Тема 2. Становление европейского естествознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Становление европейского естествознания.



  

  Мировоззренческой базой античной науки является общее для всей античности представление, что в основе мира лежит некое безличное, постоянно изменяющееся первоначало (хаос), из которого естественным образом возникает все существующее множество вещей. Мир является упорядоченным космосом. Этот космос с одной стороны есть нечто противостоящее человеку, с другой стороны - сам человек рассматривается как некий "микрокосм", аналогичный «макрокосму».

Считается что наука в ее современном понимании рождается в Древней Греции в VII-VI веках до н.э. Но первоначально научное исследованиеявляется побочной деятельностью отдельных философов, осуществляется эпизодически, существует в качестве случайных экспериментов, гипотез. Так, Фалес говорит о существовании бесконечного пространства, о причинах солнечных затмений и предсказывает их, хотя тут же утверждает, что Земля плавает в воде. Изучив у египтян геометрию, он измеряет высоту пирамид по длинне отбрасываемой ими тени, в момент, когда тень от шеста равна его длине. Т.е ему известно отношение пропорциональности.

Его ученик Анаксимандр - предсказывает землетрясения, делает географические карты, говорит о существовании бесчисленного множества миров. У него даже есть теория эволюции, поскольку он утверждает, что первоначально "первые животные были рождены во влаге, заключенные внутри иглистой скорлупы; с возрастом они стали выходить на сушу", даже человек был похож на рыбу или зародился внутри рыб.

Его последователь Анаксимен утверждает, что Луна получает свет от Солнца и объясняет причины лунных затмений.

Подобных высказываний у различных философов можно найти множество. Важно отметить, что все они практически никак не связаны с господствовавшими в то время в Греции мифологическими представлениями. Мифологические образы, например имена богов используются ими лишь в качестве аллегорий.

С VI по IV вднэ древнегреческая наука уже приобретает все основные черты науки как таковой. Прежде всего это происходит в философии, математике, геометрии.

Эта наука принципиально теоретична - истина в ней познается ради самой истины, просто потому, что это интересно. Даже считается, что чем меньше собственно утилитарная польза науки, тем более занятия ей престижны. Теоретическое знание рассматривается как самоценность.

Она - целенаправленна, т.е. получение нового знания происходит не случайно, а является результатом планомерно организуемого и последовательно осуществляемого процесса исследования.

Она уже коллективна, т.е. осуществляется в рамках собственно научных сообществ и организаций, некоторые из которых просуществовали в Греции почти что тысячелетие. Это – школы Пифагора, Аристотеля и т.д.

Она фундаментальна - т.е. стремится к обнаружению и исследованию всеобщих сущностей, принципов, связей и закономерностей.

Она рациональна - т.е. направлена на обнаружение логических взаимосвязей исследуемого предмета.

Появление науки именно в Древней Греции связано с самой спецификой греческой культуры. В восточных обществах доминирующим является традиционализм, сковывающий свободу человеческого мышления, хотя бы тем, что предоставляя этому мышлению строго очерченные направления его развития. Человек психологически не воспринимает себя существом полностью личностно свободным, способным к отстраненному взгляду на общество, и далее, на мир в целом. Такой человек - всегда часть общества как части мирового целого, выйти за пределы этого целого он не может.

В Греции практически отсутствует сильная централизованная власть, греческие общества - скорее самоуправляемые общины, чем государства в нашем понимании. Они состоят из свободных, облдающих частной собственностью и определенной личностной автономией граждан, чьи права и свободы законодательно закреплены. Эти общины динамичны, он постоянно развиваются, изменяются. В Греции в целом никогда не существует восточной стабильности. Развитие общин связано с постоянным изменением их законов, что предполагает само отношение к ним как к чисто функциональным правилам, а не божественным установлением.

Само установление законов для свободных граждан требовало их обсуждения, обоснования, а это вело к развитию рационального логического аппарата, применяемого, затем, не только в сфере собственно общественной, но и в сфере философии и естественных наук.

