Социального обслуживания семьи и детей Калужской области по организации социальной работы с неблагополучными семьями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социального обслуживания семьи и детей Калужской области по организации социальной работы с неблагополучными семьями



В ряде учреждений социального обслуживания города Калуга существуют отработанные, доказавшие свою эффективность технологии оказания помощи семьям, находящимся на разных стадиях неблагополучия. Это раннее выявление проблемных семей, коррекция кризисных явлений, реабилитация, патронаж семьи, а также периодическое оказание помощи в зависимости от ситуации.

Для реализации всего комплекса услуг и технологий Центр имеет в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра.

1. Отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования предназначается для выявления потребности граждан, обратившихся в Центр, в конкретных видах социальных услуг, выявления таких потребностей у семей и детей, проживающих на территории обслуживания, информирования жителей об услугах, предоставляемых Центром, анализа реальной и перспективной потребности в них.

§ рекламно-пропагандистская работа;

§ аналитико-прогностическая работа;

§ информационная работа;

§ методическая работа.

2. Отделение социально-экономической помощи создается для оказания нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.

3.   Отделение медико-социальной помощи создается для осуществления: социального патронажа беременных женщин и кормящих матерей, семей, где имеются лица с нарушениями психического здоровья, злоупотребляющие алкоголем, принимающие наркотики, а также прошедшие курс лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании; индивидуальной работы с подростками и молодежью по предупреждению и избавлению от вредных привычек, по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка и иного.

4. Отделение психолого-педагогической помощи образуется для обеспечения: патронажа семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия; оказания помощи родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов; консультирования по психолого-педагогическим вопросам (особенности возрастного и индивидуального развития детей, преодоление педагогической запущенности, семейных конфликтов, методика семейного воспитания, выбор профессии и жизненное самоопределение, межличностные и внутрисемейные отношения и др.);

5. Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков создается с целью осуществления социального патронажа дезадаптированных детей и подростков, склонных к асоциальным поступкам, противоправному поведению, а также социальной помощи детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Кроме того, для решения поставленных задач в центре организована отдельная структурная единица – Комплексная выездная консультативная группа. В ее состав входят специалисты учреждения – специалист по социальной работе, методист, психологи, юрист, инструктор по лечебной физической культуре, логопед-дефектолог, педагог, врач-гинеколог, педиатр. Работа КВКГ выстроена в соответствии с разработанным специалистами списком тем, отражающих специфику социальной работы в рамках осуществления различных технологий работы с неблагополучными семьями.

Условно можно выделить две основные целевые аудитории деятельности Группы – это специалисты социальных учреждений области, а также широкие слои населения области (прежде всего родители, педагоги). Состав Группы может варьироваться в зависимости от потребностей аудитории. Деятельность КВКГ осуществляется как на базе центра, так и в учреждениях и организациях муниципальных образований области. Запрос на работу Группы направляется администрации Центра от учреждения социального обслуживания, образования, здравоохранения, а также администрацией муниципальных образований области. 

Технологии, используемые в центре социальной помощи семье и детям «Доверие», довольно многообразные ввиду наличия различных категорий клиентов. В зону информационного, профилактического и реабилитационного воздействия Центра отнесены следующие целевые группы:

§ беременные женщины, социально-психологическое состояние которых может сказаться на развитии и воспитании ребенка в дальнейшем;

§ семьи с детьми до 10 лет, находящиеся на этапе раннего семейного неблагополучия;

§ семьи с детьми от 10 до 14 лет, относящиеся к семьям группы риска;

§ семьи с детьми от 14 до 18 лет, находящимися на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.

В рамках развития инновационной деятельности специалистами центра «Доверие» за последние три года было разработано более 6 программ по социальной поддержке семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Из них наиболее востребованными являются следующие.

 Так, для подростков 10-14 лет разработаны две программы «Крестики-нолики» – программа комплексной социально-педагогической помощи несовершеннолетним детям и подросткам из неблагополучных семей (с 2010 года прекращает свое функционирование), а также «Мальчишки и девчонки, а в будущем – родители!», направленная на формирование ответственного отношения к будущей семейной жизни и родительству у детей и подростков.

