Глава вторая упадок исламской цивилизации в индии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава вторая упадок исламской цивилизации в индии



Большая часть мусульманского мира приходится на страны, открытые мусульманами-моджахедами на заре нашей истории. Эти первооткрыватели покинули свои дома не ради захвата рынков или добычи. Они пошли по Земле, возвысив слово Аллаха во всех ее уголках, и не жалели жизней своих


ради этого. Сердца людей преисполнились любовью к загробной жизни, которая стала сильнее любви к этому миру. Они не довольствовались только тем, что покоренные были послушны им и покорно платили подушный налог; большую часть населения они обратили в истинную веру - ислам, укрепляя идею ислама и мусульманскую цивилизацию. Это делало их светочем ислама, проповедниками его заповедей и знаний. В более позднюю эпоху были завоеваны другие страны. Это была эпоха, когда исламский энтузиазм ослаб и в сердцах первооткрывателей, а жажда добычи и завоеваний одержала верх над духом джихада во имя Аллаха. Тем не менее ислам смог укорениться и распространиться и в этих странах, чтобы со временем стать там национальной религией и национальной культурой. Судьба ислама в Индии, к большому сожалению, была иной, чем в других странах. В начальную эпоху была открыта очень малая ее часть. Но и по этой малой части пронесся поток батынийи, который смел все следы исламского учения и исламской цивилизации. Когда затем нахлынула новая волна мусульманского нашествия в Индию, новые покорители уже не имели ничего общего с первооткрывателями. Вместо проповеди ислама они прилагали все силы для расширения своих владений. Они требовали от людей покорности, но не Аллаху и Про року, а им. Они собирали земельный налог вместо того, чтобы убеждать людей принять ислам. В результате подавляющее большинство населения Индии осталось немусульманским, хотя мусульмане правили этой страной много веков. Исламская цивилизация так и не смогла утвердиться на индийской земле. Обращенным в ислам жителям Индии никто не давал ни мусульманского образования, ни мусульманского воспитания. Древние индуистские учения и обычаи сохранились, в большей или меньшей мере, в среде современных мусульман Индии. Первые мусульмане в Индии - пришельцы извне - снисходительно относились к окружавшим их проявлениям язычества и сами во многом следовали языческим обычаям, т.к. перемешались с коренным населением страны. Сравнивая историю Индии в мусульманский и современный периоды, можно заметить, что даже во времена сильного политического господства мусульман влияние ислама было ослаблено, а в стране отсутствовала чисто мусульманская среда. Индуистская религия и цивилизация были сами по себе слабы, и эта слабость усиливалась из-за положения побежденной нации. Но, несмотря на это, подавляющее большинство населения оставалось приверженным индуизму из-за беспечности мусульманских правителей. По этой причине, а еще и потому, что мусульманское образование и воспитание было недостаточно развито среди самих мусульман, большинству индийских мусульман не удалось стать истинными правоверными мусульманами, твердыми в своей вере, как могло бы статься, живи они в чисто мусульманской среде. В XVIII веке из рук мусульман ускользнула даже политическая власть, бывшая главной опорой мусульманской цивилизации в Индии. Сначала правительство мусульман разделилось, и страна распалась на малые вилайеты. Затем нахлынули мархаты, сикхи, англичане, захватив большинство вилайетов. Провидению же было угодно, чтобы бразды


