Определение понятия «малая социальная группа» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение понятия «малая социальная группа»



Понятие «малая социальная группа» является абстракцией, претендующей на роль социологической категории. Категории же как «наиболее всеобщие абстракции возникают вообще только в условиях наиболее богатого конкретного развития, где одно и то же является общим для многих или для всех. Тогда оно перестает быть мыслимым только в особенной форме». В нашу задачу входит поэтому исследование того «общего», которое позволяет столь разнородные «особенные» социальные объединения, как семья, школьный класс, трудовой и научный коллектив, спортивная команда, коллектив арктической, антарктической или космической станции, религиозная секта, группа правонарушителей и др., обозначать одним термином – «малая группа» или «малая социальная группа».

Прежде всего, для малых групп характерна малочисленность их состава. Но достаточна ли количественная характеристика социального объединения, чтобы она была существенной социологической характеристикой? Интересно, что Питирим Сорокин в свое время очень резко критиковал выделение малых групп как объекта социологического исследования, резонно аргументируя свою критику тем фактом, что не выделяют же в биологии в качестве самостоятельного объекта исследования маленьких животных или маленькие растения. Почему же в социологии возможен анализ малых групп? Аргументацию Сорокина нельзя признать убедительной, поскольку выделение типов маленьких животных или маленьких растений не связано с выявлением нового качества. Что же касается малых социальных объединений, то ситуация здесь совершенно иная. Именно малочисленность дает возможность их членам находиться в непосредственном взаимодействии друг с другом. В результате этого в объединениях помимо социальных отношений, обусловленных данным уровнем развития общества, возникает сеть эмоционально-психологических отношений, которые, переплетаясь с социальными, дают малым группам новое социальное качество.

Таким образом, общей качественной характеристикой малых групп является непосредственность взаимодействия, личных контактов ее членов между собой. Эти контакты должны обладать определенным постоянством, для того чтобы между членами группы сложилась устойчивая система связей и отношений. Эта характеристика настолько значима, что, например, Г. М. Андреева дает такое определение малому социальному объединению: «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». Межличностные связи и отношения, возникшие на основе непосредственного взаимодействия в процессе групповой жизни, представляют собой особый вид общественных отношений. Как известно, в современной социологической литературе существует несколько критериев классификации общественных отношений. По содержанию различаются материальные (в частности, экономические), политические и духовные (идеологические) отношения. В зависимости от сферы действия выделяются отношения в областях материальной жизни общества, общественно-политической практики, быта и духовной жизни общества. По характеру общественные отношения могут быть антагонистическими и неантагонистическими, относящимися только к данной формации или сохраняющимися на протяжении всей истории человечества.

Малые социальные группы являются относительно самостоятельными субъектами общественных отношений. С одной стороны, они отражают в себе те общественные отношения, в которые они органически включены, и преломляют их в своеобразные внутригрупповые отношения. С другой стороны, на основе личных контактов между членами группы возникает сеть эмоционально-психологических отношений. Обе системы отношений – объективных, общественных и субъективных, психологических,– дают единую систему межличностных групповых отношений.

Стабильные, устойчивые связи и отношения, выкристаллизовавшиеся в определенную систему, составляют социальную сущность малой социальной группы. Эти отношения по своему конкретному содержанию разные в разных группах: в семье – семейные, в бригаде – производственные, в секте – религиозные и т. д. При этом критерием различия выступает вид деятельности, на основе которой складывается та или иная система отношений.

Малые группы создаются вследствие объективной необходимости объединяться и действовать совместно в процессе труда, для продолжения рода "и т. д. Объективная необходимость в сотрудничестве дополняется субъективной потребностью в общении. Проявляя себя как субъект и объект деятельности, личность в групповой деятельности приобретает свою социальную сущность: «...деятельность в непосредственном общении с другими и т. д. стала органом проявления моей жизни и одним из способов усвоения человеческой жизни».

В процессе общения на базе общей деятельности в группе возникает особая система ценностей и норм поведения. Их основу составляют нормы и ценности общества и тех социальных групп, к которым принадлежат члены малой группы. Однако эти ценности и нормы в процессе групповой жизни подвергаются определенной модификации, которая определяется характером межличностных групповых отношений.

