Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национально-этнические отношения и национальная политика

Поиск

Этносы, сформировавшись на одной территории, часто перемещаются на другие территории, вступая в контакт с одним или несколькими народами. Независимо от того, перемещаются народы и племена из одной части Земли и другую или остаются на одном месте, они неизбежно вступают между собой в особый тип социальных отношений, которые называют межнациональными.

Межнациональные отношения включают две разновидности:

— отношения между разными национальностями внутри одного государства;

— отношения между разными нациями-государствами.

Межнациональные отношения внутри и вне одного государства могут принимать форму а) более или менее мирного сотрудничества, б) этнического конфликта. Рассмотрим способы мирного сотрудничества. Они довольно многообразны.

Первый способ называется этническим смешиванием: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой па протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и привезенных из Африки рабов.

Второй способ - этническое поглощение, т. е. ассимиляция, представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких пародов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка - пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом - сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает использование родного языка в публичной жизни, прекращает образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов - формирование многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии - французский, датский и немецкий, в Швейцарии - немецкий, французский и итальянский. Результатом выступает культурный плюрализм. При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру. В США миллионы людей говорят как на английском, так и на любом другом языке, едят как «американскую» (яблочный пирог, стейк, гамбургеры), так и «этническую» пищу, отмечают как общенациональные (14 июля - День благодарения), так и местные религиозные праздники. Каждая нация может что-то предложить другим пародам, в свою очередь чему-то научиться у них.

Американские антропологи говорят о том, что в США на смену идее «плавильного котла», в котором стираются все национальные различия, приходит идея этнического «салата», в котором можно различить каждый ингредиент, хотя все они помещены в одной чашке и приправлены одним майонезом. Культурный плюрализм - показатель успешной адаптации человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

Этнические конфликты возникли на заре человеческой истории. В глубокой древности это были межплеменные войны, которые велись за территории охоты, рыболовства, собирательства, т. е. за обладание средой обитания. Случалось, что в них погибали целые пароды, а другие подвергались мощной ассимиляции со стороны более грозного соперника. На протяжении всей человеческой истории происходило постоянное перемещение этносов по территории Земли, а значит, и постоянные войны. Считается, что почти все известные и истории войны имели в значительной мере этническую основу. Некоторые этнические конфликты не получали разрешения в течение сотен и тысяч лет, то и дело вспыхивая с новой силой. Например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками (азербайджанцами) тянутся столетиями. В последней четверти XX столетия в различных частях земного шара полыхало более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Ливане, Израиле, Индии, Анголе, Сомали, Грузии. Азербайджане. Армении, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Северо-Кавказском регионе России. Возникая на территории одной или нескольких стран, они затем превращаются в полномасштабные войны. Часто причиной выступают территориальные притязания, в других случаях исходная причина давно забыта, но в подсознании целых поколений оседает почти патологическая нетерпимость к другой нации. Нередко, отдаваясь во власть национальных чувств, люди действуют вопреки здравому смыслу.

К основным причинам этнических конфликтов специалисты причисляют:

— ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей;

— ущемление прав данного этноса при распределении дефицитных социальных благ (власть, деньги, территория, привилегии и т. п.);

— негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями дискриминацию одного из этносов;

— бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания;

— ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе.

В каждой этнической или субэтнической общности большое значение может иметь, а может и не иметь единство духовной культуры различных этносов, ценностей, которые они культивируют, нормы и образцы поведения, а также обусловленные ими социально-психологические качества людей, принадлежащих к различным этносам. Здесь многое зависит от направленности национальной политики государства, в котором живут, как в едином обществе, многообразные этносы, нации, народности. Главным системообразующим признаком таких обществ является равноправие всех этносов, наций и народностей, входящих в это общество. Этот принцип является обшегуманистическим завоеванием всего человечества, ценностью, утверждавшейся с эпохи Просвещения очень трудно и конфликтно, подчас через кровавые столкновения и бесконечные рецидивы в той или иной форме проявлений национализма или даже шовинизма. Именно поэтому эта ценность как норма зафиксирована в таких основополагающих документах, как Декларация прав человека, принятая ООН, Хельсинкские соглашения и т.д., а также государственные конституции демократических стран, включая Россию.

Речь идет в первую очередь о таких правах народов, как:

— право на существование, запрещающее так называемые геноцид и этноцид, то есть уничтожение в какой-либо форме какого-то бы то ни было народа и его культуры;

— право на самоидентификацию, то есть определение самими гражданами своей национальной принадлежности;

— право на суверенитет, самоопределение и самоуправление;

— право на сохранение культурной самобытности, включая сферы языка и образования, культурного наследия и культурных традиций, право народов на контроль за использованием природных богатств и ресурсов, территории их проживания, актуальность которого особенно повысилась в связи с интенсивным освоением новых территорий и обострением экологических проблем;

— право каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации и их использование.

Тем не менее вопросы эти и ныне стоят чрезвычайно остро, поскольку процессы глобализации, транснациональной интеграции, кросс-культурного взаимодействия, как никогда ранее, обостряют проблему национальной идентичности, когда доминирующие процессы рассматриваются как угроза национальной культуре. Поэтому картина национальных отношений в современном мире чрезвычайно пестра.

В мире и в России, в частности, национальные, этнические отношения еще играют и будут играть значительную роль. Перед российским государством и обществом стоят несколько острейших проблем в сфере национальной политики:

1) проблема национально-государственного устройства Российской Федерации, связанная с тем, как, на каких принципах строить отношения между федеральным центром и отдельными этническими субъектами;

2) проблема, связанная с так называемым «русским вопросом». Русские (русскоязычные) граждане вынуждены переселяться в «центральную» Россию не только из стран ближнего зарубежья, но и из своих же национальных республик (субъектов РФ). Основной причиной такой миграции является нарушение прав русских и русскоязычных граждан;

3) проблема незаконной миграции иностранных граждан на территорию России. Бесконтрольный приток иностранцев дестабилизирует социальную структуру общества, создает напряженность в межэтнических отношениях. Нередко хорошо организованные, обеспеченные в финансовом плане, опирающиеся па поддержку криминальных структур «пришельцы» вытесняют коренных жителей России из их традиционной среды обитании. Особенно тревожная в этом плане ситуация складывается в Краснодарском и Ставропольском краях и в некоторых районах Дальнего Востока, а также в Московском регионе.

В настоящее время роль этнических общностей и развитии социальной структуры российского общества значительно возрастает. Это связано, во-первых, с демократизацией общества, открывшей перспективы самоопределения этническим общностям и стимулирующей рост этнического самосознания; во-вторых, с развитием рыночных отношений, которые обострили конкурентную борьбу за ограниченные ресурсы, в том числе и между этническими общностями. Необходимо учитывать, что демократические институты общества могут эффективно функционировать только в условиях соблюдения всеми субъектами социальных отношений единых норм и законов, единых «правил игры». Пока, к сожалению, российское государство не может гарантировать всем своим гражданам равные условия жизнедеятельности и эффективно защищать их интересы как в самой России, так и за ее пределами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.29 (0.007 с.)