Тема 2. Наука. Научная теория 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Наука. Научная теория



Наука - это часть культуры, представляющая собой совокупность объективных всеобщих знаний о бытии. Понятие бытия включает в себя природу, человека и общество. В зависимости от этих трех сфер бытия выделяются три основных направления научного знания: естествознание, человекознание и обществознание.

Естествознание - это совокупность наук о природе, рассматриваемой как единое целое. Естествознание включает всю совокупность научных знаний о неживой и живой природе. Каждая естественная наука изучает определенную форму движения материи: физика - механическую и физическую, химия - химическую, биология - биологическую. В настоящее время спектр научных исследований в естествознании необыкновенно широк. В систему естественных наук, помимо физики, химии, биологии включены география, геология, астрономия и даже науки, стоящие на границе между естественными и гуманитарными науками, например, социология (в некоторых своих формах)..

Человекознание представляет собой многоаспектный цикл наук о человеке, его мышлении, деятельности.

Обществознание изучает социальную форму движения материи. К нему относятся политология, экономика, право.

Граница между этими сферами носит условный характер. Ряд отраслей наук не вписывается в эту классификацию. Так, математика - наука о количественных отношениях действительности является междисциплинарной наукой. Ее результаты используются как в естественных, так и общественных науках. В особую группу выделяется науковедение - наука о сущности, критериях, закономерностях существования и развития науки.

Выделяются следующие функции естествознания:

1.Познавательная функция - в рамках естественнонаучной культуры человек а)получает; б) рационально формулирует; в)сообщает другим; г)использует  знание необходимых и всеобщих законов, свойств и отношений природы, общества и человека.

2.Методологическая функция - в рамках естественнонаучной культуры создаются, осмысляются и формулируюся различные рациональные традиции методы, стратегии исследования мира. Но все же, сначала совершается переворот в человеческом восприятии и осмыслении мира, а затем в естественнонаучных методах исследования этого мира и вообще к специфике естественнонаучного подхода к нему.

Центральная методологическая установка естественнонаучной культуры - стремление к объяснению всех природных процессов исключительно естественными, необходимыми, объективными  причинами.

3.Аксиологически-мировоззренческая функция - в рамках естественнонаучной культуры происходит осмысление и четкая формулировка ценностей, целей, лежащих в основании деятельности общества в целом, отдельной общественной группы, например научного собщества и индивида. Естественнонаучная культура дает субъекту опорные точки для формирования или изменения ценностей его мировозрения, особенно в тех случаях, когда прежнее мировоззрение перестает субъекта удовлетворять. Но, опять же, в естествознании происходит лишь рационализация происходящей в обществе "переоценки ценностей". Всегда, сначала в восприятия мира человеком что-то меняется, а затем, это "что-то" осмысляется и рационально формулируется философией и конретизируется уже в содержании конкретных научных разработок, в их методе, а так же в системе этических ценностей.

4.Практическая функция. Мы используем в жизни результаты науки, естествознания.

Функции естествознания имеют положительный и негативный аспекты. Так, давая определенную картину реальности, естествознание выступает как критика всех остальных, образно или понятийно зафиксированных моделей этой реальности. То же самое происходит и с методами познания, и с ценностями и целями.

За всю историю своего развития человечество накопило огромный объем знаний различного характера. В связи с этим весьма актуален вопрос о критериях научности знания.

Научная теория.

Исследуя вопрос о сущности и происхождении научных теорий, необходимо обратить внимание на их классификацию. Ученые-науковеды обычно выделяют три типа научных теорий.

К первому типу теорий относятся описательные (эмпирические) теории - эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова, различные современные психологические теории, традиционные лингвистические теории и т.п. На основании многочисленных опытных (эмпирических) данных эти теории описывают определенную группу объектов и явлений. На основе этих эмпирических данных формулируются общие законы, которые становятся базой теории. Теории этого типа формулируются в понятиях обыденного языка, они являются т.н. качественными теориями.