Известно, что ожидание и появление ребенка влияет на взаимоотношения между супругами и может стать большим испытанием для молодой семьи. Для этого были разработаны и эффективно внедрены социальные программы для семей, ожидающих появление ребенка – программа медико-социальной, психологической помощи беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Живана», а также программа подготовки семейных пар к родам и родительству «Дарящие жизнь». Эти программы являются эффективной мерой ранней профилактики неблагополучия в семьях, так как способствуют современному формированию родительской позиции молодых супругов в период ожидания ребенка.

Для разрешения кризисных моментов в жизни семьи при появлении первенца и повышения родительской компетенции написана и апробируется программа деятельности клуба для молодых родителей, имеющих детей младенческого и раннего возраста «Молодая семья». Она позволяет более эффективно адаптироваться к новым для них социальным ролям отца и матери.

В период взросления детей важно суметь своевременно и адекватно отреагировать на изменение отношений и взаимодействия с ребенком. Для того чтобы поддержать родителя в этой ситуации, работают специалисты в рамках образовательной программы по вопросам репродуктивного воспитания в семье «Родительский форум». Особой родительской аудиторией, нуждающейся в специфической поддержке, являются приемные родители, для которых разработана и реализуется программа «Школа приемного родителя».

В рамках проведения вышеуказанных программ помощи и поддержки в центре «Доверие» осуществляются различные технологии. Среди них можно выделить следующие.

Коррекционно-реабилитационная технология. Для того чтобы преодолеть последствия социальной дезадаптации семьи, необходимо ее включение в ряд специальных коррекционных социально-психологических программ. В этом случае социально-психологическая коррекция выступает как направление социальной реабилитации семьи.

К задачам реабилитации относят:

· возвращение семьи к активной жизни в обществе, так как чаще всего семья, оказавшаяся в социально опасном положении, находится в состоянии глубокой социальной дезадаптации. Это проявляется в нарушении норм морально-нравственного поведения, деформации системы внутренней регуляции и социальных установок, разрушению ценностей;

· адаптация к условиям и нормам общественной жизни;

· формирование адекватного, четкого функционирования семьи.

В связи с этим можно говорить о единых концептуальных основах социальной коррекции и реабилитации. Эффективность этих технологий обеспечивается при соблюдении определенных условий.

Первое из них – это согласие семьи (или отдельных ее членов) на помощь и поддержку. Второе условие – активная и добровольная позиция членов семьи в решении семейных и личных проблем. Специалисты центра лишь помогают осознать суть проблем и трудностей, создают условия для их решения. Третьим условием при организации коррекционно-реабилитационных мероприятий является сотрудничество семьи и специалиста, который выступает в качестве посредника, куратора, попечителя, обеспечивающего процесс совместного продвижения к цели – конструктивному решению проблем.

Методологическими основаниями организации коррекционно-реабилитационной работы с семьями выступают индивидуальный подход, безоценочный и системный подходы.

При работе с неблагополучной семьей используется технология семейной терапии [46, С. 85]. Серь­езное расхождение в семейно-брачных установках может оставать­ся не выявленным довольно долго, однако в переломные моменты семейной жизни или под влиянием внеш­них трудностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различных моделей семьи (эгалитарных или патриархальных), име­ют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социаль­но-психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликт­ного общения.

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и ин­тервью, групповой психотерапии или игровой терапии.

К активно применяемым методам относится так называемая да-терапия – аутодиагностическая и психокоррекционная ме­тодика, при помощи которой конфликтующие супруги рацио­нализируют свои в целом негативные эмоционально-психиче­ские взаимоотношения [3, С. 42]. В ходе ее осуществления предлагается ответить «да» или «нет» на ряд четко сформулированных во­просов относительно различных сторон взаимоотношений суп­ругов. В результате баланса своих положительных или отрица­тельных ответов супруг может смягчить свое отношение к дру­гому супругу, которого привык обвинять во всех грехах, и оп­ределить свои истинные намерения –­ хочет ли он улучшения отношений или развода. Другая диагностическая методика –­ популярный в западной практике метод «скульптурной группы»: члены семьи визуализируют свое представление о семейных взаимо­отношениях, создавая скульптурную группу, причем при об­суждении места в ней каждого члена семьи он реально оцени­вает свою позицию в ней и несовпадение своей оценки с оцен­кой других [31, С. 73].

