Ранние годы Маркса и Энгельса, прежде чем они стали марксистами



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранние годы Маркса и Энгельса, прежде чем они стали марксистами



Конечно, никто не может родиться марксистом — даже сам Маркс. Нужно пройти процесс, в котором идеи и взгляды развиваются, формулируются и обретают основные очертания, которые можно назвать идеологией. Естественно, Маркс и Энгельс должны были пройти такой процесс, прежде чем прийти к открытию и самим уяснить основные истины, которые мы сегодня знаем как марксизм. Этот идейный процесс был естественным образом в огромной степени определён конкретным опытом, который они оба прошли. Поэтому для более глубокого понимания давайте бросим краткий взгляд на ранние годы этих двух великих учи́телей.

Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в Трире, который тогда относился к Рейнской Пруссии, а сегодня в Германии. Его отец, Генрих Маркс, был одним из ведущих юристов в городе. Семья была благополучная и культурная, но не революционная. Родители Маркса происходили из долгой династии иудейских священников. Поэтому, хотя экономически у них было всё в порядке, они сталкивались с социальной дискриминацией в антисемитской атмосфере Пруссии. В 1816 г. отец Маркса был вынужден перейти в христианство, поскольку прусское правительство выпустило тогда постановление, запрещавшее иудеям юридическую практику. А в 1824 г. был принят ещё один прусский закон, препятствовавший приёму нехристиан в общественные школы. Из-за этого Генрих Маркс был вынужден крестить своего сына Карла, как и всех его братьев и сестёр. Так, не будучи приверженцем никакой церковной организации, отец Маркса был вынужден принять новую веру, чтобы заниматься своей профессией и дать детям хорошее образование.

Родина Маркса, Трир,— старейший город в Германии, который много веков был резиденцией римских императоров, а затем — католических епископов (город и окрестности находились под церковным управлением). В августе 1794 г. французы захватили город, установили гражданскую администрацию, принеся идеи и учреждения французской революции. Город вернулся в руки прусского короля после поражения Наполеона в 1815 г. Так что во времена детства и юности Маркса он ещё сохранял решающий отпечаток двадцати одного года французских революционных идей.

Трир — маленький город, вроде наших райцентров 1, с населением тогда около 12 тыс. В первую очередь это был рынок, обслуживающий окрестности, на протяжении столетий славящиеся виноградарством. Занятия его населения были типичны для «обслуживающего» города — чиновники, священники, мелкие купцы, ремесленники и т. д. Он остался незатронутым промышленной революцией и, таким образом, сравнительно отсталым в экономическом отношении. В юности Маркса город страдал от бедности в высокой степени. Официальная статистика в 1830 г. показала, что безработным был каждый четвёртый, хотя на самом деле уровень безработицы был много выше. Обычны были попрошайки и проститутки на улицах, а мелкая преступность вроде карманных краж была чрезвычайно распространена. Так что Маркс с са́мой юности был свидетелем нищеты бедных трудящихся классов.

С 1831 по 1835 г. Маркс учился в Гимназии Фридриха-Вильгельма. Через три недели после её окончания он был послан для дальнейшего обучения на юридический факультет университета в сорока милях от Трира, в Бонне (важный центр, нынешняя столица Германии). Маркс, мечтавший изучить возможно больше, немедленно записался на девять курсов, помимо права, включавшие поэзию, литературу, искусство и т. д. Поначалу он регулярно посещал лекции, но постепенно утратил к ним интерес, в частности, к лекциям по праву, которые нашёл сухими и негодными. Тогда он сократил число курсов до шести, а затем и до четырёх.

Маркс решил учиться самостоятельно и вскоре втянулся в бурную студенческую жизнь. Увлекаясь поэзией, он присоединился к «Союзу поэтов», кружку молодых авторов, основанному революционными студентами. В постоянной борьбе между сыновьями феодальной знати и буржуазии он вскоре стал лидером буржуазной группы. Он часто участвовал в драках, а иногда и в дуэлях, в одной из которых был ранен в правую бровь; носил стилет, за который однажды был арестован и на него было заведено дело. Как-то он был приговорён к однодневному заключению в университетской тюрьме для студентов по обвинению в «ночном дебоше и пьянстве». В итоге, отец забрал его из Боннского университета обратно в Трир в августе 1836 г.

