Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «семья», её функции и типология
Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. В ней складывается внутренняя система оценок, ценностей, традиций и норм. Она выполняют защитную функцию, ограничивают пространство личной ответственности человека семейными рамками, формируют самосознание посредством усвоения образцов поведения. Она в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов членов семьи. Семья удовлетворяет индивидуальные потребности своих членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требование социума. Институт семьи – важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Он может противостоять как давлению общества на индивида, так и проявлению крайних форм индивидуализма. Поэтому и общество, и личность заинтересованы в укреплении семьи. Одновременно семья стремится к поддержанию своей автономии, борется за свое существование в социуме. Она является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменение в одном из элементов системы (например, во взаимоотношениях супругов) отражаются на всей семье. Институциональный характер семьи проявляется в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. То есть, возможно прогнозирование будущее конкретной семьи, опираясь на знания развития многих тысяч других семей. Понятие «семья» предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. С этой точки зрения семья рассматривается как малая группа, связанная взаимной моральной ответственностью и психологической поддержкой. Такой подход выражен в формулировке С.И. Голода, рассматривающего семью как «совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойствá» [25, С.21].
С.В. Ковалев подчеркивает несколько важных моментов при анализе данного понятия [8, С.30]. Во-первых, семья меняется со временем, в соответствии с переменами в обществе, хотя и является одним из стабильных социальных институтов в обществе. Во-вторых, малой группой семью можно назвать, потому что она вполне попадает под определение этого исходного элемента социума, отличаясь (интимно-личностным) характером объединения людей. И, в-третьих, социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в выполнении семьей репродуктивной и воспитательной функций, что гарантирует продолжение существования самого человечества. Независимо от культурно-исторического этапа развития человечества и типа семьи, ее сущность отражается в ее функциях, ролевом поведении ее членов. При анализе понятия «семья» понятие «функция» используется практически во всех своих значениях [43, С.14]: 1) роль, которую семья как малая группа и социальный институт выполняет по отношению к обществу; 2) внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом; 3) функция есть зависимость между процессами, происходящими в самой семье; 4) чаще всего функция семьи понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей. Фактически каждая функция соответствует некой потребности, например, потребности в любви, защите, общении, отцовстве и материнстве, духовной, физической близости и др. Существует множество классификации функций, выполняемых семьей. Все они имеют много схожего между собой в выделении и характеристике функций. Любая функция семьи по-разному проявляется на уровне индивида и общества. В силу своей полифункциональности семья объединяет индивидуальные, групповые и общественные интересы. Например, глубокое личное чувство взаимной любви дают начало новой жизни. Рождение ребенка означает продолжение рода, связь поколений. Одновременно с этим семья обеспечивает воспроизводство населения. Во многом благодаря семейному воспитанию ребенок достигает социальной и психологической зрелости.
Так, М.С. Мацковский предложил следующую классификацию: [25, С. 33]
Г. Навайтис подчеркивает, что часть функций семьи основывается на личном общении, взаимодействии конкретных людей. Удовлетворение соответствующих потребностей зависит от личностей членов семьи [см. тамже, С.35]. Каждый аспект семейной жизни обладает определенной значимостью для того или иного члена семьи. Однако какие-либо функции семьи выходят на первый план, становятся приоритетными. Эти установки формируются в родительской семье и регулируют поведение партнеров уже в период до заключения брака. В общей мотивации супружеского союза можно выделить четыре ведущих побудителя: нравственно-психологический, семейно-родительский, хозяйственно-бытовой и интимно-личный. Другие, часто неосознаваемые мотивы, тоже оказывают влияние на принятие решения о браке, но в качестве главных побуждений выступают вышеперечисленные. Супружество может иметь смысл нравственно-психологического союза: в партнере видится, прежде всего, друг, спутник жизни, единомышленник, разделяющий ваши взгляды и убеждения. Между членами семьи царит взаимопонимание и уважение, личность каждого оценивается по достоинству, независимо от того, взрослый это или ребенок.
