Тема 1.  естествознание на Востоке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.  естествознание на Востоке.



 

Общий ход развития науки, в том числе и естествознания включает три основные ступени познания природы и мира в целом:

* Непосредственное созерцание природы как нерасчлененного целого (греческая натурфилософия);

* Анализ природы, расчленение ее на части (характерно для позднего средневековья и начало Нового времени);

* Воссоздание целостной картины на основе познанных частностей, соединение анализа с синтезом (характерно для зрелого периода развития науки).

В настоящее время выделяются две основные модели развития науки:

1.Эволюционная (кумулятивная), т. е. развитие науки как непрерывный, поступательный, прогрессивный процесс;

2. Революционная - развитие науки через научные революции.

Долгое время в развитии науки преобладала эволюционная модель, основанная на накоплении знаний, но в середине XIX в. в науке начинают формироваться новые теории, принципиально отличающиеся от предшествующих. Томас Кун (1922-1996) пересмотрел понятие сущности науки и предложил рассматривать науку как комплекс знаний, соответствующей эпохи и традиции. Т. Кун ввел понятие «парадигмы» как основополагающей идеи, на которой базируются все основные научные концепции. Переход от одной парадигмы к другой идет через революцию, т. е. научная революция - это смена парадигмы.

Революция в науке - явление многогранное, но в каждой научной революции можно выделить три основные черты:

* Существование необходимости теоретического обобщения нового эмпирического материала;

* Наличие коренной ломки традиционных господствующих представлений о природе;

* Возникновение в науке кризисных ситуаций.

В историческом развитии научного познания можно выделить несколько типов научных революций:

1. Частная (микрореволюция) - затрагивает одну отрасль знания;

2. Комплексная - революция, затрагивающая ряд областей знаний;

3. Глобальная - это революция, изменяющая основания науки.

1-я глобальная научная революция произошла в XVI-XVII вв. В это время произошел революционный скачок в науках, изучающих механическую форму движения материи, что привело к становлению классического математизированного естествознания.

В середине XIX в. в естествознании произошло несколько комплексных революций: открытие закона сохранения и превращения энергии, периодического закона Д. И. Менделеева, создание клеточной теории, эволюционного учения Ч. Дарвина.

2-я глобальная научная революция произошла в начале ХХ века и связана с пересмотром научных представлений о пространстве и времени на основе теории относительности и квантовой механики.

В настоящее время можно говорить о третьей глобальной научной революции, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.

  

Возникновение естествознания.

По вопросу о происхождении естествознания, науки, существуют две противоположные точки зрения. Сторонники первой точки зрения считают научным всякое обобщенное знание и утверждают, что естествознание возникло уже в период, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайняя точка зрения относит происхождение науки к довольно позднему периоду (XV-XVIII вв.), когда появилось экспериментальное и математическое естествознание. Современное науковедение не дает однозначного ответа на этот вопрос, т. к. из разного понимания сущности науки вытекают различные даты ее возникновения.

Различное время рождения имеют и конкретные науки. Так, математика возникла в период Античности, естествознание - в Новое время, общественные науки - в XIX веке. Для решения этого вопроса необходимо выделить критерии существования собственно науки. Это наличие объективного общественного запроса на научные знания, выделение особой группы людей, занимающихся наукой (школ), возможность накопления научных знаний и обмена ими (на основе письменности, знаковых систем), сознательная разработка рациональных познавательных методов. Совокупность таких условий складывается в Древней Греции в VII - VI вв. до н. э.

 

Магия и Наука.

В настоящее время явно возрастает интерес к религии и магии. Магия отличается от религии тем, что в религии человек обращается с просьбой к различным высшим существам, в магии же все, чего хочет достичь человек, достигается лиишь правильным исполнением определенных ритуальных действий.

Магия - идеология и система действий, предполагающая возможность непосредственого влияния на мир стремящейся к какому-либо результату человеческой воли. Обычно говорится, что магия - это попытка влияния на мир сверхестественным образом. Сверхестественность означает, что человек здесь стремится достичь результата, не стремясь при этом выяснить реальные причинно-следственные связи явлений.

Обычно говорят, что магия возникает из чувства бессилия человека перед миром. Но вероятно здесь более сложное объяснение. Исторически, к моменту появления магии человек был существом, которому во внешнем мире не было конкурентов (убивает тигров, медведей).

Поэтому, можно предположить, что первоначально магическая установка возникает именно из осознания человеком своей силы, своих возможностей, когда человек решает "для меня возможно все лишь в силу моего желания" (австралиец, ломая ветку, ломает тем самым путь движения Солнца).

Но подобная установка содержит в себе и проблему. Если все возможно для меня, то все так же возможно и для другого. Поэтому, в конечном счете все важные события в жизни общества, и позитивные и негативные, начинают рассматриваться как действия составляющих это общество воль или их противников.