Пребывая в Трире он втайне заключил помолвку с Женни фон Вестфален, дочерью барона фон Вестфален, вельможи и прусского правительственного чиновника, которая была четырьмя годами старше его. Женни и Карл дружили с детства и решили пожениться, когда он ещё ходил в школу. Теперь они заключили помолвку с согласия родителей Карла, но без согласия родителей Женни, которое было получено только в 1837 г.

В октябре 1836 г. Маркс едет в Берлинский университет, в столицу Пруссии. Этот университет, известный как главный учебный центр, был гораздо больше Боннского. Едва записавшись на университетские курсы, Маркс нырнул в гущу работы. Ночь за ночью он корпел, нерегулярно питаясь, много куря, штудируя толстые тома и заполняя тетради. Вместо формальных классных занятий Маркс учился сам. Интенсивно работая, он переходил от права к философии, поэзии, искусству, к литературному мастерству, а затем опять к философии и поэзии. Перенапряжение сказалось на здоровье, в частности, лёгкие поразил туберкулёз, так что он иногда был вынужден брать паузу. Но он всегда возвращался к своим привычкам чрезмерной работы, глотая книги от античных авторов до новейших трудов учёных и философов. Он питал склонность к философии, всегда ищущей универсального смысла, абсолюта в принципах, определениях и концепциях.

На втором году в этом университете Маркс присоединился к группе студентов и преподавателей философии, называвшейся младогегельянцами. Они были последователями знаменитого немецкого философа Фридриха Гегеля, преподававшего в Берлинском университете и скончавшегося в 1830 г. Они пытались дать гегелевской философии радикальное истолкование, за что их иногда называли левыми гегельянцами. Одним из друзей Маркса в этой группе, её интеллектуальным лидером, был профессор Бруно Бауэр, воинствующий атеист, постоянно нападавший на церковные учения. Эти нападки, вкупе с радикальными политическими взглядами младогегельянцев, сделали его мишенью прусских властей. Так что когда Маркс завершил свою диссертацию, он не смог защититься в Берлинском университете, в котором господствовали реакционные назначенцы прусского правительства. Завершив свои исследования в Берлине, он получил степень в апреле 1841 г. в склонном к либерализму Йеннском университете, находившемся вне прусского контроля.

После этого он надеялся стать лектором в Боннском университете, куда в 1839 г. перешёл Бруно Бауэр. Но у самого Бауэра были проблемы из-за вызванных его антирелигиозными лекциями студенческих волнений. В конце концов, сам кайзер распорядился удалить Бауэра из Боннского университета. Это означало конец преподавательской карьеры Бауэра, как и каким-либо надеждам на место преподавателя для Маркса.

Маркс стал сосредотачиваться на журналистике, которой он занялся сразу же после окончания университета. Это также помогло ему плотнее участвовать в быстро растущем радикально-демократическом движении, появившемся тогда в его Рейнской и соседней Вестфальской областях. Эти области, испытавшие либеральное влияние французских антифеодальных реформ, были главными центрами оппозиции в прусском королевстве. Индустриализация также привела к росту буржуазии, особенно в Кёльне, богатейшем городе Рейнской области. Это означало мощную поддержку этого радикального оппозиционного движения со стороны промышленников, которые были сыты по горло чрезмерным контролем феодалов.

Маркс стал сначала автором, а в октябре 1842 г. и главным редактором «Райниш цайтунг», ежедневной газеты, поддерживаемой такими промышленниками. В руках Маркса газета скоро стала бойцом за радикально-демократические права. Это, однако, вовлекло Маркса в непрерывный конфликт со склонными к репрессиям прусскими цензорами. Наконец, когда газета выступила с критикой русского деспотизма, сам царь понудил прусского кайзера к действиям. Газета была запрещена и вынуждена была закрыться в марте 1843 г. Маркс включился в план выпуска нового журнала «Дойч-францёзиш ярбюхер».

