Социально-экономические условия, которые привели к рождению марксизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономические условия, которые привели к рождению марксизма



Введение

Большинство из нас, революционных активистов, люди «практические». Мы думаем так: «К чему беспокоиться об идеологии, теории и всяком таком… Это дело специалистов и „интеллектуалов“… Самое важное — это работу вести». Низовые активисты полагают достаточным, что ЦК и другие комитеты высшего уровня проведут исследование и обеспечат руководство; а зачастую и многие в комитетах считают, что прочая работа слишком настоятельна, чтобы «оставлять» много времени на теорию.

С другой стороны, кое-кто думает, что необходимо знать все труды Великих Учителей, чтобы работать «правильно». Они тратят огромное время, пытаясь прочитать всё, и имеют склонность принимать всё прочитанное как догму.

В нашем деле нужно избежать обеих крайностей. Все товарищи должны уделять достаточное время и внимание учёбе, чтобы понимать сущность нашей идеологии — марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи. Необходимо не знать наизусть множество книг, а глубоко понимать существенные и основные аспекты нашей руководящей идеологии. Тогда, применяя её в повседневной работе, мы можем замечательно улучшить свою практику, как на индивидуальном уровне, так и у партии в целом. Весьма часто мы постигаем и анализируем окружающий мир, опираясь только на свой ограниченный опыт и потому приходя к ошибочным заключениям. Правильное понимание МЛМ-идей может помочь преодолеть такие ошибки. Иначе поверхностное понимание может привести к следованию лишь букве партийных решений и непониманию по существу их духа. Таких ошибок также можно избежать, глубже овладев МЛМ-идеями. Изучая МЛМ-идеи, мы учимся на положительном и отрицательном опыте мировой революции; учимся усваивать лучшие образцы, различать хорошее и плохое в своей практике. Мы также учимся распознавать, критиковать и поражать всевозможный оппортунизм. Короче говоря, МЛМ-идеи есть необходимость для формирования нашей практики в свете теории.

Этот «Краткий курс» МЛМ-идей призван представить активистам понимание принципиальных аспектов нашей идеологии. Наша идеология является, прежде всего, «практической» теорией, то есть подлежащей осуществлению и воплощению на практике. Сама эта теория возникла в ходе длительной классовой борьбы. Поэтому важно понимать конкретные материальные условия и социальную практику, в которых Великие Учители пролетариата — Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин и Мао — раскрыли и сформулировали её основные принципы. Поэтому эта книга представляет собой исторический очерк процесса роста и развития МЛМ-идей. Основные концепции по возможности представлены ссылками на породившие их социально-экономические условия, главные политические события и классовые столкновения. Чтобы детально разобраться в каждом конкретном аспекте, нужно более конкретное исследование. Этот же краткий курс призван обеспечить самую основу понимания динамического процесса развития нашей идеологии, описав при каких исторических условиях и обстоятельствах возникли конкретные положения.

Итак, начнём наше исследование.

Что такое МЛМ-идеи?

Партия, руководящая революцией,— это коммунистическая партия, а идеология, направляющая мышление и практику коммунистической партии — это марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи. Это всем нам известно. Но многие из нас не вполне уверены в том, что в точности такое коммунистическая идеология или МЛМ-идеи и каковы различные элементы и аспекты этой идеологии. Довольно многие понимают эти идеи просто как идеи Маркса, Ленина и Мао. Такое понимание неполно, неудовлетворительно и поверхностно. Требуется углубиться в вопрос и понять его внутреннюю сущность. Поэтому давайте для начала попытаемся понять сущность МЛМ-идей.

Когда Маркс и Энгельс ещё только начинали развивать и распространять свою теорию коммунизма, Энгельс в 1847 г. написал брошюру «Принципы коммунизма». В ней он определил, что такое коммунизм, следующим очень простым образом: «Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата». Так Энгельс вкратце объяснил, что сущность коммунистической идеологии — это обеспечить теорию того, что необходимо для достижения окончательного освобождения рабочего класса (пролетариата). Эта свобода будет достигнута установлением коммунистического общества.

