Глава восемнадцатая закон героев не является законом слабых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава восемнадцатая закон героев не является законом слабых



Религия героизма не может быть религией низости. У некоторых людей моя статья о ростовщичестве вызвала примерно следующие рассуждения: "Наше время - это эпоха царства капитала в экономике и политике. Экономику двигает капитал. Капиталисты управляют капиталами. На этом пути успеха добиваются те нации, которые в погоне за богатствами отбрасывают религиозные и нравственные ограничители. С другой стороны, наша общественная сила раздроблена. Мы не можем восстановить исламский порядок в экономике даже для собственной нации, не говоря уже об изменении режима мировой экономики. В этих условиях ограничения нашей религии мешают нам вносить полноценный вклад в экономику сегодняшнего дня, основанную на извлечении прибыли. С точки зрения экономического


подъема и процветания, мы только отстаем от других наций. Наши бедность и лишения будут только увеличиваться. Другие же нации будут богатеть и процветать. Наша экономическая отсталость безусловно повлечет за собой унижение и позор в политике и нравственности. Это не просто страхи и болезненные фантазии. Все это мы наблюдали и наблюдаем на живых примерах в действительности. То, что ждет нас в будущем, не является секретом или чем-то неожиданным для тех, у кого сеть глаза. В этом случае мы не знаем точно: выгодны ли нам законы шариата? Годятся ли постулаты ислама для экономики? В данный момент нам нужно прояснить следующее: возможно ли заботиться о своем экономическом положении и двигаться по ступеням прогресса, соблюдая исламский закон? Если такой возможности нет, то остается одно из двух. Или мусульмане будут нести потери, или будут вынуждены, подражая другим нациям, освободиться от пут законов, которые не идут в ногу со временем". Эта критическая ситуация не сводится только к вопросу о ростовщичестве. Проблема гораздо шире. Если бы из всех областей жизни только в экономике царил неисламский закон, все было бы намного проще. Однако действительность свидетельствует, что это не так. Оглянитесь вокруг себя. Посмотрите внимательно, в каких условиях вы пребываете. В какой из областей жизни не царит уже неисламский порядок? Разве в мыслях, убеждениях и взглядах не господствуют безбожие, атеизм? Или, по крайней мере, сомнение и скепсис. Разве наша система образования знает, что такое божественное существо? Разве наша цивилизация и культура не завоеваны всем европейским? Разве наша общественная жизнь не скроена на западный лад? А наша мораль? А все наши поступки и деяния? Разве свободны от чуждого влияния наши юриспруденция, политика, наше правительство? Действительность такова, что мы не можем свести проблему только к экономике, ведь это малая часть огромного целого. Мы должны рассмотреть этот вопрос шире и сказать себе: "Да, течение жизни изменилось". Мы не можем плыть против течения. Если мы остановимся, мы погибнем. Поэтому нам предстоит выработать четкий план действий, как, с одной стороны, остаться мусульманами, но вести свой корабль по течению, с другой стороны. Мы должны по-прежнему стремиться к Каабе Аллаха, но не покидать караван, идущий в Туркестан. В наших мыслях, теориях, целях, принципах нашей жизни, в наших деяниях, мы можем быть как немусульманами, так и мусульманами. Если мы не найдем компромисса в этом столкновении противоположностей, нам останется одно из двух. Или мы погибнем, образно выражаясь, у берега жизненного потока, или нам придется стереть название "Ислам" с борта нашего корабля и плыть в общем потоке с другими судами. Рассуждая на эту тему, наши обновленцы-просветители выдвигали следующие доводы: это направление века, жизнь идет в этом направлении, так обстоит дело сегодня, разве можно противостоять этому? Если мы будем против, как мы выживем? Что касается морали, то они говорили: "Нормы морали полностью изменились". Как бы подразумевался вопрос, стоит ли мусульманам придерживаться старинных норм морали ислама Если речь заходила о ношении женщинами покрывала


