Ислам и западная цивилизация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ислам и западная цивилизация



ИСЛАМ И ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Абу Аля Аль-Маудуди


 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Один древний арабский поэт сказал: Когда нравственность на должной высоте, Народы пребывают во благе. Когда нравы падают, Народы деградируют. Эти же слова эмир поэтов Ахмед Шауки перефразировал таким образом: Остаются народы, сохранившие добрые нравы, Исчезают народы, утратившие нравственность... Смысл этих поэтических строк состоит в том, что народы процветают благодаря своей нравственности и деградируют, когда нравственность приходит в упадок. Так было на заре исламской эпохи - эпохи Пророка Мухаммеда, да смилуется над ним Аллах и да приветствует его и четырех его праведных халифов. Это было время, когда люди стали поклоняться Аллаху. Существовал культ Аллаха и только Аллаха, что укрепило могущество мусульман и сделало огромное число людей приверженцами ислама. Но на смену им пришли люди, стремящиеся к роскоши. Они свернули с истинного пути, ислам стал приходить в упадок. Мусульмане разделились на нации и секты. Как сказал великий поэт Аль-Маари, "каждый превозносил свою веру". Между сектами возникла вражда, завязалась борьба, движущей силой которой стала жажда власти и мирских удовольствий. Мусульман поразила слабость, а в души их вкралась безнравственность. Возвышение Запада стало последней каплей. Набрав мощь, западная цивилизация начала подрывать устои ислама. Власть Запада простерлась над большей частью арабского мира. В душах мусульман поселилось стремление к роскоши, удобствам, а также тяга к мирским утехам, страсть ко всему западному. Мусульман отдалили от Аллаха, и Всевышний отрекся от них и лишил их своей помощи. Но он вновь одарит их своей заботой, когда они вернутся к Нему. Для мусульман наступил период упадка. Это касалось и нравственности, и науки, и материальной культуры. Мусульмане продолжали подражать западной, сугубо материалистической цивилизации. Многие даже стали гордиться своим французским, а еще больше - английским говором. Западная культура настолько въелась в их мозги, что они принялись превозносить все западное и даже позволяли себе насмехаться над постулатами ислама - праведной, справедливой и гуманной религии. Их девизом стали слова: "Для нас существует только эта, мирская, жизнь". В этой книге, охватывающей множество различных тем, Аль-Маудуди повествует и о том, в какой ужас его повергло то состояние, в котором находятся мусульмане, как в его родной Индии, так и во всех мусульманских странах. Автор подробно анализирует причины их деградации, пытается найти пути возврата к их религиозной самобытности, в соответствии с которой судьба мусульманина должна покоиться на лучших сторонах мирской жизни и поклонении исключительно Аллаху. Автор призывает к реформе, к восстанию, чтобы поправить сложившиеся обстоятельства, но не путем трагических военных переворотов, от которых больше вреда, чем пользы. Он за реформы в умах, реформы идей, которых


мусульмане набрались у своих западных господ. Он за возврат к пропаганде ислама, чем и занимался Великий Пророк, да смилуется над ним Аллах и да приветствует. Аль-Маудуди призывает пересмотреть существующие ныне школьные программы, вернув им религиозную направленность, заимствуя у западной цивилизации все полезное, что не противоречит, однако, исламу. Речь идет о реформе в лучшем, а не в вульгарном смысле слова. Итак: ислам - это праведная вера, а праведного конца не может быть без праведного начала.

