Технологии управления социальными конфликтами и их ограниченность



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии управления социальными конфликтами и их ограниченность



Социальные конфликты в философской, социологической, политологической, управленческой и других науках рассматриваются как объективная реальность, универсальное общественное явление. Они охватывают все сферы жизнедеятельности людей, все виды общественных отношений, являясь инструментом решения многих социальных (управленческих, человеческих и иных) проблем на микро-, макро- и мегауровнях. Неразрешенные системные конфликты провоцируют возникновение системного кризиса, и наоборот, кризис порождает множество новых конфликтов. Вместе с тем важен не конфликт или кризис сам по себе, а то, как, в чьих интересах, с помощью каких технологий разрешаются [18, с.60].

В современном глобальном мире, ориентированном на создании единого информационного, организационного, культурного, языкового, финансового, правового пространства для удобства микро-, макро- и мегауправления, кризис, как следствие неразрешенных конфликтов или специально организованного процесса, объективная реальность с тенденциями цикличности. Это отнюдь не случайность, а мощное оружие борьбы, основание переформатирования экономического, финансового и иного устройства мира. Вместе с тем, кризис является следствием проявления объективных законов геополитики. По причине исчерпания собственного потенциала дальнейшее развитие западной и американской цивилизаций без экспансии новых территорий с запасами полезных ископаемых, воды и рынков сбыта невозможно.

С целью недопущения экономической стагнации и регресса глобалистами активно осуществляется политика создания зон «управляемого хаоса» путем свержения действующих неугодных режимов в государствах, богатых углеводородами (Ирак, Ливия, Сирия и др.), а также имеющих выгодное географическое положение для решения геополитических, в том числе военных задач (Украина, др. страны СНГ).

Данная проблема успешно решается путем организации и проведения цветных революций, хорошо отработанных технологиях, основанных, в том числе, на инициировании и умелом использовании деструктивных функций социальных конфликтов и кризисов. Государства и отдельные финансовоидеологические группы с помощью принципов «разделяй и властвуй», «разгребай жар чужими руками» пытаются в контексте системных конфликтов и структурных кризисов решать свои геополитические, финансово-экономические и иные цели. Недопущение подобного рода сценариев, ставящих под вопрос возможность существования не только действующей власти, но и государственности и целостности страны в целом, является первостепенной задачей любого государства. По этой причине актуализируются и вызывают исследовательский интерес проблемы, связанные с управлением социальными конфликтами и социальными кризисами.

События последних десятилетий, связанные с переделом собственности, изменениями общественной формации, социальной структуры общества, институтов управления и власти и т. д., стимулируют разного уровня и вида системные конфликты, спровоцировавшие системный кризис, усугубившийся геополитической ситуацией. Системный кризис общества охватывает все основные сферы жизнедеятельности и при отсутствии адекватных мер, направленных на совершенствование общественных отношений, завершается фундаментальными негативными изменениями или распадом, гибелью социальной системы [18, с.65].

Для того чтобы кризис реализовался не как апокалипсис, а как переход общества к новому, лучшему состоянию, необходима адекватная система государственных мер. При наличии политической воли субъектов управления, политически оправданных управленческих решений, отвечающих потребностям и ожиданиям людей, кризис, несмотря на стагнацию, аномию, турбулентность всех типов общественных отношений, становится не апокалипсисом, а переходом в новое позитивное состояние, активирующее шанс не столько на стабильность, сколько на общественное развитие и на обновление. Это актуализирует проблемы, связанные с исследованием социальных конфликтов и кризисов и разработкой научно обоснованных рекомендаций по управлению ими.

В связи с этим в высших образовательных учреждениях Российской Федерации необходима реализация курса «Управление социальными конфликтами» для менеджеров, имеющего теоретико-методологическую и практическую направленность. Его предметом является рассмотрение основных закономерностей возникновения, развертывания, функционирования разного вида социальных конфликтов в современном российском обществе и определения социальных технологий их предупреждения, разрешения и регулирования. Целью дисциплины «Управление социальными конфликтами» является формирование необходимых компетенций будущих менеджеров. В процессе изучения особенностей управления конфликтными взаимодействиями социальных субъектов на основе системного, генетического, структурного, функционального и деятельностного подходов управленцы должны уметь самостоятельно выявлять, формулировать, анализировать, диагностировать, обобщать и критически оценивать актуальные научные и практические конфликтогенные проблемы; прогнозировать, проектировать, программировать и планировать пути их конструктивного решения [7, с.55].

Концептуальный замысел данной учебной дисциплины состоит в следующем. Социальный конфликт – это объективное, универсальное, типологическое, повторяющееся, нормальное явление и средство совершенствования всех типов социальных отношений, в том числе управленческих отношений.