В этот период, с 1841 по 1843 г., Маркс был глубоко вовлечён в бурную политическую жизнь. Однако он был в сущности радикальным демократом, и не придерживался коммунистических взглядов в то время. В философской области главное преобразование, которое он испытал в этот период, произошло в 1841 г. после прочтения «Сущности христианства» Людвига Фейербаха, представившей критику религии с позиций материализма. Эта книга сыграла главную роль в идейном переходе Маркса от идеализма младогегельянцев к материализму. Другой философский труд 1841 г. («Европейское троевластие»), повлиявший на Маркса, был попыткой его друга, Мозеса Хесса, разработать коммунистическую философию, скрестив идеи французского социализма и левых гегельянцев.

Но в то время Марксу ещё не хватало представления об идеях социалистов и коммунистов. Первый контакт состоялся в 1842 г., когда он с интересом прочитал труды множества ведущих французских социалистических теоретиков. Это чтение, однако, не обратило его в коммунизм или социализм. Эта перемена произошла скорее через его контакт с коммунистическими группами рабочих и изучение политической экономии, что произошло главным образом после переезда в Париж в конце 1843 г.

Через семь лет после помолвки, в июне 1843 г. Карл и Женни поженились. Во время краткого медового месяца в Швейцарии Маркс написал брошюру, в которой представил свою первоначальную критику Гегеля. После этого, чтобы уклониться от прусской цензуры, он принялся готовиться к переезду в Париж, откуда планировалось распространять ранее упомянутый журнал «Дойч-францёзиш ярбюхер». Но хотя журнал планировался как ежемесячный, он потерпел крах после всего лишь одного номера, вышедшего в феврале 1844 г.

Проживание Маркса в Париже было, однако, отмечено значительными событиями. Величайшую важность имел прямой контакт с различными социалистическими и коммунистическими группами, очагом деятельности которых был Париж. Помимо знакомств с множеством теоретиков и революционеров Марксу весьма пригодился регулярный контакт с множеством рабочих активистов. В то же время Маркс начал изучать политическую экономию, прочитав большинство работ известных английских экономистов. Революционные контакты и дальнейшие исследования оказали своё воздействие, что отразилось на сочинениях Маркса.

Единственный номер «Дойч-францёзиш ярбюхер» имел решающее значение, поскольку содержал первое марксовское обобщение материалистического понимания истории, содержавшееся в статье с критикой гегелевской философии. Именно в этой статье Маркс дал важнейшую формулировку насчёт исторической роли пролетариата, а также известную фразу, что религия есть опиум народа 2. Тот же выпуск содержал статью Энгельса по политической экономии, также давшую материалистическое представление о развитии современного капитализма 3.

Интерес Маркса к сочинениям Энгельса привёл к их оказавшейся исторической встрече в Париже между 28 августа и 6 сентября 1844 г. Знакомство помогло этим двум великим мыслителям прояснить свои идеи и заложить фундамент марксизма. Хотя ранее они независимо пришли к сходным выводам, эта встреча помогла им достичь полного теоретического согласия. При этом они пришли к более ясному пониманию материалистическому пониманию истории, углового камня марксистской теории.

Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в Бармене, текстильном центре, в Рейнской провинции Пруссии. Его отец был состоятельным владельцем хлопчатобумажной фабрики, ревностным протестантом с реакционными политическими взглядами.

Бармен, как и Марксов Трир, относился к той части Пруссии, которая двадцать лет была под французским завоеванием, и поэтому также испытал прогрессивное воздействие. Но его главной особенностью было то, что он был одним из крупнейших рейнских промышленных центров. Поэтому Энгельс с самого раннего возраста видел жестокую бедность и эксплуатацию рабочего класса. Чтобы выжить в конкуренции с фабриками, ремесленники были вынуждены трудиться с утра до ночи. Часто они пытались утопить свои печали в алкоголе. Угрожающие масштабы принимали детский труд и профессиональные лёгочные заболевания.