Глава одиннадцатая ГЛАВНЫЙ НЕДОСТАТОК СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

На своем последнем ежегодном заседании (апрель 1936 г.) Совет мусульманского университета в Аликаре уделил внимание реформе системы обучения теологии, а также необходимости возрождения истинно мусульманского духа у студентов университета. Что касается образования в области новых наук, литературы и западного искусства, то оно в государственных университетах поставлено несравненно лучше, чем в университете Аликара. Но из этого не следует, что нужно создавать специальный университет для мусульман, где они изучали бы западные науки. Мусульмане хотели иметь свой независимый университет, где они могли бы получать "новое" образование, оставаясь при этом мусульманами. Поэтому и был создан мусульманский университет. Но задуманное не было достигнуто, и выпускники этого университета с дипломами о высшем образовании подобны выпускникам государственных университетов, откуда выходят "господа цветные европейцы", "индийские патриоты" или "еретики-коммунисты". Какой тогда был смысл создавать независимый университет, а на содержание его тратить миллионы рупий? Этому вопросу надо уделить внимание в первую очередь. Кто подумал об этом в свое время? Видимо, правильно говорят о мусульманах нашего времени, что они сначала делают, а потом думают. Те, кто отвечал за создание университета, не подумали, каким требованиям должен отвечать именно "мусульманский" университет. В результате в Аликаре был создан университет такого же типа, как в Акре, Лакно и Дакке. Чтобы оправдать названия "мусульманский", в его программу был включен ряд предметов по богословию, таких как: кадарийя, хидайя и кое-что еще, но от этого университет не стал "мусульманским" в полном смысле слова. Самое удивительное то, что хотя на создание этого учебного заведения ушло 15 лет, с самого начала программа обучения в нем не соответствовала его названию и не давала ожидаемых результатов. В студентах не чувствуется ни мусульманского духа, ни мусульманского сознания, ни мусульманского поведения, ни мусульманского мышления. Хорошо, если один из 100 его выпускников обладает соответствующими взглядами и знаниями по мусульманскому богословию, и который может применить свои силы и интеллект на благо возрождения духа мусульманского порыва в нации мусульман, во имя ее просвещения. Самое грустное то, что большое число выпускников действует не во благо, а во вред исламу. Они не просто отвергают свою веру, а ненавидят ее. Часто они выступают против фундаментальных принципов, на которых покоится ислам. Недавно один выпускник так охарактеризовал положение дел в университете: "В университете Аликара я мог наблюдать целую группу студентов, проникшую в мир ислама извне, пропитанную европейским духом. Они стояли на крайних, коммунистических позициях. До этого я не видел в западной традиции ничего опасного. Но здесь, в сердце мусульманской Индии, я увидел немалое число людей, отвергших ислам и


ставших активными пропагандистами коммунизма. Эти люди избрали коммунизм не ради защиты прав и интересов рабочих и крестьян, о чем они лживо утверждают. Они избрали его, чтобы оправдать свою извращенную мораль, свой атеизм, свое убогое мышление... В начале я и сам обманулся насчет коммунизма, сочтя его неофициальной редакцией ислама. Но изучив коммунистические идеи, я понял, какая огромная пропасть лежит между ними и исламом". Из слов этого бывшего студента очевидно, что обучение и воспитание, получаемые в мусульманском университете не просто имеют отдельные недостатки, а прямо противоречат целям и задачам, ради которых университет и был создан. Что вы подумаете об инженере, сделавшем автомобиль, который ездит не вперед, а назад? Скорее всего, такого инженера не существует в природе. Каким же может быть наше мнение об "инженерах" от образования, в ведении которых находятся учебные заведения с мусульманской направленностью, а на деле они имеют противоположную направленность вот уже 15 лет. Но сами эти "инженеры" от образования вроде и не чувствуют ошибочности своей позиции. И вот после всех этих 15 лет ошибок Совет университета заявляет, что "первейшей задачей является воспитание в студентах мусульманского духа". Совет состоит из семи членов, в задачу которых входит "изучить положение в университете и предложить обновленные, соответствующие требованиям времени методы преподавания теологии и богословия". Несомненно, план хорош! Но даже сейчас наши "инженеры" не понимают, что их "машина" образования неверно сконструирована и что причина ее неправильного движения кроется в самой ее конструкции. И они, кажется, не чувствуют или, по крайней мере, не признают этого, а продолжают смотреть на столь важные вещи поверхностно. Неужели вы не видите, что близится новый потоп? Налицо все признаки приближения нового политического переворота в Индии, подобные тем. Что имеют место в других странах, где на подходе грозные и масштабные трагические события. Эти перевороты по свой силе и характеру будут совершенно отличаться от великой революции 1857 года. То, в каком состоянии пребывают сейчас мусульмане с точки зрения их веры, убеждений, морали и их действий, не придает нам оптимизма и не заставляет думать, что они спокойно вынесут хотя бы один из надвигающихся ударов. Их старый корабль не сможет выдержать надвигающийся страшный потоп и, пожалуй, его обшивка расползется, а паруса будут сорваны разбушевавшейся стихией. Тот корабль, который мы взяли напрокат (у Запада) еще более ненадежен. Боюсь, что первая же волна надвигающегося шторма унесет его пассажиров далеко от их пристанища - ислама и бросит их на веки вечные, не дай то Бог, в пучину блужданий. Поэтому давно уже пришло время мусульманам покинуть свой старый расшатанный корабль и сойти с корабля иностранного, а вместо этого построить свое собственное судно, которое стало бы самым современным механизмом. Оно должно иметь самый мощный и быстроходный двигатель, но по конструкции это должен быть чисто исламский корабль. У штурвала его должны стоять "моряки", знающие курс, ведущий людей ислама к надежде. Отбросим теперь язык метафор и