Сущность социального конфликта как субъективно-объективного, закономерного, типологического, универсального, повторяющегося явления общественной жизни проявляется не столько в возникновении острых трудноразрешимых противоречий (проблем, коллизий, дисбалансов), связанных с неудовлетворением жизнеобеспечивающих потребностей и блокированием ожиданий больших и малых социальных групп, столько в столкновении и способе предупреждения, разрешения и урегулирования. По своей природе конфликт может нести как конструктивные, так и деструктивные функции. Социальный конфликт оценивается как нормальное, объективное, закономерное явление и как средство совершенствования всех типов социальных отношений, в том числе управленческих, пока он не дестабилизирует обстановку, угрожая целостности, безопасности и функциональности социальной системы, и не становится тормозом ее развития [8, c. 20].

Критерием выхода социального конфликта за пределы оптимальности является возникновение обширной конфронтации или системного кризиса. Кризис от греч. krisis – поворотный пункт, исход. В русском языке кризис означает: резкое изменение, крутой перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса, института, сферы жизни или общества в целом; стагнацию, остановку развития; обострение социальной проблемы; острый недостаток, нехватка чего-либо; затруднительное тяжелое положение; ущерб; невозможность продолжения функционирования в рамках прежней модели; кризисную ситуацию; состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые события [2, с.66].

В человеческой истории кризис всегда связан с катаклизмами – голодом, народными волнениями, катастрофами, хаосом, эпидемиями, революциями, войнами. Кризис характеризуется как переломный этап в функционировании любой системы, вследствие воздействия на нее извне или изнутри, требующий от нее качественно нового реагирования. Основная деструктивность кризиса заключается в угрозе разрушения системы.

Социальный кризис – крайнее, дисгармоничное состояние общества, характеризующееся дезорганизацией социальных отношений, нарушением постепенности социального развития, прекращением функционирования восстановительных механизмов всех подсистем общества, резким повышением неравенства между богатыми и бедными, ухудшением уровня жизни большинства граждан. Социальному кризису сопутствуют стагнация, аномия, турбулентность всех систем общества. Стагнация (от лат. stagno – делаю неподвижным) характеризуется: приостановлением развития системы; застоем в экономике, производстве, социальной сфере; отсутствием реальных перспективных планов и программ развития; движением системы по инерции; ощущением безвыходности положения; отсутствием воли к переменам и др. Аномия (от франц. anomie – беззаконие, безнормность, греч. ἀ – отрицательная приставка, νόμος – закон) – понятие, введенное французским социологом Эмилем Дюркгеймом и обозначающее любые виды «нарушений» в ценностно-нормативной системе общества, введенное в научный оборот для объяснения отклоняющегося поведения.

Социальная аномия понимается как беззаконность, отсутствие норм – ситуация, когда необходимые юридические законы не принимаются или не работают, не выступают как руководство к действию как регламент деятельности, не являются легитимными (законными и поддерживаемые гражданами). Результатами аномии являются: нарушения в ценностно-нормативной системе общества; отсутствие, неэффективность, противоречивость правовых и нравственных норм; неуправляемость общества; всеобщая апатия, разочарованность; рост преступности; массовое тяготение к нетрудовому образу жизни; стремление к реализации экономических, политических и иных целей путем попрания правовых и нравственных норм и др. В ситуации современного системного кризиса человечество вошло в зону аномально высокой турбулентности (хаоса, неупорядоченности) – от лат. turbulentus – бурный, беспорядочный [5, с.115].

Турбулентность в обществе перемалывает аттракторы – совокупность внутренних и внешних условий, способствующих «выбору» самоорганизующейся системой одного из вариантов устойчивого развития; идеальное конечное состояние, к которому стремится система в своем развитии. Общественная турбулентность характеризуется смещением или деформацией ценностной системы общества и отдельного человека: то, что вчера представлялось важным, вдруг теряет всякую ценность, казавшееся ранее пустяком, данью этикету или банальной гарантированной данностью, вдруг обретает критическую, жизненно важную значимость.

 

Требования к современной технологии управления социальным конфликтом

Пути выхода из кризиса находят отражение в социальных программах, в которых на основе социально-диагностического и организационно-управленческого анализа определяются соответствующие стратегии и механизмы. Стратегии управления конфликтными и кризисными процессами понимаются как ориентиры на победу в интересах большинства. Механизмы - рычаги управления - при этом включают анализ и диагностику конфликтных и кризисных проблем, определяющих цели, задачи, ресурсное обеспечение, среду развертывания противоборств, состав участников – все, что позволяет субъектам социального управления вывести управляемую систему из конфликтного или кризисного тупика и актуализировать ее позитивный потенциал на развитие. Социальный кризис не катастрофа, а разновидность стабильности, не апокалипсис, а переход в новое состояние.

