Социальная политика в отношении неблагополучных семей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная политика в отношении неблагополучных семей



Разработка эффективной социальной политики является одной из важнейших задач российского государства. От того, как будет решена эта задача, зависят не только условия жизни обычных людей, но и будущее социо-экономическое развитие страны, обеспечение национальной безопасности страны, сохранение российского государства.

Механизмы реализации социальной политики в России характеризуются, по мнению исследователей, реально существующими трудностями, такими как [51, С.19]:

•   достаточно большой разрыв между социальными проблемами в обществе и возможностями экономического, организационного и управленческого характера;

• противоречия между предписываемыми федеральными, региональными и местными властями целями и задачами социальной политики и реальными мерами по их осуществлению;

• противоречия между органами социальной политики центра и регионов, которые охватывают сферы компетенции, управления и организации конкретной работы и реализации социальных программ;

• противоречия, обусловленные явным несоответствием между необходимыми сегодня новыми информационными технологиями в управлении социальной сферой и современным состоянием управленческой деятельности всех трех уровней.

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации, формируется как ее самостоятельное направление и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Она призвана системно решать задачи укрепления семьи, семейных ценностей, обеспечения ее интересов в процессе общественного развития и защиты социально уязвимых семей.

Институциональные проблемы семьи эффективнее решаются с помощью специально организованной системы государственной семейной политики.

Что включает это понятие? В первую очередь действия, осуществляемые в сфере здравоохранения, образования и социальной защиты. В узком смысле сюда входят меры по поддержке семей с несовершеннолетними детьми (выплаты и пособия, налоговые льготы); обеспечение льгот для работников, имеющих семейные обязанности (пособия по уходу за ребенком, оплата листов по временной нетрудоспособности, декретный отпуск); создание системы дневного пребывания ребенка (детские сады, ясли, группы продленного дня, секции и кружки, летние лагеря); другие службы и льготы для семей с детьми в сфере социальной защиты, образования, жилищной политики; законодательство, непосредственно нацеленное на семью.

 Попытки выработать универсальное определение социальной семейной политики предпринимались отечественными авторами неоднократно. Их подходы, как правило, подчеркивают направленность целей социальной политики на поддержку того или иного типа семьи. Типы семьи выделяются, согласно А.И. Антонову, на основании критерия «полезности» для общества. Полезным объявляется тот основной тип, который конструирует собственно семью, успешно выполняющую специфические функции, например, детородная, социализирующая [2, С.183,184]. «Полезность» семьи для общества подчеркивается также и определении семейной политики, «как комплекса практических мер, представляющих семьям с детьми определенные социальные гарантии, цель которых улучшить благосостояние и обеспечить функционирование семьи в интересах общества» [42, С.211]. Дискуссия по этой проблематике продолжается и за рубежом, но внимание семейной политики все больше смещается в сторону заботы о благополучии всех типов семей вне зависимости от их «функциональности».

Р. Титмус предлагает свое определение семейной политики, понимая том этим, совокупность принципов, регулирующих деятельность государственных и негосударственных органов, направленную на достижение специфических целей посредством обеспечения благосостояния семьи, минимального уровня доходов и реализацию меры прогрессивного перераспределения ресурсов, чтобы добиться развития общества, реализуя, таким образом, принцип социальной солидарности. [22, С.45].

В зависимости от фокуса семейной политики и степени ответственности, принимаемой государством за семейное благополучие, Л. Хантрайз и           Л.Ф. Хардинг выделяют три ее типа: эксплицитный, имплицитный и негативный   [39, С.56]. Эксплицитная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики. Она содержит четко прописанные меры, нацеленные на семью и подразумевающие акцент на социальной защите в решении широкого круга проблем семьи. Также основана на принципе перераспределения, отличается высоким уровнем социально-политического контроля за состоянием семьи. Имплицитная семейная политика принимает во внимание проблемы семьи, но при этом отдельная сфера семейной политики не создается. Предпринимаемые меры избирательны. Негативная политика отвергает вмешательства в дела семьи, поэтому обосновывает отсутствие семейной политики, в то же время предпринимаются меры, в значительной степени влияющие на семью.

Тип семейной политики определяется согласованностью всех принципов, которыми руководствуется государство, определяя характер отношений с семьей, а также с действиями субъектов социальной политики в области оптимизации жизнедеятельности семьи. Социальная политика в сфере здоровья, образования, занятости непосредственным образом влияет на дела семьи и может привести к конфликту между целями каждой из отдельных сфер политики. То есть в семейной политике должны быть четко разведены подходы к основным социальным проблемам [34, С.214]. 

Признание семьи в качестве центра общественной системы, основного структурного образования российского общества, основного ресурса «самореабилитации» характеризует эксплицитную направленность семейной политики, декларируемую как на федеральном, так и на региональном уровнях. В то же время сфокусированность системы мероприятий «на специфических проблемах семьи, связанных с реализацией ее основных социальных функций: репродуктивная, экономическая, жизнеохранная, воспитательная [39, С.70], а также на обеспечение социальной защиты наиболее уязвимых групп населения свидетельствует об избирательности, имплицитности деятельности субъектов семейной политики.

Таким образом, из перечисленных выше проблем семьи в качестве таковых самой семьей отмечается наличие только экономических проблем, ослабление же репродуктивной или социализирующей функций семьи вызывает озабоченность в большей степени на государственном уровне в связи с ухудшением демографической ситуации в стране. Эксплицитная семейная политика не ограничивается лишь социальной защитой семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальная защита представляет собой лишь одно направление из общей системы мер и играет вспомогательную роль. Отказ от принципа патернализма в отношениях между семьей и государством предполагает разработку адаптационных механизмов для активизации возможностей семьи и укрепления ее как самостоятельного субъекта семейной политики. Фиксация же на проблемных семьях не позволяет обеспечить в содействии благополучию семьи и соблюдения ее интересов.

