Методические указания к проведению практического занятия №8 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к проведению практического занятия №8



Тема: Социальные нормы

Цель работы: 

1.

 

Порядок выполнения работы

Задания:

Задание № 1

1) В аксиологии, науке о ценностях, утверждается, что честь является ценностью для любой человеческой общности, так как укрепляет эту общность. Подтвердите примерами верность данного утверждения.

2) На вопрос о том, что для вас является высшей ценностью, нередко дают короткий ответ: «Деньги». Есть, конечно, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой ответ аргументируйте

Задание № 2

В наше время, как и в прошлые века, существует немало различных точек

зрения на проблемы социальных ценностей и социальных норм. Выскажите

свою позицию по поводу некоторых мнений.

3) Труд не может быть ценностью, поскольку он является необходимым условием выживания?

4) Все люди разные, и у них разное представление о жизни, поэтому понятие «социальные ценности» — мифическое?

5) Западные ценности неприемлемы на российской почве?

Задание № 3 Какую моральную проблему выражают формулой: «Знаю, как надо, а поступаю, как хочу»?

Задание № 4. «Золотое правило» морали гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Можно ли это правило считать

моральной нормой? Или же это высшая моральная ценность?

Задание №5. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой ниже проблемы. В ответе следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

«Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся» (Альберт Швейцер).

Задание № 6

В понимании одних людей человек — это безусловная ценность, в понимании других — ничтожество. Сопоставьте три точки зрения на человека. С какой из приведенных точек зрения вы согласны? Дайте аргументированный ответ.

1. «Поистине человек — это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять его в себя и не стать нечистым» (Ф. Ницше).

2. «Все прекрасное на земле — от солнца, и все хорошее —от человека» (М. М. Пришвин).

3. Мы источник веселья — и скорби рудник,

Мы вместилище скверны — и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир — многолик.

Он ничтожен — и он же безмерно велик!

(Омар Хайям)

Задание № 7

Сопоставьте социальные нормы. Опираясь на свой жизненный опыт, известные вам сведения из курса обществознания и данные составленной вами таблицы, сделайте аргументированный вывод о том, какие социальные нормы являются наиболее сильным общественным регулятором.

Социальные нормы Различия Общее  
Религиозные нормы      
Нормы морали      
Правовые нормы      

Задание № 8

В одном из сел небольшого государства М. сложилась крайне напряженная ситуация, грозящая превратиться в настоящее столкновение. Причиной напряженности стала свадьба двух молодых людей, сыгранная родителями жениха, несмотря на несогласие родителей невесты. Часть жителей села поддержала одну сторону, а часть — другую. После сыгранной свадьбы противостоящие стороны стали вредить друг другу. Назовите коренную причину, приведшую к напряженности в селе. А) Назовите ценности, которые могут стать основой для урегулирования отношений между жителями села. Б) Представьте, что вы третейский судья и к вам обратились жители села с просьбой стать посредником в примирении. Сформулируйте три тезиса, которые, с вашей точки зрения, помогут преодолеть разногласия.

Методические указания к проведению практического занятия №9

Тема: Отклоняющееся (девиантное) поведение

Цель работы: 

1. Проанализировать информационный материал об основных формах и проявлениях девиантного поведения.

2. Продолжить формирование навыков анализа текста.

Порядок выполнения работы

Задания:

1. Прочитайте текст, ответьте на вопросы:

1.Дайте определение понятий «социальное поведение», «девиантное поведение», «делинквентное поведение»;

2. Перечислите составляющие девиантного поведения;

3. Охарактеризуйте виды девиантного поведения;

4. Перечислите основные концепции причин возникновения девиантного поведения. Какую из приведенных концепций вы считаете наиболее верной (ответ аргументируйте);

5. Перечислите причины девиантного поведения.

Социальное поведение личности - это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда оно включено в общение с другими людьми.

Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. На него оказывают влияние отношение человека к себе, к окружающим, к обществу, предрасположенность и готовность к активной деятельности. Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам, называется девиантным (отклоняющимся) поведением. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Первый проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, а второй - в стремлении ее совершенствовать. Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить все его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы (правила), которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.

Выделяется пять типов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Из них только конформизм не является девиацией. Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения.