Именно тогда в обществе возникает тотальный страх, пронизывающий первобытную культуру, да и нашу культуру, там где она сохраняет свою архаичноость.

Магическое мышление не отрицает существование реальных причинно следственных связей, человек магической культуры понимает, что для достижения цели необходимо совершать определенные действия. Но магическое мышление предполагает, что помимо причинно-следственных связей в мире существует некая избыточная энергия, использование которой при помощи определенных принципов и ритуалов позволит достичь желаемого результатата.

Вся магия строится на двух фундаментальных принципах:

1.Подобное вызывает подобное (гомеопатическая магия).

2.Действие на вещь 1, как-то связанную с другой вещью 2, оказывает действие на вещь 2 (симпатическая магия).

Магия использует различные методы, но в них всегда реализуются именно эти принципы.

С наукой магию сближает то, что что она предполагет существование пронизывающих весь мир безличных необходимых связей и законов. Разделяет – вера в то, что можно использовать эти силы по своему желанию, которое, сипользуя магическую энергию, может даже подменять объективную приичинно-следственные связи.

 

Естествознание в традиционном Китае.

Огромное количество различных открытий, используемых и в настоящее время во всем мире пришло из Китая, причем именно из Древнего Китая.

Это - мореходные и навигационные приборы (прежде всего магнитный компас), многоярусные мачты, стремена, порох и пушки, бумага, посев злаков ряда, отвал плуга, постромки и хомут (до их заимствования из Китая использовалось что-то вроде ошейника, сдавливавшего шею - именно из-за невозможности использовать лошадей, в Древнем Риме пришлось возить хлеб не по суше из Италии, а по морю из Египта). Это - открытие кровоообращения.

Первые книги на бамбуковых пластинках появились в Китае где-то в 3 тыс. до.н.э. В середине 1 тыс. днэ стали писать кисточкой на шелке, Но это было дорого, и к V в. уже начали делать бумагу из древесной коры, конопли, тряпок и рыбачих сетей. Изобретение дешевой бумаги привело к появлению печати. Сначала это была ксилография - печатание с доски. Полученные отттиски сначала склеивали в свитки, потом - в виде обычного книжного блока. В XI веке был изобретен наборный процесс с глиняными литерами.

Позже литтеры были оловянными и медными. В XI веке была отпечатана энциклопедий из 12 тыс. томов. В VII веке в Китае появилась и первая газета - "До бао" - "Столичные ведомости".

В XVII веке Китай посетило русское посольство, которое отметило, что им не встретилось ни одного неграмотного человека.

В XI веке в Китае появились настоящие государственные бумажные деньги. В итоге появилась чудовищная инфляция и масса подделок, хотя деньги печатались в 6 красок. Уже тогда, как на долларах, в бумагу впрессовывались шелковые волокна.

Порох изобретается в Китае в начале IX в. Иероглиф "порох" составлен из двух других, обозначающих "лекарство" и "огонь" (в России порох тоже назывался "огненное зелье". Порох был изобретен китайскими алхимиками, которые, в отличии от европейских, искали не способ преобразования различных веществ в золото, а способ достижения бессмертия.

С IV вднэ в Китае начали плавить чугун (В VII веке сделана колонна из чугуна  высотой более 30 метров, в XI веке из чугуна даже сделали 13-этажную пагоду).

В III веке стали выплавлять ковкий чугун, для чего его неделю держали в нагретом состоянии.

Ко II вднэ в Китае был придуман способ изготовления стали путем вдувания в чугун воздуха. С IV днэ в Китае используется природный газ - для отопления и освещения. С 1 вднэ бурятся скважины глубиной более ста метров. Были построены даже газопроводы из бамбука, протяженностью в десятки километров. Во II вднэ эры был изобрет карданов вал, на котором, китайские моряки подвешивали компас.

Развитой у китайцев была и астрономия. В Китае существует календарь с 60 летним циклом, за начало китайского летоисчисления принят 2397 г. днэ. Существуют три календаря. Лунный, в котором реальным является лунный цикл, а год - величина условная. Солнечный - в нем реален год, а лунный цикл несущественен. Юпитерианский календарь связан с 12 летним циклом вращения этой планеты вокруг Солнца. На Востоке круг Юпитера был разбит на 12 равных час тей, и каждая часть была названа именем животного: мышь, корова, тигр, заяц или кошка, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья (можно назвать круг Юпитера зодиаком (от греч. "круг животных"). 60 летний цикл возникает потому, что движение Юпитера увязывается с движением Сатурна (30-летний цикл). Два обрашения Сатурна соотносятся с периодом Юпитера как 5:1, а 5 для китайцев - одно из центральных чисел.

