Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национально-этнические отношения и национальная политикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Этносы, сформировавшись на одной территории, часто перемещаются на другие территории, вступая в контакт с одним или несколькими народами. Независимо от того, перемещаются народы и племена из одной части Земли и другую или остаются на одном месте, они неизбежно вступают между собой в особый тип социальных отношений, которые называют межнациональными. Межнациональные отношения включают две разновидности: — отношения между разными национальностями внутри одного государства; — отношения между разными нациями-государствами. Межнациональные отношения внутри и вне одного государства могут принимать форму а) более или менее мирного сотрудничества, б) этнического конфликта. Рассмотрим способы мирного сотрудничества. Они довольно многообразны. Первый способ называется этническим смешиванием: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой па протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и привезенных из Африки рабов. Второй способ - этническое поглощение, т. е. ассимиляция, представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких пародов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка - пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом - сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает использование родного языка в публичной жизни, прекращает образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации. Самый цивилизованный путь объединения разных народов - формирование многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии - французский, датский и немецкий, в Швейцарии - немецкий, французский и итальянский. Результатом выступает культурный плюрализм. При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру. В США миллионы людей говорят как на английском, так и на любом другом языке, едят как «американскую» (яблочный пирог, стейк, гамбургеры), так и «этническую» пищу, отмечают как общенациональные (14 июля - День благодарения), так и местные религиозные праздники. Каждая нация может что-то предложить другим пародам, в свою очередь чему-то научиться у них. Американские антропологи говорят о том, что в США на смену идее «плавильного котла», в котором стираются все национальные различия, приходит идея этнического «салата», в котором можно различить каждый ингредиент, хотя все они помещены в одной чашке и приправлены одним майонезом. Культурный плюрализм - показатель успешной адаптации человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной. Этнические конфликты возникли на заре человеческой истории. В глубокой древности это были межплеменные войны, которые велись за территории охоты, рыболовства, собирательства, т. е. за обладание средой обитания. Случалось, что в них погибали целые пароды, а другие подвергались мощной ассимиляции со стороны более грозного соперника. На протяжении всей человеческой истории происходило постоянное перемещение этносов по территории Земли, а значит, и постоянные войны. Считается, что почти все известные и истории войны имели в значительной мере этническую основу. Некоторые этнические конфликты не получали разрешения в течение сотен и тысяч лет, то и дело вспыхивая с новой силой. Например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками (азербайджанцами) тянутся столетиями. В последней четверти XX столетия в различных частях земного шара полыхало более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Ливане, Израиле, Индии, Анголе, Сомали, Грузии. Азербайджане. Армении, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Северо-Кавказском регионе России. Возникая на территории одной или нескольких стран, они затем превращаются в полномасштабные войны. Часто причиной выступают территориальные притязания, в других случаях исходная причина давно забыта, но в подсознании целых поколений оседает почти патологическая нетерпимость к другой нации. Нередко, отдаваясь во власть национальных чувств, люди действуют вопреки здравому смыслу. К основным причинам этнических конфликтов специалисты причисляют: — ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей; — ущемление прав данного этноса при распределении дефицитных социальных благ (власть, деньги, территория, привилегии и т. п.); — негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями дискриминацию одного из этносов; — бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания; — ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе. В каждой этнической или субэтнической общности большое значение может иметь, а может и не иметь единство духовной культуры различных этносов, ценностей, которые они культивируют, нормы и образцы поведения, а также обусловленные ими социально-психологические качества людей, принадлежащих к различным этносам. Здесь многое зависит от направленности национальной политики государства, в котором живут, как в едином обществе, многообразные этносы, нации, народности. Главным системообразующим признаком таких обществ является равноправие всех этносов, наций и народностей, входящих в это общество. Этот принцип является обшегуманистическим завоеванием всего человечества, ценностью, утверждавшейся с эпохи Просвещения очень трудно и конфликтно, подчас через кровавые столкновения и бесконечные рецидивы в той или иной форме проявлений национализма или даже шовинизма. Именно поэтому эта ценность как норма зафиксирована в таких основополагающих документах, как Декларация прав человека, принятая ООН, Хельсинкские соглашения и т.д., а также государственные конституции демократических стран, включая Россию. Речь идет в первую очередь о таких правах народов, как: — право на существование, запрещающее так называемые геноцид и этноцид, то есть уничтожение в какой-либо форме какого-то бы то ни было народа и его культуры; — право на самоидентификацию, то есть определение самими гражданами своей национальной принадлежности; — право на суверенитет, самоопределение и самоуправление; — право на сохранение культурной самобытности, включая сферы языка и образования, культурного наследия и культурных традиций, право народов на контроль за использованием природных богатств и ресурсов, территории их проживания, актуальность которого особенно повысилась в связи с интенсивным освоением новых территорий и обострением экологических проблем; — право каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации и их использование. Тем не менее вопросы эти и ныне стоят чрезвычайно остро, поскольку процессы глобализации, транснациональной интеграции, кросс-культурного взаимодействия, как никогда ранее, обостряют проблему национальной идентичности, когда доминирующие процессы рассматриваются как угроза национальной культуре. Поэтому картина национальных отношений в современном мире чрезвычайно пестра. В мире и в России, в частности, национальные, этнические отношения еще играют и будут играть значительную роль. Перед российским государством и обществом стоят несколько острейших проблем в сфере национальной политики: 1) проблема национально-государственного устройства Российской Федерации, связанная с тем, как, на каких принципах строить отношения между федеральным центром и отдельными этническими субъектами; 2) проблема, связанная с так называемым «русским вопросом». Русские (русскоязычные) граждане вынуждены переселяться в «центральную» Россию не только из стран ближнего зарубежья, но и из своих же национальных республик (субъектов РФ). Основной причиной такой миграции является нарушение прав русских и русскоязычных граждан; 3) проблема незаконной миграции иностранных граждан на территорию России. Бесконтрольный приток иностранцев дестабилизирует социальную структуру общества, создает напряженность в межэтнических отношениях. Нередко хорошо организованные, обеспеченные в финансовом плане, опирающиеся па поддержку криминальных структур «пришельцы» вытесняют коренных жителей России из их традиционной среды обитании. Особенно тревожная в этом плане ситуация складывается в Краснодарском и Ставропольском краях и в некоторых районах Дальнего Востока, а также в Московском регионе. В настоящее время роль этнических общностей и развитии социальной структуры российского общества значительно возрастает. Это связано, во-первых, с демократизацией общества, открывшей перспективы самоопределения этническим общностям и стимулирующей рост этнического самосознания; во-вторых, с развитием рыночных отношений, которые обострили конкурентную борьбу за ограниченные ресурсы, в том числе и между этническими общностями. Необходимо учитывать, что демократические институты общества могут эффективно функционировать только в условиях соблюдения всеми субъектами социальных отношений единых норм и законов, единых «правил игры». Пока, к сожалению, российское государство не может гарантировать всем своим гражданам равные условия жизнедеятельности и эффективно защищать их интересы как в самой России, так и за ее пределами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.29 (0.007 с.) |