Конформизм (подчинение) означает приятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация (нововведение) выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Ритуализм (от слова «ритуал») выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Ретритизм (уход) проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Мятеж выражается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценностей, целей и средств и попытке заменить их на новые, установить новый социальный порядок.

Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Биологический подход указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступков, психологический объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии, социологический - учитывает влияние социальных и культурных факторов.

Рассмотрим некоторые из причин, способствующих нарушению социальных норм.

Нормы противоречат культурным или религиозным традициям тех или иных социальных групп. Так, в России многоженство запрещено, но в соответствии с культурными и религиозными традициями некоторых этнических групп оно считается легитимным.

Нормы противоречат (не в полной мере соответствуют) личностным убеждениям и ценностным ориентациям индивида (группы). Например, человек становится изгоем, уходит в монастырь, становится членом криминальной группы, так как в обыденной жизни он не находит реального смысла своему существованию. Так, известный путешественник Ф. Конюхов в одном из своих интервью на вопрос, почему он, еще не закончив очередное путешествие, уже планирует следующее, ответил, что в обычных условиях его жизнь теряет всякий смысл.

Противоречивый характер существующей нормативно-правовой системы, когда исполнение одних норм неизбежно приводит к нарушению других. Такая ситуация во многом была характерна для российской правовой системы в 90-е гг. XX в., когда страна по сути жила в правовом вакууме, потому что прежние правовые нормы уже не действовали, а новые еще не действовали.

Неопределенность поведенческих ожиданий, когда правила не совсем ясны. Например, правила дорожного движения предписывают переходить дорогу только в установленных для этого местах, но на больших перегонах такие «места» отсутствуют. Таким образом, возникает ситуация неопределенности, разногласия относительно правомерности принятия тех или иных норм (правовых актов). Например, в 1985 г. в СССР был принят закон, ограничивавший производство, продажу и потребление алкогольных напитков, который буквально «расколол» общество на сторонников и противников этого закона.

Вынужденная девиация. Сложившиеся в обществе ограниченные социальные возможности вынуждают целые социальные слои нарушать существующие нормы из-за того, что в правовых рамках они не способны удовлетворять свои потребности в пище, жилье и т. д. Например, некоторые лица, не имеющие легальных доходов, с риском для жизни срезают высоковольтные провода и сдают их в пункты приема вторсырья для того, чтобы иметь хоть какие-то средства для удовлетворения своих потребностей; человек продает свою почку для того, чтобы улучшить материальное положение своей семьи; голодный ребенок отнимает булочку у соседского мальчишки.

Девиация как способ достижения своих личных или групповых интересов. Индивид (группа) идет на нарушение существующих норм для того, чтобы завладеть определенною рода ресурсами.

Девиация как способ изменении существующих социальных норм. Например, революции совершаются для того, чтобы коренным образом изменить сложившиеся социальные нормы и отношения. Правящими элитами революционные выступления оцениваются, как правило, как девиантное поведение, а радикально настроенными гражданами - как закономерный процесс, направленный на смену устаревших социальных норм.

Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознанными. Все серьезные нарушения, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Алкоголизм, наркомания, мошенничество, хищения – примеры делинквентного поведения.

Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка, который представляет систему, включающую взаимоотношения индивидов, правила поведения, способствующие выполнению различных видов деятельности.

 

2. Приведите конкретные примеры различных видов девиантного поведения.

 3. Охарактеризуйте роль девиантного поведения в развитии общества.

4. Сформулируйте свое отношение к высказыванию английского историка Г. Т. Бакла (1821–1862 г.г.): «Общество готовит преступление, преступник совершает его». Ответ аргументируйте.

 5. Раскройте смысл высказывания английского историка Г. Т. Бакла (1821—1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его». Разделяете ли вы такую точку зрения? Разъясните свою позицию на каком-либо примере, взятом из газет.

 6.Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина (1639—1699): «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Аргументируйте свой ответ.

 7. Вдумайтесь в следующие цифры.

За период с 1989 по 1994 г. в России наблюдался значительный рост преступности подростков. Количество преступлений выросло на 41,1%, а количество подростков, совершивших преступления, — на 35,5% (со 150 тыс. до 203,3 тыс.). Каковы причины этого явления? В чем его социальная опасность? Что, с вашей точки зрения, нужно делать, чтобы подростковая преступность пошла на убыль?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.014 с.)