Сталин объяснил то же следующим образом: «Марксизм есть наука о законах развития природы и общества, наука о революции угнетённых и эксплуатируемых масс, наука о победе социализма во всех странах, наука о строительстве коммунистического общества». Так Сталин охарактеризовал ширину охвата марксизма. Во-первых, это наука, обеспечивающая ответы на вопросы, касающиеся не только общества, но также и всей природы. То есть марксизм есть всеохватывающая наука. Во-вторых, это наука касательно революции; и это революция не богатых (как прежние буржуазные революции капиталистического класса), но бедных и трудящихся масс. В-третьих, это наука строительства социалистического и коммунистического общества.

Эта наука сегодня называется марксизмом-ленинизмом-маоцзэдунъидеями по имени трёх Учи́телей, сыгравших величайшую роль в её основании и развитии,— Карла Маркса, Владимира Ленина и Мао Цзэдуна. Помимо этих трёх, мы признаём ещё двух великих Учителей, сыгравших огромную роль,— Фридриха Энгельса и Иосифа Сталина. Энгельс был товарищем Маркса, тесно сотрудничавшим с ним в закладывании основ марксизма, а также продвигавший его после смерти Маркса. Сталин защищал и развивал марксизм-ленинизм после смерти Ленина.

Марксизм был первоначально разработан Марксом, с помощью Энгельса, более 150 лет назад. Главные составляющие марксизма таковы: философия диалектического материализма и материалистическое понимание истории, иначе говоря, исторический материализм; марксистская политическая экономия, сформулировавшая законы движения капитализма, его противоречия и учение о прибавочной стоимости, раскрывающее источник эксплуатации; теория научного социализма, основанная на учении о классовой борьбе и очерчивающая тактические принципы классовой борьбы пролетариата.

Ленинизм — это марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Он был первоначально разработан Лениным на повороте века в ходе российской революции, борьбы против оппортунизма Ⅱ Интернационала и развития международного коммунистического движения к Ⅲ Интернационалу. Ленинизм, защищая и развивая марксизм, сделал следующие значительные вклады: открытие закона движения капитализма при империализме и войн империалистических держав как его неизбежного следствия; качественное развитие теории и практики пролетарской революции во время буржуазно-демократической революции, а также социалистической революции; ясное понимание диктатуры пролетариата, а также первоначальных принципов социалистического строительства; обеспечение теории и руководства национальному движению и движениям в колониях, увязывание национально-освободительных движений с мировой социалистической революцией; развитие организационных принципов ленинской партии — партии нового типа. Сталин, защищая и развивая ленинизм, внёс особенный вклад в принципы и законы периода социалистического строительства.

Маоцзэдунъидеи — это развитие марксизма-ленинизма в применении к настоящей эпохе. Они были разработаны Мао в ходе китайской революции, в процессе социалистического строительства, в борьбе против современного ревизионизма и особенно в течение Великой пролетарской культурной революции. Вклад маоцзэдунъидей включает: теорию противоречий, развитие теории познания и формулирование массовой линии — «черпать у масс и нести в массы»; теорию новой демократии, формулирование революционного пути для колоний и полуколоний и формулу насчёт трёх чудодейственных средств революции — партии, народной армии и единого фронта; теорию затяжной народной войны и развитие принципов ведения войны; развитие организационных принципов пролетарской партии через понимание борьбы двух линий, кампаний за исправление, критики и самокритики; развитие политической экономии социализма на основе советского и китайского опыта и диалектического понимания процесса социалистического строительства как правильного обращения с противоречиями в процессе перехода к социализму; наконец, что самое важное, теорию и практику продолжения революции при диктатуре пролетариата для укрепления социализма, поражения современного ревизионизма и предотвращения реставрации капитализма, и их конкретное выражение в Великой пролетарской культурной революции.

Марксизм, ленинизм и маоцзэдунъидеи не есть, таким образом, отдельные идеологии, но представляют постоянно растущую и развивающуюся одну и ту же идеологию. Далее мы постараемся проследить историю процесса её развития. При этом мы также постараемся понять сущность её различных элементов и аспектов, перечисленных выше. Этот список может показаться длинным и трудным, но не обязательно окажется таковым. Сосредоточившись и постаравшись понять самую сущность каждого аспекта в его историческом контексте, мы сможем уяснить многое.