на лице, они говорили, что во всем мире отменили этот обычай. Имелось в виду, что и мусульмане должны сделать это. Говоря об образовании, они приводили довод о том, что мусульманская система образования сегодня не имеет сбыта на мировом рынке. Выпускники учебных заведений сравнивались с залежавшимся товаром, не имеющим больше спроса. Когда речь заходила о ростовщичестве, то решающим было слово о невозможности в наше время вести дела без этого. При этом подразумевалось, что мусульмане не могут стоять в стороне и избегать ростовщичества в своих делах. Короче говоря, эти деятели полагали, что во всех сферах жизни - политике, юриспруденции, экономике, образовании, морали и т.д., мусульмане должны следовать европейским путем, отклоняться от пути ислама. Это фактическое ренегатство они оправдывают новыми веяниями в мире, новым ходом вещей. Все в исламе, что не поддается этим тенденциям, по их мнению, должно исчезнуть. Зададимся вопросом: почему все эти отдельные предложения по разрушению и уничтожению не собраны в одно целое? Ведь гораздо больше времени уходит на уничтожение отдельной стены, каждой комнаты, каждого помещения дома Кстати, хозяин дома может не считать, что дом заслуживает сноса только потому, что он окрашен не в медный цвет или имеет отличный от общепринятого на сегодняшний день фасад. С теми, кто настроен на разрушение, спорить бесполезно. У них имеется четкий и категорический ответ: "Надо разрушить этот дом, а на его месте построить другой". Вам порекомендуют переехать в другой, более совершенный с точки зрения формы, цвета и местоположения. Если вам нравится плыть в общем потоке, то стоит ли утруждать себя уничтожением надписи "Ислам" с борта корабля? Просто покиньте этот корабль и следуйте дальше на другом, идущем по течению. Для ислама нет никакой пользы, а есть только вред в том, что мусульмане, которые не являются и не хотят быть таковыми ни с какой точки зрения, будут называться мусульманами. Такие люди не поклоняются Аллаху, они рабы своих страстей, как бы плывут по жизни в общем потоке. Если в мире станет распространенным идолопоклонство, эти люди начнут поклоняться идолам. Если общепринятой станет нагота, они скинут одежды и будут ходить нагие, как скот. Если весь свет станет питаться грязью и нечистотами, они скажут, что грязь - это чистота, а вот чистота - это на самом деле грязь. Сердце и разум этих людей словно созданы для поклонения. Так как сегодня первенство за европейцами, они хотели бы европеизироваться всеми фибрами души, с ног до головы. Если завтра верх одержат эфиопы, то вы вскоре увидите, как эти хамелеоны преобразятся. Лица их станут черными, губы толстыми, волосы завьются. Они станут обожествлять все, исходящее из земли эфиопской. В подобных рабах ислам не нуждается. Клянусь Аллахом, если из реестра мусульман вычеркнуть имена этих лицемеров и рабов, пусть даже в мире останется только несколько тысяч истинно верующих, ислам станет только сильнее и достойнее. Выход миллионов лицемеров будет подобен выходу гноя и дурной крови из больного организма. Они говорят: "Мы боимся, что нас постигнет беда". Это не ново. Так всегда говорили лицемеры, те, кто всегда