правления в этой стране перешли в руки англичан. Не минуло и века, как мусульмане стали подданными на земле, которой они правили и на которой они господствовали на протяжении нескольких веков. По мере укрепления власти англичан и усиления их господства из рук мусульман стали ускользать те рычаги, с помощью которых их цивилизация и удерживалась в Индии. Языком культурного общения вместо фарси и арабского стал английский, мусульманские законы отменялись, ликвидировались суды шариата, гражданские и уголовные дела разбирались в соответствии с позитивным правом, а мусульманские законы применялись только при заключении и расторжении браков между мусульманами. Затем и эти дела стали решать с помощью общегражданских процессов, где судьи, как правило, были немусульманами, а мусульманское частное право постепенно извращалось. Кроме того, в планы англичан, с первых дней их господства, входило усиление угнетения мусульман в быту и в экономической жизни, что возвышало национальную гордость победителей. Осуществление этого разрушительного плана привело к тому, что мусульмане в Индии, по воле ее правителей, были униженны и прозябали в бедности, невежестве, отсталости, все это сопровождалось и падением нравов. Окончательный удар по этой падшей нации был нанесен в ходе восстания 1857 года, когда мусульмане лишились не только своей политической силы, но угасла и вся их энергия, их души охватило отчаяние и чувство позора. В сердцах их поселился страх перед английскими властями, а от национального пыла не осталось и следа. Оказавшись в таком унизительном положении, они были вынуждены поверить, что их безопасность - в покорности англичанам, что лучше служить им, что для прогресса и развития нужно подражать им, а их же собственные достижения в науке и культуре ничтожны, достойны лишь стыда и позора. Когда во второй половине XIX века народ стал оправляться после разгрома, люди поняли, что они страдают от двух напастей: во-первых, они не были достаточно крепки в своей исламской вере и культуре, как духовно, так и в практических делах, и при этом жили в неисламской среде с ее языческой культурой и языческими верованиями. Во-вторых, в рабство попали не только их тела, но и их сердца и души, и они лишились всех тех сил и способностей, которые помогают нациям отстоять свою цивилизацию и культуру. Когда у мусульман открылись глаза, они увидели, что англичане хитростью закрыли перед ними все двери в обыденной жизни и в сфере экономики, а ключи отдали в английские школы и колледжи. Им ничего не оставалось делать, кроме как получать английское образование. Для этого было организовано мощное движение во главе с сэром Сеидом Ахмедханом, убеждавшее мусульман в необходимости английского образования. Против этого движения выступила группа мусульман, настроенных по- старому, но это ничего не дало. Те, у кого была реальная сила, богатство и влияние, поддержали это новое движение Мусульмане с поразительной быстротой восприняли английское образование В результате в старых, религиозных шкалах остались отбросы нации, и из них даже не получились настоятели мечетей и учителя, а блестящие потомки представителей богатых классов


пошли в английские школы и колледжи, чтобы их чистые умы и сердца прониклись западными образцами науки и искусства. Это было в последней четверти XIX века, когда в Европе материалистическое учение достигло апогея, а наука одержала победу над религией. Старые теории в области политики, социологии и нравственности были разгромлены, им на смену пришли новые теории, обоснованные новой философией. В Европе зародилась новая культура, полностью выросшая из этих новых теорий. Этот великий переворот целиком вытеснил религию и ее принципы, лежавшие в основе научных воззрений. И хотя религиозная концепция до недавнего времени преобладала в мыслях и чувствах, теперь и ей была объявлена война. И, несмотря на то, что ни одна из экспериментальных наук не могла доказать несостоятельность божественной теории этого мира, все представители этих наук в испуге бежали от божественного начала. Враги божественной теории выступали вне зависимости от доводов и доказательств, а лишь в силу своих привычек и настроений. Ведь они занимали позицию главенства разума и науки, откуда и возникла опасная инфекция - теофобия. Само божественное начало подводилось под действие естественных законов, само понятие "Бога" определялось как что-то призрачное, о религии же говорили как о чем-то бесполезном, а о теории религии - как об узости и затуманенности сознания. Натурализм же представлялся как метод просвещения ума. И все это стало естественным для той эпохи, явилось признаком ее обновления. Тот же, кто не получил ничего от этой философии и сам не исследовал эти вопросы, все равно выражал эти мысли и воодушевлял общество на то, чтобы оно приняло носителей этой идеи. Они произносили речи в защиту спиритуализма и супернатурализма. Если бы о чем-то подобном заговорил серьезный химик или натуралист, он бы утратил авторитет ученого и не смог бы стать достойным членом ученого общества. Как уже упоминалось выше, в 1859 году вышла в свет книга Ч. Дарвина "Происхождение видов". Она еще больше подлила масла в огонь материализма и атеизма. Доводы, которые приводил Дарвин для обоснования своей теории, были слабы и недостаточно обоснованы, а в цепочке отбора, которую он представил со всем жаром и энтузиазмом, не доставало не одного, а многих звеньев. Мыслителей эта теория не могла удовлетворить, пока в нее не поверил сам Гексли, ставший ее активнейшим проповедником. Дарвинизм был использован для отрицания Бога, стал распространяться на Востоке и на Западе, его использовали в качестве смертоносного оружия в борьбе с религией. Ведь согласно этой теории весь мир строится по тем же законам, что и природа, и нет силы выше природной. Защитники религии выступили против этой теории, епископ Оксфордский и министр Гладстон употребили все свое влияние и власть для противостояния ей, но и их постигла неудача. В конце концов защитники религии настолько испугались этой научной ереси, что когда в 1882 году Дарвин умер, англиканская церковь почтила его память самым высоким образом, позволив похоронить его в Вестминстерском аббатстве. И это при том, что он был духовным вождем людей, вырывших могилу религии в Европе, человеком, ставшим


