Тема 3. Проблема методологии науки.. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Проблема методологии науки..



  

    Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности. Методы естествознания неотделимы друг от друга и находятся в тесном единстве и взаимосвязи. Все научные методы можно условно разделить на три группы.

 

Общенаучные методы.

1. Наблюдение - целенаправленный процесс восприятия предметов действительности. Здесь происходит фиксация объекта познания без воздействия на него.

2. Эксперимент - метод исследования, при котором явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Научный эксперимент предполагает воспроизводимость при воспроизведении условий его проведения. Эксперимент – содание ситуации, когда объект не может не проявить своих подлинных свойств. Существует и мысленный эксперимент- лифт в космосе.

3. Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного при рассмотрении какого-то одного объекта на другой, менее изученный, в данный момент изучаемый.

4. Моделирование - научный метод, основанный на изучении объектов посредством построения их моделей. Применяется, например,  в случаях, когда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для непосредственного изучения. В науке используются следующие типы моделирования:

* предметное моделирование - исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта-оригинала.

* знаковое моделирование - в качестве моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Важным видом такого моделирования является математическое моделирование.

* мыслительное моделирование - при этом типе вместо знаковых моделей используются мыслительно-наглядные представления этих операций. В последнее время в науке получил большое распространение модельный эксперимент с использованием компьютеров. В этом случае в качестве модели выступает программа функционирования изучаемого объекта.

5. Анализ - метод научного познания, в основу которого положена процедура мыслительного или реального расчленения предмета на составляющие части. Анализ обычно является начальной стадией любого исследования.

6. Синтез - метод научного исследования, основанный на соединении различных элементов предмета в единое целое, в систему. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных при анализе. При синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта.

 

Формальнологическиеметоды науки

1. Индукция - метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента (от частного к общему). Различают:

* полную индукцию, при которой строится общий вывод на основании изучения всех предметов или явлений; при этом полученное умозаключение имеет характер достоверного вывода.

* неполную индукцию - при этом общий вывод строится на основании наблюдения ограниченного числа фактов. Добытая таким путем истина неполна и получается вероятностное знание, требующее дополнительного подтверждения.

2. Дедукция - метод научного исследования, который заключается в переходе от

некоторых общих посылок к частным результатам (следствиям). Метод дедукции не позволяет получить содержательно нового знания, но дает возможность логически развернуть систему положений на базе исходного знания. Применяется как способ выявления конкретного содержания общих посылок.

Методы отдельных наук

Это специальные методы, применяемые в пределах отдельных отраслей науки определяемые спецификой объектов этих наук, наример, физики, химии, биологии и т. д.

 

  

 

Изучение любых объектов предполагает системный подход.

Система - это внутренне организованная целостность, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают как нечто единое, в которой возникает качество, у элементов отсутствующее.

Элеметом называется минимальный для данной системы неделимый компонент. Понятие элемент и система имеют функционально- соотносительный характер.

 Сложной считается такая система, элементы которой сами рассматриваются как системы. Системами являются и живые организмы, и компьютеры, и общественные структуры, и научные теории, и Вселенная, и атом.

В неживой природе множество объектов будет целостной системой только в том случае, если энергия связи между ними больше их суммарной кинетической энергии совместно с энергией, направленных на разрушение системы. В противном случае система не возникнет или распадется. Стабильность и целостность систем косвенно обусловлена действием закона сохранения энергии. Чем меньше размеры материальных систем, тем более прочно связаны между собой их элементы.

Система обладает многими аспектами. Взаимодействие элементов, создающее один из них называется структурой.

Ни один элемент системы не может измениться без того, чтобы вся система не претерпела того или иного изменения. Структура любой системы опирается на коррелятивные связи. Гармонические, согласованные коррелятивные действия элементов – необходимое условие существования системы. Закон коррелятивной изменчивости органов в процессе биологической эволюции установил Ч. Дарвин. Принцип корреляции был использован отечественным антропологом М. М. Герасимовым в работах по реконструкции черт лица по черепу. В настоящее время коррелятивная методика используется практически во всех гуманитарных и естественных науках.

Становление системы во времени и пространстве подчиняется определенным периодическим или циклическим закономерностям, которые носят название ритмичности процесса развития. Ритмы пронизывают все существование материи. Ритмичны геологические процессы (горообразование, опускание и поднятие суши, сухой и влажный климат и т. д.). Ритмичны и биологические процессы (биоритмы), информационные процессы, где без соблюдения ритмических законов нарушается сама возможность передачи информации.

Общность ритмов различных процессов свидетельствует об общности самих этих процессов. Изменение ритма процесса говорит о смене качества функционирующей системы. Например, изменение в частотах электромагнитных излучений, идущих от различных органов человека, говорит о заболевании этих органов.

 

Критериии истинности в науке

Выделяют 6 основных критериев научности знаний:

1. логическая системность знания - научные знания всегда имеют систематический, упорядоченный характер;

2. целевой - всякая научное знание является результатом поставленной научной и при этом реально достижимой цели. Невозможен, например, вечный двигатель;

3. «фальсифицируемость» - наука всегда должна допускать возможность своего опровержения или самоопровержения в процессе собственного развития. Наука должна даже искать такие опровержения.

4.  рационалистический - научное знание всегда основывается на разуме, логике;

5. опытно-экспериментальный - научные знания должны реально подтверждаться (верифицироваться);

6. «эстетический» или «простота» науки – та теория более истинна, которая объясняет больше фактов меньшим числом аксиом и допущений (космология Птолемея-Кеплера).

