Организация социальной работы с 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация социальной работы с



НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

 

Студента 5 курса заочной формы обучения

Емельянова Николая Сергеевича

___________________________________________________________________

Научный руководитель

к.ф.н., доцент

Казакова Светлана Петровна

 

 

КАЛУГА 2020 г


Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы семейного

   неблагополучия ………………………………………………………….  8

1.1. Понятие «семья», ее функции и типология.………………..8

1.2 Характеристика неблагополучных семей, критерии и                     показатели семейного неблагополучия…………….…………………...18

Глава II. Государственная система органов социальной работы с                                       неблагополучными семьями………………………………….………….29

2.1 Социальная политика в отношении

неблагополучных семей ………………………………………………....29

2.2 Система органов социального обслуживания семьи и

  детей и их роль в решении проблем семейного неблагополучия……...38

Глава III. Организация деятельности социальных служб помощи                             семье и детям в Калужской области……………….……………............48

3.1 Положение семьи и детей, оказавшихся в трудной

жизненной ситуации, и организация работы с ними в Калужской

области.........................................................................................................48

3.2 Сравнительный анализ деятельности учреждений

   социального обслуживания семьи и детей Калужской области по

   организации социальной работы с неблагополучными семьями …….57

             3.3 Исследование эффективности деятельности Калужского областного центра помощи семье и детям «Доверие» ……...……….  70

Заключение……………………………….…………………………….81

Список литературы…………………………………………………… 85

Приложения…………………………………………………………….90

 

                                                                               

                                

Введение

Семья считается одним из фундаментальных институтов общества, наряду с институтом политики, экономики, религии, образования. Одновременно она выступает малой группой – сплоченной и стабильной, первичной средой индивида. В ее основе лежат функции защиты и удовлетворения жизненных потребностей своих членов. Но в результате значительных перемен последних лет в обществе и соответственно в жизни каждой семьи произошли глубокие изменения. Наблюдается резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание. Углубляется дезорганизация жизни семьи, возрастает нестабильность браков. В таких условиях эффективность выполнения семьей своих обязанностей и функций снижается. Современная семья является настолько сложной системой со столь неоднозначными функциями, что даже в процессе ее нормальной жизнедеятельности и развития ей приходится переживать критические ситуации и сложности, когда она нуждается в помощи специалистов.

Процесс развития и изменения семьи, обеспечивающий трансляцию социальных  ценностей от поколения к поколению, тесно связан с вопросами стабильности общества. Кризис состояния семьи требует усиления внимания к ней со стороны государства, общественных организаций, всего общества. Именно с решения острейших проблем этого социального института, с пониманием причин их возникновения возможно повышение благосостояния людей.

 Наиболее распространенным является определение семьи, данное А.Г.Харчевым, – это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности [17, С.129, 132]. Здесь, с социологической точки зрения, семья рассматривается как сложная система социального функционирования индивидов, как основной элемент общества среди других его институтов. При этом в социологической литературе существует много типологий семьи, где наряду с такими видами семьей, как молодая семья, семья среднего возраста, старшего возраста, бездетные семьи, нуклеарные семьи и другие, выделяют семьи, которые можно отнести к неблагополучным. Это такие семьи, как неполная семья – в ней отсутствует один из супругов, что оказывает влияние на морально-психологическое состояние ребенка. Также это девиантные семьи, где их члены алкогольно - или наркозависимы или являются правонарушителями; конфликтные семьи – в них причиной внутрисемейных проблем социологи видят и экономические трудности совместной жизни, и психологические мотивы, возникающие с течением времени из-за несовместимости и антипатии [47, С.69].

Отечественный психолог В. Дружинин определяет понятие «нормальная семья», понимая под этим семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членов и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Все остальные типы семей, где эти условия не выполняются, Дружинин считает аномальными [8, С.14].

Н.Н. Посысоев, с психолого-педагогической точки зрения, отмечает сущность содержания понятия «проблемная семья». Это те семьи, которые не способны продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии своего жизненного цикла ввиду нарушенного функционирования. Он же характеризует дисфункциональную семью, как плохо или вовсе не выполняющую основные семейные функции, что может явиться причиной дисфункционального, дезадаптированного поведения членов семьи [25, С.208].