поговорим на волнующую нас тему напрямую. Просвещенческое движение, возникшее в Аликаре под руководством Ахмед-Хана, да хранит его Аллах, ставило в качестве своей временной задачи подготовку мусульман к реформе их светской жизни в соответствии с требованиями нового времени, в том числе при помощи нового образования. Это делалось с тем, чтобы они приспособились к новым условиям в экономической и политической жизни, чтобы они не отставали от других народов. Тогда, пожалуй, большинство из этого не удалось сделать. Это движение, при всей своей полезности, не избежало и ошибок. Но в то время у руководителей движения не было возможности создать совершенную систему образования, во многом они подчинялись требованиям момента. И чтобы избежать опасностей, в план образования был включен такой элемент мусульманского образования и воспитания, который никак не соответствовал ни новому образованию, ни новому воспитанию. То была временная мера, вызванная необходимостью быстро противодействовать надвигающейся катастрофе. Но сейчас условия не требуют "чрезвычайшины". В то же время ясно прослеживаются те опасности, которые тогда только намечались. То движение в какой-то степени реформировало наш мир, но в большей степени навредило нашей религии. Оно вырастило среда нас "цветных европейцев" и породило целый слой англо-магометан и англо-индейцев, где английский элемент преобладал. Кроме того, оно сформировало высший и средний классы в нашей нации, которые являются главными элементами наши национальной структуры, а затем продало их материалистической цивилизации Запада. Цена не была высокой - некоторые должности, награды, начальственные кресла были отданы людям, носящим мусульманские имена. Если наша концепция образования будет и впредь оставаться без изменений, то нам не нужен университет в Аликаре. Если же мы хотим изменить ситуацию, то сначала надо определить в чем корень зла и как можно исправить положение. Если говорить о характере образования, то оно, и это очевидно, противоречит исламу и его природе. Вы учите их философии, которая пытается познать природу бытия без веры в Аллаха, вы учите их естественным наукам, искажающим разумные вещи и превозносящим ощущения. Вы учите их истории, экономике, праву и другим наукам, которые в корне отличаются от теорий учения ислама и культурных принципов. Вы воспитываете их под влиянием цивилизации, противоречащей цивилизации ислама, как по духу, так и по букве. Разве можно после этого надеяться, что молодое поколение будет бережно относиться к своей вере, что оно будет жить по-мусульмански. Это образование полностью не соответствует учению Корана, хадисам и фикху и не может принести добрых плодов. Это все равно, что поднять на новом английском пароходе старые паруса только затем, чтобы продемонстрировать их. Из европейского парохода никогда не сделать исламский корабль. Поэтому, если вы действительно хотите превратить университет в Аликаре в мусульманский, вам следует пересмотреть систему преподавания там западных наук и искусств. Неправильно преподавать их так, как сейчас, без внесения исправлений, иначе под их воздействием