Важным условием эффективности семейной политики, по мнению Сидориной Т.Ю., является дифференцированный подход, учитывающий особенности социально-экономического развития страны, моделей и структуры семей, их доходов и потребностей [30, С.102]. И в то же время задачи стабилизации и развития института семьи обуславливают необходимость системного подхода к анализу происходящих в нем процессов, закономерностей ее развития. Поэтому по своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения государства и семьи в основных сферах жизнедеятельности общества

С правовой точки зрения, государственная семейная политика, а вместе с ней и защита семьи и детей формируется и развивается с учетом международных норм и стандартов. В настоящее время существует достаточно разветвленная правовая база в этой области как на международном уровне, так и в российском законодательстве. Основные положения относительно признания семьи естественной, первичной и основной ячейкой общества содержатся в следующих принятых ООН документах: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г.; Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, от 29 ноября 1985 г.; Конвенция о правах ребенка от  20 ноября 1989 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.; Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1990 г.

В нашей стране гарантом социальной защиты семьи, ее прав является Конституция Российской Федерации. Семье предоставляется полноценный социальный статус, ее интересы целенаправленно учитываются в процессе социально-экономического и культурного развития общества, деятельности органов власти, осуществления федеральных и региональных программ. Защита государством материнства, детства и семьи, закрепленная в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, носит комплексный социально-экономический и правовой характер, осуществляется путем принятия государством разнообразных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, обеспечению семейных прав каждого. Как конституционный принцип защита государством материнства, детства и семьи в России впервые была закреплена в 1977 г.

Ст. 1 Семейного Кодекса РФ, принятого Государственной Думой              8 декабря 1995 г. провозглашает, что: семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства; признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния; запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. При этом, особо подчеркивается, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи [29, ст.1].

Сущность, цели, принципы и основные направления государственной семейной политики закреплены Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики". [34].

Исходя из данного указа, государственная семейная политика основывается на положении о том, что: семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека; семья играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; необходимо учитывать интересы семьи и детей, а также принимать специальные меры их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; следует учитывать потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мерах государственной семейной политики в современных условиях. Поэтому основной объект государственной семейной политики – семья, предмет − совокупность специфических проблем семьи. Они отличаются от общих социальных проблем, характеризующих все население страны, и связаны с системой здравоохранения, образования, культуры, занятости.

Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

Государственная семейная политика имеет своей целью обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни. Она нацелена на смягчение экономических проблем семьи, на более полное удовлетворение ее нужд.

Государство обеспечивает единство реализации цели и принципов семейной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, среди которых можно выделить такие как [45, С.26]:

· Принцип самостоятельности, суверенности семьи, то есть независимость от государства, иных организаций;

· Принцип свободы выбора ролевых функций и типа семьи;

· Принцип равноправия в семье – достижение справедливого распределения семейных обязанностей между членами семьи, равенство возможностей;

· Принцип общественного договора – согласованная регламентация взаимоотношений семьи и государства по созданию нормальных условий для экономически активных членов семьи;

· Принцип единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях, то есть ее цели едины для все страны;

· Принцип социального партнерства – сотрудничество государственных органов с общественными объединениями для решения проблем семьи;

· Принцип преемственности – сохранение имеющихся социальных норм, льгот, достигнутых социальных гарантий;

· Принцип базисности, комплексности семьи – постановка семьи в центр общественной системы, повышение ее статуса;

· Принцип приоритета прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства.

В настоящее время основными направлениями государственной семейной политики являются: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей [34].

Создание эффективной и процедурно оформленной государственной концепции в этой сфере необходимо для четкого регулирования отношений семьи и государства. Семейная политика должна выступать в качестве общего принципа, который будет использован федеральным и местным правительствами для организации, структурирования и финансирования системы социальной защиты населения. Концепция государственных мер, направленных на регулирование системы семейных отношений, должна представлять научно-методический фундамент реальных технологий, отражая отношения между семьей как полноценным социальным субъектом и системой комплексной деятельности государства в отношении семьи. При этом следует также помнить об определении границ семьи для решения проблемы допустимого вмешательства в ее внутренние дела.

Одним из важнейших звеньев в социальной политике и в частности в государственной семейной политике является социальная защита населения. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.

Назначение системы социальной защиты в том, чтобы посредством нормативно-правовых, финансовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся категориям населения и отдельным людям.

В структуре реализации механизмов системы социальной помощи населению выделяют два глобальных уровня: законодательный и исполнительный, компетенция которых определена на государственном и региональном уровнях. Вся система выглядит следующим образом: высшие органы власти республик, краев и областей РФ и система местных администраций всех уровней, Президент РФ и его администрация, Правительство РФ. Эти законодательные и исполнительные органы определяют основные принципы социальной политики государства, обязательные социальные гарантии.

Важнейшими условиями создания эффективной системы социальной защиты населения является деятельность органов социальной защиты населения на уровне Федерации, региона, трудового коллектива, негосударственных общественных организаций.

Учреждения и организации социальной работы являются многоуровневой подсистемой и входят в общую систему социальной защиты населения.

Никитин В.А. считает целью деятельности организаций социальной работы в системе социальной защиты населения установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванными обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом [20, С.356].

Выделяя систему социальной защиты населения как гаранта благосостояния общества, нужно отметить, что фактически все его структуры, то есть институты государственной власти общественного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком смысле осуществляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасности.

Итак, мы можем отметить, что социальная политика в отношении неблагополучных семей выстраивается и осуществляется в рамках государственной семейной политики, во взаимодействии нормативно-правовой базы и системы социальной защиты семьи и детей, социальных учреждений, центров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.016 с.)