Важно и то, что греки всегда с некоторым презрением относились к производительному труду. Именно это отношение повлияло на становление самой греческой научной традиции. Геометрия, математика, астрономия, заимствованныые первоначально у окружающих народов, принципиально развиваются не для их практического использования, но просто потому, что в этой деятельности человек просто раскрывает силу своего мышления.

В классической Греции наука развивается по нескольким основным направлениям. Первое - восходит к Пифагору и находит свое наиболее развитое выражение у Платона. Пифагор считал, что космос - это существующий в пространстве порядок, подчиненный законам геометрии и гармоническим математическим соотношениям. Позже эту модель подробно развивает Платон. Основной интерес в этом направлении и сосредоточен на поиске этих геометрических, математических а также чисто рационально-логических зависимостей.

Это направление предполагает:

1.Мир - это упорядоченный Космос, порядок которого тождественен порядку человеческого разума, что делает возможным его разумное познание, когда разум как бы вспоминает себя, созерцая разумность космического устройства и уподобляясь ему.

2.Идеальная разумность и целесообразность космического устройства, математически исчисляемая существует за видимым хаосом материальных процессов.

3.Разумное познание мира - это познание, конечной целью которого является освобождение человеческого разума.

Именно в школе Пифагора:

1 – математическии логически доказан ряд теорем, которые были известны в других культурах, но не имели такого доказательства.

2 – создана типология натуральных чисел, например, выделены совершенные числа – равные сумме своих собственных делителей и несовершенные

3 – разработана теория различных пропорций

4 – открыта несоизмеримость диагонали и стороны квадрата, равной единице (корень из 2). Тем самым впервые научное исследование подводило к идеее о лежащей в основе мира неопределенности

5 – впервые были распознаны звезды и планеты

Второе направление - восходит к Демокриту. Это - античный атомизм, просуществовавший, как парадигма научного познания мира до конца XIX века. В античном атомизме в наиболе развитой форме развита, конкретизирована идея единой материальной субстанции, лежащей в основе мира.

Его основные принципы - из ничего ничто не возникает, в основе любого сложного явления лежит совокупность простых и естественных, безличных причин и отношений. Объяснение явления - и есть его сведение к простым. Конечная цель познания - обнаружение абсолютно простых причин, кирпичиков, из которых возникает все сложное. При этом в мире существует причинность, единая для всех явлений. Т.е. линия Пифагор-Платон более была ориентирована на исследование целостных и системных процессов и отношений, линия Демокрита - на то, что этими закономерностями, отношениями связывается.

Третье направление восходит к Аристотелю. Он рассматривал мир как единый процесс, в котором существует тесная связь между законами, которыми подчиняются отдельные явления и природой самих этих явлений. Исследование такого единого мира предполагает и целостный подход к нему, т.е. подход учитывающий и природу отдельных явлений и сущность связывающих их законов. Разрыв явлений и их закономерностей отрицается Аристотелем.

Согласно Аристотелю – мир – это система уровней различных степеней совершенства или оформленности. Закономерности, существующие на одном уроне определяются всей системой отношений на уровне нижележащем.

При этом – мир - "органическое" целое, и в нем, в отличие от мира Демокрита существует 2 вида причинности: простая – при ней настоящее определяется прошлым и "целевая", при которой настоящее определяется будущим.

Именно согласно "целевой" причинности в мире все тела стремятся к своим етественным" местам, например, земля стремится к центру мира.

Т.е. пространство – не однородно, как у Демокрита. Оно – изотропно.

Наиболее совершенное движение – круговое движение небесных тел, не имеющее начала и конца и внешнего энергетического источника.

На Земле – движение несовершенно – оно насильственно, здесь все движется в результате внешнего воздействия. Аристотель не знал закона инерции. Он считал, что скорость тела, жвижущегося под действием внешней причины прямо пропорциональна действующей на него силе.

Аристотель впервые разработал классификацию видов животных.

