Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава шестая речь лорда лотианаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Речь, произнесенная лордом Лотианом на церемонии вручения дипломов в университете Аликара в январе этого года, заслуживает внимания тем, что ее углубленно изучают все носители новой и старой культуры Индии, извлекая из нее уроки. Из этой речи нам стало ясно, что сокрыто в сердце и в мыслях у человека, который смотрит на новые науки и на то, чего они дали цивилизации, с близкого расстояния: ведь он сам вырос в сердце этой цивилизации, прожил в ней 56 лет. Он родился в Европе, окончил Оксфорд и раньше был главным редактором известного журнала "Раунд тэйбл". С 22-х лет находился на ответственной государственной службе в Англии. Таким образом, он не сторонний наблюдатель, а сын западной культуры, и он рассказывает нам о ней, говоря о скрытых в ее глубинах истинных пороках и о том, чего на самом деле жаждут в настоящее время ее представители. Эта речь представляет интерес и содержит урок, с одной стороны, для наших интеллигентов - представителей новой культуры: они узнают из нее, что есть западная наука и западная цивилизация, что это не чистое противоядие и в ней достаточно яда. Но некоторые извлекли из этого яда лечебную мазь и пользовались ею на протяжении веков, и они как бы предупреждают нас и запрещают нам пользоваться ее целебной силой, говоря: мы прикоснулись к устам смерти, но и вы должны прийти к ней. Мы сами нуждается в сильном противоядии, но не знаем, где его искать, но думаем, что оно есть у вас, и вы должны развеять его по ветру, а сами вкусить сладость нашей отравленной мази. С другой стороны, эта речь содержит много поучительного для наших улемов и религиозных кругов, и они должны, прочтя ее, убедиться, что любая сторона мусульманского образования должна просвещать и вести к свету. Западный мир исповедует материализм вот уже несколько веков. Идейная свобода и исследовательский дух, данный нами людям Запада как противоядие несколько столетий назад, был смешан ими с ядом безверия и материализма, а не науки. Благодаря этой смеси эти люди поднялись по лестнице славы и прогресса, но ядовитая часть продолжала действовать, пока ее воздействие не пересилило здорового начала. После того, как люди Запада долгое время ощущали горькие результаты этого воздействия, они стали искать более сильное противоядие. Они, конечно, знали, какая часть смеси ядовита, ибо испытывали ее воздействие. Они также стали чувствовать, какое именно противоядие им нужно для нейтрализации яда. Но они не знают, что столь нужное им противоядие есть только в исламе и что они получат новую его порцию только в той же аптеке, где они получили первую. Но если западный народ, ощущая такую сильную потребность в противоядии, будет продолжать блуждать в его поисках, отравляя мир ядом своей цивилизации, то улемы ислама несомненно будут соучастниками этого великого преступления, так как условия не терпят, чтобы наши улемы углублялись в вопросы о божественной природе и о сверхестестественном, в дискуссии о составных частях религиозного учения. Они должны поставить более важный вопрос, чем такие, как: ниспослано ли Пророку Аллаха знание потустороннего мира или нет? Можно ли увидеть Пророка? Каковы правила шариата относительно посещения могил? Надо ли поднимать две руки в молитве вслед имаму или нет? Подобные вопросы продолжают занимать наши религиозные умы, и люди не жалеют сил для их решения, хотя они не несут абсолютно никакого знания о современном мире. Надо решать действительно насущные вопросы о том, почему знание и культура продолжают пребывать в оковах безбожия и атеизма, изучать и глубоко анализировать их, а затем решать в свете принципов ислама. Таково веление времени. А поскольку улемы не занимаются этим и не прилагают для этого усилий, постольку кризисные явления, переживаемые странами Запада, начинают все сильнее проявляться во всех странах, где живут мусульмане, в том числе и в Индии. Пока не будет найдено верного решения для этих проблем, мусульмане и немусульмане будут пользоваться для избавления от них неверными средствами - так же, как и больные западники. Эта проблема касается теперь не только стран