Мужчина и женщина могут воспринимать свой брак как преимущественно хозяйственно-бытовой союз, считая, что главное в семье – хорошо налаженный быт, грамотное домоводство и крепкое хозяйство. Образное выражение этой установки – «Дом – полная чаша». Ориентация на брак как на семейно-родительский, педагогический союз исходит из того, что главная функция семьи есть рождение и воспитание детей. Для таких родителей характерна позиция детоцентризма, то есть повышенной материальной и духовной заботы о детях. Пристальное внимание уделяется и нуждам и интересам ребенка, изыскиваются средства для его разностороннего развития. Супруги могут рассматривать свой союз как интимно-личный, стремясь обрести любимого партнера. В такой семье большое значение придается взаимным симпатиям, любви, верности и постоянству привязанностей. С течением времени функции семьи изменяются, что особенно ярко продемонстрировал ХХ век. Если в прошлом приоритетом обладали совместное ведение хозяйства и продолжение рода, то сегодня на первом месте оказывается уже не экономическая и даже не биологическая, а социально-психологическая функция. Благодаря промышленной революции, развитию технологий и системы социальной защиты значимость хозяйственной функции постепенно утрачивается. В российской семье экономическая сторона ее жизнедеятельности подверглась существенным преобразованиям. При переходе к рыночным отношениям семья как хозяйственно-экономическая единица изыскивает альтернативы для своего выживания. Динамика семейных функций проявляется в том, что происходит перераспределение компетенции удовлетворения тех или иных потребностей между семьей и обществом. Функция воспитания детей частично передается детским образовательным учреждениям, для которых готовятся квалифицированные педагогические кадры. Хорошо развита сфера бытовых и оздоровительных услуг. Индустрия развлечений предлагает семье разные варианты использования свободного времени. В связи с информатизацией общества серьезные изменения претерпевает репродуктивная функция семьи [12, С.72]. Информационное производство предъявляет высокие требования к таким характеристикам работника, как интеллект, общая культура, здоровье, работоспособность, восприимчивость к новому и другое. Качество подготовки ребенка к жизни и труду в информационном обществе во многом зависит от усилий родителей. Поэтому усиливается тенденция сознательного ограничения рождаемости. Существенная тенденция последних десятилетий – отмеченное еще А.Г. Харчевым «разделение родительства и семьи», а точнее родительства и супружества [22, С.117]. В настоящее время имеется целый ряд социальных показателей, свидетельствующих об этой особенности семейных отношений в современной России. Среди них:
· распространение практики официально не регистрируемых отношений между молодыми людьми. Еще Маргарет Мид констатировала существование так называемого двухступенчатого брака. Первая ступень– гражданский, «индивидуальный» брак без рождения детей. Вторая – «родительский брак», который заключается с целью рождения детей, обычно он более прочный, чем первый вид; · увеличение количества молодых людей, не планирующих иметь детей и/или откладывающих их рождение. Согласно данным исследования, проведенным под руководством Т.А. Гурко в 2000 г., 6% женихов и 3% невест, ступающих в первый брак, были ориентированы на бездетность. В аналогичном исследовании 1991 г. таких респондентов не было совсем [6, С.38].; · увеличивается число семей с одним родителем (обычно матерью). Дирк Ван де Каа сформулировал перечень характерных перемен в состоянии семьи следующим образом: переход от «золотого века» брака к кохабитационному союзу, то есть сожительству; от пары «ребенок-король с родителями» к «паре королей с ребенком»; от одного доминирующего типа семьи к плюралистичности форм и семьи, и домохозяйства. Возрастает удельный вес персоналитарной функции. В семье создаются условия для развития творческого потенциала детей и взрослых. Особой ценностью признаются права и свободы личности. Однако такая функция как функция социализации по-прежнему сохраняет свое исключительное значение. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп [25, С. 58]. История каждой отдельной семьи показывает, что цели ее существования, в том числе и функции не остаются неизменными. Во-первых, со временем трансформируются потребности членов семьи. Во-вторых, семья развивается поэтапно, и в каждый момент жизненного цикла семьи какая-либо ее функция выходит на передний план. Семья – один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с регулированием взаимоотношений мужчины и женщины, с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала.