Он выделяет            

Кровяных          Бескровных

Живородящие      Мягкотелые (головоногоние)

Яйцекладущие     Панцирные (ракообразные)    Моллюски (кроме головоногих)

Насекомые, пауки, черви

Можно выделит и четвертое, "методологическое" направление в развитие античной науки, связанное с линией Сократ-Платон-Аристотель. В рамках этого направления разрабатывалась проблема языка науки, как системы понятий и их логической связи. Сократ выпервые выдвинул идею, что основным условием правильного мышления является использование понятий, содержание которых понятно самому исследованию (атом, например). Подробный анализ многих научных понятий был проведен Платоном.

После него Аристотель выдвигает мысль о том, что правильное мышление предполагает использование ясных понятий, соединяемых правильными логическими формами - суждениями и умозаключениями. Именно Аристотель впервые дал подробное описание правильных и неправильных логических форм.

В период эллинизма (IV - I вднэ) возникает Александрийская математическая школа. Наиболее известные ее представители - Эвклид, разработавший аксиоматический метод в геометрии и теории чисел - Архимед, который, напрмер, сформулировал «закон рычага»

Постепенный кризи греческого общества приводит к тому, что в обществе угасает интерес к объективному анучному исследованию. На многие века человеческий разум утрачивает интерес к истинре как таковой, его деятельность перемещается в сферу религии и на решение смысложизненных проблем.

 

Естествознание в эпоху средневековья.

Существуют две точки зрения на эту эпоху:

– предпосылки возникновения науки в ее современном понимании заложены именно в средневековье

- средневековье – некая катастрофа, во время которой практически погибла античная наука.

В эпоху средневековья доминирующей идеологией является христианство. В нем природа не существует сама по себе, она, со всеми своими законами является созданием Бога, который в любой момент может по своему произволу нарушить естественный, т.е. закономерный ход вещей.

Если в античности даже самое невероятное событие могло быть рассматриваемо как следствие естественных причин, возможность чуда же подвергалась достаточно скептической оценке, то в христианстве то, что не соответствовало обычному ходу вещей всегда могло быть рассмотрено как результат божественного вмешательства.

Сама природа в средневековье начинается рассматриваться как нечто не обладающее какой-либо безусловной реальностью, а потому и не заслуживающее, само по себе, какого-либо интереса теоеретического. Единственным предметом познания мог выступать лишь Бог и целью такого познания может выступать лишь конечное спасение человека.

Познание мира средневековым человеком – это прежде всего символическое познание – стремление все природные опытные явления объяснить как символы внеопытного, высшего мира, которые являются символами абсолютной реальности – Бога. Но все-же в средневековье предполагается, что познание бога возможно – или через благодать, или – через исследование природы.

Наука в Средние века развивается в рамках

1 – Схоластической традиция. Это традиция университетов и монастырей. В ее рамках сохраняются традиия, практика логического мышления,

2 – герметической традии, находившей свое выражение в средневековой алхимии с ее принципом "все связано со всем", а также в медицине.

3 – опытно-эмпирической традиии (Роджер Бекон изобретает порох).

В средние века были заложены основы физики Возрождения

1.Возникает идея бесконечной пространственность в противоположность античной идее замкнутого космоса

2.Природный мир начинают рассматриваться как по сути бесконечный

3.Прямолинейное движение рассматривается как равноправное с круговым

4.Допускается возможность неидеальных (т.е. не круговых) движений небесных тел.

Развитие астрологии, связанной с использованием математики заложило основы научной астрономии Возрождения и Нового времени. Можно сказать, что в Средние века наука сделала большой шаг назад, сделавшись средством достижения чисто религиозных задач. Но уже с 12 века возникает понимание, что религия должна заниматься своим делом, т.е. сферой внеопытного, а наука - тем, что находится в рамках опыта.Эта идея реализована в теориях "двойственной истины".

 

Естественно-научное знание эпохи Возрождения.

Николай Кузанский (1401-1464). Он отвергает античный дуализм и заявляет, что "единому ничто не противоположно". А отсюда он делает характерный вывод: "единое есть все" - формула, звучащая пантеистически и предваряющая пантеизм Джордано Бруно. Единое не имеет противоположности, Кузанец делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть, Кузанец поэтому называет его "максимумом"; единое же - это "минимум". Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей - максимума и минимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип, Кузанец обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального  круга диаметр становится тождественным окружности, более того - с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и тоже. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар. Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики и науки. Проведенное отождествление единого с бесконечным впоследствии повлекло за собой перестройку принципов античной и средневековой науки - математики и астрономии.