7. математический - к научным данным должен быть применим математический аппарат.

 

Контрольные вопросы.

 

В чем заключается основное различие гуманитарной и естественнонаучной культуры?

Какие аспекты единой природы изучает естествознание?

Что такое научная парадигма?

Каковы основные функции естествознания?

Почему функции естествознания имеют положительный и негативный аспекты?

Какие существуют три типа научных теорий?

Что отражают и обобщают научные понятия?

Что такое идеальный объект в науке?

В чем отличие эмпирического и теоретического знания?

Что изучает космология?

Что является базисом научной теории?

Что такое научный метод?

Что такое научный эксперимент?

Что такое модель, моделирование?

Какова связь моделирования с объективной реальностью и ее познанием человека?

Что такое фальсифицируемость?

Каковы основные элементы естественнонаучной культуры?

Что изучают философии отдельных наук?

 

Тестирование

1. Какие из нижеперечисленных наук относятся к естественным наукам? 

1. математика                             5. биология

2. кораблестроение                    6. информатика

3. астрономия                             7. химия

4. физика                                     8. электротехника

 

2. Критериями научного знания являются …

1. системность                          5. объективность

2. нефальсифицируемость      6. воспроизводимость

3. верифицируемость              7. неверифицируемость

4. супранатурализм                 8. фальсифицируемость

 

3. К основным критериям, по которым отличают науку от ненауки (псевдонауки), относятся…

1. системность                              5. объективность

2. нефальсифицируемость          6. воспроизводимость

3. верифицируемость                  7. неверифицируемость

4. супранатурализм                        8. формальная непротиворечивость

 

4. Научным методом называется…

1. система приемов в любой деятельности

2. способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни

3. отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения

4. совокупность приемов целесообразного проведения какой-либо работы

 

5. Как соотносятся наука и культура?

1. культура является сферой науки

2. наука и культура – это две противостоящие друг другу сферы

3. наука является сферой культуры

 

6. Научная парадигма – это……

1. система взглядов на природу и общество

2. фундаментальная теория, которая применяется для объяснения широкого круга явлений, относящихся к соответствующей области знания

3. коренной переворот в какой-либо области жизни, науки, производстве

 

7. К эмпирическим методам относятся …

1. сравнение                     5. анализ

2. синтез                            6. идеализация

3. эксперимент                 7. наблюдение

4. измерение                     8. дедукция

 

8. К теоретическим методам познания относятся …

1. формализация                 5. анализ

2. синтез                              6. идеализация

3. эксперимент                    7. наблюдение

4. измерение                        8. дедукция

 

9. Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое»?

1. аналогия

2. синтез

3. эксперимент

4. формализация

 

10. Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения»?

1. аналогия

2. синтез

3. эксперимент

4. анализ

 

11. Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «объединение различных объектов в группы на основе общих признаков»?

1. аналогия

2. классификация

3. эксперимент

4. формализация

 

12. Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны»?

1. абстрагирование

2. классификация

3. измерение

4. формализация

 

13. Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д..»?

1. аналогия

2. классификация

3. эксперимент

4. формализация

 

14..Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений»?

1. аналогия

2. классификация

3. наблюдение

4. формализация       

 

15. Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «создание и изучение заместителя объекта»?

1. аналогия

2. моделирование

3. эксперимент

4. формализация

 

16. Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар.»?

1. аналогия

2. идеализация

3. эксперимент

4. формализация

 

 

17. Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «движение от общего к частному»?

1. дедукция

2. индукция

3. эксперимент

4. формализация

 

18. Какой из перечисленных теоретических методов познания соответствует определению: «движение от частного (фактов. к общему утверждению»?

1. дедукция

2. индукция

3. эксперимент

4. формализация

 

19. Какой из перечисленных эмпирических методов познания соответствует определению: «целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них»?

1. эксперимент

2. индукция

3. измерение

4. наблюдение

 

20.Какой из перечисленных эмпирических методов познания соответствует определению: «выявление сходства или различия объектов или их признаков»?

1. сравнение

2. дедукция

3. измерение

4. наблюдение

 

21. Какой из перечисленных эмпирических методов познания соответствует определению: «метод нахождения  отношения размера величины к эталону (например, метр)»?

1. сравнение                        

3. измерение

2. дедукция                        

4. наблюдение

 

22. Фальсифицируемость – это …

1. подделка, выдаваемая за настоящую вещь, изменение

2. принципиальная опровержимость утверждения (опровергаемость.

3. проверка, проверяемость, способ подтверждения с помощью доказательств каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ.

 

23. Верификация – это …

1. невозможность доказать рациональным способом каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ.

2. принципиальная опровержимость утверждения, опровергаемость

3. проверка, проверяемость, способ подтверждения с помощью доказательств каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ.

 

 

24. Междисциплинарной наукой является …

1. физика

2. математика

3. история

4. химия

 

25. Признаки, по которым можно отличить естественнонаучные знания от гуманитарных:

1. историчность                         4. однозначность и строгость языка

2. объективность                       5. эмпирическая проверяемость

3. математичность                     6. неопровержимость

 

26. Признаки научных знаний:

1. проверяемость

2. опровержимость

3. универсальность

4. субъективность

5. согласованность

 

27. Научное познание от обыденного познания отличает:

1. системность

2. субъективность

3. обоснованность

4. использование специальных средств

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.076 с.)