Понятие «семья» неразрывно связано с понятием «брак». В любом обществе – древнем или современном – семья формируется, как правило, через брак [27, С.101]. Брак – это санкционированный обществом имнтмно-семейный союз определенной продолжительности между мужчиной и женщиной, некая совокупность обычаев, регулирующих супружеские отношения. Брак представляет собой только отношения, а семья является еще и социальной организацией. Семья и брак – культурно-исторические явления, претерпевшие значительные изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений. Существующие типологии семей можно разделить на две группы [5, С.13]. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Здесь приводятся следующие основания для выделения типов семьи и брака и соответствующие им категории семей: 1) Принадлежность супругов к определенной социальной общности: а) эндогамия – партнер выбирается только из своей группы, б) экзогамия – партнер выбирается только из чужой группы; 2) Количество брачных партнеров: а) моногамия – союз мужчины и женщины, б) полигамия – брачный союз более чем двух партнеров, в) серийная моногамия – союз нескольких пар; 3) Юридическое оформление брачных отношений: а) официально зарегистрированный брак, б) фактический («гражданский») брак; 4) Структура власти в семье: а) традиционная патриархальная – абсолютное доминирование мужчины в семье; б) традиционная матриархальная – абсолютное доминирование женщины в семье; в) неопатриархальная – преобладание роли мужчины в семье; г) неоматриархальная - преобладание роли женщины в семье; д) эгалитарная – равенство позиций мужчины и женщины в семье. 5) Количество поколений в семье: а) однопоколенная – семья представлена двумя супругами; б) нуклеарная – форма моногамного брака с родителями и детьми; в) многопоколенная (расширенная) – семья, состоящая из родителей и детей, а также родственников периферии – дедушки, бабушки и т.д. 6) Наличие родителей: а) полная – наличие в семье двух родителей; б) неполная (материнская и отцовская); в) функционально неполная («квазинеполная») – один из родителей не выполняет свою функцию матери или отца (функцию родительства); г) особая (сложноорганизованная, смешанная), в том числе д) бинуклеарная. 7) Количество детей в семье: а) малодетная – семья с одним ребенком; б) среднедетная – семья с двумя детьми; в) многодетная – семья, имеющая 3-х и более детей. Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и, прежде всего, качество семейной жизни [48, С.29]. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки. 1. Качество выполнения семейных функций: а) нормально функционирующая; б) дисфункциональная – семья, не выполняющая своих основных функций. 2. Состояние психологического комфорта: а) благополучная - семья, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов; б) неблагополучная - тип семьи, в которой существует некоторое отклонение от норм, не позволяющее определить ее как благополучную. 3. Способность продуктивно разрешать семейные проблемы: а) зрелая – семья самостоятельно может решить возникшие проблемы; б) проблемная - семья, которая не способна продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии своего жизненного цикла ввиду нарушенного функционирования. Семья, в отличие от других малых групп, способна удовлетворить потребности в их комплексе, в их органичной целостности. Ради этого люди и объединяются в семейный союз. Отсюда и возникает чувство незаменимости семьи, а при ее распаде – сожаление и горечь утраты. Таким образом, социальный институт семьи – понятие сложное, неоднозначное. Существует множество его характеристик, которые дают различные науки и ученые. Тем не менее, все они сводятся к одной точке зрения, что семья – один из главных и древних институтов общества и, вместе с тем, та его маленькая часть, которая сплачивает нескольких индивидов в единое целое или малую группу. Успешное развитие семьи происходит за счет ее гибкого изменения во времени (на это указывает наличие множества видов семьи и форм брака) и отлаженного механизма выполнения функций данной системы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.034 с.) |