склонялся в сторону лагеря противников ислама. Ограничения Аллаха они всегда считали костью в горле и кандалами на ногах. Они всегда находили для себя тягостным следовать заповедям Аллаха и Пророка. В повиновении они видели ущерб духовный и материальный, а в неповиновении - жизненный успех. Никогда закон Аллаха не менялся ради таких в прошлом, нет этого сегодня, не будет и в будущем. Шариат ниспослан не для покорных пигмеев, не для рабов своих прихотей и вассалов, не для тех, кто держит нос по ветру. Этот закон не для тех, кто подобно мусору плывет по течению, не для хамелеонов, способных окраситься в любой цвет. Этот закон ниспослан для тех, кто подобен смелым львам, кто твердо стоит на ногах на любом ветру, кто сопротивляется потоку и способен повернуть его в правильном направлении, ото закон для тех, кто превыше всего любит цвет Аллаха, кто намерен весь мир окрасить в этот цвет. Человек, которого называют "мусульманином", не создан, чтобы плыть по течению. Его цель на этом свете направлять поток жизни в том направлении, которое его вера и убеждения считают истинным и правильным. Если этот поток устремляется в неверном направлении, то тех, кто допускает и терпит это, ислам объявляет лжецами. Истинный мусульманин, в полном смысле этого слова, не только попытается перекрыть такой поток, но сделает все, что в его силах, чтобы отвести его. И волнует его не успех или неудача, он вытерпит любую потерю или ущерб, не сдастся, пока в борьбе не будет разбит до конца и выброшен волнами на берег. При этом в его сердце не будет сожаления и грусти от этой, казалось бы, неудачи, или зависти и ущербности перед победой неверных и лицемеров, плывущих по течению. О люди, в ваших руках Коран, перед вашими взорами предстает жизнь пророков, да будет над ними мир, жизнь тех, кто движется вперед по призыву ислама с самого начала до наших дней. Разве все это учит вас держать нос по ветру и плыть по течению, окрашиваться в тот цвет, который принят на данный момент? Если бы такова была цель, разве мог быть ниспослан Коран и пророки? Ведь было бы достаточно направления ветра и течения жизни, чтобы направлять вас и управлять вами. Превратности судьбы вполне могут научить вас быть хамелеонами. Все это могло быть, если бы Аллах не ниспослал свое Писание и Пророка, чтобы уничтожить все ошибочные дороги, а на их месте проложить прямой и правильный путь, чтобы стереть с лица земли все, что противоречит этому пути, чтобы собрать нацию верующих, которая не только пойдет этим прямым путем, но и будет привлекать на свою сторону остальных. Пророки и те, кто последовали за ними, неутомимо трудились для осуществления этой цели, перенесли множество страданий, потерь, нередко приносили себя в жертву. Они не страшились идти против течения. Конечно, были и такие, кто боялся потерь, проблем и опасностей, которые поджидали идущих по этому пути. Они стремились туда, где, как считали, движутся сильные, имеющие успех. Они надумали обмануть себя и окружающих, что следуют Корану и сунне, хотя на самом деле оставили и отбросили и то и другое. Неповиновение - страшное преступление. Мы не знаем, какую выгоду преследуют те, кто лжет, лицемерит и фальшивит. Что касается


бытующего мнения, что течение невозможно повернуть вспять, то исторический опыт показывает, что это заблуждение ума. Мир знает немало революций. А ведь каждая революция меняла течение жизни. Ярчайшим примером такого исторического явления был ислам. Как вы думаете, в какую сторону был направлен поток жизни, когда на этот свет был ниспослан Пророк? Разве мир не был охвачен безбожием и язычеством? Разве мораль не была охвачена развратом? Разве общество не было рабом своих прихотей? Разве в экономике не царили абсолютный феодализм и капитализм? Разве вместо закона не царили произвол и агрессия? Но появился этот единственный человек и бросил вызов всему свету. Он отверг все свойственные тому периоду ошибочные идеи и неправильные пути. Вместо этого он предложил особую веру, полученную им от Аллаха, и особую дорогу. Всего за несколько лет он силой своего красноречия и усердия поменял течение жизни и ход времени. В наше время примером может служить коммунистическое движение. В XIX веке господству капитализма наступал конец. Тем, кто привык держать нос по ветру, в голову не приходило, что господствующий повсеместно режим, с его мощной политической и военной машиной, может быть полностью уничтожен. Однако, именно в тех условиях появился Карл Маркс, который разработал доктрину коммунизма и выдвинул ее против существовавших правительств. Он был изгнан из родной страны, скитался, вдоволь вкусив несчастья и лишения. Но незадолго до смерти он преуспел в создании организации, которая через сорок лет разрушила царский трон в России. И не только, коммунисты подорвали основы капитализма во все мире, выработали свою теорию экономики и цивилизации. Эту теорию они развивали и распространяли настолько успешно, что число их последователей растет до сих пор. Это учение имело воздействие на законы даже в тех странах, где капитализм был наиболее силен. Революция или эволюция требует силы и мощи. Сила, которая переплавит другую в нужную ей форму, которая воздействует на другую нужным ей образом. Перепуганные трусы не делают революции, так же как и те, у которых нет своих принципов, жизненных целей и устремлений. Или те, кто не способен на какие-либо усилия ради достижения высшей цели, кто не умеет сопротивляться опасностям и проблемам, кто ищет в этой жизни только покоя, легкости и благополучия. Такие легко меняют цвет и поддаются любому давлению. В истории человечества вы не найдете о них даже упоминания. Историю делают герои. Герои меняли течение жизни своими усилиями и жертвами. Они меняли идеи всего мира, совершали революции. Они не подлаживались под окружающий мир, а перестраивали его на свой лад. Поэтому, не говорите мне, что нельзя изменить ход жизни и времени. Вместо того, чтобы повторять ложные заявления, признайтесь лучше честно в собственной слабости. Если вы признаете это, вы должны также согласиться с тем, что слабак не может иметь ни религий, ни принципов или правил. Он вынужден покоряться любому сильному, подчиняться каждому, кто его подчиняет. В это случае ему не нужно ограничивать себя какими-либо принципами или нормами