В специальной литературе по работе с неблагополучной семьёй дается определение понятия семья «группы риска» – тип семьи, в которой существует некоторое отклонение от норм, не позволяющее определить ее как благополучную. Отклонения не являются дезадаптирующим фактором, но осложняются другими отрицательными характеристиками. Такие семьи занимают промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями [49, С.13].

Таким образом, в психологической, социологической, педагогической литературе существуют разные точки зрения к пониманию сущности неблагополучной семьи. В ряде случаев можно встретить характеристику таких семей как: проблемная, дисфункциональная, семья «группы риска», конфликтная семья, неполная семья и другие.

В федеральном законе № 120 – ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» под неблагополучной семьей понимается семья, где возникают определенные сложности в условиях воспитания детей и жизнедеятельности в целом. В данном нормативно-правовом акте в качестве источника социально опасного положения семьи рассматривается не только состояние субъектов – родителей, но и состояние объекта – детей. Таким образом, под неблагополучными семьями понимают семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [35, ст. 1].

Однако какие бы характеристики и виды неблагополучных семей ни определяли, это явление имеет место быть во многих семьях. То есть семейное неблагополучие в различных своих аспектах явление нелокальное. На территории многих субъектов Российской Федерации проживают неблагополучные семьи. Специфика их жизнедеятельности, проблем, причин неблагополучия схожа у многих семей.

Сегодня социальная работа с семьей, находящейся в социально опасном положении, строится на основе современного гуманистического подхода к общественным отношениям, который предусматривает поддержку членов семьи в их самоощущении, самопознании, рефлексии и самосовершенствовании; содействие в создании психологических, нравственных, гуманистических и культурных условий, необходимых семье для существования и развития; помощь в построении нормальных гуманистических отношений, установления стабильного и благоприятного психологического климата в семье [18, С.17].

В целом, мы можем отметить, что указанные выше точки зрения, подходы к пониманию проблемы семейного неблагополучия создают определенное представление о тех семьях, которых можно отнести к неблагополучным. Тем не менее, на наш взгляд, остаётся недостаточно исследованным и раскрытым процесс организации социальной работы с такой семьей. Данное обстоятельство повлияло на выбор нами темы исследования: «Организация социальной работы с неблагополучными семьями».

Цель исследования – описать процесс организации социальной работы с неблагополучными семьями.

Объект исследования – социальная работа с неблагополучными семьями.

Предмет исследования – организация деятельности органов социальной защиты по работе с неблагополучными семьями.

 Цель, объект и предмет исследования способствовали определению      таких задач исследования как:

1. Рассмотреть институт семьи, определить его функции и типологию;

2. Выявить специфику семейного неблагополучия;

3. Раскрыть направления социальной политики в отношении неблагополучных семей;

4. Описать систему органов социального обслуживания семьи и детей;

5. Провести сравнительный анализ деятельности учреждений Калужской области по организации социальной работы с неблагополучными семьями;

6.  Исследовать эффективность деятельности Калужского областного центра помощи семье и детям «Доверие» и выработать рекомендации по повышению эффективности их деятельности.

 Характер работы, ее цель и задачи определили выбор таких методов как источниковедческий и сравнительно-аналитический, метод реконструкции целого по частям (синтез), который позволяет свести в единое целое наиболее важные взаимосвязи данной проблемы, а также метод анкетного опроса.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации знаний о проблеме семейного неблагополучия, в описании системы органов социального обслуживания неблагополучных семей, в определении эффективности их работы.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов при разработке специальных социальных программ, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, снижение его негативных последствий, а также при написании студентами курсовых работ и рефератов.

Структура работы соответствует логике научного исследования и состоит из введения, трех глав, из которых первые две включают два параграфа и третья глава – три параграфа, заключения, списка литературы и приложений.

Первая глава – «Теоретические аспекты семейного неблагополучия». В ней рассмотрено понятие «семья», ее функции и типология, а также дана характеристика неблагополучных семей.

 Во второй главе –   «Государственная система органов социальной работы с неблагополучными семьями» раскрыты направления социальной политики в отношении неблагополучных семей, установлена система органов социального обслуживания семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Третья глава  – «Организация деятельности социальных служб помощи семье и детям в Калужской области» посвящена описанию положения семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в Калужской области, сделан сравнительный анализ деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей Калужской области по организации социальной работы с неблагополучными семьями, а также проведено исследование эффективности деятельности центра социального обслуживания семьи и детей.

В заключении сделаны соответствующие выводы, подведены итоги проведенного исследования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.018 с.)