Методические указания к проведению практического занятия №12 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к проведению практического занятия №12



Тема: Этнические общности

Цель работы: 

1.Раскрыть

 

Порядок выполнения работы

Задания:

Задание 1. К числу основных признаков этнической общности относится

1) единое гражданство 2) суверенитет 3) общие культурные традиции 4) общность социального статуса.

Задание 2. Одним из признаков нации как этнокультурной общности является

1) единое гражданство 2) единство убеждений 3) общность социального статуса 4) общность языка.

Задание 3. Исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, – это

1) этнос 2) община 3) государство 4) класс

Задание 4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к термину «национальное самосознание». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

1) Национальная общность 2) национальный язык 3) национальные интересы 4) национальный парк 5) национальная культура 6) национальная экономика.

Задание 5. Выберите верные суждения об этнических общностях.

1. Этнические общности являются важным элементом социальной структуры общества.

2. Племена – это наиболее многочисленные этносы, отличающиеся общностью самосознания, определенным этническим характером и психическим складом.

 3. Племена, народности, нации – это исторические формы этноса.

4. Условием возникновения большинства этносов является общность территории и общность языка.

5.На основе усиления межплеменных связей складываются народности.

 6. Люди, принадлежащие к одной нации, говорят на одном языке, объединены общностью исторических и культурных традиций.

Задание 6. Верны ли следующие суждения об этносе?

А.) Естественная предпосылка формирования того или иного этноса – общность территории.

Б). Отдельные части сформировавшегося этноса сохраняют этническую идентичность в случае разделения политико-государственными границами.

 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 7. Выберите верные суждения об этнических общностях.

1. Разновидностью этноса является народность.

2. Появление наций предшествовало возникновению государства.

3. В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.

4. Различают этническое и гражданское понимание нации.

5. Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб

Задание 8. Выберите верные суждения о межнациональных отношениях.

 1. Любые межнациональные отношения законодательно закреплены.

 2. Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами.

3. Этносоциальный конфликт характеризуется состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу.

4. Расширение контактов между народами во всех сферах общественной жизни способствует развитию межнациональных отношений.

5. Этническая ассимиляция представляет собой конфликт между представителями разных наций и народностей.

Задание 9. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

1) В современном мире насчитывают от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них называют нациями. 2) В целях экономического, культурного и политического сближения наций в 1993 году образован Европейский союз. 3) Согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на принципах добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества — главная задача национальной политики любого многонационального государства. 4) Учет этнонациональных особенностей в жизни общества целесообразно осуществлять в границах соблюдения прав человека.

Задание 10. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений

А) Этнос – межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой и самосознанием. Б) В современном мире существуют сотни этносов. В) Для возникновения этноса едва ли нужны другие условия, кроме общности территории и языка. Г) Некоторые этносы сформировались из разноязычных элементов, складывались и закреплялись на разных территориях в процессе миграции. Д) Миграция — перемещение населения с целью изменения места жительства.

Задание 11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

A) происхождение Б) племя Ж) национальность B) общность 3) раса Г) нация И) диаспора Д) народ Е) народность

«Понятия „__" 1) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос" (что точнее). Существуют три типа этноса. Для ___ 2) главное основание объединения людей в одну ___ 3) —кровно-родственные связи и общее___ 4). С возникновением государств появляются ___ 5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются____ 6) —этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы».

Задание 12. Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

Задание 13. «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго). «У каждой нации – велика она или мала – есть свой неповторимый кристалл, который надо суметь высветить» (И. Н. Шевелев)*.

Задание 14. Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

«Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.

Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания.

Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».

Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа. Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации». (Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)

С1. Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.

С2. Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы? Укажите одно любое различие между ними.

С3. Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.

С4. В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.

Лист ответов

ДБВАЕГ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.006 с.)