Одна из многосторонних методик в рамках технологии семейной   терапии –­ построение генограммы се­мьи. Это схема семейной истории, создаваемая по опреде­ленным правилам и отражающая взаимоотношения в поколени­ях прародителей, родителей и в самой  исследуемой семье. Этот процесс довольно увлекателен –­ составление своего генеалоги­ческого дерева является одной из глубинных потребностей лю­дей. Кроме того, в ходе его создания вместе со специалистом и при его участии члены семьи, возможно, практически не общавшиеся в течение длительного времени, вовлекаются в еди­ную деятельность, дополняя друг друга. Наконец, итоговая кар­тина обладает значительной информативностью: чрезмерное количество вдов или случаев разводов в восходящих боко­вых ветвях семьи могут свидетельствовать соответственно о не­гативной биологической предрасположенности либо о наличии врожденных личностных проблем.

Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осоз­нать и признать необходимость изменения их семейных взаимоот­ношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на само изменение, преодоление собственных нежелательных стереотипов.

Одной из основных технологий работы с семьями технология индивидуальной работы. Она базируется на контактных методах (беседа, психологическое консультирование) и дистантных методах (телефонное консультирование, консультативная переписка).

Перед консультированием стоят следующие задачи. Во-первых, важно помочь клиенту перейти из состояния смятения, внутреннего беспорядка к ощущению целостности, то есть структурной упорядоченности внутреннего мира клиента. Во-вторых, специалист психолог-консультант должен сделать возможным для клиента шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к той или иной проблеме. В-третьих, клиент в итоге должен принять на себя   ответственность за происходящее с ним, за свою жизнь.

Но описанные технологии не всегда доступны ввиду того, что клиент находится территориально далеко от социального учреждения или не в состоянии прийти в центр по тем или иным причинам. Тогда работа с клиентами осуществляется с помощью телефона доверия и консультативной переписки.

Также важным элементом программы социального сопровождения семей выступает технология работы с группой. Она имеет свои преимущества, а именно: возможность охватить большое количество клиентов за одну встречу, в групповой работе не только специалист оказывает поддержку семье, но еще и группа превращается в дополнительную опору для личности. Также каждый участник групповой дискуссии по той или иной проблеме находит ответы на свои вопросы, сопоставляет свое поведение с поведением другого человека, оказавшегося в подобной ситуации, может взглянуть на события своей жизни с другой стороны.

При организации групповой работы с семьями нужно отметить, что существуют две модели формирования групп:

● семейные группы, работа в которых ведется с членами одной семьи;

● функциональные группы – это группы, функционирующие на постоянной основе и включающие в себя членов разных семей, объединенных единством проблемной ситуации.

В зависимости от цели и содержания групповой работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, специалисты обращаются к различным формам и методам. Это информационная беседа, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, тренинговые занятия.

В рамках Калужского областного центра помощи семье и детям «Доверие» относительно недавно разработана и осуществляется технология ранней профилактики семейного неблагополучия [27, С.12]. Под ранней профилактикой понимается деятельность по предупреждению социальной проблемы, отклонения или удержания их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика, прежде всего, направлена на предупреждение возможных физических, психологических или социокультурных трудностей у отдельного человека и семей различных категорий; сохранение поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие в достижении ими поставленных целей.

Основной целью технологии является сопровождение семей на разных этапах ее жизнедеятельности. При осуществлении работы используются три группы методов: массовые, групповые и индивидуальные. К массовым относятся: акции, конкурсы, информационные кампании; к групповым – лекции, мастер-классы, беседы и дискуссии, ролевые игры и другие, к индивидуальным – диагностика и консультирование.

Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Надежда» имеет следующие структурные и организационные характеристики:

1. Администрация Центра. Занимается планированием деятельности, контролирует ее исполнение, занимается расстановкой кадров, обучением и сбором статистик, координирует деятельность подразделений, оценивает ее эффективность.