Интерес Маркса к сочинениям Энгельса привёл к их оказавшейся исторической встрече в Париже между 28 августа и 6 сентября 1844 г. Знакомство помогло этим двум великим мыслителям прояснить свои идеи и заложить фундамент марксизма. Хотя ранее они независимо пришли к сходным выводам, эта встреча помогла им достичь полного теоретического согласия. При этом они пришли к более ясному пониманию материалистическому пониманию истории, углового камня марксистской теории.

Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в Бармене, текстильном центре, в Рейнской провинции Пруссии. Его отец был состоятельным владельцем хлопчатобумажной фабрики, ревностным протестантом с реакционными политическими взглядами.

Бармен, как и Марксов Трир, относился к той части Пруссии, которая двадцать лет была под французским завоеванием, и поэтому также испытал прогрессивное воздействие. Но его главной особенностью было то, что он был одним из крупнейших рейнских промышленных центров. Поэтому Энгельс с самого раннего возраста видел жестокую бедность и эксплуатацию рабочего класса. Чтобы выжить в конкуренции с фабриками, ремесленники были вынуждены трудиться с утра до ночи. Часто они пытались утопить свои печали в алкоголе. Угрожающие масштабы принимали детский труд и профессиональные лёгочные заболевания.

Энгельс посещал городскую школу до 14-ти лет, а затем был послан в гимназию в соседнем Эльберфельде (сегодня эти города слились 4). Эта гимназия считалась одной из лучших в Пруссии. Фридрих был успевающим учащимся и рано проявил способность к языкам. Также он вступил в поэтический кружок, писал стихи и рассказы. Он собирался изучать экономику и право, но его отец был более заинтересован обучить старшего сына семейному делу. В 17 лет он внезапно забрал Фридриха из школы и назначил его своим помощником.

Хотя формальная учёба Энгельса на этом закончилась, он продолжил, в свободное время, изучать историю, философию, литературу и языкознание, а также писать стихи, к чему испытывал склонность. В следующем году, в июле 1838 г., Энгельса отправили работать клерком на крупном торговом предприятии в Бремене, значительном портовом центре. Благодаря атмосфере большого города Энгельс познакомился с иностранной литературой и прессой. В свободное время он начал читать художественные и политические произведения. Он продолжал учить несколько языков и, помимо немецкого, приобрёл некоторые познания в латыни, греческом, итальянском, испанском, португальском, французском, английском, голландском и др. Эту способность к изучению языков Энгельс сохранял всю жизнь, освоив более двадцати языков, включая фарси и арабский 5. Также в Бремене Энгельс стал хорошим наездником, пловцом, фехтовальщиком и конькобежцем.

Ещё в школьные годы Энгельс стал бунтовщиком против бюрократии, теперь же его привлекали радикально-демократические идеи буржуазно-демократической революции, формировавшиеся в Германии. Вначале он примкнул к литературной группе «Молодая Германия», имевшей радикальные политические воззрения. Вскоре он начал писать для журнала, распространявшегося этой группой из портового города Гамбурга, недалеко от Бремена. Он написал две статьи о ситуации в своём родном районе, разоблачив жестокую эксплуатацию рабочих в Бармене и Эльфберфельде, преследующие их болезни и тот факт, что половина детей в городе была оторвана от школы и принуждена трудиться на фабриках. В особенности он нападал на пустую религиозность промышленников-эксплуататоров (к которым относился и его отец).

К концу 1839 г. он начал изучать Гегеля, чью философию он пытался связать со своими радикально-демократическими убеждениями. Однако он продвинулся в этом только закончив свою работу в Бремене в 1841 г. и несколько месяцев спустя переехав в Берлин для прохождения годичной обязательной военной службы.