Европы и Америки, но и наших стран, и наших будущих поколений. По этой причине мы хотели бы, чтобы с речью лорда Лотиана ознакомились бы и наши интеллигенты, и наши улемы. Ниже мы приводим выдержки из этой речи, время от времени давая необходимые пояснения. Лорд Лотиан начал речь следующими словами: "Есть вопрос, на который я хотел бы обратить ваше внимание и который нуждается в изучении. Может ли рациональное научное образование принести Индии такой же сильный вред, какой оно принесло Европе и Америке? Современная наука на Западе привела к двум важным последствиям: с одной стороны, эта наука расширила господство человека над природой и ее силами, а с другой ослабила потомственную религиозность выпускников университетов и всех людей в целом. И все то плохое, что есть ныне в мире, по меньшей мере, наполовину - результат этих двух моментов. Образованный человек почти что опьянен той силой и возможностями, которые дает ему наука. Но в сфере морали он далеко не так преуспевает, как в культуре и науках, поэтому нет гарантии, что эти силы будут использованы для спасения человека, а не для его гибели". В этой части оратор говорит о существенной проблеме цивилизации и человеческой культуры: наука - не более чем инструмент для поиска и исследований. Человек же стремится постичь тайны этого мира. Человек может обладать достаточными знаниями, использовать их на благо прогресса, но это само по себе не гарантирует ему счастья и спасения, так как это может также стать и причиной его гибели. От того, что человек стал пользоваться для передвижения скоростными машинами, использовать телеграф и радио для быстрой связи, он не стал более счастливым, чем раньше, потому что все эти вещи могут не только радовать его, но и приближать его гибель. Цивилизация, давшая человеку такие орудия убийства, как пушки, пулеметы, ядовитые газы, самолеты и т.п. не отдалила гибель человека, а приблизила ее по сравнению с цивилизацией, где основным оружием были меч и копье. Вопрос о том, несет ли научный прогресс счастье или гибель, зависит от того, под сенью какой цивилизации вдет развитие науки, техники, культуры. Сама цивилизация на самом деле определяет путь развития, цель человеческой деятельности, что и определяет тип отношений между людьми, принципы общественной жизни, устанавливает законы морали как для личности, так и для нации в целом. В общем цивилизация подготавливает разум человека к тому, как воспринимать силы, обретенные в результате научного прогресса, как применять их в системе человеческого общества, как и для чего ими пользоваться, что с ними следует делать, а что нет. Наблюдения за физическим миром и знание законов породы не могут служить основой для высшей цивилизации, так как эти сведения делают из человека лишь разумное животное. Тот, кто придерживается только материалистических теорий во взглядах на эту жизнь, ограничивает свою жизнь только этим миром. Его единственное желание - прожить эту жизнь как можно лучше и полнее - схоже с животным желанием. Главное в его жизни - это борьба за выживание, естественный отбор. Цивилизация Европы была основана на этой жизненной концепции, и поэтому неудивительно, что все достижения науки и техники находили применение для уничтожения людей, а не для их счастья и спасения. Люди Запада сами стали чувствовать, что им нужна человеческая цивилизация, более высокая, чем их животная, и что в ее основе может лежать только религия. "Нет сомнения в том, что дух научного поиска освободил людей от старых химер и постепенно сделал мужчин и женщин более духовно раскованными. Но он же, сильно обеднив их чувство правды и справедливости с точки зрения духовности и религии, не указал им путь к этой правде. И ныне большинство людей на Западе чувствуют себя как дети, вовлеченные в стремительное движение и окруженные чудесами, чувствуют себя потерянными и не могут больше жить нормальной жизнью. Они не связаны с тем вечным подлинным и бесконечным, чем является религия. Теперь мы видим, каковы результаты уничтожения власти религии - этого дара, необходимого человеку, единственного средства для существования его нравственной жизни. Западный мир заплатил эту цену за политические концепции, за ту разновидность