2. Отделение диагностики, социальной и правовой помощи семье и детям. Это первичное звено, куда поступает информация о социально сложных ситуациях. Целью его является устранение социальных, психолого-педагогических факторов, негативно влияющих на функционирование семьи, формирование личности и жизненной позиции несовершеннолетнего. Включает в себя:

§  группу диагностики и социального патронажа, где выявляются и анализируются причины дезадаптации, разрабатываются и реализуются индивидуальные и групповые программы социальной реабилитации, ведется социальное консультирование. По данным на третий квартал 2019 г. на учете состояло около 1049 семей, в которых более 1000 детей;

§ службу социально-правовой помощи. Специалисты консультируют по правовым, юридическим, психологическим, педагогическим вопросам.

3. Отделение дневного пребывания несовершеннолетних с 7 до 14 лет включительно (на 20 мест) из семей социального риска. Цель: психологическая, педагогическая, социальная поддержка детей, проживающих в семье, но оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полустационарных условиях проживания. Задачи: восстановление учебной мотивации и социокультурных интересов; организация досуга и развитие творческого потенциала (проводятся мероприятия по профилактике здорового образа жизни, борьбы со СПИДом, организуются летние оздоровительные лагеря и др.), а также коррекция эмоционально-волевой сферы, преодоление проблем в общении и другое.

 4. Стационарное отделение социальная гостиница для детей в возрасте от 15 до 18 лет (приют) на 10 мест. Несовершеннолетние принимаются на основании письменного договора, заключенного между их представителями и администрацией центра, а также положения о социальной гостинице, утверждаемого директором учреждения.

5.  Отделение социальной помощи семье и детям.

Цель: профилактика безнадзорности несовершеннолетних, организация досуга несовершеннолетних (с 6 до 14 лет). Оно совмещает функции отделения диагностики, социальной и правовой помощи семье и детям и отделения дневного пребывания несовершеннолетних. В отделении действует группа дневного пребывания (12 чел.). Работа ведется в кружках – творческая мастерская «Чудесница», спортивная секция «Подвижные игры», художественная группа «Веселая кисточка». Отделение сотрудничает со школой, милицией, КДН и др.

С детьми из неблагополучных семей в первую очередь занимаются социальные работники, которые входят в семью, то есть ведут социальный патронаж (предварительный, первичный, заключительный). Они оценивают степень благополучия семьи. Для социального работника важно закрепить в сознании членов семьи какие-либо положительные результаты реабилитации. Если специалист не может сам справиться с ситуацией, то к работе подключаются не только все члены семьи, но и специалисты разного профиля (психолог, психиатр, логопед, юрист и иные). Формы и методы работы с семьей различные: от убеждений до юридических механизмов воздействия на семью, например, угроза лишения родительских прав. По окончании работы подводятся ее итоги, корректировка с членами семьи реабилитационной программы. После снятия с учета дети продолжают ходить в Центр по своему желанию, а за семьей (в зависимости от ситуации) ведется контроль.

В отделении осуществляется консультирование: социальное; педагогическое; о предоставляемых услугах и работе Центра. Летом действует оздоровительный лагерь.

Психологи, логопеды и социальные педагоги, юрист, психотерапевт Центра ведут прием и консультации (по записи и анонимно) для всех детей      г. Калуга, обращающихся за психологической, социальной и др. помощью. Центр распространяет информацию о своей деятельности в школах, в буклетах, дает объявления в газетах.

 Приоритетным направлением деятельности центра является расширение круга обслуживания несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию. То есть показателем эффективности деятельности учреждения можно назвать не только качество проведенной работы и ее результаты, но и количество детей, прошедших курс реабилитации или получивших какой – либо другой вид помощи [Приложение 2].

В МУ Специализированном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Надежда» используется множество различных технологий социальной работы с ребенком и его семьей. Среди них можно выделить:

Технологии социальной диагностики в работе с клиентом (семья, ребенок). Это деятельность по распознанию и анализу патологий и проблем, процесс такого анализа с формированием обоснованного заключения о проблеме. Это наиболее важные методы работы в центре. Главная цель – определение социальной проблемы и нахождение правильных средств для ее разрешения. Специалисты по социальной работе центра не занимаются только социальной диагностикой, они наряду с другими обязанностями выполняют функцию диагноста. Эти технологии в значительной степени определяются умениями и навыками специалистов.