Находясь на военной службе, он экстерном поступил в Берлинский университет и прошёл курс философии. Затем он тесно сошёлся с младогегельянцами, среди которых был Маркс. Подобно Марксу, он испытал значительное влияние материалистических взглядов, изложенных Фейербахом в вышедшей в том году книге 6. Теперь сочинения Энгельса стали включать некоторые материалистические аспекты. Главным, что он всегда подчёркивал, было политическое действие. Это и привело его в 1842 г. к отколу от группы младогегельянцев, которую он ощутил как ограниченную пустыми литературными дебатами. Однако он сохранял с ними прочную связь, особенно с Бруно Бауэром и его братом.

Именно его близость с Бауэрами помешала дружбе с Марксом, когда они впервые встретились в ноябре 1842 г. Энгельс в то время завершил свою военную службу и направлялся из родного города работать на отцовском предприятии в английском Манчестере. По пути он посетил Маркса в кёльнской редакции, которую тот тогда возглавлял. Но Маркс к тому времени начал критиковать младогегельянцев, и особенно Бауэров, за чрезмерное сосредоточение пропаганды на религии вместо политики. Так что Маркс и Энгельс, имея различные политические связи, не смогли сойтись в эту, первую встречу.

Коммунистом Энгельса сделал его опыт в Англии. Он установил теснейшие связи с рабочими Манчестера, а также лидерами революционного рабочего чартистского движения. Манчестер был главным центром мировой текстильной индустрии, и вскоре Энгельс предпринял глубокое изучение условий труда и жизни рабочих. Он регулярно посещал рабочие районы, непосредственно собирая сведения. Попутно выросла любовь между ним и Мери Бернз, молодой ирландской рабочей, ставшей в дальнейшем его товарищем и женой. Собирая материалы для своей будущей книги об условиях рабочего класса в Англии, Энгельс пришёл к пониманию революционного потенциала пролетариата. Его регулярное участие в движении убедило его, что рабочий класс не просто страдающий, но борющийся класс, революционные действия которого построят будущее.

Занимаясь рабочим классом, Энгельс также предпринял глубокое изучение различных социалистических и коммунистических теорий и встретился со многими французскими и немецкими активистами и публицистами, сформулировавшими их. Не приняв ни одну из этих теорий, он проанализировал их положительные и отрицательные стороны. В то же время он начал глубокое изучение буржуазной политической экономии. Это понадобилось для анализа общественных экономических отношений, которые он всё больше ощущал как основу всех общественных перемен. Первоначальные результаты этого исследования он заложил в статью, которую Маркс опубликовал в своём журнале, выходящем в Париже. Как упоминалось выше, это привело к переписке Маркса и Энгельса и их исторической встрече в 1844 г.

Энгельс тогда возвращался из Манчестера в родной Бармен, и остановился в Париже, где пребывал Маркс. Их обсуждения помогли Марксу лучше сформулировать материалистическое понимание истории, которое они оба стали разделять. На этой встрече они также начали работу над своей первой совместной книгой, направленной против Бруно Бауэра и младогегельянцев, к которым они оба прежде принадлежали.

Энгельс провёл следующие восемь месяцев, энергично занимаясь коммунистической пропагандой и организационной работой в Германии. В этот период он был всё время на ножах с отцом, возражавшим против коммунистической деятельности и пытавшимся приставить его к работе на своей фабрике. Проведя в отцовской конторе всего две недели, Энгельс решительно отверг такие замыслы и уехал из Бармена к Марксу. Маркс к тому времени вновь попал под пресс феодальных властей. Прусский король оказал давление на своего французского коллегу, и тот выслал Маркса из Парижа. Маркс был вынужден отправиться в Брюссель с женой и восьмимесячным ребёнком. Сюда и прибыл Энгельс, поселившийся по соседству с Марксом.

Между тем, Маркс проделал глубокую работу и разработал основные черты того нового мировоззрения, которое они обсудили при предыдущей встрече. В Брюсселе Маркс и Энгельс усилили совместную работу. Она состояла, по словам Энгельса, в развитии этого нового воззрения во всех возможных направлениях. Результатом была историческая книга, «Немецкая идеология», которая, однако, была опубликована почти через сто лет. Главное значение этой книги в то время было для двух великих мыслителей прояснить для себя своё прежнее понимание и заложить основы нового мировоззрения, ставшего позже известным как марксизм. Маркс и Энгельс стали марксистами!