молодые незрелые умы начинают верить во все западное, не подвергая его критическому анализу. Если уж менять систему обучения, то надо преподавать все западные науки под углом критики с чисто исламской точки зрения, чтобы студенты воспринимали только полезное. Вместе с тем, исламские науки тоже нельзя преподавать по старым книгам без изменений. Из них следует убрать все, что устарело, оставляя лишь непреходящие истины и принципы ислама, его неизменные законы и верования, сея в сердцах и умах студентов их истинный духовный смысл. Нынешние учебные программы не годятся для этого. Их нужно пересмотреть в свете прежде всего Корана и сунны, а преподаватели сами должны хорошо знать и понимать эти священные тексты. Необходимо также обучать мусульманскому праву, но опять же не по устаревшим книгам. Следует включить также курс по принципам мусульманской экономики, мусульманской мудрости (философии), по истории ислама, и, вообще, при изучении каждого предмета исламский элемент должен быть главным и преобладающим! Возможно вы скажете: все это правильно, но ведь этого не разрешит нам английский губернатор. Это верно, в какой-то мере. Но вас могут спросить: кто важнее - искренний мусульманин или коммунист? Если вы не хотите, чтобы подрастающее поколение мусульман оказалось в плену коммунистических идей, вы должны понять, что бороться с коммунистическим течением в Индии и вытеснить его может только одна сила - ислам.

Глава девятнадцатая ПРОЕКТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИИ

Ниже приводится протокол заседания Совета по реформе программы теологического образования при университете Аликара в Индии. И хотя речь в выступлении идет об этом университете, тема эта касается всех учебных заведений для мусульман. Учебный план, представленный ниже, мы считаем повсеместно приемлемым для мусульман. Теологические учебные заведения на сегодняшний день не отвечают запросам времени. Если не провести их реформу, они просто утратят свое значение. * * * Университетский Совет Аликара заслуживает благодарности всех мусульман Индии. Университет взял на себя труд по возрождению истинного духа ислама в душах студентов, для чего и был назначен Совет. После тщательного изучения всех представленных администрацией университета документов, был сделан


вывод о неудовлетворительном состоянии учебных заведений в области теологических наук. Однако вопросы, поднятые уважаемыми членами Совета, свидетельствуют о том, что они занимаются проработкой реформы учебной программы. Может быть кто-то полагает, что для возрождения духа ислама у студентов достаточно изъять одни книги и раздать другие. Мне кажется, что этого далеко недостаточно. Наш долг углубиться в проблему и изучить причину отсутствия "истинного духа ислама" у студентов, несмотря на то, что они изучают Коран, хадисы и мусульманское право. Если все дело в недостатках нынешней программы, то несомненно, что для исправления положения достаточно устранить их. Если причины глубже, то ваш учебный план полностью непригоден. Вам придется радикально изменить его, как бы это ни было трудно и дорогостояще. Я обдумал эту проблему и поделюсь ниже результатами своих размышлений. Мой доклад будет состоять из трех частей. В первой части критике будет подвергнута учебная программа университета, действующая сегодня, будут выделены ее основные недостатки. Вторая часть содержит предложения по реформе. В третьей части речь вдет о мерах по претворению этих предложений в жизнь. Методика обучения, применяемая сейчас в университете, представляет смесь несовместимых между собой систем образования: современной и традиционной исламской. Была сделана попытка соединить несоединимое. В итоге получилась двойственная методика, изначально содержащая в себе конфликт и противоречие, что самым дурным образом отражалось на сознании студента Это была ошибочная и бесполезная методика. С точки зрения ислама такая смесь несла в себе зло, потому что в системе образования вообще не допустимо смешение. В смешении двух методик - восточной и западной, нет равенства Западная методика оказалась сильнее мусульманской. Перевес за западной методикой, во-первых, потому, что это современная методика, идущая в ногу со временем. За ней сила царящей мировой цивилизации. Во- вторых, эта методика в наших университетах внедрялась насильно, чтобы служить западной культуре. Западные науки и искусства изучаются у нас так, что их принципы и теории отпечатываются в чистых душах молодых мусульман как неопровержимые истины. Сознание их строится по западному образцу. Все они смотрят на мир глазами западного человека, думают на западный манер. Побеждает мнение, что в этом мире ценно то, что соответствует западным принципам. Все это оказывает свое воздействие на образование и воспитание в наших университетах. Это отражается и на одежде, привычках, движениях, литературе, манере говорить, увлечениях. Университетская среда, если не полностью, то уж на 95% - западная. Исламский фактор, наоборот, очень слабый. Во-первых, он в целом утратил свою былую силу и в политике, и культуре. Во-вторых, учебники по этому предмету были написаны несколько веков назад. Современным умом они не воспринимаются. В нашей жизни мы не сталкиваемся с большинством проблем и вопросов, освещенных в этих учебниках. Сегодня никто не утруждает себя решением насущных вопросов с позиций ислама Фактически мусульманское образование лишено хорошо