поведения. Если какая-либо религия начнет менять свои принципы ради такого колеблющегося, то это уже будет вовсе не религия. Вы также лжете, когда утверждаете, что ограничения ислама препятствуют вам наслаждаться удобствами. Скажите, положа руку на сердце, каких ограничений вы придерживаетесь в наши дни? Разве для вас остались еще какие-нибудь ограничения? Какие границы вы еще не переступили? Что из того, что фактически несет вам гибель, разрешает ислам? Гибель вам несут расточительство и излишества, на которые вы расходуете миллионы гиней, взятые под проценты у банкиров, чьи богатства вы тем самым увеличиваете. Это расточительство уводит из ваших рук миллионные состояния. Разве ислам дозволял вам подобное излишество? Вас губят дурные привычки. Кинотеатры, театры, увеселительные заведения, стадионы каждый вечер переполнены, несмотря на повсеместную бедность Каждый из вас тратит гораздо больше своих возможностей на наряды, предметы роскоши и украшения. Миллионы гиней уходят ежемесячно из ваших карманов на оплату фальшивых обычаев, показушных мероприятий и лицемерия. Что из всего этого разрешал вам ислам? Величайшей бедой, которая сгубила вас, является отменна режима обязательности милостыни и пренебрежение к взаимопомощи. Разве ислам не обязывал вас к этому? Истина в том, что ваш экономический упадок не результат соблюдения норм ислама, а результат нарушения этих норм. Разве в вашем обществе сегодня придерживаются запрета на ростовщичество? 95% мусульман берут деньги под процент, не имея в этом настоящей нужды. И это соблюдение канонов ислама! Большая группа мусульман-богачей тем или иным образом причастна к ростовщичеству. Какая разница, если они не являются при этом профессиональными банкирами или монополистами. Большинство из них причастны к ростовщичеству через взаимодействия с банками, страхование, официальные денежные займы, через участие в фондах обеспечения. Где уж тут говорить о соблюдении запрета на ростовщичество, которое якобы является причиной упадка в экономике. Получается любопытное наблюдение. Честь и благородство мусульман, их национальная мощь полностью зависят от материального богатства. Богатство в свою очередь зависит от подъема экономики и преуспевания. Создается впечатление, что люди до сих пор не знали, на чем же в действительности зиждется честь народа, его сила и мощь Даже если каждый из вас будет обладать миллионами гиней, но не будет обладать моральной чистотой, то поверьте, это не принесет вам ни уважения, ни почитания людей. И наоборот, если для вас характерен мусульманский образ жизни, если вы люди честные и надежные в своих делах, если истину вы считаете истиной, а долг - долгом, если вы соблюдаете во всех делах различие между запретным и разрешенным, если у вас хватает моральных сил не сворачивать с пути истины в погоне за выгодой или убегая от убытков, если вашу честь нельзя купить ни за какие деньги, если все это в вас есть, то в сердцах людей будет жить почтение к вам, в мире за вами укрепится слава. Ваше слово будет весомее слова любого миллионера. Даже живя в хижинах, одетые в лохмотья,