Три источника марксизма

Из этого обзора юности Маркса и Энгельса ясно, что оба они были весьма необычайными и блистательными личностями. Но совершенно понятно также, что марксизм не был неким изобретением, которое внезапно возникло в мыслях этих великолепных мозгов. Общественно-экономические перемены того времени составили основу возникновения подлинно пролетарской идеологии, а действительные содержание и форма этой идеологии были продуктом той борьбы, что велась в наиболее важных областях мышления. Маркс и Энгельс, будучи глубокими мыслителями, широко и глубоко владели новейшими достижениями мысли передовых стран того периода. Поэтому они могли встать на плечи великих предшественников, усвоить всё хорошее и откинуть всё ошибочное у них. И таким-то образом они и выстроили структуру и содержание марксизма.

Давайте посмотрим, каковы были главные области мысли, на которых они основывали свои идеи. Так мы можем уяснить основные источники марксизма.

1. Первым источником марксистской мысли была немецкая классическая философия. Всякая идеология должна иметь основания в какой-то философии и Маркс с Энгельсом, как мы видели, имели прочную основу в немецкой классической философии.

Немецкая философия в период 1760—1830 годов превратилась в наиболее влиятельную школу европейской философии. Она имела свою базу в немецком среднем классе, весьма продвинутом интеллектуально, но не развившем ни политической силы для совершения революции, ни экономических ресурсов для промышленной революции. Вероятно, это склоняло его к сложным мыслительным схемам.

Но этот класс, включая множество служащих, имел много противоречивых особенностей. Иногда он склонялся на сторону промышленной буржуазии и пролетариата, а иногда — феодальных классов. Это отразилось и на немецкой философии, имевшей как прогрессивную, так и реакционную стороны. В частности, это было видно в гегелевской философии, на которой главным образом основывались Маркс и Энгельс. Поэтому, закладывая фундамент марксистской философии, они отвергли все реакционные моменты, укреплявшие существующее феодальное общество, и развили прогрессивные и революционные элементы.

2. Английская политическая экономия была вторым важным источником марксизма. Естественно, что изучение экономики и её законов должно было достичь вершины именно в Англии, в центре промышленной революции. Это было новое поле для исследований, начавшихся в основном с развитием современного капитализма, имевших своей базой современную промышленную буржуазию и сыгравших роль в оправдании и прославлении капитализма, а также обеспечивших интеллектуальные аргументы для поднимающейся буржуазии в её борьбе против феодалов.

В Англии этот период начался с публикации в 1776 г. всемирно известного «Исследования о природе и причинах богатства народов» Адама Смита. Он фундаментально обосновал, что если бы капитализм получил полнейшую свободу роста, это привело бы к величайшему прогрессу человечества. Этим он обеспечил аргумент для сокращения всяческого контроля над капиталистическим классом со стороны феодалов. Другим знаменитым классиком был экономист Дейвид Рикардо, сыгравший решающую роль в борьбе буржуазии против землевладельцев. Это он указал, что по мере развития капитализма средняя норма прибыли капиталистов падает. Его весьма значительное исследование было развитием трудовой теории стоимости, согласно которой все экономические стоимости создаются трудом. Затем другие экономисты проанализировали причины экономических кризисов при капитализме.

Английская политическая экономия в основе своей служила интересам промышленной буржуазии, поэтому играла революционную роль против феодальных классов. Но эти экономисты крайне редко доводили свой анализ до той точки, где он начинал угрожать классовым интересам буржуазии. Так, например, Рикардо, хотя и развивал трудовую теорию стоимости, не разоблачил эксплуатацию труда классом капиталистов. Это сделал Маркс. Он вывел работу английских экономистов за рамки, заданные классом капиталистов, и сделал из неё необходимые революционные выводы. Так Маркс разработал принципы марксистской политической экономии.