В соответствии с выделенными выше общими чертами и характеристиками малых групп мы можем дать следующее определение: малая социальная группа – это малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

В буржуазной литературе малые группы, как правило, отождествляются с психологическими или социально-психологическими группами. Так, американский социолог Р. Бейлс считает, что малая группа – это «любое число лиц, вовлеченных во взаимодействие друг с другом в одной непосредственной встрече или серии таких встреч, в результате которых каждый член получает достаточно отчетливые впечатления о каждом другом члене, для того чтобы он мог в этот момент или при последующем опросе как-то реагировать на каждого из других как индивидуальное лицо, хотя бы только для того, чтобы вспомнить, что другой присутствовал».

И хотя Бейлс определяет таким образом группу, к которой может быть применена его техника наблюдения, т. е., несмотря на то, что это определение чисто операциональное, тем не менее оно является «классическим» и широко применяется в буржуазной социологии.

Другое ставшее классическим определение малой группы дал американский социолог Дж. Хоманс в работе «Человеческая группа»: «Под группой мы подразумеваем определенное число лиц, которые часто общаются друг с другом в течение длительного периода времени и количество которых достаточно мало для того, чтобы каждое лицо могло установить связь с каждым другим не с помощью других лиц, а непосредственно, лицом к лицу».

В обоих этих определениях присутствуют следующие характеристики малой группы: непосредственный, лицом к лицу контакт (взаимодействие) ее членов и их достаточно малое число. Кроме того, Хоманс отмечает длительность общения, Бейлс же считает достаточной одну встречу или серию их. Но ни в том, ни в другом определении не выявлена основа образования группы.

В марксистской литературе показано, что малая группа представляет собой форму жизнедеятельности людей. В первобытном обществе все виды деятельности осуществлялись в рамках одной родовой или общинной группы в целом. С разделением, труда появились различные виды деятельности и произошло выделение «особых» малых групп. Так, трудовая деятельность осуществляется в малых производственных группах, воспитание детей реализуется в семье, обязанности по защите Родины выполняются в воинских подразделениях и т. д. Таким образом, при дифференциации первоначально синкретической жизнедеятельности людей малые группы как форма, в которой она протекала, остались.

Принципы образования малых групп, их природа и функционирование зависят от социальной структуры общества, отражают происходящие в нем процессы. Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» писал, что отдельная «семья дает нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество, разделенное на классы со времени наступления эпохи цивилизации...». Социальным «микрокосмом» называл общину К. Маркс.

Следуя Марксу и Энгельсу, можно говорить о малой группе как об «обществе в миниатюре», как о «социальной микросистеме», точнее, как о первичном уровне социальной системы, ее эмпирическом уровне, эмпирическом референте общества, месте реальной деятельности людей. При этом следует отметить, что малая группа не является «зеркальным отражением» общества. Механизм влияния общества на природу малых групп сложен и многократно опосредован, в частности, сознанием отдельных индивидов – их членов и относительной свободой их действий.

Малые группы присущи обществу на всех ступенях его развития, но сущность этих групп меняется от эпохи к эпохе, например, тип семьи, ее состав, положение мужа, жены, детей, их взаимоотношения. Особенно большие изменения произошли в советской семье в связи с полной эмансипацией женщин, получением ими равных прав с мужчинами во всех сферах общественной жизни.

В малых группах мы наблюдаем комплекс различных общественных отношений (экономических, нравственных, правовых, социально-психологических и др.). Однако это не значит, что указанные отношения формируются полностью в малых группах. Процесс этот происходит в основном среди больших масс людей, в частности, классов, и определяются эти отношения в общих чертах характером производственных отношений. Возникнув на их основе, различные виды общественных отношений пронизывают все группы общества. Это не означает, однако, что на долю малых групп остается лишь оформление этих отношений, они, в свою очередь, накладывают на них свой специфический отпечаток.

Виды малых социальных групп

Существует несколько критериев выделения видов малых социальных групп. В зависимости от структуры групповых отношений группы делятся на формальные и неформальные. По степени близости к личности выделяют первичные и вторичные группы. В зависимости от группового членства различают членские и референтные группы. Рассмотрим перечисленные виды малых групп.