науки, которая, обеспечивая материальный прогресс, делает жизнь людей сложнее и тяжелее день ото дня. Результатом этого стало и то, что Европа несет ныне тяжелейшее бремя нашей эпохи - узкий национализм". Затем лорд Лотиан обращается к представителям новой культуры Индии с вопросом: "Могут ли две крупнейшие общины Индии - индуистская и мусульманская - сопротивляться господствующему в новую эпоху духу критики и поиска более успешно, чем ему сопротивлялся религиозный фанатизм в Европе? Это важный вопрос, ведь я хочу, чтобы Индия избежала тех катаклизмов, которые пережил Запад. Религиозные и идейные вожди в этой стране должны уделить максимум внимания этому вопросу. Нет сомнения, что дух поиска постепенно сотрет элементы суеверий и невежества, распространенные до сих пор в Индии. И это хорошо. Но не повлияет ли это на сознание будущих политиков и экономистов Индии и не лишит ли ее народ моральных принципов и духовных ценностей? Мне кажется, что и у индусов и у мусульман есть те качества, которые необходимы, чтобы отстоять эти принципы, которые сделают их сильными и позволят сохранить свое влияние на выпускников университетов. Христианство же проиграло эту битву из-за некоторых ошибочных концептуальных установок". Лорд Лотиан, как он сам признался, на самом деле ничего не знает ни об индуизме, ни об исламе. Однако он намекает на некоторые вещи, в которых могут преуспеть эти две религиозные общины для сохранения интеллигенцией верности моральным принципам и высшей духовности в атмосфере развития новой критики и познания. Но тот, кто хорошо знаком не только с этими двумя общинами, но и со всеми религиозными общинами Индии, скажет, что если в Индии и есть религия, которая может выдержать это испытание и пойти впереди других в духовной борьбе, став религией всего рода человеческого в эпоху прогресса и света, то это ислам. Вы поняли, почему христианство потерпело неудачу? Потому что оно не социально, а антисоциально. Оно предполагает лишь спасение отдельной личности. Когда европейские нации пошли по пути прогресса, христианство стало противиться ему, вместо того, чтобы стимулировать. И нациям пришлось избавляться от оков этой религии. Так же обстоит дело и с индуизмом. В нем нет зрелой философской системы, нет нравственного закона, основанного на разуме. Нет социальной системы, способной расширяться и углубляться. То, что до сих пор индуизм не подвергался воздействию западной цивилизации, объясняется существованием кастовой системы. Но эта система обречена. И когда это случится, ничто не спасет индуистское общество от раскола. Их древние законы, их философские фантастические представления, не опирающиеся ни на разум, ни на научные знания, не позволят индуистам устоять перед напором научного прогресса и социальных идей нашей эпохи. И эта община либо останется на позициях жестокого фанатизма по отношению к исламу, который некогда одержал верх над европейскими христианами накануне научного подъема в Европе, сбросит ислам со своих плеч и пойдет по пути материалистической цивилизации, как ранее это сделали народы Европы, либо примет ислам, и ее члены массово примут веру Аллаха. Многое здесь будет зависеть от поведения индийских мусульман, особенно образованных, носителей новой и старой культур. Ислам не оскудеет, пока существуют его священные книги. Разброд и ошибки нынешних мусульманских ученых, застой в их деятельности, настроения новых поколений мусульман, связанные с этим, все это не может способствовать укреплению даже нынешних позиций ислама. Стоит раскрыться духу индийской цивилизации, и он победит ислам по всей стране. Стойкость любой группы перед сильным революционным течением определяется ее возможностями: либо она поплывет по течению, либо будет сопротивляться ему. Второе возможно, только если исправится моральное состояние мусульман в целом и в них окрепнет дух жизни по-исламски и если улемы и по- современному образованные мусульмане вместе обсудят проблемы новой жизни и найдут понимание на основе исламских принципов. А затем надо научно и убедительно разъяснять всем здравомыслящим людям, что без исламской цивилизации не может быть здоровой разумной основы для зрелой культуры. В Индии до сих пор бытуют представления