3. Третьим источником марксизма были различные социалистические теории, главным образом французские. Эти теории представляли надежды и устремления нового класса пролетариата. Они были отражением капиталистической эксплуатации и угнетения рабочего класса, и протестом против них. Франция в то время была главным центром революционных организаций и революционных теорий, вдохновлявших всю Европу, поэтому естественно, что социалистические теории также главным образом происходили оттуда.

Большинство этих теорий имело значительные изъяны, ибо они не основывались на правильном научном анализе общества. И всё же они представляли разрыв с индивидуализмом, эгоизмом и конкуренцией буржуазной революционной теории, а также указывали пролетариату путь вперёд, из капиталистического общества. Маркс изучил эти теории социализма и коммунизма, прежде чем сформулировать марксистские принципы научного социализма. Будучи в Париже, он провёл значительное время с вождями и участниками многих французских революционных и социалистических групп. Маркс взял лучшее в социализме и подвёл под это научную основу доктрины классовой борьбы. Так он разработал принципы марксистского научного социализма.

Так марксизм возник из трёх великих источников идей в тогдашних наиболее передовых странах мира. Три источника марксизма — немецкая философия, английская политическая экономия и французские социалистические теории — соответствовали трём главным составным частям новой идеологии — марксистской философии диалектического материализма, марксистской политической экономии и марксистской теории научного социализма. Далее мы попытаемся понять суть каждой из этих частей.

Далее Маркс заключил, что анархия этих кризисов может быть преодолена только разрешением фундаментального противоречия капитализма между общественным характером производства и частным характером собственности. Это можно сделать только свергнув капиталистическую систему и установив социализм и коммунизм, придав таким образом общественный характер собственности на средства производства. Маркс показал, что общественная сила, которая осуществит эту революцию, создана самим капитализмом; это класс пролетариата. Только пролетариат не заинтересован в сохранении нынешней системы эксплуатации и частной собственности. Только он заинтересован и способен установить социализм.

Маркс проанализировал, как каждый кризис обострял противоречия капиталистической системы. Он описал процесс централизации капитала с каждым кризисом в руках всё меньшей горстки капиталистов. Это происходит вместе с огромным ростом нищеты и недовольства широких масс рабочих. При обострении противоречий капитализма растут революционные волнения пролетариата, приводя в конце концов к революции, конфискации у капиталистов их капитала и строительству социалистического общества, в котором общественный характер собственности соответствует общественному характеру производства.

Таким образом Маркс, начав с самой основной единицы экономики — товара,— выявил природу экономических законов, правящих капитализмом. Этим он предоставил научный экономический базис социалистической революции и пути к коммунизму.

Ко времени исторической Парижской Коммуны 1871 года марксизм очень далеко развился от своего состояния во время революции 1848 года. Марксизм больше не был просто одним из течений социализма. Ранние образцы утопического социализма были сметены историей и только марксизм сохранил полную практическую значимость. Также он больше не был ограничен кругом малых групп, а стал массовым явлением. Его влияние распространилось на различные промышленные страны. Он обеспечил идейное руководство независимым пролетарским партиям. Он возглавил массовое пролетарское движение, которое бросило вызов буржуазии. Марксизм установил связи с широкими рабочими массами.

 

Уроки Парижской Коммуны

Парижская Коммуна стала первым эпизодом захвата власти пролетариатом в истории. Коммуна не смогла укрепить свое господство и потерпела поражение на 72-й день. Этот опыт, однако, имеет историческое значение. Её непродолжительное существование явилось проблеском нового общества. Своим позитивным примером, равно как и ошибками, она дала бесценные уроки мировому рабочему классу. Маркс, будучи в то время вождём Первого Интернационала, обобщил уроки этого великого опыта для мирового пролетариата.