Формальная группа. Организация группы – это определенный тип отношений ее членов между собой и к группе в целом. В зависимости от типа отношений различают два вида групповой организации: формальную и неформальную. Собственно говоря, это два вида становления одних и тех же общественных отношений. В соответствии с типом организации отношений различают и два основных вида малых групп – формальную (официальную) и неформальную.

Формальная организация создается для выполнения функций, строго определенных системой более высокого уровня. Эти функции в определенной мере являются внешними для индивидов данной организации. Будучи однажды созданной, она характеризуется жесткой связью между элементами, ее составляющими, и остается, как правило, неизменной в течение длительного периода времени. Так, социальная организация производственного предприятия определяет основную функцию производственной бригады. Внутри бригады происходит дифференциация этой функции в зависимости от индивидуальной позиции каждого члена бригады. Позиции соответствует функция, которая, будучи лишенной исполнителя, представляет собой «голую абстракцию». Позиция в производственной группе материализуется, объективируется лишь при наличии индивида, ее занимающего.

Ценностям режим исполнения этой функции, предусматриваются? Также и соответствующие нормы отношений с другими находящимися здесь индивидами, а также доводятся до него принятые формы и критерии оценки его деятельности, вознаграждения и стимулирования ее».

Итак, формальной обычно называют группу, положение а поведение отдельных членов которой строго регламентируются официальными правилами организации. Авторитет отдельных членов формальной группы определяется их должностью, а не личными качествами. Межличностные отношения в группе складываются внутри рамок, установленных официально. Самым. простым примером формальной группы может служить производственная бригада, размер, лидер (мастер, бригадир), структура и функции которой строго регламентированы правилами производственной организации.

А. Т. Москаленко и А. А. Чечулин, изучающие культовые сообщества, причисляют к формальным группам всякую автономно действующую сектантскую общину или приход православной церкви. Формальная религиозная группа обладает жесткой, структурой, которая длительное время остается неизменной. Формальный механизм культового сообщества таков, что каждый его член выполняет четко определенные функции, и поэтому структура такого объединения является безличной. Функциональные отношения членов сообщества определяются их должностным положением (пресвитер, проповедник, член «двадцатки» и т.д.). При изменении функций, выполняемых тем или иным членом группы, происходят взаимные перемещения верующих, но принципиальная схема интеграции группы при этом сохраняется неизменной.

Формальная группа – чисто социальная группа, элемент социальной структуры общества. Она существует объективно, т ее собственная структура и тип поведения определяются группой большего масштаба или обществом как целым. Формальная группа по отношению к индивидам, ее составляющим, выступает чем-то внешним, не зависимым от их воли, желаний, эмоций и т. д. Вступив в формальную группу, индивид как бы теряет свои личностные качества, превращаясь в функционера,, исполнителя той или иной социальной роли, предписанной формальной организацией группы. Именно в этом плане говорят о безличности» формальных групп.

Итак, формальная группа – это такой тип организации социальных отношений, который характеризуется разделением; функций, безличностью и договорностью, одной строго определений целью сотрудничества, крайней рационализацией функций: (как общегрупповой, так и индивидуальных), низкой зависимовозникающих в результате совместной работы, образует так называемые «модели отношений», которые определяют «правильное» поведение людей на производстве. «Общественное мнение» на уровне малой неформальной группы является моральным регулятором отношения к труду отдельных ее членов. Солидарность рабочих в процессе совместной работы оказалась решающим условием существования промышленной организации. В понимании и объяснении поведения неформальных рабочих групп в целом и образа действий их членов, в частности, Мэйо и его последователи видели центральную проблему социологического исследования на производстве.

Рассматривая понятия формальной и неформальной группы, следует особо остановиться на взаимоотношении этих структур. Возникая на разной основе и выполняя разные функции, формальная и неформальная организации взаимно дополняют друг друга. Формальная ориентирована на цели, поставленные перед группой вышестоящей организацией, и выполняет как бы внешнюю по отношению к группе функцию. Неформальная выполняет функцию стабилизации, сплочения группы, создания в лей особого социально-психологического и морального единства, что в последние годы стало предметом специального исследования.