Вот что вытекает из принятых Кузанцем предпосылок: "...если бы одна бесконечная линия состояла из бесконечного числа отрезков в пядь, а другая - из бесконечного числа отрезков в две пяди, они все-таки с необходимостью были бы равны, поскольку бесконечность не может быть больше бесконечности". Как видим, перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают, и двойка становится равна единице, тройке и любому другому числу. Подобные парадоксы есть в теории множеств.

В геометрии, как показывает Николай Кузанский, дело обстоит так же, как и в арифметике. Различение рациональных и иррациональных отношений, на котором держалась геометрия греков, Кузанец объявляет имеющим значение только для низшей умственной способности - рассудка, а не разума. Вся математика, включая арифметику, геометрию и астрономию, есть, по убеждению Кузанца, продукт деятельности рассудка; рассудок как раз и выражает своей основной принцип в виде запрета противоречия, то есть запрета совмещать противоположности. Николай Кузанский возвращает нас к Зенону с его парадоксами бесконечности, с тем, однако, различием, что Зенон видел в парадоксах орудие разрушения ложного знания, а Кузанец - средство созидания знания истинного.Правда, само это знание имеет особый характер - оно есть "умудренное неведение". Тезис о бесконечном как мере вносит преобразования и в астрономию. Если в области арифметики и геометрии бесконечное как мера превращает знание о конечных соотношениях в приблизительное, то в астрономию эта новая мера вносит, кроме того, еще и принцип относительности. И в самом деле: так как точное определение размеров и формы мироздания может быть дано лишь через отнесение его к бесконечности, то в нем не могут быть различены центр и окружность (т.е. мир изотропен).

Эти положения Кузанца противоречат принципам аристотелевской физики, основанной а различении высшего - надлунного и низшего - подлунного миров. Кузанец разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. 

Вслед за Николаем Кузанским Коперник (1473-1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему (хотя и ошибочную). Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения бога с миром, творца с творением.

Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Джордано Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника.

Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Вслед за Кузанцем Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее "подобной бесконечности", одновременно показывая, что размеры Земли но сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы. Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть "бог в вещах".

Новое соотношение между материей и формой, новое понимание материи свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного.

Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление, предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Джордано Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI-начала XVII века, как Галилей.

 

Научная революция XVII – XVIII вв.

Она связана с революцией промышленной, прежде всего в Англии. В результате этой революции развивается механика, возникает т.н. механистическая картина мира – любое явление может быть сведено к пространственному перемещению материальных частиц., создаются новые приборы – микроскоп, телескоп, часы..

Создание новой космологии.

С XVI века делаются новые астрономические открытия, связаннные именно с использованием более точных приборов и математики применительно к изучению движения небесных тел.

Эти открытия позволили Иоганн Кеплеру в начале XVII века сформулировать основные законы планетных движений.

1. Движение планет происходит по эллиптическим орбитам;

2. Сскорость движения плнет изменяется таким образом, что площади, описываемые радиусами-векторами в равные промежутки времени равны между собой.

3. Квадраты времени обращения планеты вокруг Солнца относятся как кубы больших полуосей их орбит. Кеплер впервые поставил вопрос о единой силе, которая проявляется в движении планет.

 

Возникновение классической механики.

Галилео Галилей. (XVI-XVII вв.).

Галилей впервые сконструировал телескоп, который позволил ясно расмотреть кратеры и хребты на Луне (в его представлении - "горы" и "моря"), разглядел бесчисленные, скопления звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники, Юпитера, разглядел пятна на Солнце.

Открытия Галилея стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника, а явления, наблюдаемые на Луне, представлявшейся планетой, вполне аналогичной Земле, и пятна на Солнце подтверждали идею Бруно о физической однородности Земли и неба. Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной.

Хотя при этом он отрицал возможность эллиптического движения планет и ускорения их движения.

