Принцип связи теории с практикой



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип связи теории с практикой



Плавании развивается под влиянием постоянно возрастающей потребности в разработке новых технологий занятий, с использованием богатого опыта практики и необходимости научного обоснования эффективности разных форм занятий.

Методы обучения

Под методом обучения спортивному плаванию понимают те способы и приемы, при помощи которых преподаватель добивает­ся относительно быстрого и успешного овладения занимающими­ся техники плавания.

К основным методам обучения технике спортивного плавания относятся:

1. Словесные методы.

2. Наглядные методы.

3. Метод раздельного и целостного изучения техники пла­вания.

4. Практические методы.

Словесные методы

Словесные методы - рассказ, лекция, беседа, описание, объяснение, разбор, указания, оценка действий, команды и распоряжения, подсчет и др. содержат в себе многообразные спо­собы и приемы изложения, которые помогают занимающимся понять и осознать отдельные движения или их согласование и тем самым лучше их воспроизвести.

При обучении плаванию словесный метод используется при формировании теоретических и практических знаний (материал носит преимущественно теоретико-информационный характер). Педагог помогает занимающимся создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. Краткая и образная речь педагога повышает эффективность применения этих методов. Ученики должны быть готовы к усвоению информации соответствующими словесными методами. Этому методу принадлежит ведущая роль в педагогическом процессе. Характер объяснения должен соответствовать возрастным особенностям мышления и воспитания занимающихся. Так, во время обучения технике плавания метод словесного изложения применяется в форме объяснения учебных заданий, указаний, команды для руководства уроком, методических указаний для предупреждения и исправления возможных ошибок в движениях, подведение итогов урока, оценка достигнутых результатов.

При работе с детьми младшего возраста словесное изложение должно быть кратким, ярким, доступным, образным. Дети быстро перевоплощаются в предложенный образ, подражают движениям знакомых для них животных и птиц. При объяснении сущности движения, его основной направленности, необходимо разъяснить ощущения, возникающие в результате его правильного выполнения. Методические указания для предупреждения и исправления ошибок, возникающих при изучении новых упражнений, делаются перед выполнением каждого конкретного задания, во время  и после него. Особое внимание обращается на правильное выполнение исходного положения для предупреждения ошибок в последующих движениях. Одним из эффективных методов словесного воздействия является систематическая оценка и поощрение со стороны преподавателя, которые даются по ходу и в конце каждого урока.

Наглядные методы

Наглядные методы (показ отдельного упражнения и техники плавания, кино и видеоматериалов, жестикуляция, применение дополнительных ориентиров) применяются для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам. Использование их помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении техники плавания.

 Метод наглядного обучения предполагает использование не только зрительных восприятий, но также тех восприятий и ассоциаций, которые называются образным объяснением преподавателя. Наглядность в процессе обучения плаванию обеспечивается, в первую очередь, демонстрацией отдельных упражнений или техники плавания в совершенном исполнении. Для этого можно использовать кинограммы, рисунки, макеты, плакаты, учебные и спортивные, видеофильмы о плавании, а также научно-популярные кинофильмы. Показ фильма необходимо сопровождать объяснением, чтобы облегчить осознанием получаемой информации. Методы наглядного и словесного обучения очень часто применяют вместе.

В структуре урока по плаванию демонстрацию новых упражнений лучше проводить на суше (в зале), т.к. здесь лучше слышна речь преподавателя и занимающиеся не замерзают без движений.

 Занятия в бассейне проходят в условиях повышенного шума, возникающего при выполнении движений в воде, затрудняется восприятие команд и указаний во время выполнения упражнений, в связи с чем применяется большое количество условных сигналов и жестов. Они могут не только заменить команды преподавателя, но и внести уточнения в технику выполнения отдельных движений, дополнить объяснение, предупреждать и исправлять ошибки. Просмотр изучаемого движения с одновременным воспроизведением темпа и ритма создают представление о форме и характере его воспроизведения.