организованней системы воспитания, современного духа и методических разработок, что в сочетании с западным образованием, сводит на нет его влияние. Естественным результатом такого неравноценного смешения является то, что западный элемент полностью завладел умами и сердцами студентов. Мусульманский же элемент вызывает смех или воспринимается как нечто, требующее уважения как принадлежность нашего прошлого. Прошу прощение за подобную откровенность. Однако то, чему я являюсь свидетелем, заставляет меня считать своим долгом сказать без утайки, что светское и теологическое образование в этом мусульманском университете в целом напоминает человека, которого от начала до конца сформировали и воспитали немусульмане. Под мышкой он держит пачку книг по теологии, чтобы его не обвиняли в том, что он не истинный мусульманин. Если этот человек выбросит эту пачку, чему причиной будет ваша система образования, вы сочтете, что порицания достоин он, а не вы сами. Если вы ждете, что при такой системе образования вы будете выпускать студентов - истинных мусульман, то значит вы надеетесь на чудо из чудес. А чудес в природе не бывает. Не может служить оправданием то, что один, два, три, ну по крайней мере четыре из ста студентов университета останутся мусульманами в истинном значении этого слова, помыслами и деяниями. В этом не будет заслуги университета с его системой воспитания. Это доказательство того, что тот, кто прошел через ваше воспитание, сохранив свою веру, свой ислам, уже от рождения имел свойства истинного мусульманина Подобные исключительные личности встречаются не только в вашем университете, но и среди выпускников государственных и даже европейских университетов, чьи программы не включают в себя изучение ислама Итак, сейчас ваши программы теологического образования претерпевают изменения. Обострилась борьба между мусульманским и европейским методами. Сознание студента стало полем битвы двух сил, а результатом этого сражения явилось разделение ваших студентов на три группы. В первой группе верх одержала, условно говоря, европейская методика. Под ней может подразумеваться и подражание англичанам, и принадлежность к индуизму, или склонность к коммунистическому атеизму. Вторая группа охватывает тех, кто придерживается ислама в той или иной степени. Третья группа - это и не мусульмане, и не прозападники. Очевидно, что плоды такой системы образования никого не радуют и не удовлетворяют. Смешение двух методов не несет пользы ни с точки зрения образовательной, ни с точки зрения национальной. Разве можно оправдать существование университета, две трети или большая часть результатов деятельности которого противоречит национальным интересам, наносит вред национальной культуре? Для бедной мусульманской нации это очень невыгодная, убыточна сделка. Расходуются миллионы. С таким же результатом монетный двор мог бы чеканить 33% денег фальшивыми. 33% наших средств находятся в руках тех, кто использует их против нас. Из всего вышесказанного можно выделить два момента Во-первых, ошибочно смешение противоположных элементов в одной системе образования. Во-