Кроме того, он заложил основы классической механики. Он впервые:

а – разграничил понятия равномерного и неравномерного, ускоренного движения

б – сформулировал само понятие ускорения

в – доказл, что результатом действия силы на движущееся тело является не скорость а ускорение

г – сформулировал принцип инерции - если на тело не действует сида, то оно или покоится, или находится в состоянии прямолинейного равномерного движения

д – сформулировал принцип относительности движения – все системы, которые движутся прямолинейно и равномерно относительно друг друга (т.е. инерциальные системы) равноправны между собой в протекании механических процессов.

е.открыл пропорциональность пути, проходимого падающими телами, квадратам времени их падения;

ж.открыл равенство скоростей падения тел различного веса в безвоздушной среде.

Законы механики были применены Галилеем и для доказательства теории Коперника, которая была непонятна большинству людей, не знавших этих законов. Например, с точки зрения "здравого рассудка" кажется совершенно естественным, что при движении Земли в мировом пространстве должен возникнуть сильнейший вихрь, сметающий все с ее поверхности. В этом и состоял один из самых "сильных" аргументов против теории Коперника. Галилей же установил, что равномерное движение тела нисколько не отражается на процессах, совершающихся на его поверхности. Например, на движущемся корабле падение тел происходит так же, как и на неподвижном. По этому невозможно обнаружить равномерное и прямолинейное движение Земли на самой Земле.

Рене Декарт (16-17 вв.). Он впервые создает рациональную эволюционную космогонию. Он писал, что мир создан Богом, но затем Бог не участвует в развитии мира (деизм). Первоначально мир представляет собой некий хаос частиц, но затем, уже под действием естественных законов, мир структурируется в систему вихрей. Среди законов, управляющих миром, Декарт выделяет

а - закон инерции – тело находится в одном и том же состоянии, пока столкновение с другим телом не заставит изменить это состояние,

б - закон сохранения количества движения. Декарт сфосмулировал основной методолгический принцип классической механики – возможность объяснения всех явлений механическим перемещением частиц.

Исаак Ньютон (17-18). один из крупнейших ученых нового времени, завершил создание классической физики. Он сформулировал основные методологические принципы классической физики:

а - «Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения видимых природных явлений». «природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей».

б - «Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять теми же причинами». Природа единообразна.

в - «Свойства тел.., проявляющиеся во всех телах в пределах наших экспериментов, должны рассматриваться как универсальные».. На основе чувственного опыта возможно установить основные свойства тел, такие как протяженность, твердость, непроницаемость, движение. Все эти свойства можно вывести из ощущений с использованием индуктивного метода. Согласно Ньютону, индукция является единственной действенной процедурой для формирования научных суждений.

г - «В экспериментальной философии суждения, выведенные путем общей индукции, следует рассматривать как истинные или очень близкие к истине – до тех пор, пока не будут обнаружены другие явления, благодаря которым эти суждения или уточнят, или отнесут к исключениям.»

Здесь же следует упомянуть известное методологическое высказывание Ньютона о природе сил тяготения: «По правде говоря, мне еще не удалось вывести причину этих свойств тяготения, гипотез же я не измышляю». Это следует понимать таким образом, что из наблюдаемых фактов невозможно определить сущность сил тяготения. Индуктивно выводится закон всемирного тяготения тел, но вопрос, почему этот закон именно такой, а не иной, не имеет ответа, опирающегося на факты. Прибегать же к метафизическим гипотезам, не опирающимся на чувственно наблюдаемые явления, означает отрываться от реальности. Физика Ньютона исследует не сущности, а функции, она не доискивается до сути тяготения, но довольствуется тем, что оно существует и объясняет движение как небесных тел, так и земных объектов. Вопрос о сущности вещей выносится Ньютоном за пределы «экспериментальной философии» - "Гипотез не измышляю".

В содержательном плане наиболее известен "закон всемирного тяготения" Ньютона – каждая частица материи во Вселенной притягивает каждую другую частицу с силой, примо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними.