о войне между наукой и религией, которые существовали в Европе 50-60 лет назад. Сейчас в Европе все изменилось, и в Индии положение постепенно меняется. Вскоре исчезнет фанатизм в отношении религии, во всяком случае, с рациональной и научной точек зрения. Мы должны быть готовы к этому заранее. Вот как об этом сказал лорд Лотиан: "60 лет назад между наукой и религией началась борьба, которой не видно было конца. Это была жестокая война между материалистической и духовной концепциями устройства жизни. Но теперь обе стороны прекратили эту борьбу. Ныне ни ученый, ни священник не утверждает более, что он может разрешить загадку бытия. На самом деле они и сами сомневаются, знают ли они что-то про эту загадку. Поэтому стало возможным совмещение науки с религией, что в начале научных поисков было немыслимым". Лорд Лотиан не совсем освободился от христианского образа религии. До него не дошло еще то ценное, что дает ислам для рационального мышления. Поэтому он пришел лишь к мысли о возможном соединении науки с религий. Но мы считаем такое соединение немыслимым. Мы уверены, что подлинная религия не отделима от науки и что она должна быть ее духовной и направляющей силой. Ислам как раз является такой религией. Стать духовной основой науки ему мешает глупость его последователей, игнорирование его представителями современной науки и их фанатическое неприятие ислама. Если устранить эти преграды, то ислам станет подлинной душой в теле науки. Далее докладчик говорит о том, какая религия может выстоять перед научным сознанием и рациональной критикой, какие черты должны быть присущи такой религии. Эта часть его речи заслуживает особого внимания. Оратор сказал: "Я не ошибусь, если скажу, что религия не выйдет победительницей в нынешнем испытании, если не сможет успокоить подрастающее поколение, убедив его, что она может решить те сложные практические проблемы, которые присутствуют в повседневной жизни. Время личной религиозности прошло. Неистовая вера тоже уже никому не нужна. Прошло время той религии, которая лишь может успокоить душу человека, давая лишь одни наставления по поводу нравственного поведения, давая ему надежду на спасение после смерти. Современный образованный человек хочет все проверить, сам убедиться, правда это или нет. Религия призвана доказать, что она способна помогать решать житейские проблемы. Обещание же спасения, царства небесного и т.п. ныне мало кого может подтолкнуть к вере. Человек в первую очередь хочет получить от религии ключ, открывающий скрытую истину бытия, такую веру, которая успокоила бы его душу и доказала ясную связь между причиной и следствием на научном уровне. В любом случае человек должен поверить, что он может подчинить себе те силы, которые вырвались из его рук и грозят ему теперь гибелью, может справиться с социальными неурядицами, несправедливостью, войнами и другими явлениями, отравляющими жизнь. Человек ныне обращается к религии только потому, что наука лишь умножила проблемы, не решив их. Поэтому религия, если она хочет вернуть себе былой авторитет, должна дать духовный ответ на все эти вопросы. Но этот ответ в то же время должен быть научным и его правдивость должна быть подтверждена земным опытом, без ссылок на загробную жизнь. Мы - люди Запада - знаем, что это самый серьезный и важный вопрос нашей эпохи. А вы, жители Индии, можете ли решить его?" Из этой части речи видно, что оратор продолжает говорить нам о чертах, необходимых религии. Лорда беспокоит тот факт, что жители Европы, Америки и других частей света оказались в безводной пустыне западной цивилизации, иссушенной ветрами западной философии и науки. Им нужен стакан воды, чтобы утолить духовную жажду. Но они не знают, где взять эту воду. Люди, конечно, слышали, как называется эта "вода", но их пугает само имя, ибо они не ведают его подлинного смысла. Они лишь слышали от своих невежественных предков, что "вода" эта крайне ядовита и пить ее нельзя. Но жажда их столь велика, что если поставить перед ними стакан и не говорить, что в нем, они тут же выпьют его. А когда они узнают название этой "воды", то поймут, что до сих пор их обманывали. Современный образованный человек знает, что есть христианство, и прекрасно знаком с