вы более почитаемы среди народов, чем обладателя дворцов. Вашей нации уготована такая сила и мощь, которую абсолютно невозможно одолеть. Вспомните, как бедны были мусульмане в эпоху Пророка. Они жили в хижинах и шерстяных шатрах. Они не знали блеска и великолепия цивилизации, не были разборчивы в одежде и еде, вооружении или средствах передвижения. И несмотря на все это, мир относился к ним с почтением и страхом, чего не наблюдалось в отношении к этой нации ни в эпоху Омейядов, ни в эпоху Аббассидов, ни позже. Да, у них не было денег. Однако у них была нравственная сила, ее величию и благородству подчинялся весь мир. Те, кто сменил их, имели деньги, расширили границы своего правления на земле. При них появился внешний блеск в их городах, но все это не могло восполнить слабость и упадок их морали. Итак, вы забыли поучительный пример истории ислама. Возьмите историю любой нации мира. Вы не найдете ни одного примера, когда нация обретала силу и мощь, проявляя уступчивость, альтруизм, отдыхая, не придерживаясь принципов и норм, не пройдя через лишения и трудности ради высшей цели. Такие нации готовы на любые жертвы, вплоть до самопожертвования. Соблюдение канонов и норм, отказ от удобств, выгоды и покоя ради достижения высших целей, присущи любой нации. Условно говоря, у каждой нации свой цвет. Если вы оставите ислам и примкнете к другому гражданскому порядку, вам придется придерживаться других норм, на вас ляжет груз другой культуры и другого образа жизни. Вам придется придерживаться определенных принципов, от вас потребуют жертвы во имя какой-либо цели или принципа. Если вы не будете выносливыми, а будете стремиться только к легкости, достатку и удовольствиям, вы не вынесете малейшего горя и несчастья. Попробуйте освободиться и отойти от канонов ислама - вы никогда не займете высокого и почетного места в мире! Вы не обретете мощи. Все это разъясняется в Священном Коране тремя словами. Правоту этих слов подтверждает история всего мира Как сказал Аллах, могущественный и славный, "После трудности - легкость". Тому, кто не претерпит трудности и несчастья, не дано обрести легкость.

Глава девятнадцатая ПРОЕКТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИИ

Ниже приводится протокол заседания Совета по реформе программы теологического образования при университете Аликара в Индии. И хотя речь в выступлении идет об этом университете, тема эта касается всех учебных заведений для мусульман. Учебный план, представленный ниже, мы считаем повсеместно приемлемым для мусульман. Теологические учебные заведения на сегодняшний день не отвечают запросам времени. Если не провести их реформу, они просто утратят свое значение. * * * Университетский Совет Аликара заслуживает благодарности всех мусульман Индии. Университет взял на себя труд по возрождению истинного духа ислама в душах студентов, для чего и был назначен Совет. После тщательного изучения всех представленных администрацией университета документов, был сделан


вывод о неудовлетворительном состоянии учебных заведений в области теологических наук. Однако вопросы, поднятые уважаемыми членами Совета, свидетельствуют о том, что они занимаются проработкой реформы учебной программы. Может быть кто-то полагает, что для возрождения духа ислама у студентов достаточно изъять одни книги и раздать другие. Мне кажется, что этого далеко недостаточно. Наш долг углубиться в проблему и изучить причину отсутствия "истинного духа ислама" у студентов, несмотря на то, что они изучают Коран, хадисы и мусульманское право. Если все дело в недостатках нынешней программы, то несомненно, что для исправления положения достаточно устранить их. Если причины глубже, то ваш учебный план полностью непригоден. Вам придется радикально изменить его, как бы это ни было трудно и дорогостояще. Я обдумал эту проблему и поделюсь ниже результатами своих размышлений. Мой доклад будет состоять из трех частей. В первой части критике будет подвергнута учебная программа университета, действующая сегодня, будут выделены ее основные недостатки. Вторая часть содержит предложения по реформе. В третьей части речь вдет о мерах по претворению этих предложений в жизнь. Методика обучения, применяемая сейчас в университете, представляет смесь несовместимых между собой систем образования: современной и традиционной исламской. Была сделана попытка соединить несоединимое. В итоге получилась двойственная методика, изначально содержащая в себе конфликт и противоречие, что самым дурным образом отражалось на сознании студента Это была ошибочная и бесполезная методика. С точки зрения ислама такая смесь несла в себе зло, потому что в системе образования вообще не допустимо смешение. В смешении двух методик - восточной и западной, нет равенства Западная методика оказалась сильнее мусульманской. Перевес за западной методикой, во-первых, потому, что это современная методика, идущая в ногу со временем. За ней сила царящей мировой цивилизации. Во- вторых, эта методика в наших университетах внедрялась насильно, чтобы служить западной культуре. Западные науки и искусства изучаются у нас так, что их принципы и теории отпечатываются в чистых душах молодых мусульман как неопровержимые истины. Сознание их строится по западному образцу. Все они смотрят на мир глазами западного человека, думают на западный манер. Побеждает мнение, что в этом мире ценно то, что соответствует западным принципам. Все это оказывает свое воздействие на образование и воспитание в наших университетах. Это отражается и на одежде, привычках, движениях, литературе, манере говорить, увлечениях. Университетская среда, если не полностью, то уж на 95% - западная. Исламский фактор, наоборот, очень слабый. Во-первых, он в целом утратил свою былую силу и в политике, и культуре. Во-вторых, учебники по этому предмету были написаны несколько веков назад. Современным умом они не воспринимаются. В нашей жизни мы не сталкиваемся с большинством проблем и вопросов, освещенных в этих учебниках. Сегодня никто не утруждает себя решением насущных вопросов с позиций ислама Фактически мусульманское образование лишено хорошо