вторых, подобное смешение наносит вред интересам ислама При этом не имеет значения, состоит ли эта смесь из равноценных элементов или нет. Зададимся вопросом: каким должен быть сегодня учебный план университета Аликара? Известно, что любой университет служит культуре. Образование в чистом виде, не имеющее формы и определенного цвета, не встречается. В каждом учебном заведении дается присущее только ему образование, имеющее, образно говоря, тот цвет и форму, которые определила для него культура, которой оно служит. Разрешите спросить; какая культура основала ваш университет? Если это западная культура, то не называйте ваш университет мусульманским. Не вмешивайтесь в личное сознание студентов, вводя в программу изучение теологических наук. Если это мусульманская культура, вам придется изменить всю университетскую программу, придать ей дух, отвечающий этой культуре. Университет должен не только хранить ее, но и стать силой, двигающей эту культуру вперед. Ваш университет, как мы установили ранее, в настоящий момент служит западной культуре. Если вы, в своем стремлении изменить это положение, ограничитесь изменением программы теологии, усилив ее, но при этом западная методика останется главенствующей, то ваше учебное заведение все равно не будет служить мусульманской культуре. Если мы вдумаемся в сущность ислама, станет очевидно, что разделение светского и религиозного обучения и воспитания или смешение их в качестве самостоятельных элементов, дело бесполезное и бесплодное. Ислам, в отличие от христианства, не делит жизнь человека на светскую и религиозную. Его влияние не ограничивается рамками нравственных убеждений и канонов, оставляя все остальные жизненные дела на усмотрение людей. Поэтому в отличие от христианства, ислам не отделим от светских наук. Истинная цель ислама - это подготовка человека к праведной жизни на этом свете, к следованию по дороге добра, мира, победы и величия, ведущей его к загробной жизни. Ислам исправляет и направляет ход мысли человека, его мораль, образ его жизни, дарует ему права и налагает обязанности в общественной жизни. Ислам предусматривает свои четкие правила в теоретическом и практическом воспитании личности, в организации и формировании общества, в обустройстве всех сторон жизни. Все это делает мусульманскую цивилизацию независимой и необыкновенной. От соблюдения этих правил зависит сохранение мусульманской нации как нации. Если положение будет таким, как мы говорили, то словосочетание "мусульманская теология" потеряет свой смысл и всякую связь с жизнью. Для мусульманской культуры мало пользы от ученого-теолога, который знает каноны ислама, но не знает, как теоретически и практически пользоваться ими в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах. Эта культура также не нуждается в специалисте по светским наукам, который без сомнения верует в истинность ислама, но чьи мысли работают не по-мусульмански, а жизнь строится не на принципах ислама. Истинная причина исчезновения мусульманской цивилизации не в том, что на протяжении долгого времени наша нация имела эти две разновидности ученых.


