Тема 1. Естественнонауная культура как система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Естественнонауная культура как система



     

Предметом курса «Концепции современного естествознания» является комплекс знаний о природе. Задачи курса:

1.Выявление специфики естественнонаучного и гуманитарного знания.

2.Изучение их связи, единства и противоположности..

3.Исследование сущности естественнонаучного познания и его связи с другими способами человеческого познания (религия, идеология, искусство, философия).

4.Анализ специфики и основных принципов естественнонаучной методологии.

4.Рассмотрение исторического пути естествознания, основных этапов его развития.

5.Анализ современной естественнонаучной картины мира.

6.Выявление основных совремнных естественнонаучных проблемы.

Культура (от греч. слова cultura - возделывание, воспитание, образование) - это исторически определенный уровень развития общества, выраженный в формах организации жизни и деятельности людей, и создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Исторически сложились два основных типа духовной культуры: естественнонаучная и гуманитарная. К гуманитарной культуре относятся: формы субъективного бытия человека и общества, социальные отношения, система эстетических и духовных ценностей. Естественнонаучная культура включает комплекс знаний человека о природе и способов практического использования этих знаний..

Отличие этих культур заключается в том, в том, что в рамках гуманитарной культуры деятельность человека направлена на проявление и развитие его специфических, т.е. присущих ему именно как человеку качеств – свободы, моральности, творческих способностей. Большую положительную роль в гуманитарной культуры играет присущий человеку иррациональный элемент. В рамках этой культуры человек создает некую новую человеческую реальность, выходя, тем самым, за рамки того, что уже есть, за рамки необходимости. Отсюда, например, и все экологические проблемы и сам вопрос – делает ли человек мир лучше или лишь ухудшает уже абсолютно гармоничную природу.

В рамках естественнонаучной культуры, мы, строго говоря, также проявляем свои специфические человеческие качества. Но это проявление имеет четкие границы – оно направлено на познание вечных, неизменных, необходимых, безличных связей, законов, отношений природы и на их дальнейшее использование. При этом, в рамках естественнонаучной культуры познается некая единая природа, включающая в себя три основных уровня;

– природа, окружающая человека;

– природа самого человека;

– природа общественных отношений.

Можно возразить, что такие законы изучает философия. Но философия, все-же, обладает более высоким уровнем абстракции, поскольку в этом случае предмет философии – система логических законов, существующих до природы и не зависящих от конкретного содержания объекта..

Между гуманитарной культурой и естественнонаучной культурой существует некоторое концептуальное противоречие. Для гуманитарной культуры именно специфические свойства человека оказываются его наиболее важными характеристиками - свобода, мышление, моральность. Для естественнонаучной культуры высокий статус этих свойств оказывается по-крайней мере проблематичным - в ней присутствует тенденция к т.н. редукционизму - сведению высшего, сложного к низшему, простому, что ведет, например, к отрицанию реальности свободы..

 

Структура естественнонаучной культуры.

1.Обыденный человеческий опыт. Опыт – певичный источник проблем, задач, критериев нашей деятельности и познания..

2.Система общественных условий, ценностей, норм, установок, психологии, ориентирующих общество и человека на рациональное познание природы. Это – социокультурная среда, в рамках которой развивается естественнонаучная культура.

3.Философские основания естественнонаучной культуры, базовые парадигмы науки, например, атомизм Демокрита.

4.Собственно естествознание – система рациональных знаний (необязательно наук) о природных законах и институтов по практическому применению этих знаний. Высшей формой развития естествознания является наука - знание, элементы которого связаны необходимыми логическими связями и подтверждены практически.

5.Единая естественнонаучная картина мира, в которой мир познается как целое..

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.64.47 (0.004 с.)