А. А. Русалинова, анализируя проблему соотношения формальной и неформальной структур в малых группах на производстве, считает неправомерным отождествление официальны), отношений с деловыми, а неофициальных – с личностными. На основе исследований, проведенных на промышленных предприятиях Ленинграда, она показывает, что деловые отношения производственной группе могут носить как формальный, так я неформальный, добровольный характер (отношения взаимной ответственности, взаимной требовательности, сотрудничества взаимопомощи и соревнования), что в конечном счете определяется уровнем развития коллектива.

Первичная и вторичная группы. В зависимости от степени близости к личности малые группы подразделяются на первичные и вторичные. Термин «первичная группа» был введен в начале XX в. американским социологом Ч. Кули, который, как мЫ рассмотрели выше, понимал под первичностью самую раннюю форму общения, начало социализации.

В такой первичной группе, как семья, ребенок впервые осознает существование других лиц, вследствие чего у него появляется и самосознание. Здесь же у него впервые возникает чувство принадлежности к группе (по Кули, чувство «мы») и понимание своего места и роли в ней. В первичной группе ребенок учится говорить и овладевает навыками повиновения и самоконтроля, здесь же происходит его первое знакомство с моральными установками общества.

Понятие первичности употребляется в качестве синонима понятия близости, интимности, непосредственности общения, в связи с тем, что атмосфера в первичной группе обычно теплая и отмечена сердечными взаимоотношениями ее членов. Этим первичная группа отличается от всех других малых групп. В интимной атмосфере первичной группы проблема места, занятого отдельным членом, отходит на второй план. Человек заботится не столько о том, чтобы стать выше других, сколько о том, чтобы поддержать в группе сердечную обстановку. Личная амбиция подвергается определенной нейтрализации. Человек как бы «растворяется» в группе, групповые цели и интересы становятся для него превыше всего. Происходит полная идентификация личности с группой.

Интересный анализ первичных групп в американской армии периода второй мировой войны провел Э. Шиле. Исследуя функции этих групп в формальной структуре военной организации, он выявил, насколько важна преданность первичной группе ее членов для формирования военной морали и эффективного поведения солдат в бою.

Характерными чертами первичных групп являются: малочисленный состав, пространственная близость их членов, непосредственность, интимность отношений, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов. В связи с этим термин «первичная группа» употребляют для обозначения малых групп различного вида в противовес «вторичным группам», в которых отсутствует непосредственный личный контакт между членами (например, для рабочего бригада будет первичной группой, а коллектив всего предприятия – вторичной).

Через первичные группы человек наиболее эффективно усваивает стандарты поведения и традиции общества. Отсутствие или недостаток связей первичного типа может обернуться ухудшением личных качеств человека и основных характеристик человеческой природы вообще, что проявится в духовной неполноценности и отрицательном поведении человека.

В современном урбанизированном обществе и в условиях научно-технической революции связи первичного типа встречаются все реже даже в деревне. Еще более капитализм разрушает связи первичного типа в городе. Безличностные бюрократические связи в капиталистическом бизнесе, безличная городская жизнь превращают человека в безымянного и одинокого. Урбанизация способствует разрушению первичных групп соседства, которое в деревне и маленьком городе играет очень большую роль. Традиционная неурбанизированная деревня располагается на относительно маленькой территории, населенной небольшим количеством лично знакомых людей. Отсутствие средств коммуникации, близость работы от дома приводят к тому, что деревенский житель часто в течение всей своей жизни взаимодействует только с жителями своей местности. В деревне социальная близость является следствием территориальной близости. Социальные контакты в деревне имеют характер личных контактов. Люди, как правило, многое знают друг о друге. Новый, чужой человек, появившийся в деревне, сразу попадает под общее наблюдение.

Таким образом, социальная модель традиционной деревни представляет собой как бы расширенную модель малой социальной группы с четко выраженными связями первичного типа. Основой социальных отношений здесь являются семейные и соседские связи: общность интересов, взаимная помощь и т. д.

В большом городе социальные связи носят деловой, формальный характер. Большое число жителей мало располагает их к личному знакомству. И даже факт соседского проживания не всегда способствует социально-психологической близости. Контакты жителей города – это контакты скорее социальных ролей, чем личностных. Некоторые из социальных связей ликвидируются с вводом автоматов, например, по продаже газет, проездных билетов и т. д.