Начальный этап диагностики – жалоба несовершеннолетнего или его близких, то есть появление социальной проблемы. Сбор и анализ данных о социальной ситуации, в результате чего определяются истоки и причины зарождения социальной проблемы, получают текущие данные о ней. Здесь специалист может привлечь к социальной диагностике специалистов смежных областей деятельности: психологов, психиатров, юристов и других. Заключительный этап – постановка социально диагноза подведение итогов работы.

Большое значение имеют технологии психоло­гической диагностики и коррекции. Работникам центра приходит­ся сталкиваться с двумя главными психологическими проблемами: отставание ребенка в психическом развитии и преодоление послед­ствий его психической депривации.

Так как социальные и психологические проблемы проявляются у детей в разной степени и в различных формах, то реабилитация проводится индивидуально для каждо­го ребенка. Специалисты используют два способа психологической реабилитации: групповой и индивидуальный. Участие ребенка в психокоррекционных группах способствует его личностному рос­ту, самораскрытию, приобретению определенных знаний, умений, навыков, прежде всего умения общаться. Индивидуальная же реабилитация, прежде всего, призвана снять у ребенка чувство тревоги и неуверенности, повысить его самооценку, помочь справиться со страхами, сформировать доверие к людям.

Технологии экономической поддержки. В центре «Надежда» они развиты в трех направлениях: а) часто используемая в различных центрах полустационарная форма социально-экономической поддержки в виде отделения дневного пребывания; б) оказание неотложной материальной помощи разового характера; в) помощь в виде услуг и льгот.

Социологические технологии. В ходе своей работы социальный работник стремится выработать у ребенка и членов его семьи желание самосовершенствоваться и самоутвердиться, преодолеть чувство отчужденности, неуверенности, вины, преодолеть низкую самооценку. Важнейшая их цель – выработка четкого самоопределения в своей социальной роли, толерантности, неконфликтности, сотрудничества как основы поведения, сближение человека и общества, увеличение их контактов.

Также большое значение имеют социально-педагогические технологии социальной работы. В ходе их реализации создаются условия для положительного саморазвития, социальной адаптации и социальной защиты семьи и детей путем воспитательного воздействия на личность ребенка и его поведение. Специалисты используют как традиционные, так и новые методы работы. Среди них:

·   Беседа, целью которой является расширение знаний детей о чем-либо;

·      Методы саморазвития и самореализации – ребенок может познавать свои возможности, испытать свои силы;

·   Содействие семьям в преодолении школьных трудностей их детей;

·      Взаимодействие с семьей «трудного» ребенка, выявление причин его проблем, так как взрослые, возможно, не обладают педагогической компетентностью (плохая информированность семьи о своих правах, асоциальные семьи, малообеспеченные семьи).

Используются также управленческие технологии – это способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект – семью и детей. К технологиям можно отнести и психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, характер, волю личности и межличностные отношения.

 Проведя сравнительный анализ деятельности учреждений, работающих с семьей и детьми, нами были сделан вывод о том, что в центре «Доверие» главным в решении проблем неблагополучия семей выступает превенция явления семейного неблагополучия, предусматривающая формирование осознанной родительской позиции и позитивных супружеских отношений. Специализированный же социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» создан для решения уже существующих, конкретных проблем детей, подростков, семьи.

 В центре для несовершеннолетних «Надежда» применяется множество различных технологий и методов социальной работы. При этом они используются комплексно, системно и непрерывно, и очень важно, чтобы в процессе реабилитации участвовали и родители. Такой подход позволяет добиваться значительных результатов в деятельности.

В целом, несмотря на многообразие социальных технологий в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, предпринимаемые меры носят экстренный характер и относительную непродолжительность социального эффекта. В настоящее время ощущается дефицит научно обоснованных, проверенных практикой технологий профилактической работы с семьями. А значит, работа ведется не столько с родителями, сколько по устройству детей, уже отобранных у них. Из этого следует, что первичная профилактика, то есть предупреждение семейного неблагополучия, безнадзорности и беспризорности, недостаточно развита, а уклон делается на вторичную и третичную профилактику. То есть работа всех ведомств по решению проблем конкретной семьи носит запаздывающий характер. 