организованней системы воспитания, современного духа и методических разработок, что в сочетании с западным образованием, сводит на нет его влияние. Естественным результатом такого неравноценного смешения является то, что западный элемент полностью завладел умами и сердцами студентов. Мусульманский же элемент вызывает смех или воспринимается как нечто, требующее уважения как принадлежность нашего прошлого. Прошу прощение за подобную откровенность. Однако то, чему я являюсь свидетелем, заставляет меня считать своим долгом сказать без утайки, что светское и теологическое образование в этом мусульманском университете в целом напоминает человека, которого от начала до конца сформировали и воспитали немусульмане. Под мышкой он держит пачку книг по теологии, чтобы его не обвиняли в том, что он не истинный мусульманин. Если этот человек выбросит эту пачку, чему причиной будет ваша система образования, вы сочтете, что порицания достоин он, а не вы сами. Если вы ждете, что при такой системе образования вы будете выпускать студентов - истинных мусульман, то значит вы надеетесь на чудо из чудес. А чудес в природе не бывает. Не может служить оправданием то, что один, два, три, ну по крайней мере четыре из ста студентов университета останутся мусульманами в истинном значении этого слова, помыслами и деяниями. В этом не будет заслуги университета с его системой воспитания. Это доказательство того, что тот, кто прошел через ваше воспитание, сохранив свою веру, свой ислам, уже от рождения имел свойства истинного мусульманина Подобные исключительные личности встречаются не только в вашем университете, но и среди выпускников государственных и даже европейских университетов, чьи программы не включают в себя изучение ислама Итак, сейчас ваши программы теологического образования претерпевают изменения. Обострилась борьба между мусульманским и европейским методами. Сознание студента стало полем битвы двух сил, а результатом этого сражения явилось разделение ваших студентов на три группы. В первой группе верх одержала, условно говоря, европейская методика. Под ней может подразумеваться и подражание англичанам, и принадлежность к индуизму, или склонность к коммунистическому атеизму. Вторая группа охватывает тех, кто придерживается ислама в той или иной степени. Третья группа - это и не мусульмане, и не прозападники. Очевидно, что плоды такой системы образования никого не радуют и не удовлетворяют. Смешение двух методов не несет пользы ни с точки зрения образовательной, ни с точки зрения национальной. Разве можно оправдать существование университета, две трети или большая часть результатов деятельности которого противоречит национальным интересам, наносит вред национальной культуре? Для бедной мусульманской нации это очень невыгодная, убыточна сделка. Расходуются миллионы. С таким же результатом монетный двор мог бы чеканить 33% денег фальшивыми. 33% наших средств находятся в руках тех, кто использует их против нас. Из всего вышесказанного можно выделить два момента Во-первых, ошибочно смешение противоположных элементов в одной системе образования. Во-