символом атеистического направления мысли и безбожия, легших в основу концепции, из которой выросли большевизм и фашизм. * * * Это было время, когда дети и молодежь нашей нации пошли в английские школы и колледжи, чтобы приобщиться к английскому образованию и культуре. Люди, далекие от исламского образования и слабо понимающие исламскую культуру, напуганные английским господством, устремились на яркий свет европейской цивилизации, а первые впечатления от английских школ перевернули их сознание, изменили их отношение к религии. С самого начала атмосфера, царившая в английских школах, оказала на них пагубное влияние, побуждая верить тому, чему учили их по книгам европейских ученых, подвергать сомнению то, что написано в священном Коране и хадисах. Западные науки, которым учили нашу молодежь в школах и колледжах, в большинстве своем противоречили основным положениям ислама. Так, ислам представляет религию как закон человеческой жизни, а на Западе религия - это лишь личная вера, никак не связанная с повседневной жизнью. Главная заповедь ислама - вера в Аллаха, на Западе же божественное начало не является чем-то неопровержимым. Вся цивилизация ислама основана на вере в пророческую миссию и божественное откровение, которое подвергается сомнению на Западе. Вера в судный день - основа всей системы нравственности, чего нет на Западе. Поклонение и деяния, предписанные в исламе как обязательные, на Западе считаются пережитком мрачных времен невежества, не имеющие смысла в наши дни. Так что принципы исламской культуры полностью отличаются от западных. Один из основных юридических принципов ислама состоит в том, что Аллах Всевышний дает закон, а Пророк толкует и утверждает этот закон, а человек следует этому закону. На Западе не признают, что законы от Бога, и там их издают законодательные органы, избираемые народом. Согласно исламу, политику творит мусульманское правительство, а на Западе - правительство национальное. Ислам по сути своей интернационален, а для Запада характерен национализм. В экономике ислам предписывает полную законность, честность и чистоту, строго запрещая ростовщичество. На Западе же вся экономика построена на ростовщичестве и барыше В вопросах нравственности ислам ориентирует на спасение в загробной жизни, а Запад ищет сиюминутную выгоду. В общественной жизни предписания ислама почти полностью разнятся с западными понятиями. В таких вопросах, как закрывать ли женщине лицо, о разделении труда между мужчиной и женщиной, о многоженстве, о законах о браках и разводах, ограничении рождаемости, правах мужа и жены, правах родственников и т.д. - точки зрения ислама и западной религии расходятся особенно четко. Дело тут в расхождении и противоречии самих принципов. В результате того, что молодежь получила западное образование, пугающее своим содержанием, т.е. образование и воспитание немусульманское, и к тому же выросла в среде западной цивилизации, произошло то, что и должно было произойти: молодёжь утратила способность к критическому восприятию и здравому смыслу. Для этих молодых людей все, чему он научились у Запада, стало


критерием истины. Затем они принялись критиковать ислам, при том, что знания их были далеко неполные. Видя отличие между исламом и западной цивилизацией, они не почувствовали, что в этом различии виноват Запад, а, наоборот, посчитали, что ошибочен ислам. Рассматривая принципы и законы ислама, они стали искажать их и заменять другими принципами. * * * Не подлежит сомнению тот факт, что как бы ни велика была польза, которую извлекли мусульмане Индии из нового образования с экономической и политической точек зрения, она не вдет ни в какое сравнение с тем вредом, который был нанесен нашей религии и культуре и который нельзя оправдать никакой пользой или выгодой!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.007 с.)