ним. Ему ясно, что оно не вылечит его болезнь. Ему по вкусу могут прийтись индуизм и буддизм из-за их фантастической философии, их приверженности к древним традициям. Но неудача здесь неизбежна после испытания критикой и научным анализом. Буддизм - лишь индийская разновидность христианства. Индуизм кроме того несет в себе массу проблем, которых стараются избежать современные люди Запада: он проповедует неравенство, воспевает войну как средство обогащения, делит общество по расовому и классовому признакам. Его социальные законы несовершенны и дряхлы, ибо опираются не на знание и разум, а на призрачные картины древности. У этой религии нет ключа от тайны бытия. Его учение требует лишь слепого восприятия без осмысления. В системе нравственных ценностей индуизма, несомненно, содержится талисман прекрасных наставлений, которые выдвигались не так давно М. Ганди. Но они лишены научного подтверждения и практической мудрости, и в век научного сознания это обрекает их на скорую неудачу. Итак, ничего не остается, кроме ислама. Он действительно соответствует всем критериям, выдвигаемым современным образованным человеком. Утверждение о том, что религия - это личное дело каждого, вопрос его совести, тоже ныне несостоятельно. Оно восходит к идейным нелепицам XVII века. В Индии же его ввели в обиход в 40-е годы XX века те консерваторы, которые привыкли плестись в хвосте мировой культуры с отставанием лет на 50, хотя они и говорили о прогрессе и обновлении. Сейчас для мусульманина невозможно представить себя личностью, отделенной от общественной группы, ибо связи между людьми крепки и общество подобно единому живому организму. Религия нужна не отдельному человеку для успокоения в этой жизни или спасения "за гробом". Она нужна всему обществу для ведения общих дел и решения житейских проблем. Незрелыми являются представления о том, что общественные дела не связаны с религиозными: религиозные убеждения и дела тесно связаны с общественной жизнью, иначе они бесполезны. Поэтому может быть лишь 2 варианта: либо общество полностью нерелигиозно и религия устранена из всех сфер его жизни, как в концепции коммунизма. Либо общество полностью религиозно и признает, что религия - высший дар, направляющий всю науку и культуру, как того требует ислам. Пока общество придерживается первой схемы, оно будет вкушать горькие плоды того гнилого древа, которое выросло на его почве. Спасение же - в другой картине мира и, кажется, что оно приближается день ото дня. Но воспользоваться этим шансом или навсегда упустить его зависит от мусульман. События в Индии, как и в любой другой части этого мира, могут склонить людей к исламу, или, напротив, к материализму и полному моральному упадку. Сейчас мир более склонен идти по второму пути, ибо идет по нему уже давно. Но этот путь пугает людей, и они смотрят по сторонам, ища путь к спасению. Однако они не видят его, ибо их взоры затуманены мраком фанатизма. И они сейчас очень нуждаются в решительных стойких проводниках ислама, которые раскрыли бы им глаза и показали бы, что ислам - единственный путь к спасению. Если бы сейчас появилось общество таких упорных мусульман- моджахедов, они могли бы стать вождями для всего мира, вернуть былую славу и величие исламу, на который западные нации смотрят сейчас с опаской. Но если массы этой нации (мусульман) будут пребывать в бездействии, их молодежь будет искать совершенства в подражании чуждым достоинствам, улемы будут продолжать бесполезные дискуссии вокруг вопросов богословия и проблем, время которых прошло, а мусульманские политические лидеры будут придерживаться отсталых взглядов и плестись в хвосте других наций, считая, что они ведут решительную борьбу, а на самом деле будут продолжать подталкивать свою нацию к величайшему обману XX в., полагая, что это и есть верх мудрости... Если из многомиллионных масс этой нации не сможет выделиться небольшая группа, которая проявила бы упорство и повела бы джихад во имя Аллаха- Тогда и эта нация последует за остальным миром, как и предписано выше, на самое дно, и сгинет в гибельной бездне и вновь возвысится гнев Божий: Да сгинет народ, пребывающий во тьме!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.110.182 (0.011 с.) |