вторых, подобное смешение наносит вред интересам ислама При этом не имеет значения, состоит ли эта смесь из равноценных элементов или нет. Зададимся вопросом: каким должен быть сегодня учебный план университета Аликара? Известно, что любой университет служит культуре. Образование в чистом виде, не имеющее формы и определенного цвета, не встречается. В каждом учебном заведении дается присущее только ему образование, имеющее, образно говоря, тот цвет и форму, которые определила для него культура, которой оно служит. Разрешите спросить; какая культура основала ваш университет? Если это западная культура, то не называйте ваш университет мусульманским. Не вмешивайтесь в личное сознание студентов, вводя в программу изучение теологических наук. Если это мусульманская культура, вам придется изменить всю университетскую программу, придать ей дух, отвечающий этой культуре. Университет должен не только хранить ее, но и стать силой, двигающей эту культуру вперед. Ваш университет, как мы установили ранее, в настоящий момент служит западной культуре. Если вы, в своем стремлении изменить это положение, ограничитесь изменением программы теологии, усилив ее, но при этом западная методика останется главенствующей, то ваше учебное заведение все равно не будет служить мусульманской культуре. Если мы вдумаемся в сущность ислама, станет очевидно, что разделение светского и религиозного обучения и воспитания или смешение их в качестве самостоятельных элементов, дело бесполезное и бесплодное. Ислам, в отличие от христианства, не делит жизнь человека на светскую и религиозную. Его влияние не ограничивается рамками нравственных убеждений и канонов, оставляя все остальные жизненные дела на усмотрение людей. Поэтому в отличие от христианства, ислам не отделим от светских наук. Истинная цель ислама - это подготовка человека к праведной жизни на этом свете, к следованию по дороге добра, мира, победы и величия, ведущей его к загробной жизни. Ислам исправляет и направляет ход мысли человека, его мораль, образ его жизни, дарует ему права и налагает обязанности в общественной жизни. Ислам предусматривает свои четкие правила в теоретическом и практическом воспитании личности, в организации и формировании общества, в обустройстве всех сторон жизни. Все это делает мусульманскую цивилизацию независимой и необыкновенной. От соблюдения этих правил зависит сохранение мусульманской нации как нации. Если положение будет таким, как мы говорили, то словосочетание "мусульманская теология" потеряет свой смысл и всякую связь с жизнью. Для мусульманской культуры мало пользы от ученого-теолога, который знает каноны ислама, но не знает, как теоретически и практически пользоваться ими в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах. Эта культура также не нуждается в специалисте по светским наукам, который без сомнения верует в истинность ислама, но чьи мысли работают не по-мусульмански, а жизнь строится не на принципах ислама. Истинная причина исчезновения мусульманской цивилизации не в том, что на протяжении долгого времени наша нация имела эти две разновидности ученых.


Произошло разделение на теологию и светские науки. Если вы хотите вернуть мусульманской культуре ее молодость и силу, устраните причину, разделяющую религию и светскую жизнь. Однако, неверно уподобить программу по теологии строгому ошейнику на шее учебного организма или делать непомерной для него ношей. Наоборот, она должна органично вписаться и вдохнуть жизнь в систему воспитания и образования, вобрав в себя все достойное из западных наук и искусств, сделав это частью цивилизации ислама. Таким образом, вы должны готовить мусульманских философов, физиков, химиков, экономистов, мыслителей, мусульманских специалистов во всех областях науки и искусства, которые будут решать все жизненные проблемы с позиций ислама Они будут служить мусульманской цивилизации, используя все возможности современной цивилизации. Они приведут идеи ислама, его теорию, законы жизни в соответствие с духом нового времени. Таким образом, ислам вновь займет передовые и командные позиции во всех областях науки и производства, займет то высокое место, ради которого фактически он был ниспослан на этот свет. Эта мысль должна стать основной при составлении новой мусульманской программы образования. Со времени господина Ахмед-Хана прошло немало лет, а мы застыли в нашем развитии с того момента, это затрудняет наше существование как мусульманской нации. Так давайте двигаться вперед и развиваться! * * * Давайте подробнее рассмотрим предложения по преобразованию учебного процесса. 1. Необходимо удалить с корнем все "европейские методики" из мусульманского университета Если мы не хотим убить нашу национальную культуру собственными руками, мы должны избавить наше подрастающее поколение от "европейских" настроений, растущих день ото дня. Эти настроения - порождение порабощенных умов. Они находят свое проявление практически везде: в одежде, в привычках, в поведении, во всем, что нас окружает. Эти настроения проникают в души, так что не остается даже следа от чувства национальной гордости. В таких условиях мусульманская цивилизация не может существовать. Любая цивилизация не может проявляться только в сфере теории и мысли, здесь нужен практический выход, практическое осуществление идейных разработок. Без этого цивилизация умирает естественной смертью. Поэтому первое, что нужно сделать университетской реформе, это создать здесь живую атмосферу ислама Подрастающее поколение в процессе воспитания должно научиться гордиться своей национальной культурой, уважать свои национальные особенности. Должна возродиться мусульманская мораль, мусульманский характер. Этому поколению предстоит двигать прогресс нашей нации своими знаниями, своими отшлифованными умственными способностями. 2. Возрождение духа ислама у студенчества в большой степени зависит от работы преподавателей и их знаний. Но и у самих преподавателей отсутствует этот дух, более того, они упорно сопротивляются ему и в науке, и в работе. Так каким же образом возродится этот дух у учащихся, находящихся под их влиянием и воздействием? Предположим, вы проектируете здание. Строить его будут члены вашего