3.3. Исследование эффективности деятельности Калужского областного центра помощи семье и детям «Доверие»

Любой вид деятельности заканчивается каким-то результатом, по которому оценивается проделанная работа. Одной из важнейших оценок результата является эффективность. Социальная работа тоже дает те или иные результаты. Она также оценивается по ее эффективности.

Сущность эффективности социальной работы выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего, социально уязвимой его части [24, С.35].

Сегодня в нашей стране все больше внимания уделяется вопросу модернизации всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и социальной сферы. В последнее время складывается устойчивый интерес к проблеме повышения эффективности деятельности социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе, что тесно связано с улучшением качества жизни населения. Повышение результативности социального обслуживания является стержневой проблемой многих субъектов общества: научных сотрудников, практиков-управленцев федерального и регионального уровней, непосредственных организаторов системы социальной защиты населения, руководителей и специалистов социальных служб, а также преподавателей высшей школы.

Большое значение как с научной, так и практической стороны имеет определение критериев и показателей эффективности социальной работы. И хотя исследования в области эффективности социальной работы начались в России в первой половине 90-х годов ХХ века, сегодня имеются только первые научные итоги, связанные, главным образом, с разработкой понятийного аппарата, определением видов методов и методик измерения эффективности социальной работы. И поэтому пока нет работ, в которых были бы четко и конкретно изложены все критерии и показатели эффективности социального обслуживания. Пока разобщённо и бессистемно обсуждаются проблемы оценки профессионализма работников социальных служб.

Сегодня главная задача специалистов по социальной работе – осуществление функциональной предназначенности тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы, умело использовать различные технологии социальной работы, следовать основным методологическим принципам социальной работы.

Ряд исследователей выделяют принципы, на которых основывается эффективность социальной работы с клиентом [16, С.74]:

1) умение точно сформулировать проблему клиента;

2) анализ факторов, вызвавших проблему, а также препятствующих или благоприятных решению проблемы;

3) оценка разрешимости проблемы;

4) разработка плана действий;

5) вовлечение клиента в разрешение проблемы;

6) оценка изменений, достигнутых в положении клиента.

 Не вызывает сомнения, что критерии и показатели эффективности отдельных специалистов по социальной работе, прежде всего контактных социальных работников, имеют первостепенное значение.

Существуют подходы к разработке показателей эффективности социальной работы.

Оценка эффективности работы специалиста по социальной работе, так же как и деятельности социальной службы в целом может по-разному рассматриваться в зависимости от понимания сущности личности клиента и ее проблем [33, С.94].

Перед социальным работником, как правило, стоит триединая задача[10, С. 93]: во-первых, подходя к клиенту с позиции социально-психологических наук, ему необходимо хорошо представить онтологию деятельности клиента, учитывать особенности индивидуально-субъективного существования человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию;         во-вторых, он должен четко уяснить характеристики клиента, т.е. определить отличительные качества, черты, свойства, что позволяет более полно и результативно использовать внутренний потенциал клиента. В социальной работе чрезвычайно важно учитывать аксеологические особенности человека – ценностные, потребностные, мотивационные, целевые, оценочные характеристики клиента службы; в-третьих, уяснив характеристику клиента, специалист по социальной работе может переходить к квалификации характеристик, то есть определению количественного выражения этих характеристик, их динамики (мера интенсивности).

Отмеченные характеристики могут выступать в качестве показателей, позволяющих отслеживать динамику восстановления (или развития) сущностных сил человека под влиянием деятельности специалиста по социальной работе.

Известно, что имеется количественная и качественная природа критериев и показателей эффективности социальной работы [50, С.75]. Как правило, выделяется группа нормативных критериев, отражающих эффективность процесса предоставления социальных услуг, и система показателей, позволяющих определить состояние клиентов социальных служб. Главное в этом вопросе − измерение (описание) результатов и затрат. Эффективность может выражаться как расчетная, планируемая, а также как фактическая (реально достигнутые результаты работы с клиентами).