В городе территориальное соседство необязательно приводит к социальной связи. Развитое общественное обслуживание, широкий диапазон профессиональных и классовых различий во многих случаях исключают общие интересы. Например, «марсельский блок» Корбюзье был построен таким образом, чтобы живущие в нем люди имели возможность завязывать близкие отношения. Однако наличие в здании достаточного количества необходимых удобств и услуг исключало необходимость соседских контактов.

Таким образом, соседство в современном урбанизированном обществе практически потеряло свои первичные социальные функции. Если в деревне или малом городе соседство является как бы вторым (после семьи) уровнем социальных связей личности, то в большом городе человек имеет связь только либо со своей семьей, либо с формальными группами.

Исключение составляют две общественные группы – дети и пенсионеры, пространственная близость которых порождает социальные контакты. Для них соседи по квартире, дому, двору становятся источником первичных связей, иногда обладающих большим влиянием, чем семейные. Однако на социальные контакты большое влияние оказывают возрастные границы. Например, подростку со временем становится тесен его «двор», он начинает «осваивать» новые пространства, устанавливая новые социальные связи, среди которых контакты по интересам выдвигаются на передний план. Пожилые люди, отошедшие от производственной работы, напротив, в значительной степени утрачивают свою самостоятельность, физические силы их убывают, количество свободного времени увеличивается – все это приводит к сокращению круга социальных связей и одновременно к углублению социальных контактов с людьми, находящимися в непосредственной пространственной близости, т. е. с соседями.

Контакты первичного типа предполагают контроль общественного мнения, который в городе практически исключается: люди незнакомы друг с другом, мало интересуются жизнью других. Среди комплекса мотивов переезда из деревни в город одним из важных является тот, что, выражаясь словами Зиммеля, «город доставляет индивиду такую личную свободу и в таких больших размерах, что к этому нельзя привести никакой аналогии из другой области».

Под свободой здесь понимается отсутствие зависимости от тяжелого труда на земле, от тесных, переходящих в личную зависимость и слишком назойливых семейных связей, от строгого общественного контроля, свойственного малой общности, от занятого раз и навсегда общественного положения, от скуки и монотонного течения сельской жизни, от недостаточной Цивилизованности. Город же обеспечивает регулярное расписание рабочих часов, свободное время, отпуск и возможность распоряжаться им; эмансипацию личности, чувство хозяина своей судьбы; тайну частной жизни; возможность скрыться, Раствориться в толпе незнакомых, безразличных людей; терпимость в отношении даже самых «странных» действий, что создает формальный и безличный контроль над личностью, регулируя ее общественное и правовое, но не частное поведение. Город открывает перед личностью широкие возможности для общественного и культурного развития; дает возможность пользоваться многочисленными бытовыми услугами и удобствами цивилизации; обеспечивает ощущение темпа событий и разнообразие впечатлений благодаря средствам культуры и массовой коммуникации и т. д. В капиталистическом обществе свобода от традиций и контроля, характерная для больших городов, многообразие выполняемых индивидом ролей, трудность адаптации к новым условиям способствуют появлению в них различных форм социальной дезорганизации, в том числе и преступности.

Хотя формально первичные группы присущи человеческому обществу на всех ступенях его развития, содержание групповых отношений и значение этих групп для личности меняются с преобразованием как социально-экономических отношений в обществе в целом, так и отдельных свойственных ему черт и процессов,

По Кули, малая первичная группа формирует личность. Но человек включается в общественные отношения и на разных уровнях социальной организации общества, в частности на уровнях формальных организаций, больших социальных групп, в том числе классов. Многообразие связей личности со всеми проявлениями общественных отношений формирует ее как объект и субъект общественных отношений. Каждая первичная группа есть часть общества, класса, поэтому она является проводником идей, установок и норм, существующих в обществе как целостной системе. Следовательно, первичные группы формируют личности не сами по себе, а как органическую часть общего, всей социальной системы в целом.

Референтные и членские группы. Одним из аспектов изучения малых групп является анализ так называемых референтных групп. Референтная группа – это реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном. Действуя как бы самостоятельно и независимо, человек в конечном счете осознает свое поведение через призму тех взглядов и норм, которые существуют в наиболее значимой для него группе (семья, друзья, производственный коллектив). Термин «референтная группа» был введен американскими социальными психологами. Рассматривая малые группы, влияющие на поведение индивида, М. Шериф разделил их на два вида: членские (членом которых индивид является) и нечленские, или референтные (членом которых индивид не является, но с нормами которых соотносит свое поведение). Таким образом, впервые понятия референтной и членской группы были применены как противоположные.