научного коллектива, а не вы. В этом случае ждать, что "европейские" строители возведут вам здание мусульманского типа, также бесполезно, как ждать созревания винограда на дереве колоквинта. Нет смысла в том, чтобы назначать религиозных деятелей для преподавания теологии, в то время как подавляющее большинство остальных предметов преподают немусульмане или мусульмане, изжившие в своих мыслях ислам. Такие будут искажать представления и взгляды студентов на жизнь, уводить их от ислама, что не поправить только реформой программы по теологии. Преподавание любого предмета, будь то философия, естественные науки, экономика, история или юриспруденция, требует не только профессионального умения. Преподаватель должен быть истинным мусульманином, твердым в своих убеждениях. В отдельных, исключительных случаях, допустимо преподавание какой-либо дисциплины немусульманином. Однако основная масса преподавательского состава должна отвечать основной задаче университета как центра мусульманской культуры. 3. Арабский язык должен обязательно входить в университетскую программу. Это язык нашей культуры и наше слабое место. До тех пор, пока учащиеся-мусульмане не постигнут Коран и сунну непосредственно, без посредничества переводов, они не смогут проникнуться духом ислама Им всегда будут нужны переводчики и толкователи. Все это напоминает видение мира через солнечные очки. Наша новая интеллигенция совершает в вопросах ислама дикие ошибки, что говорит о незнании ими элементарных вещей. Причина в том, что они не владеют арабским языком для познания Корана и сунны. Если в будущем в автономных провинциях Индии будут действовать суды шариата, то вновь остро встает вопрос изучения мусульманами арабского языка Эта проблема имеет непосредственное отношение к задачам вашего университета. Ее решение очень непросто, однако не следует ждать некоего удобного случая. Начинать надо немедленно. 4. В средних школах дети должны получать начальные сведения по следующим предметам: 1) Догматы. Этот предмет представляет собой сухое изложение догматов ислама. Надо найти убедительный способ, привлекательный для учащихся, чтобы закрепить в их сознании каноны религии. Учащиеся должны знать, что каноны ислама по сути являются основными истинами бытия, они глубочайшим образом связаны с нашей жизнью. 2) Мусульманская мораль. Этот предмет охватывает не только общий обзор нравственных канонов, но и воспитывает учащихся на примере жизни Пророка Мухаммеда, жизни других пророков, жизни сподвижников Мухаммеда. Этот предмет изучает особенности мусульманского характера, учит, каким должна быть жизнь мусульманина. 3) Основы мусульманского права Этот предмет излагает постулаты ислама, связанные с правами Аллаха и верующих, с личной жизнью мусульманина. Здесь нельзя ограничиваться изучением древних книг по праву. Учащиеся должны знать, что ислам предлагает им программу жизни, как личной, так и общественной. Они должны знать, как действует эта программа, каким образом она формирует праведное общество. 4) История ислама. Этот предмет охватывает эпоху Пророка Мухаммеда и его



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.02 с.)