечения, но главное, значительной концентрацией напряжений изгиба и кручения, вызываемой шпоночным пазом. Шпоночные соединения подразделяют на ненапряженные и напряженные. Ненапряженные соединенияполучают при использовании призматических и сегментных шпонок. В этих случаях при сборке соединений в деталях не возникает предварительных напряжений. Для обеспечения центрирования и исключения контактной коррозии ступицы устанавливают на валы с натягом. Напряженные соединения получают при применении клиновых и тангенциальных шпонок. При сборке таких соединений возникают предварительные (монтажные) напряжения. Основное применение имеют ненапряженные соединения.
Выбор шпонок В данном проекте применяют призматические шпонки по ГОСТ 23360–78 (прил. 14). В соединении призматическими шпонками рабочими являются боковые, более узкие грани шпонок высотой h. Сечение шпонки (b × h) выбирается по величине диаметра ступени вала в месте установки шпонки. По форме торцов различают шпонки со скругленными торцами – исполнение 1 (рис. 23, а), с плоскими торцами – исполнение 2 (рис. 23, б), с одним плоским, а другим скругленным торцом – исполнение 3 (рис. 23, в).
а б в Рис. 23. Шпонки призматические
Проверочный расчет шпонок Основным критерием работоспособности шпоночных соединений является прочность. Соединения призматическими шпонками проверяют по условию прочности на смятие и срез. На смятие рассчитывают выступающую из вала часть шпонки.
Расчет на смятие Вычислить напряжение смятия по формуле: где Т – крутящий момент на валу, Н м; d в – диаметр вала в месте установки шпонки, мм; l р – рабочая длина шпонки, мм (для шпонки 1 исполнения: ; для шпонки 2 исполнения: ; для шпонки 3 исполнения: ); t 2 – глубина паза втулки, мм; [sсм] – допускаемое напряжение смятия (выбирают в зависимости от вида соединения): – для переходных посадок [sсм] = 80–150 МПа; – для посадок с натягом [sсм] = 110–200 МПа.
Расчет на срез Напряжение среза вычислить по формуле: где Т – крутящий момент на валу, Н м; d в – диаметр вала в месте установки шпонки, мм; b – ширина шпоночного паза, мм; l р – рабочая длина шпонки, мм (для шпонки 1 исполнения: ; для шпонки 2 исполнения: ; для шпонки 3 исполнения: ); [τср] – допускаемое напряжение среза ([τср] = 0,6 [sсм], МПа; Если напряжения смятия окажутся более чем на 5% выше допускаемых, следует увеличить длину шпонки или установить две шпонки под углом 180° одна к другой. Если же напряжения будут значительно ниже, то можно принять меньший типоразмер шпонки. Материал шпонок – сталь чистотянутая с временным сопротивлением разрыву не менее 590 МПа.
ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ
Проверочный расчет спроектированного вала проводят на статическую прочность, на сопротивление усталости и на жесткость (червячный вал). Расчеты ведут в «опасном» сечении вала, который определяют по эпюре суммарных изгибающих моментов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.145 с.) |