Однако позднее другие исследователи (Р. Мертон, Т. Ньюком и др.) распространили понятие референтной группы на все объединения, которые являются для индивида эталоном при оценке им собственного социального положения, действий, взглядов и т. д. Это может быть как группа, к которой принадлежит данный индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше.

Понятие референтной группы имеет несколько значений: 1) любая группа, которая берется за эталон (или критерий) при оценке своего собственного положения; 2) группа, на которую ориентируются в действиях; 3) группа, право входа (или членства) в которую индивид стремится получить, т. е. группа, в деятельности которой он хочет участвовать; 4) группа, ценности и взгляды членов которой служат в качестве социальной «рамки соотнесения» для отдельного лица, не являющегося ее членом непосредственно.

К.Д. Давыдова различает реальную и идеальную референтные группы. Реальная референтная группа – это общность людей или отдельные индивиды, служащие для личности эталоном реализации оптимальных для нее социальных норм и ценностей. Идеальная референтная группа – это отраженные в сознании индивида его ценностные и нормативные ориентации, его жизненные идеалы, выступающие в форме персонифицированных эталонов и идеалов, в форме образов людей. Эти персонифицированные образы представляют «внутреннюю аудиторию», на которую личность ориентируется в своих мыслях и действиях.

Хотя эталоном может быть не только малая группа, но и класс, слой, профессиональная группа и даже отдельная личность, чаще всего в качестве референтной группы выступают первичные малые группы, как наиболее значимые для личности.

На практике теория референтных групп применяется при изучении социальной мобильности, процесса адаптации личности к различным социальным средам и особенно широко при исследованиях эффективности средств массовой коммуникации, в ходе которых каждый индивид – получатель той или иной информации – рассматривается не только как представитель определенной социально-экономической и демографической группы, но и как член особо значимых для него малых групп. Восприятие того или иного сообщения и реакция на него могут быть лучше поняты при установлении характера связи конкретного индивида с этими группами и их ценностями.

Например, американские исследователи Дж. Райли и М. Райли, изучая процессы массовой коммуникации, выдвинули теорию, отождествляющую референтные группы с первичными. Их выводы следующие: 1) массовая коммуникация воспринимается индивидом (реципиентом) как членом определенной группы, имеющей для него важное значение; 2) такими значимыми группами являются первичные группы (семья, сообщество соседей, товарищи по работе), которые формируют ценности индивида; 3) индивид соотносит свои поступки в высказывания с ценностями первичной группы, чтобы заслужить ее одобрение и получить «прибыль с хорошей репутации».

Графически это можно изобразить следующим образом:

В системе отношений «личность – общество» референтные группы выполняют три главные функции: статусную (информативную), способствующую формированию у индивида представления о его месте в социальной структуре общества, его социальном.статусе и эталоне исполнения социальных ролей, соответствующих этому статусу; регулятивную (или нормативную), устанавливающую и интерпретирующую для личности социальные нормы общества и других социальных групп и через них обусловливающую определенный тип поведения; мировоззренческую (ценностно-оценочную), определяющую установки ценности, идеалы и цели личности.

Таким образом, выделение малых социальных групп в самостоятельный класс обусловлено их спецификой – наличием непосредственного, устойчивого личного контакта, который при дает этой системе новое – социально-психологическое – качество. В этих группах происходит как бы слияние социального качества, детерминированного общей социальной системой (об щества в целом), и психологического, появляющегося в результате функционирования малой группы как социального целого на основе межличностных, эмоциональных, психологически; взаимоотношений между ее членами.

Такие малые социальные группы, как семья, школьный класс, производственная бригада и др., представляют собой элементы социальной структуры общества. Они имеют специфические функции в обществе, особую систему социальных ролей, специфический механизм контроля и управления. Поведение же группы в целом и ее отдельных членов «запрограммировано» на уровне социальной системы общества. Место малой социальной группы, как и отдельной личности, в социальном процессе, реальные возможности группового и индивидуального выбора того или иного варианта действия в конечном счете определяются типом программы, действующей в данной социальной системе в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.028 с.)