Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема выявления и описания отношений в принятии УРСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как отмечено в 1.1, в данной работе процесс принятия УР рассматривается в узком смысле, т.е. как совокупность операций выработки альтернатив, их оценки и выбора лучшей. Из этих трех операций мы особо выделим именно выбор, и причин для этого несколько. Во-первых, именно в этой операции и состоит суть принятия решения, ибо принять решение – значит либо выбрать одну альтернатив, либо упорядочить альтернативы по некоторому признаку, т.е. выбрать на множестве альтернатив некоторый порядок, либо разбить альтернативы на некоторые группы (кластеры), т.е., опять таки, выбрать некоторый вариант кластеризации. Во-вторых, именно выбор является той операцией, которую может и должен осуществить только менеджер. Операции выработки (генерирования) альтернатив и их оценки могут и должны выполнять специалисты и советники (инженеры, технологи, экономисты, финансисты, маркетологи, логистики и т.д., даже секретарши). Они представят лицу, принимающему решение свои варианты действий и их оценки, но окончательный выбор, принятие УР – дело исключительно менеджера. В-третьих, процедура выбора в значительной степени влияет на то, какую информацию, каким образом, с использованием какого инструментария следует получить в ходе предыдущих операций. И, наконец, выбор – наименее формализованная операция в процессе принятия УР. Для осуществления выбора у ЛПР должно существовать на ИМА отношение между любой парой составляющих это множество вариантов. Формирование и выявление этих отношений представляет собой основную проблематику науки и искусства принятия решений. Очевидно, что не составит труда сформировать отношения на множестве, например, однотипных изделий некоторого числа фирм, по такому показателю, как стоимость. Однако, если нас интересуют отношения на том же множестве изделий, но по двум показателям – стоимости и надежности, то их формирование и выявление уже не представляет собой такую простую задачу. И дело не только в трудности получения информации для оценки надежности. Трудность состоит в том, что при выявлении и описании отношения между некоторыми объектами по двум и более признакам (показателям, свойствам, параметрам, критериям и т.п.) возникает необходимость учета отношений и между этими признаками, т.е. выявления отношений внутри отношений. Эта фундаментальная трудность связана с проблемой отношений векторов. Пусть имеется множество альтернатив A = (a 1, a 2, …, aj, …, am), и каждая альтернатива aj Î A описывается множеством показателей X = (x 1, x 2, …, xi, …, xn). Каждая j -аяальтернатива представляется вектором aj =(x 1 j, x 2 j, …, xij, …, xnj) в n -мерном пространстве показателей, и для выбора из множества альтернатив некоторой лучшей на множестве векторов надо ввести отношение порядка. Но в математике для векторов, в общем случае, нет понятия «больше – меньше», а, следовательно, и «лучше – хуже». Поэтому в каждом случае принятия решения, т.е. выбора, необходимо определить, каким образом его осуществить. Выбор осуществляется ЛПР, который руководствуется при этом личными представлениями об отношениях между рассматриваемыми вариантами (альтернативами). У разных ЛПР в одной и той же ситуации и при одном и том же наборе вариантов представления об отношениях на этом наборе могут различаться. Следовательно, и выбор может быть различным. При этом у каждого ЛПР имеются вполне рациональные обоснования сделанного выбора. Даже при одинаковом выборе у разных ЛПР могут быть разные обоснования. Таким образом, по известному выбору данного ЛПР в конкретной ситуации трудно сделать определенные выводы о причинах этого выбора, т.е. восстановить логику выбора. Не всякий выбор в конкретной ситуации может быть признан логически обоснованным при известных выборах в других выражениях. Естественно возникает вопрос о возможности описания, формализации взаимной зависимости выборов, осуществляемых ЛПР во взаимосвязанных ситуациях, о рациональности, предсказуемости выбора. ЛПР осуществляет выбор на основе имеющейся у него системы отношений на множестве вариантов выбираемых действий, объектов и т.п. Поэтому в основе процедуры выбора лежит понятие отношение, понимаемое как результат сравнения вариантов по степени выраженности в них совокупности некоторых свойств, т.е. значений показателей. Определение отношений между вариантами возможно лишь в том случае, когда у ЛПР есть относительная оценка степени выраженности в каждом из этих вариантов некоторого свойства или совокупности свойств, которое и определяет отношение. Эту оценку часто обозначают термином полезность. Значение полезности, или функции полезности на определенном наборе товаров выражает полезность или ценность этого товара для потребителя. В теории принятия решений наличие упорядочения среди альтернатив связывается с существованием на множестве альтернатив A некоторой функции полезности u,такой, что ai p ak Û u (ai) < u (ak), ai ~ ak Û u (ai) = u (ak) для всех A. При этом эффект выбора зависит только от сравнения выбранных вариантов со всеми остальными вариантами, из которых выбор в принципе можно было бы сделать и, может быть, от некоторых факторов, внешних по отношению к сравниваемым вариантам, таким, например, как затраты на проведение анализа вариантов. Естественно, эффект выбора тем выше, чем лучше выбранные варианты. Таким образом, за основу берется сравнение вариантов. И даже если сравнение производится путем измерения или числовой оценки, то эта оценка отдельно взятого варианта, безотносительно к оценкам других, никакой роли не играет. Про тот или иной вариант нельзя сказать, плох он или хорош, но можно сравнить его с другими вариантами, т.е. оценка каждого варианта является только сравнительной, выражает отношение вариантов. Выбор между возможными вариантами действий, объектами, альтернативами происходит на базе сформировавшихся у ЛПР по тем или иным причинам отношениях к этим альтернативах. Различное отношение ЛПР к имеющимся альтернативам порождает и наличие системы отношений между альтернативами. Таким образом, система отношений ЛПР к альтернативам и между альтернативами является основой для принятия управленческого решения В современной теории принятия решений, как в любой нормальной развивающейся теории, существует несколько направлений. Прежде всего, надо отметить прескриптивное и дискрептивное направления. Прескриптивное (от английского prescription – предписывание, рецепт) направление определяет некоторые правила (рецепты), которыми должно руководствоваться ЛПР для принятия рациональных решений. В основе этого направления лежит представление о рациональных решениях и, следовательно, о рациональных отношениях на множестве альтернатив. Дискрептивное (от английского description – описание) направление изучает принципы, практику, методы, приемы, которыми пользуются различные люди, принимая решения. Поскольку люди далеко не всегда ведут себя при принятии решений, в том числе управленческих, рационально, то в сферу интересов этого направления попадают и методы выявления и представления любых видов отношений, в том числе и не рациональных. Отметим еще раз, что в настоящее время в теории принятия решений очень интенсивно развивается направление, которое отрицает исключительную рациональность ЛПР при осуществлении выбора. Кстати, существует представление, что для российского бизнеса характерным является доминирование эмоционального над рациональным. Означает ли это, что нерациональное ЛПР делает выбор на какой-то другой основе, не на отношениях? Конечно, нет, в основе выбора остаются отношения, но строятся они по-другому, и в используемой в этом случае системе отношений нарушаются некоторые условия, характерные для рациональности. Конечно, говоря о рациональности, надо заметить, что часто одни люди считают здравомыслящими, т.е. рациональными, лишь тех людей, которые во всем с ними согласны. Поскольку в основе выбора лежит анализ отношений, рассмотрим некоторые вопросы представления отношений и их свойства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.211 (0.007 с.) |