Фоном для появления Парижской Коммуны стала ​​Франко-прусская война 1870—1871 гг. Она началась в июле 1870 г. когда реакционный французский император Наполеон Ⅲ приказал напасть на Пруссию (которая с присоединением других более мелких провинций стала в январе 1871 г. Германией), ошибочно полагая, что пруссаки находятся в проигрышном положении. Его войска вскоре были разбиты, а сам Наполеон Ⅲ — пленён в сентябре 1870 года. За сдачей Наполеона Ⅲ последовало создание республики во главе с политиком Тьером. В марте 1871 г. Тьер подписал мирный договор с немцами. Париж, находившийся в окружении прусской армии с сентября 1870 года, однако, не подчинился Тьеру. В то время его контролировала Национальная гвардия Парижа, состоявшая преимущественно из рабочих. 18 марта 1871 г. Тьер послал свою армию для разоружения Национальной гвардии. Произошло восстание, в ходе которого два французских генерала были убиты, а армия была вынуждена отступить. Власть перешла в руки Национальной гвардии, которая в течение недели провела выборы и созвала Совет, состоящий из 92 членов. Совет, включавший в себя большое количество рабочих, получил статус органа власти. Проведя многочисленные прогрессивные мероприятия по реорганизации общественной жизни и в городском управлении, Совет таким образом получил полную поддержку всего трудового народа. Парижская Коммуна была, однако, вынуждена работать в непрерывной осаде. Страшась силы рабочего класса, немецкие и французские угнетатели объединились против Коммуны. Германия даже прямо помогла правительству Тьера, выпустив большую часть французской армии, из сдавшихся и взятых в плен в 1870 году. Усиленное этим подкреплением правительство Тьера начало полномасштабную кампанию по покорению Парижа. Рабочие храбро сражались, но они не могли противостоять хорошо экипированной профессиональной армии. После многих дней героической борьбы, обернувшейся тысячами погибших, 28 мая 1871 г. Коммуна была разгромлена. После подавления более 30 000 коммунаров были хладнокровно убиты. Более 45 000 были отправлены под трибунал, многие из них были казнены, другие брошены в тюрьмы или были вынуждены бежать из страны. Буржуазия была твёрдо настроена преподать рабочим незабываемый урок, чтобы отбить у них даже мысли о захвате власти в будущем.

Первый Интернационал был на пике своей популярности во время Франко-прусской войны и Парижской Коммуны. Он имел опору в широких слоях рабочих и регулярно давал свои указания по политическим вопросам. Когда разразилась Франко-прусская война, Маркс незамедлительно выпустил заявление от имени Генерального совета Первого Интернационала. Этот документ является одним из первых применений марксистских тактических принципов относительно войны. Он призвал к международной солидарности трудящихся, возлагая при этом вину за развязывание войны на правителей Франции и Пруссии. В связи с пропагандой Интернационала среди немецких и французских рабочих уверенно правил дух интернационализма. Двух членов парламента, бывших в то время вождями немецкой пролетарской партии, марксистами и членами Интернационала, Августа Бебеля и Вильгельма Либкнехта прусское правительство заключило в тюрьму за их голосование против военных кредитов.

В начальный период войны Маркс охарактеризовал её как оборонительную со стороны Германии из-за реакционности агрессивного режима Наполеона Ⅲ. Вместе с тем он предсказал падение этого реакционного правителя. Когда это произошло, Маркс немедленно призвал немецких рабочих выступить против войны, ставшей теперь со стороны Германии захватнической. Он призвал к миру с Францией и признанию новообразованной республики. Он обозначил эту республику как управляемую финансовой аристократией и крупной буржуазией, но чувствовал преждевременность попытки свержения республики и образования рабочего правительства. Маркс решительно выступил против любых попыток восстания в Париже, поскольку немецкая армия уже окружила Париж и в таких условиях шансы на жизнеспособное восстание были невелики.

Несмотря на предостережение Маркса, активисты различных анархистских и заговорщических течений, имевших некоторое влияние в Париже, предприняли несколько попыток организовать восстание. Когда восстание действительно произошло, Маркс, несмотря на свою раннюю позицию, призвал к полной поддержке Коммуны. Он сразу же признал её историческое значение и выслал сотни писем людям по всему миру с призывом о поддержке. С помощью курьеров он держал связь с коммунарами, оказывая консультативную помощь интернационалистам Коммуны. Проконсультировавшись с Энгельсом, экспертом в военных вопросах, он также послал им советы по вопросам военной обороны Коммуны. Хотя руководство Коммуны находилось в руках представителей других групп и течений, марксисты внутри Коммуны предприняли все возможные попытки активизировать её внутреннюю деятельность и укрепить оборону. После поражения Коммуны Интернационал стал главной организацией, предоставлявшей приют и помощь в поиске работы коммунарам, вынужденным бежать от жестоких репрессий французской буржуазии.