Энгельс посещал городскую школу до 14-ти лет, а затем был послан в гимназию в соседнем Эльберфельде (сегодня эти города слились 4). Эта гимназия считалась одной из лучших в Пруссии. Фридрих был успевающим учащимся и рано проявил способность к языкам. Также он вступил в поэтический кружок, писал стихи и рассказы. Он собирался изучать экономику и право, но его отец был более заинтересован обучить старшего сына семейному делу. В 17 лет он внезапно забрал Фридриха из школы и назначил его своим помощником.

Хотя формальная учёба Энгельса на этом закончилась, он продолжил, в свободное время, изучать историю, философию, литературу и языкознание, а также писать стихи, к чему испытывал склонность. В следующем году, в июле 1838 г., Энгельса отправили работать клерком на крупном торговом предприятии в Бремене, значительном портовом центре. Благодаря атмосфере большого города Энгельс познакомился с иностранной литературой и прессой. В свободное время он начал читать художественные и политические произведения. Он продолжал учить несколько языков и, помимо немецкого, приобрёл некоторые познания в латыни, греческом, итальянском, испанском, португальском, французском, английском, голландском и др. Эту способность к изучению языков Энгельс сохранял всю жизнь, освоив более двадцати языков, включая фарси и арабский 5. Также в Бремене Энгельс стал хорошим наездником, пловцом, фехтовальщиком и конькобежцем.

Ещё в школьные годы Энгельс стал бунтовщиком против бюрократии, теперь же его привлекали радикально-демократические идеи буржуазно-демократической революции, формировавшиеся в Германии. Вначале он примкнул к литературной группе «Молодая Германия», имевшей радикальные политические воззрения. Вскоре он начал писать для журнала, распространявшегося этой группой из портового города Гамбурга, недалеко от Бремена. Он написал две статьи о ситуации в своём родном районе, разоблачив жестокую эксплуатацию рабочих в Бармене и Эльфберфельде, преследующие их болезни и тот факт, что половина детей в городе была оторвана от школы и принуждена трудиться на фабриках. В особенности он нападал на пустую религиозность промышленников-эксплуататоров (к которым относился и его отец).

К концу 1839 г. он начал изучать Гегеля, чью философию он пытался связать со своими радикально-демократическими убеждениями. Однако он продвинулся в этом только закончив свою работу в Бремене в 1841 г. и несколько месяцев спустя переехав в Берлин для прохождения годичной обязательной военной службы.

Находясь на военной службе, он экстерном поступил в Берлинский университет и прошёл курс философии. Затем он тесно сошёлся с младогегельянцами, среди которых был Маркс. Подобно Марксу, он испытал значительное влияние материалистических взглядов, изложенных Фейербахом в вышедшей в том году книге 6. Теперь сочинения Энгельса стали включать некоторые материалистические аспекты. Главным, что он всегда подчёркивал, было политическое действие. Это и привело его в 1842 г. к отколу от группы младогегельянцев, которую он ощутил как ограниченную пустыми литературными дебатами. Однако он сохранял с ними прочную связь, особенно с Бруно Бауэром и его братом.

Именно его близость с Бауэрами помешала дружбе с Марксом, когда они впервые встретились в ноябре 1842 г. Энгельс в то время завершил свою военную службу и направлялся из родного города работать на отцовском предприятии в английском Манчестере. По пути он посетил Маркса в кёльнской редакции, которую тот тогда возглавлял. Но Маркс к тому времени начал критиковать младогегельянцев, и особенно Бауэров, за чрезмерное сосредоточение пропаганды на религии вместо политики. Так что Маркс и Энгельс, имея различные политические связи, не смогли сойтись в эту, первую встречу.