Произошло разделение на теологию и светские науки. Если вы хотите вернуть мусульманской культуре ее молодость и силу, устраните причину, разделяющую религию и светскую жизнь. Однако, неверно уподобить программу по теологии строгому ошейнику на шее учебного организма или делать непомерной для него ношей. Наоборот, она должна органично вписаться и вдохнуть жизнь в систему воспитания и образования, вобрав в себя все достойное из западных наук и искусств, сделав это частью цивилизации ислама. Таким образом, вы должны готовить мусульманских философов, физиков, химиков, экономистов, мыслителей, мусульманских специалистов во всех областях науки и искусства, которые будут решать все жизненные проблемы с позиций ислама Они будут служить мусульманской цивилизации, используя все возможности современной цивилизации. Они приведут идеи ислама, его теорию, законы жизни в соответствие с духом нового времени. Таким образом, ислам вновь займет передовые и командные позиции во всех областях науки и производства, займет то высокое место, ради которого фактически он был ниспослан на этот свет. Эта мысль должна стать основной при составлении новой мусульманской программы образования. Со времени господина Ахмед-Хана прошло немало лет, а мы застыли в нашем развитии с того момента, это затрудняет наше существование как мусульманской нации. Так давайте двигаться вперед и развиваться! * * * Давайте подробнее рассмотрим предложения по преобразованию учебного процесса. 1. Необходимо удалить с корнем все "европейские методики" из мусульманского университета Если мы не хотим убить нашу национальную культуру собственными руками, мы должны избавить наше подрастающее поколение от "европейских" настроений, растущих день ото дня. Эти настроения - порождение порабощенных умов. Они находят свое проявление практически везде: в одежде, в привычках, в поведении, во всем, что нас окружает. Эти настроения проникают в души, так что не остается даже следа от чувства национальной гордости. В таких условиях мусульманская цивилизация не может существовать. Любая цивилизация не может проявляться только в сфере теории и мысли, здесь нужен практический выход, практическое осуществление идейных разработок. Без этого цивилизация умирает естественной смертью. Поэтому первое, что нужно сделать университетской реформе, это создать здесь живую атмосферу ислама Подрастающее поколение в процессе воспитания должно научиться гордиться своей национальной культурой, уважать свои национальные особенности. Должна возродиться мусульманская мораль, мусульманский характер. Этому поколению предстоит двигать прогресс нашей нации своими знаниями, своими отшлифованными умственными способностями. 2. Возрождение духа ислама у студенчества в большой степени зависит от работы преподавателей и их знаний. Но и у самих преподавателей отсутствует этот дух, более того, они упорно сопротивляются ему и в науке, и в работе. Так каким же образом возродится этот дух у учащихся, находящихся под их влиянием и воздействием? Предположим, вы проектируете здание. Строить его будут члены вашего


научного коллектива, а не вы. В этом случае ждать, что "европейские" строители возведут вам здание мусульманского типа, также бесполезно, как ждать созревания винограда на дереве колоквинта. Нет смысла в том, чтобы назначать религиозных деятелей для преподавания теологии, в то время как подавляющее большинство остальных предметов преподают немусульмане или мусульмане, изжившие в своих мыслях ислам. Такие будут искажать представления и взгляды студентов на жизнь, уводить их от ислама, что не поправить только реформой программы по теологии. Преподавание любого предмета, будь то философия, естественные науки, экономика, история или юриспруденция, требует не только профессионального умения. Преподаватель должен быть истинным мусульманином, твердым в своих убеждениях. В отдельных, исключительных случаях, допустимо преподавание какой-либо дисциплины немусульманином. Однако основная масса преподавательского состава должна отвечать основной задаче университета как центра мусульманской культуры. 3. Арабский язык должен обязательно входить в университетскую программу. Это язык нашей культуры и наше слабое место. До тех пор, пока учащиеся-мусульмане не постигнут Коран и сунну непосредственно, без посредничества переводов, они не смогут проникнуться духом ислама Им всегда будут нужны переводчики и толкователи. Все это напоминает видение мира через солнечные очки. Наша новая интеллигенция совершает в вопросах ислама дикие ошибки, что говорит о незнании ими элементарных вещей. Причина в том, что они не владеют арабским языком для познания Корана и сунны. Если в будущем в автономных провинциях Индии будут действовать суды шариата, то вновь остро встает вопрос изучения мусульманами арабского языка Эта проблема имеет непосредственное отношение к задачам вашего университета. Ее решение очень непросто, однако не следует ждать некоего удобного случая. Начинать надо немедленно. 4. В средних школах дети должны получать начальные сведения по следующим предметам: 1) Догматы. Этот предмет представляет собой сухое изложение догматов ислама. Надо найти убедительный способ, привлекательный для учащихся, чтобы закрепить в их сознании каноны религии. Учащиеся должны знать, что каноны ислама по сути являются основными истинами бытия, они глубочайшим образом связаны с нашей жизнью. 2) Мусульманская мораль. Этот предмет охватывает не только общий обзор нравственных канонов, но и воспитывает учащихся на примере жизни Пророка Мухаммеда, жизни других пророков, жизни сподвижников Мухаммеда. Этот предмет изучает особенности мусульманского характера, учит, каким должна быть жизнь мусульманина. 3) Основы мусульманского права Этот предмет излагает постулаты ислама, связанные с правами Аллаха и верующих, с личной жизнью мусульманина. Здесь нельзя ограничиваться изучением древних книг по праву. Учащиеся должны знать, что ислам предлагает им программу жизни, как личной, так и общественной. Они должны знать, как действует эта программа, каким образом она формирует праведное общество. 4) История ислама. Этот предмет охватывает эпоху Пророка Мухаммеда и его


