Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные и гносеологические причины развития микросоциологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Микросоциологическая теория, или микросоциология, – специфически американское социологическое направление. «Small group research» является одной из наиболее популярных и развитых областей исследования в современной американской эмпирической социологии. Эмпирическое изучение малых групп в США началось в конце 20 –начале 30-х годов и получило, большое развитие в годы второй мировой войны и особенна, после нее. Превращение малой социальной группы в один из основных объектов исследования, на наш взгляд, было вызвано рядом; гносеологических и социальных причин. Гносеологически оно» было обусловлено, во-первых, психологизацией современной буржуазной социологии, т. е. превращением ее из науки об общих и специфических законах развития общества в науку о поведении людей, входящих в небольшие социальные группы; во-вторых, неопозитивистской концепцией методологии науки, в частности ее принципом верификации, т. е. требованиями непосредственно-чувственной эмпирической проверки истинности теории. К этому следует добавить, что небольшая группа людей, наблюдаемая в естественных или лабораторных условиях, оказалась очень удобным объектом для подтверждения различных гипотез буржуазных социологов о человеческом поведении. Развитие и становление эмпирической социологии в США было связано и с их общим социально-экономическим положением. Экономический кризис в стране в 30-х годах сочетался социальным кризисом: резким обострением классовых противоречий, усилением борьбы рабочих и фермеров против капиталистов. За шесть лет, с 1934 по 1939 г., забастовками было охвачено более 7 млн. человек. Во многих городах страны состоялись массовые демонстрации безработных, резко усилился расистский террор, особенно в южных штатах. «Новый курс» президента Рузвельта должен был способствовать выходу страны из экономического и социального кризиса. Перед общественной наукой стояла задача создания новых теорий, перед социальной практикой – задача выработки новых методов социального управления. Американское общество ощущало «сильный голод по лучшей социальной практике» и «готово было схватиться за любые новые идеи и технику социального управления». К этому времени относится возникновение в США различных доктрин социальной практики: теорий «научного управления», «прогрессивного воспитания», «групповой динамики», «групповой терапии», «социометрии» и др. Все они в той или иной мере были посвящены конкретным социальным группам и должны были способствовать решению таких актуальных социальных проблем, как борьба с разложением американской семьи, юношеской преступностью и психическими заболеваниями, ликвидация конфликтов между «трудом и управлением», между неграми и белыми и т. д. В период второй мировой войны по заказам военных ведомств, монополий, правительства проводились эмпирические исследования малых групп по вопросам «социальной стратификации», «человеческих отношений» в промышленности, морального духа в армии, действенности пропаганды, межрасовых и межнациональных конфликтов, положения семьи, воспитания детей и т. д. В настоящее время буржуазная социологическая литература насчитывает тысячи книг и статей, в которых рассматриваются или затрагиваются проблемы социального взаимодействия в малых группах. Если на рубеже XIX – XX вв., по данным Ф. Стродтбека и А. Хэе, за год в среднем опубликовывалось по одной научной работе, имеющей отношение к малым группам, то в начале 50-х годов число публикаций увеличилось до нескольких в неделю. В 50 – 60-е годы наблюдалось дальнейшее увеличение исследований малых групп. В предисловии ко второму изданию - сборника статей «Групповая динамика» его составители Д. Картрайт и А. Зандер писали: «За время, прошедшее после опубликования первого издания, исследование групп продолжалось ускоренными темпами. Хотя точного подсчета не производилось, можно с уверенностью сказать, что с 1953 г. выполнено больше эмпирических исследований, чем за все предшествующие годы». По данным одного из американских журналов с 1967 по 1972 г. было выполнено около 3400 исследований, т. е. примерно по 570 в год. Недаром один из американских авторов писал: «Спросите сегодня у социального ученого, каковы его научные интересы, и чаще всего вы получите ответ: „Я интересуюсь малыми группами"». Малая группа стала одним из основных объектов исследования новой научной дисциплины – социальной психологии, объединившей интересы социологов и психологов: «Психологи, которые обычно довольствовались описанием реакции субъекта на цветовую гамму или реакции крысы на лабиринт, теперь изучают влияние групповых норм на индивидуальное мнение... Социологи, которые могли когда-то изучать целые общества или институты, теперь регистрируют поведение малых групп в лаборатории, либо в „поле"». Результаты исследований малых групп, проведенных в научных лабораториях, дополнялись прикладными исследованиями в армии, больницах, промышленных предприятиях, жилых кварталах и правительственных учреждениях. Быстрое развитие этой области общественного знания привело к необходимости подготовки соответствующих кадров. Первый семинар по малым группам для студентов был проведен Р. Бейлсом в Гарвардском университете в 1946 г., а в середине 50-х годов в американских университетах на отделениях социологии и психологии уже читалось 45 специальных курсов, полностью посвященных малым группам, и дополнительно 200 курсов, имевших отношение к тем или иным проблемам группового поведения. По замечанию А. Эйстера, «всоциологии анализ малых групп... достиг статуса „специальности"» и широко поддерживается как научными, так и официальными учреждениями США. 'J Американский социолог Т. М. Миллз отмечает четыре момента, способствующих широкому изучению малых социальных групп. Во-первых, исследовать групповые процессы заставляет прагматический интерес, поскольку решения, принимаемые в малых группах, воздействуют на образ жизни многих социальных общностей. Так, кучка лидеров в правительстве может принудить целую нацию к определенному курсу действий, решения отдельных семей о рождении ребенка приводят к серьезным демографическим последствиям. Группы являются не только источниками уважения, любви и безопасности, но и причиной напряжений, конфликтов и фрустрации, поэтому знание процессов групповой динамики должно помочь человеку в его повседневной жизни. Во-вторых, с точки зрения социально-психологической малые группы представляют собой поле проявления различных социально-психологических законов, управляющих поведением индивидов в групповых ситуациях. Научные эксперименты должны выявить общие законы, знание которых поможет индивиду справляться с насущными проблемами социальной реальности. В-третьих, научное исследование малых групп способствует разработке эмпирически обоснованных теорий. В-четвертых, малые группы рассматриваются как особый вид социальных систем, которые представляют собой не просто социальные микросистемы, а микрокосмы больших обществ, в которых в миниатюре представлены многие социальные явления – разделение труда, управление, идеология, религиозные и этические традиции и т. д. Теоретические модели, построенные и проверенные на малых группах, могут быть применены к большим обществам, которые менее доступны непосредственному исследованию. В течение полувековой истории исследований малых групп сложились различные направления микросоциологии, которые хотя и имеют общую методологическую основу, представленную философией неопозитивизма и прагматизма, непосредственно связанного с утилитаризмом, тем не менее различаются относительно самостоятельными теоретическими концепциями. Главными из них являются социометрическое направление, идущее от психиатрии, теория «групповой динамики», представляющая собой социально-психологическое исследование малых групп, и бихевиористское направление, сложившееся в рамках социологии. Рассмотрим их подробно, акцентируя свой анализ на следующих моментах: происхождение направления, его главные представители, суть теоретико-методологической концепции (основные идеи, понятия, гипотезы, законы), ее предметное «поле» и объяснительные возможности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.68.196 (0.007 с.) |