Результаты кризиса во многом определяются качеством социального управления. Кризисы и конфликты во все времена - шанс, активирующий установки не столько на стабильность, сколько на социальное созидание, обновление и развитие. Теория управления социальными конфликтами – междисциплинарная область знания, изучающая объективные закономерности возникновения, развертывания, профилактики, разрешения и урегулирования противоборств больших и малых социальных групп. Предпосылки возникновения науки и практики управления социальными конфликтами составляют [6, с.78]:

- концептуальные позиции древнекитайской философии (конфуцианство, даосизм, легизм, моизм, школа имен);

- методологические подходы древнегреческой философии («семь мудрецов», Эмпедокл, Анаксагор, Анаксимандр, Гераклит Эфесский, Эпикур, Геродот, Платон, Аристотель, Цицерон и др.);

- ценности традиционных национальных и мировых религий (буддизм, христианство, ислам);

- трактаты мыслителей средневековья (Аврелий Августин Гиппонский Блаженный, Фома Аквинский);

- труды ученых Нового времени (Никколо Макиавелли, Жан-Жак, Руссо, Томас Гоббс, Адам Смит, Джон Локк, Шарль-Луи де Секонда Монтескье, Огюст Конт, Г. Спенсер, Георг Гегель и др.);

- марксистская (К. Маркс и др.) и постмарксистская социальные философии (Макс Вебер, Георг Зиммель Эмиль Дюркгейм и др.);

- современные научные школы управления (научное управление; «человеческие отношения»;

- структурно-функциональный анализ;

- конфликтная модель развития общества;

- психоанализ;

- аналитическая психология;

- трансактный анализ;

- математическая школа;

- отечественная школа конфликтологии и др.), определяющие методологические подходы современной науки и практики управления социальными конфликтами.

Принципиальная теоретическая и практическая позиция состоит в том, что социальные конфликты управляемы. Управление социальным конфликтом в науке рассматривается как процесс целенаправленного, осознанного, волевого воздействия субъектов социального управления на предмет, объект и причины конфликта, направленного на изменение характера противостояния в целом или в частных проявлениях, нередко оформленного в виде социального акта (официального документа), имеющего директивный, обязательный для выполнения характер. Понятие «управление конфликтом» используется в науке и практике широком и узком смыслах.

Управление конфликтом в узком смысле подразумевает учет субъективных моментов, нередко определяющих возможности и способы противодействия конфликту. Как правило, оно сводится к принятию мер по обеспечению диалога, организации переговорного процесса противоборствующих сторон в целях смягчения напряженности, вызванной возникающими непримиримыми противоречиями, стабилизации ситуации, недопущению конфронтации и насилия для достижения взаимовыгодных соглашений, достижения компромисса и согласия и др [8, с.19].

Управление конфликтом в широком смысле – это процесс целенаправленного воздействия субъектов социального управления на причины конфликта в целях осознанного изменения характера противостояния в целом или в частных проявлениях. Оно включает три основных элемента управленческого воздействия, распределенных по пространству развертывания (динамики) социального конфликта. Суть управления социальным конфликтом проявляется в необходимости и возможности его преобразования в процессе развертывания противоборства, что включает [12, с.98]:

– создание условий для предупреждения и предотвращения конфликта на латентной, предконфликтной стадии: изменение направленности противоборств, устранение или локализация конфликтогенных противоречий;

– разрешение возникшего противостояния на стадии открытого противоборства с использованием цивилизованных способов реализации переговоров и достижения консенсуса, компромисса путем нормирования, институционализации конфликтных взаимоотношений и др. (по существу, это не что иное, как удовлетворение потребностей конфликтующих сторон);

– регулирование постконфликтных синдромов после завершения конфликтного взаимодействия.

Управление конфликтом как элемент социального управления организованными системами рассматривается [17, с.72]:

– как деятельность, подразумевающая управленческое воздействие субъектов социального управления на его объекты, находящиеся в ситуации конфликтного взаимодействия;

– как функция управления, направленная на совершенствование управляемой противоборствующей системы или ее перевод в желаемое состояние, призванное сохранять структурную и функциональную определенность объекта управления, поддерживать стабильный режим его деятельности для достижения социальных целей;

– как процесс, представляющий собой комплекс взаимосвязанных и осуществляемых в определенном порядке алгоритмов управленческих действий и отношений в контексте динамики развертывания противоборства, направленных на реализацию задач, которые связаны с профилактикой, разрешением и урегулированием столкновения, и включающий его технологические характеристики, реализуемые на различных этапах развертывания конфликта.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.135.174 (0.008 с.)