Большое развитие в Древнем Китае получила медицина. Она тесно связана с китайской философией, с такими ее понятиями как Дао и Ци. По мнению китайцев, первоисточником всего сущего является первоначало Дао ("путь"), определяющее законы правильного развития мира. В мире Дао реализуется как иерахическая система тонких и грубых энергий ЦИ. Гармоничен тот мир и тот процесс, в котором каждое Ци занимает соответствующее место. Ци является взаимодействием первоначал Ян и Инь. Любой процесс еть некое перетекание, чередование этих начал. 

В нормальном состоянии Ян и Инь находятся в гармонии, балансе, что положительно сказывается на энергетическом состоянии организма, его здоровье. Движение Ци в организме происходит по т.н. меридианам, каналам, пересекающимся в определенных точках. Китайцы с X в. умели делать и вакцинации против оспы. При этом, материал для прививок брали у тех, кто сам подвергся прививке, а значит переболел оспой в легкой форме. В общем можно сказать, что чисто практические знания были достаточно развиты в традиционном Китае. В принципе, до XVII-XVII веков, когда в Европе происходит научная революция, Китай по уровню своих практических знаний не отставал от Европы и даже зачастую опережал.

Но в Европе, опирающейся на греческую научную традицию, стал возможен отрыв собственно теоретического научного знания от сферы чистой прагматики.А это привело к быстрому развитию всех областей научной теории и в результате к радикально новым практическим результатам. Китайцы развивали и после XVII-XVII  веков свои знания исключительно практически. В Европе же с какого то момента теория начинает опережать практику, в которой, в этом случае начинают реализовывать именно те идеи, которые получены в результате чисто теороетических исследований. В итоге, это привело к принципиальному отставанию Китая в теоретических областях, которые оставались, в силу культурных особенностей, практически неразвитыми. А это приводит и к чисто технологическому отставанию, что выразилось, например, в военных поражениях китайцев в XIX веке.

 

Естествознание в Древней Индии.

В ней также были сделаны многие научные открытия, оказавшие влияние и на развитие европейской культуры и науки. Уже во II-III тднэ в Индии существовало десятичное исчисление.

Именно в Индии, в I тнэ был впервые придуман "ноль", отрицательные числа. Существовали эталонные геометрические стандарты. Были созданы специальные счетные приспособления.

К сер. I тднэ большое развитие получают математика и геометрия. Были разработаны правила построения геометрических фигур. Так, для деления треугольника пополам, от его концов проводились окружности, с радиусами, равными длинне отрезка. Точки пересечения окружностей к соединялись и считалось, что в точке пересечения отрезка с перпендикуляром отрезок делится пополам. Также было известно, что площадь квадрата, построенногго на диагонали прямого угла равна суме площадей квадратов, построеннных на его сторонах. Но можно отметить, что строго логически это не было доказано.

В I пол. I тыс. уже было известно, возможно под влияние знакомства с греческой астрономией, о вращении Земли и неподвижности звездной сферы (греки знали это еще в IV вднэ), хотя еще считалось, что Земля находится в центре известного нам мира. При этом, противники такой идеи возражали так: "Если бы Земля двигалась, то птицы не смогли бы вновь отыскать свои гнезда" (то же говорили и Галилею).

В это время уже знали и о сущности затмений, которые возникают, когда "Луна затмевает Солнце, и Земля своей огромной тенью затмевает Луну". Это при том, что согласно господствующей в то время точке зрения, некий бессмертный демон Раху постонно преследует Луну и Солнце, и как только проглатывает их, наступает затмение. Тогдашние астрономы считали, что "Раху здесь ни причем".

В I тыс. нэ были разработаны основные алгебраические и арифметические операции. При помощи этих операций, например, решались задачи по получению сложных процентов.

В геометрии они знали приблизительное значение числа n.

Особое развитие в Индии получила медицина - "аюрведа" (наука о долголетии). Главной целью ее считалось продление активной жизни человека и избавление его от физических страданий. Использовались травы, диета. Болезнь объяснялась нарушением изначального равновесия между телом, душой и разумом. Психические растройства объяснялись вторжением в человека демонов, которых можно было изгнать, например, укусом ядовитой змеи.

В общем можно говорить, что и в Индии были достаточно развиты области практического, прикладного знания. Но, как и в Китае, в ней так и не развилось знание теоретическое, хотя логический и знаковый аппарат для этого существовал (санскрит). Но использован он был не в области науки, а в области религии – в чисто религиозных трактатах, дискуссиях и практиках, особенно в буддизме. Созданию научных теорий препятствовала фундаментальная установка индийской культуры - признание иллюзорности, эфемерности материального мира, который не заслуживает теоретизирования.

Кроме того, развитию науки препятствовала кастовая социальная организация индийского общества, мешавшая созданию воообще чего-либо нового, и делавшая невозможным реальную общественнную динамику, допускавшую возможность свободного общения людей разных сословий (каст) и культур.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.018 с.)