Дополнительные ориентиры широко применяются на всех этапах обучения плаванию. На первых этапах – это простейшие ориентиры, определяющие направление движения (разметка на дне бассейна и стенках, дорожка, лестница и др.) В дальнейшем, при изучении и совершенствовании спортивных способов плавания - это ориентирование движений руками и ногами по отношению к телу пловца.

Рациональность использования наглядных методов обусловлена содержанием учебного материала и возможностью его представления в наглядном виде, а также доступность для восприятия занимающимися.

Практические методы

Применение практических методов в процессе обучения предполагает активную двигательную деятельность занимающихся. Основным практическим методом является метод упражнения.

Метод упражнения характеризуется многократным повторением упражнений, способствующих освоению, закрепле­нию и дальнейшему совершенствованию техники изучаемого спо­соба спортивного плавания, а также развитию и совершенство­ванию двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости).

 В плавании применяют метод раздельного и целостного изучения техники плавания, который предусматривает, вслед за получением занимающимися общего представления об изучаемом способе плавания, усвоение отдельных элементов этого способа (движе­ний ног, рук, дыхания), их согласования между собой и лишь затем техники способа плавания в целом.

Такая последовательность значительно облегчает освоение сложной техники спортивного плавания, позволяет занимающим­ся сконцентрировать внимание на выполнении отдельных элемен­тов в начальной стадии обучения и при согласовании движений и дыхания в заключительной стадии обучения.

Разучивание по частям облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение отдельных элементов техники расширяет двигательный опыт, обогащая моторику занимающегося. Основу метода составляет система подводящих упражнений, последовательное изучение которых ведет, в конечном итоге, к освоению способа плавания в целом. Разнообразие упражнений развивает моторную обучаемость, стимулирует активность и интерес к занятиям.

В метод разучивания в целом входит плавание в полной координации, а также плавание с помощью ногами и руками и различные варианты их сочетания. Этот метод применяется на завершающих этапах освоения техники плавания после изучения ее элементов по частям. В начале целостное разучивание осуществляется на небольших расстояниях (поперек бассейна), с различными вариантами дыхания и др.

Хорошие результаты при обучении плаванию дает выполнение упражнений на суше и в воде с непосредственной помощью преподавателя. Обычно такая необходимость возникает, если после объяснения и показа задания занимающийся не может его выполнить (водобоязнь и др.). Чаще всего это происходит при освоении движений ногами при плавании брассом.

При использовании метода упражнения широко применяются методические приемы. Это - составные элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия педагога или занимающегося в процессе овладения знаниями, умениями, навыками, повышения уровня физической подготовленности. Каждый метод включает совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения. Встречаются следующие методические приемы: облегчение или усложнение условий выполнения; использование ориентиров; сопряженное воздействие и др. Многообразие методических приемов в занятии плаванием это результат творческой работы преподавателя.

В процессе формирования нового двигательного навыка многократные повторения отдельного движения или целостного действия не всегда приводят к устранению неточностей и недостатков в технике. Чаще бывает наоборот. Ошибки закрепляются, и от них впоследствии очень трудно избавиться. Поэтому нужно следить за тем, чтобы при повторении, прежде всего, устранялись ошибки и неточности, совершенствовались правильно выполняемые компоненты движения или целостного действия. При этом важно, чтобы занимающиеся выполняли соответствующие упражнения осознанно и осмысленно. Только в таких условиях многократная повторность упражнений обеспечит правильное овладение техникой спортивного плавания.

Все перечисленные методы обучения спортивному плаванию тесно взаимосвязаны. Комплексное использование методов в процессе изучения и совершенствования техники спортивного плавания позволяет наиболее быстро и совершенно овладеть сложными плаватель­ными движениями.

Средства обучения плаванию

В качестве основных средств при обучении плаванию используются физические упражнения.

Физические упражнения - двигательные действия с помощью которых ре­шаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития.

Существует несколько классификаций средств обучения плаванию, но наиболее распространенной является:

· общеразвивающие и специальные физические упражнения

· подготовительные упражнения по освоению с водой

· игры и развлечения на воде

· упражнения для изучения и совершенствования техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов

· учебные прыжки в воду

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.185.78 (0.031 с.)