В качестве основного условия возможности существования тяготения Ньютон выдвинает "принцип дальнодействия", в соответствии с которым возможно практически мгновенное действие тел друг на друга без каких либо опосредующих звеньев, через пустоту.

Теория дальнодействия предполагает абсолютность пространства и времени.

Ньютон занимался и оптикой, впервые открыл сложную природу белого цвета, создал зеркальный телескоп.

  

Естествознание в 18-19 веках. В этот период формируются:

а.Волновая теория света. Она позволила, например объяснить интерференцию, дифракцию. В результатет Возникла проблема носителя световой волны.

Было сделано предположение о существовании такой среды – эфира, который стал рассматриваться и как некая абсолютная система отсчета.

б.Возникает новая парадигма физического описания мира – т.н. "полевая концепция".

Ее развивал Майкл Фарадей (18-19).В 1 пол. 19 века было установлено, что электрический ток создает вокруг себя магнитное поле, а магнитное поле (переменное) может. индуцировать эл. ток. Исходя из этого Фарадей считал, что исходным материальным субстратом мира является не частица, а поле, а любая частица – некий сгусток силовых линий.

в.Был открыт закон сохранения и превращения энергии – в нем выражалась идея единства мира во всех его физических проявлениях. Согласно этому закону – "энергия не возникает из ничего и не уничтожается, она лишь переходит из одного вида в другой".

г.Возникают невклидовые геометрии (Лобачевский).

д.Сформулирована идея иерархической организации Вселеннной: планеты, звезды, туманнности, сверхтуманности. Доказывается, что Вселенная имеет историю и в нынешнем состоянии является результатом долгой эволюции.

е.Создана периодическая система элементов Дмитрием Менделевым.

ж.Классифицированы основные виды животных и растений.

з.Сформулирована теория эволюции Ч.Дарвина.

и.Создается термодинамика. Это – наука о системах, находящихся в состоянии теплового равновесия и процессах перехода между такими состояниями, сопровождающихся превращением теплоты в другие виды энергии. В рамках термодинамики формулируется одно из важнейших понятий современной физики – понятие энтропиии – меры беспорядка в изолированной системе.

Формулируется т.н. второе начало термодинамики – "в замкнутой системе энтропия не может убывать, она лишь возрастает, пока не достигнет максимума. Из этого начала следует теория тепловой смерти Вселенной. Обоснование второго начала сделано в т.н. кинетической теории газов.

Одним из выводов этой теории является доказательство того, что идеальный газ с течением времени переходит в состояние статистического равновесия. Сам же этот переход обусловлен тем, что в любых процессах энергия переходит из менее вероятностной формы в более вероятную/

 

Естествознание в конца 19-начала 20 вв.

Оно развивается по нескольким направлениям.

1.Физика, в которой возникает несколько новых принципиальных направлений.

а.Атомная физика. Ее развитие связано с открытием рентгеновского излучения, явления радиоактивности, сложной структуры атома, который начинает рассматриваться не только как как совокупность частиц, а как система волновых процессов или взаимодействий.

При таком рассмотрении снимается противоположность поля и частицы, в этом случае и поле и частица начинают рассматриваться как лишь противоположные описания целостного объекта.

б.Теория относительности Эйнштейна. В ней утрачивают свою абсолютность понятия пространства и В. Они начинают рассматриваться как зависящие в своих основных физических свойствах от свойст взаимодействующих в них объектов (скорость и масса).

2.Астрономия, в которой создается новая модель Вселенной.

3.Биология, в рамках которой оформляется генетика, как наука о возникновении и механизмах передачи наследственных призанков.

В результате к настоящему времени возникает т.н. неклассическая естественнонаучная картина мира, в которой:

1.Мир рассматривается как целостная развивающаяся система (принцип "глобального эволюционизма".

2.Закономерности этого мира реализуются веороятностным образом, поскольку мир представляет собой систему нестационарных уровней и систем.

3.Признание принципиальной невозможности какого-либо одного и окончательного научного описания мира (все описания дополнительны).

4.Признание заложенной в самом материальном субстрате Вселенной способности к самоорганизации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.77 (0.074 с.)