сподвижников. Цель предмета - ознакомление учащихся с корнями их религии и патриотизма, пробуждение в их сердцах чувства горячей приверженности исламу. 5) Арабский язык. Предусматривается начальное обучение этому языку. Учащиеся должны немного ознакомиться и с арабской литературой. 6) Коран. Учащиеся обучаются чтению и плавной декламации Корана. Они должны понимать некоторые простые аяты и заучить некоторые суры наизусть. 5. Программа факультетов должна быть одинаковой для всех студентов и охватывать следующие предметы: - Арабский язык. Программа должна быть на уровне высшего учебного заведения. Для бакалавров предусматривается изучение Корана. - Коран. Уровень высшей школы предусматривает понимание студентами Корана Здесь надо отметить несколько моментов. Коран должен восприниматься как божественное откровение, книга хранимая и безусловно заслуживающая доверия с исторической точки зрения, превосходящий священные книга других религий. Доктрина Корана исключительно революционна. Он имеет влияние не только на арабов, но и на мысли всего мира. Студенты знакомятся с системой построения Корана, его аргументацией, с его тезисами. Степень бакалавра предусматривает серьезное изучение Корана. Учащиеся должны уметь сами читать и понимать Коран. В этом им поможет преподаватель, разъясняя и комментируя отдельные места. Для полного изучения Корана достаточно двух лет. - Доктрина ислама. Этот предмет посвящен изучало всей системы ислама. Изучаются основные постулаты, на которых строится эта система, как следует строить жизнь и мораль, в соответствии с этими постулатами, на каких принципах организуется жизнь общества в таких областях как экономика, политика, международные отношения, каким образом распределяются права и обязанности личности и общества, заповеди Аллаха и что ждет человека, нарушающего их. Все это входит в программу университетского образования, рассчитанную на четыре года 6. Изучение ислама должно проводиться на всех отделениях и специальностях. Западные науки и искусство сами по себе полезны и не враждебны исламу. Более того, ислам одобряет их научные истины. Враждебность имеет место не между наукой и исламом, а между западным путем и исламом. Дело в том, что для людей Запада большое значение имеют не вечные истины, а то, что внушает им интуиция, что проявляется в их основных представлениях, гипотезах и отправных точках. Научные истины имеют форму их интуитивных размышлений. Ислам борется с подобными предположениями. Он борется не с истинами, а с той интуитивной моделью, в которой эти истины растворяются. Надеюсь, вы понимаете, что с точки зрения ислама не является заблуждением принимать истины западных наук и техники; ошибочно принимать лишь западные клише. Вы сами закрепляете в сознании наивных студенте» основные идеи Запада в философии, естественных науках, истории, политике и экономке и прочих науках. Тем самым вы подгоняете их менталитет под западный образец. Западные гипотезы вы воспринимаете как незыблемые истины. Фактически вы толкаете сознание подрастающего поколения на западный путь Вы сами делаете это, и после всего этого хотите,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.013 с.)