Существуют общие и специфические критерии [33, С.118]. Общие критерии эффективности социальной работы служат для оценки ее эффективности в целом, в масштабе территориальной социальной службы или отдельного учреждения социального обслуживания на определенной территории, а специфические – для оценки основных видов социального обслуживания, форм и методов социальной работы с различными категориями населения, а также оценки деятельности отдельных специалистов по социальной работе.

Не менее важен вопрос изучения мнения самих социальных работников об эффективности деятельности учреждения социального обслуживания. Но может оно служить основанием для объективной оценки социального обслуживания? Думается, что нет. Здесь необходим также учет мнений клиентов о результативности работы сотрудников социальных служб.

Еще одним основанием для выделения критериев эффективности социальной работы, осуществляемой через социальные службы, служат цели и задачи социального обслуживания тех или иных категорий населения. При этом оправдано их подразделение по уровням и объектам, то есть они подразделяются по уровням: общество в целом, регион, населенные пункты, районы, микрорайоны; по объектам − клиент, малая социальная группа, община

Одним из важнейших условий совершенствования организации социальной защиты и социального обслуживания населения как составных частей всей социальной работы, является использование базовой информации, объективно отражающей состояние системы и ее элементов [18, С.152]. Роль инструмента для получения такой информации выполняет система критериев и показателей эффективности социальной работы, которая должна содержать, как минимум, данные о клиентах, предоставленных им услугах и их результатах.

Также важным в проблеме оценки эффективности социальной работы является выбор предметов оценки эффективности; субъекты, оценивающие эффективность; методы и методики оценки эффективности; факторы, влияющие на эффективность/неэффективность.

Важным понятием выступает предмет оценки эффективности социальной работы, то, что оценивается. Соответственно с предметом связаны методики. Методика − это описание некоего порядка, определенной последовательности, в частности, оценки эффективности социальной работы. В основе методик находится тот или иной оценочный метод или группа методов. Методы − это способы, приемы оценки, дающие ответ на вопрос: «Как, каким образом может производиться или производится оценка эффективности?». Среди них выделяются следующие методы [19, С.9].

1. Параметрический метод. Находится в основе так называемых «параметрических методик». Он предполагает сопоставление двух ключевых параметров:

1)  состояние клиента раньше;

2) нынешнее состояние клиента.

Данный метод предполагает описание состояния пациента клиента «на входе» (например, при приеме в центр реабилитации ребенка с ограниченными двигательными возможностями) и «на выходе», то есть при завершении реабилитационного периода. Разница между этими двумя параметрами представляет «реабилитационный эффект» или результат, свидетельствующий об эффективности использованных реабилитационных средств, методик, организации реабилитации, квалификации персонала и др.

Главными проблемами разработки параметрических методик являются: разработка и описание параметров «на входе» и «на выходе»; определение основных факторов эффективности и неэффективности как с точки зрения промежуточных, так и конечных параметров.

2. Метод оценки эффективности на основе удовлетворения потребностей обслуживаемого клиента. Данный метод имеет следующие разновидности:

1)  прямой оценочный метод, когда периодически проводятся устные и письменные (с помощью анкет) опросы клиентов;

2)  параметрический метод, с помощью которого производится сопоставление (сравнение) того, что положено клиенту по нормам, нормативам или соответствующим стандартам, и того, что фактически выполняется в процессе социального обслуживания;

3)  сочетание первого и второго методов.

3. Метод оценки эффективности/неэффективности. Данный метод относится к весьма прагматичным, так как позволяет систематизировать факторы эффективности и факторы неэффективности; представить их в наглядном и обозримом виде, например, с помощью соответствующий таблицы. Факторы выделяются самим центром социального обслуживания в зависимости от сложившейся ситуации в данное конкретное время.

При использовании данного метода возможно деление факторов неэффективности на три группы: 1) «чужие» факторы − факторы, практическое решение которых не зависит от структуры учреждения; 2) факторы, практическое решение которых зависит от данного учреждения («наши» факторы); 3) факторы, находящиеся на границе своих и чужих.

4. Анкетный опрос является одним из методов оценки как эффективности, так и неэффе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.061 с.)