Коммунистом Энгельса сделал его опыт в Англии. Он установил теснейшие связи с рабочими Манчестера, а также лидерами революционного рабочего чартистского движения. Манчестер был главным центром мировой текстильной индустрии, и вскоре Энгельс предпринял глубокое изучение условий труда и жизни рабочих. Он регулярно посещал рабочие районы, непосредственно собирая сведения. Попутно выросла любовь между ним и Мери Бернз, молодой ирландской рабочей, ставшей в дальнейшем его товарищем и женой. Собирая материалы для своей будущей книги об условиях рабочего класса в Англии, Энгельс пришёл к пониманию революционного потенциала пролетариата. Его регулярное участие в движении убедило его, что рабочий класс не просто страдающий, но борющийся класс, революционные действия которого построят будущее.

Занимаясь рабочим классом, Энгельс также предпринял глубокое изучение различных социалистических и коммунистических теорий и встретился со многими французскими и немецкими активистами и публицистами, сформулировавшими их. Не приняв ни одну из этих теорий, он проанализировал их положительные и отрицательные стороны. В то же время он начал глубокое изучение буржуазной политической экономии. Это понадобилось для анализа общественных экономических отношений, которые он всё больше ощущал как основу всех общественных перемен. Первоначальные результаты этого исследования он заложил в статью, которую Маркс опубликовал в своём журнале, выходящем в Париже. Как упоминалось выше, это привело к переписке Маркса и Энгельса и их исторической встрече в 1844 г.

Энгельс тогда возвращался из Манчестера в родной Бармен, и остановился в Париже, где пребывал Маркс. Их обсуждения помогли Марксу лучше сформулировать материалистическое понимание истории, которое они оба стали разделять. На этой встрече они также начали работу над своей первой совместной книгой, направленной против Бруно Бауэра и младогегельянцев, к которым они оба прежде принадлежали.

Энгельс провёл следующие восемь месяцев, энергично занимаясь коммунистической пропагандой и организационной работой в Германии. В этот период он был всё время на ножах с отцом, возражавшим против коммунистической деятельности и пытавшимся приставить его к работе на своей фабрике. Проведя в отцовской конторе всего две недели, Энгельс решительно отверг такие замыслы и уехал из Бармена к Марксу. Маркс к тому времени вновь попал под пресс феодальных властей. Прусский король оказал давление на своего французского коллегу, и тот выслал Маркса из Парижа. Маркс был вынужден отправиться в Брюссель с женой и восьмимесячным ребёнком. Сюда и прибыл Энгельс, поселившийся по соседству с Марксом.

Между тем, Маркс проделал глубокую работу и разработал основные черты того нового мировоззрения, которое они обсудили при предыдущей встрече. В Брюсселе Маркс и Энгельс усилили совместную работу. Она состояла, по словам Энгельса, в развитии этого нового воззрения во всех возможных направлениях. Результатом была историческая книга, «Немецкая идеология», которая, однако, была опубликована почти через сто лет. Главное значение этой книги в то время было для двух великих мыслителей прояснить для себя своё прежнее понимание и заложить основы нового мировоззрения, ставшего позже известным как марксизм. Маркс и Энгельс стали марксистами!

Три источника марксизма

Из этого обзора юности Маркса и Энгельса ясно, что оба они были весьма необычайными и блистательными личностями. Но совершенно понятно также, что марксизм не был неким изобретением, которое внезапно возникло в мыслях этих великолепных мозгов. Общественно-экономические перемены того времени составили основу возникновения подлинно пролетарской идеологии, а действительные содержание и форма этой идеологии были продуктом той борьбы, что велась в наиболее важных областях мышления. Маркс и Энгельс, будучи глубокими мыслителями, широко и глубоко владели новейшими достижениями мысли передовых стран того периода. Поэтому они могли встать на плечи великих предшественников, усвоить всё хорошее и откинуть всё ошибочное у них. И таким-то образом они и выстроили структуру и содержание марксизма.

Давайте посмотрим, каковы были главные области мысли, на которых они основывали свои идеи. Так мы можем уяснить основные источники марксизма.

1. Первым источником марксистской мысли была немецкая классическая философия. Всякая идеология должна иметь основания в какой-то философии и Маркс с Энгельсом, как мы видели, имели прочную основу в немецкой классической философии.