Маркс, который незамедлительно охарактеризовал Коммуну как событие огромной исторической значимости, выполнил глубокий анализ, постаравшись извлечь уроки из этого опыта. Его работа «Гражданская война во Франции» была написана во время существования Коммуны, но опубликована только через два дня после её падения. Эта работа служила пропаганде достижений Коммуны и формировала правильный подход к этому явлению среди революционеров и рабочих по всему миру.

Маркс первым делом выделил основные положительные и революционные меры, предпринятые Коммуной, которые он рассматривал как ростки нового общества. Он отметил такие важные политические решения как отделение церкви от государства, отмена субсидирования церкви, замена постоянной армии народной милицией, избрание и контроль всех судей и магистратов, установление верхнего предела заработной платы для всех государственных чиновников и строгая отчётность их перед избирателями и т. д. Основными социально-экономические мерами стало бесплатное и всеобщее образование, упразднение работы в ночное время в пекарнях, отмена штрафов со стороны работодателей в мастерских, закрытие ломбардов, конфискация брошенных предприятий и передача их в собственность рабочих кооперативов, помощь безработным и должникам. Все вышеуказанные меры показали, что никто извне не отдавал Коммуне указаний, но все её решения имели ясный отпечаток действий пролетариата. Несмотря на постоянно стоящую перед ней опасность, Коммуна своими действиями дала первое представление о том типе общества, которое принесёт с собой пролетарская революция. Она дала первый опыт пролетарского государства, которое Маркс и Энгельс позже назовут первой диктатурой пролетариата в истории.

Показав свои слабые стороны, Коммуна также дала ценные уроки для будущей борьбы пролетариата, обозначенные Марксом. Серьёзной слабостью Коммуны было отсутствие ясного централизованного руководства со стороны единой пролетарской партии. Отсюда Маркс пришёл к выводу, что для успеха революции жизненно необходимо иметь руководство со стороны сильной, уверенно смотрящей вперёд, дисциплинированной пролетарской партии. Другим моментом, который неоднократно подчеркнул Маркс, была необходимость разбить прежнюю государственную машину. В строительстве нового рабочего государства нельзя опираться на ранее существовавшую буржуазную государственную машину с её государственными чиновниками, приверженцами идеи сохранения старого общественного порядка. На самом деле, чтобы построить рабочее государство, нужно сначала разбить прежний государственный аппарат и избавиться от всех связанных с ним высших чиновников.

В период реакции и репрессий, последовавших за падением Коммуны, среди революционных сил возникло замешательство относительно того, как оценивать этот опыт и какие сделать из него выводы. Анархисты, которые во множестве принимали участие в деятельности Коммуны, были особенно растеряны. Анализ Маркса дал чёткую позицию, проясняющую все неясности. Маркс также помог распространить правильное понимание Коммуны во всём мире. После неё буржуазия изображала Маркса как настоящего вождя Коммуны, и он даже давал по этому поводу интервью мировой прессе. С помощью этих интервью он смог дать правильную позицию для других стран. Марксизм снова дал миру верные ответы.

Хотя революция 1905 г. потерпела поражение, она потрясла царский режим до основания. Она также за эти короткие три года дала рабочему классу и крестьянству богатый политический опыт. В этот период большевики проверили на практике правильность своего революционного понимания стратегии и тактики пролетариата. В ходе этой революции окончательно сложились взгляды большевиков на то, кто является друзьями и врагами революции, на формы борьбы и организации.

Взгляды большевиков на перечисленные выше вопросы были противоположны взглядам меньшевиков. Меньшевики были сторонниками реформизма и легальности, как и большинство других партий Второго Интернационала. Их подход опира



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.049 с.)