Второй тип научных теорий составляют формализованные, математизированные научные теории, использующие искусственные языки, аппарат и модели математики. В математической модели конструируется особый идеальный объект, замещающий и представляющий некоторый реальный объект. К этому типу теорий относятся логические теории, теории из области теоретической физики. Обычно эти теории основаны на аксиоматическом методе - наличии ряда базовых аксиом (принципов, принимаемых без доказательств), из которых выводятся все остальные положения теории.

Третий тип - дедуктивные теоретические системы. Первой дедуктивной теорией явились «Начала» Евклида, построенные с помощью аксиоматического метода. Исходная теоретическая основа таких теорий формулируется в их начале, а затем в теорию включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены логически из этой основы. Все логические средства, используемые в этих теориях, строго фиксируются, и доказательства теории строятся в соответствии с этими средствами.

Содержание и особенности каждого типа научной теории убеждают в том, что возникновение научных теорий неразрывно связано с процессами идеализации и абстрагирования, которые, в свою очередь, порождают научные термины - понятия.

 Понятие - это отражение предметов и явлений со стороны их существенных свойств и отношений, форма мышления, которая обобщает и выделяет предметы по их общим признакам. Это означает, что предмет или явление исследуются только со стороны тех свойств и отношений, которые интересуют нас в этой теории, и отвлекаемся от всех прочих, неважных для данной теории. Таким образом происходит процесс огрубления действительности. Именно так получаются научные понятия и термины.

Их можно разделить на две группы: эмпирические и теоретические понятия. Абсолютной границы между ними нет. Обычно к эмпирическим понятиям относятся те, что связаны с явлениями и предметами реальной действительности, с данными чувственного опыта. В качестве существенных черт этими понятиями выделяются те, которые могут быть обнаружены при помощи органов чувств. Теоретические понятия также относятся к предметам и явлениям объективного мира, но в качестве существенных черт выступают ненаблюдаемые свойства, часто гипотетические. Например, понятие «температура» мы можем определить эмпирически и теоретически. На эмпирическом уровне это делается посредством термометра. Но можно ввести это понятие и теоретически — как величину, пропорциональную средней кинетической энергии молекул тела.

Научные понятия формируются как результат двух процедур: абстрагирования и идеализации.

Абстрагирование представляет собой мысленное отвлечение от всех свойств, связей и отношений изучаемого объекта, которые представляются несущественными для данной теории. В результате мы получаем абстрактный объект, который хотя и имеет аналог в действительности, но является по сравнению с ним очень обедненным. Результат процесса абстрагирования называется абстракцией. Именно так получаются такие абстракции, как точка, прямая, множество и т.д.

Идеализация представляет собой операцию мысленного выделения какого-то одного, важного для данной теории свойства или отношения. В результате возникает некий объект, обладающий только этим свойством или отношением. Необходимость идеализации обусловлена стремлением исключить из рассмотрения различного рода побочные факторы, представить исследуемые процессы в чистом виде. Так возникают понятия «абсолютно черное тело», «абсолютно упругая жидкость», «сплошная среда», «идеальный газ» и т.п. Вполне очевидно, что в действительности таких объектов не существует.

Знания, накопленные людьми, имеют три уровня: обыденный, эмпирический (опытный) и теоретический (уровень научного знания). Результатом научной деятельности являются научные знания, которые в зависимости от содержания и применения подразделяются на:

1.Эмпирически-фактологические - представляют собой набор систематизированных фактов объективной действительности;

2.Теоретические (фундаментальные) - теории, объясняющие процессы происходящие в объективной действительности;

3.Технико-прикладные (технологии) - знания о практическом применении полученных знаний;

4.Практически прикладные (праксеологические) - знания об материальном  эффекте, получаемом в результате применения научных достижений.

Структура науки по объекту иследования (т.е. по внешнему основанию).

Гуманитарная. - знание о человеке как сознательном и субъективном существе.     

Общественные науки - знание о формах и способах общественной жизни (социология).