Немецкая философия в период 1760—1830 годов превратилась в наиболее влиятельную школу европейской философии. Она имела свою базу в немецком среднем классе, весьма продвинутом интеллектуально, но не развившем ни политической силы для совершения революции, ни экономических ресурсов для промышленной революции. Вероятно, это склоняло его к сложным мыслительным схемам.

Но этот класс, включая множество служащих, имел много противоречивых особенностей. Иногда он склонялся на сторону промышленной буржуазии и пролетариата, а иногда — феодальных классов. Это отразилось и на немецкой философии, имевшей как прогрессивную, так и реакционную стороны. В частности, это было видно в гегелевской философии, на которой главным образом основывались Маркс и Энгельс. Поэтому, закладывая фундамент марксистской философии, они отвергли все реакционные моменты, укреплявшие существующее феодальное общество, и развили прогрессивные и революционные элементы.

2. Английская политическая экономия была вторым важным источником марксизма. Естественно, что изучение экономики и её законов должно было достичь вершины именно в Англии, в центре промышленной революции. Это было новое поле для исследований, начавшихся в основном с развитием современного капитализма, имевших своей базой современную промышленную буржуазию и сыгравших роль в оправдании и прославлении капитализма, а также обеспечивших интеллектуальные аргументы для поднимающейся буржуазии в её борьбе против феодалов.

В Англии этот период начался с публикации в 1776 г. всемирно известного «Исследования о природе и причинах богатства народов» Адама Смита. Он фундаментально обосновал, что если бы капитализм получил полнейшую свободу роста, это привело бы к величайшему прогрессу человечества. Этим он обеспечил аргумент для сокращения всяческого контроля над капиталистическим классом со стороны феодалов. Другим знаменитым классиком был экономист Дейвид Рикардо, сыгравший решающую роль в борьбе буржуазии против землевладельцев. Это он указал, что по мере развития капитализма средняя норма прибыли капиталистов падает. Его весьма значительное исследование было развитием трудовой теории стоимости, согласно которой все экономические стоимости создаются трудом. Затем другие экономисты проанализировали причины экономических кризисов при капитализме.

Английская политическая экономия в основе своей служила интересам промышленной буржуазии, поэтому играла революционную роль против феодальных классов. Но эти экономисты крайне редко доводили свой анализ до той точки, где он начинал угрожать классовым интересам буржуазии. Так, например, Рикардо, хотя и развивал трудовую теорию стоимости, не разоблачил эксплуатацию труда классом капиталистов. Это сделал Маркс. Он вывел работу английских экономистов за рамки, заданные классом капиталистов, и сделал из неё необходимые революционные выводы. Так Маркс разработал принципы марксистской политической экономии.

3. Третьим источником марксизма были различные социалистические теории, главным образом французские. Эти теории представляли надежды и устремления нового класса пролетариата. Они были отражением капиталистической эксплуатации и угнетения рабочего класса, и протестом против них. Франция в то время была главным центром революционных организаций и революционных теорий, вдохновлявших всю Европу, поэтому естественно, что социалистические теории также главным образом происходили оттуда.

Большинство этих теорий имело значительные изъяны, ибо они не основывались на правильном научном анализе общества. И всё же они представляли разрыв с индивидуализмом, эгоизмом и конкуренцией буржуазной революционной теории, а также указывали пролетариату путь вперёд, из капиталистического общества. Маркс изучил эти теории социализма и коммунизма, прежде чем сформулировать марксистские принципы научного социализма. Будучи в Париже, он провёл значительное время с вождями и участниками многих французских революционных и социалистических групп. Маркс взял лучшее в социализме и подвёл под это научную основу доктрины классовой борьбы. Так он разработал принципы марксистского научного социализма.

Так марксизм возник из трёх великих источников идей в тогдашних наиболее передовых странах мира. Три источника марксизма — немецкая философия, английская политическая экономия и французские социалистические теории — соответствовали трём главным составным частям новой идеологии — марксистской философии диалектического материализма, марксистской политической экономии и марксистской теории научного социализма. Далее мы попытаемся понять суть каждой из этих частей.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.011 с.)