Естественые науки - науки о природе. Структура естественных отражает структуру    самой природы. Это:

Знание о веществе и его структуре - физика

Знание о взаимодействии веществ - химия

Знание о живом веществе, в том числе и о человеке как живом существе - биология.

Знание об истории и законах развития и организации  Вселенной - космология

Можно выделить и две междисциплинарные науки - философию и математику. Существуют и философии отдельных наук, например, философия математики, биологии.

Особой наукой явялется знание науки о самой себе - т.е. науковедение.

 

Научная теория и ее структура. Основания теории. Типы научных теорий. Основной формой научного знания являются научные теории. Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания. Генетически ей предшествуют другие формы, такие, как картины мира, программмы. типологии, классификации, составляющие базу для ее формирования. Поэтому теории возникают на базе таких программ или парадигм. Эти программы в свою очередь, функционируют как в рамках всего культурно-исторического целого, так и в разных типах культур.

Поскольку культура общества не является однородной в рамках одного культурно-исторического целого может быть сформулировано несколько научных программ. В свою очередь, одна научная программа порождает, как правило, несколько научных теорий.

Приступая к описанию структуры научной теории, необходимо отметить, что его можно давать как с содержательной так и с формальной стороны.

По содержанию теория состоит из эмпирического базиса, тo есть совокупности зафиксированных в данной области знания фактов установленных в ходе экспериментов и требующих своего теоретического обобщения, логического аппарата теории, то есть множества допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства, с помощью которых делаются выводы из эмпирических фактов, собственно теории, то есть совокупности выведенных в теории утверждений с их доказательствами.

По форме организации теория является системой допущений, постулатов, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих объект теории. Они часто определяются через термины других теории, обычного естественного языка, либо вводятся в теорию в виде аксиом, предложений не требующих доказательств.

Можно выделить собственные основания теории. Это исходные термины и предложения теории, которые логически (с помощью правил и законов логики) обусловливают остальные ее термины и предложения. Собственные основания принадлежат самой теории, находятся внутри нее.

Также есть вспомогательные основания теории то, что служит для построения, обоснования теории, решения ее прикладных и теоретических проблем. Среди них выделяются несколько групп.

1. Семиотические основания - правила построения языка теории и теории в этом языке. Часть научных теории использует естественный язык (то есть язык, на котором мы говорим), вводя некоторые ограничения (например, запрещение многозначности терминов). Но многие теории требуют формализованных языков (например, многочисленные языки компьютерного программирования), построенных по специальным правилам, удобным для данной теории.

2. Методологические основания - методы которыми пользуется данная наука. Они могут привлекаться из других теории наук, философии.

3. Логические основания - те правила и законы логики, по которым из исходных терминов и предложении теории получаются производные при сохранении определенного изначального семиотического значения предложении. Это средства логической систематизации теории, приведения ее терминов и предложении в логическую систему. Современные теории используют не только общеизвестную классическую (аристотелевскую) логику, но и многочисленные неклассические логики, многие из которых создаются специально, с учетом запросов конкретной теории.

4. Прототеоретические основания - те теории, которые используются в качестве оснований данной теории. Например, для философии естествознания это все частные естественные науки и т. д.

5. Философские основания - категории и принципы философии, используемые для построения, обоснования теории и решения ее проблем. Примерами философских проблем научных теорий являются: отношение теории к действительности, методы и критерии оценки истинности теории, введение и исключение абстракций, анализ содержания и формы теории.

В качестве философских оснований науки использовались различные философские концепции. Философские основания должны быть адекватны данной науке, то есть должны способствовать обновлению, развитию, практическому применению и решению основных проблем данной науки. Например, известно, что становлению геометрии Лобачевского, то есть становлению новых для своего времени собственных оснований геометрии (новой системы аксиом, допускающей пересечение параллельных прямых), существенно препятствовали метафизические философские основания математики, господствовавшие в науке того времени. Ведь никаких аргументов логического или методологического характера против геометрии Лобачевского не было. Ее противники выдвигали аргументы чисто гносеологического характера, их не устраивал способ решения Лобачевским проблем истинности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.016 с.)