Перспективы развития технологии управления социальными конфликтами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития технологии управления социальными конфликтами



В методологии конфликтологического анализа концептуально важны:

- признание социальных противоборств динамическим типом социальных отношений, объективным, закономерным явлением общественной жизни;

- понимание того, что источниками социальных конфликтов являются противоречия (проблемы, коллизии, дисгармонии, дисбалансы, сами конфликтами не являющиеся), осознаваемые и оцениваемые сторонами конфронтационного взаимодействия острыми, трудноразрешимыми, связанными с неудовлетворением, блокированием базовых или дефицитных потребностей, поэтому требующие разрешения.

Общеметодологическими предпосылками эффективного конфликтологического анализа концептуальных технологических проблем являются деятельностный, системный и исторический подходы, реализуемые на различных уровнях развертывания социальных столкновений. Структурно-динамический анализ социального конфликта является неотъемлемым условием эффективного управления им. Структурная характеристика конфликта складывается из диагностики объекта и предмета противостояния; основных и неосновных (косвенных) участников конфликта; их силы, ранга, статуса, цивилизованных или нецивилизованных форм столкновения [18, с.129].

Динамический анализ социального конфликта предполагает рассмотрение процесса его изменения и развития на предконфликтной стадии (когда противоречия, ведущие к противостоянию, еще не осознаются участниками как базовые, требующие решения); на этапе открытого противоборства (когда причины столкновения осознаны участниками конфликтного противостояния как фундаментальные, требующие разрешения, по сути удовлетворения); в постконфликтный период (в случае некачественного устранения противоречий, связанных с удовлетворением потребностей и ожиданий конфликтующих сторон остается опасность возобновления конфликтных взаимоотношений).

Важнейшая задача руководителя любого ранга в рамках управления социальными конфликтами заключается в их объективном комплексном структурно-динамическом анализе в целях [18, с.135]:

- стимулирования и использования положительного, конструктивного потенциала противоборств;

- предотвращения их негативных, разрушительных последствий;

- ликвидации деструктивных, опасных для общественного развития конфликтов.

Таким образом, процесс управления конфликтом предполагает определенный способ достижения общественных целей, реализацию соответствующих социальных технологий – организационных способов решения общественных проблем, понимаемых как совокупность последовательных операций, методов, процедур, алгоритмов целенаправленного управленческого воздействия на противоборствующих оппонентов, реализацию намеченных планов (программ, проектов) для получения оптимального социального результата. В контексте управления социальными конфликтами особенно актуально использование управленческих технологий социальной диагностики, социального прогнозирования, программно-целевого проектирования, социального планирования, составляющих базу для межотраслевых, межтерриториальных антикризисных целевых программ, разрабатываемых и реализуемых на различных уровнях управления социальными конфликтами и социальными кризисами – общегосударственном, региональном, местном. В контексте изложенных подходов социальные конфликты и кризисы управляемы и могут выступать средством совершенствования всех типов социальных отношений.


Заключение

 

Конфликты в обществе можно подразделять одновременно и в зависимости от интересов вступивших в конфликт сторон, и от сфер общества, в которых они зарождаются и развиваются. Например, политическими можно называть и конфликты, появляющиеся в политике, и конфликты, возникшие по политическим мотивам. Аналогично называют экономическими как конфликты, развивающиеся в экономической сфере общества, так и обусловленные экономическими причинами. Все конфликты, существующие в обществе, по своей природе являются социальными, ибо они зарождаются и развиваются на социальной основе – между конкретными людьми или их различными формализованными или неформализованными совокупностями.

Понятие конфликт в эпоху средневековья означало процесс столкновения религиозных и светских учений. К ярким представителям этого времени относят флорентийского государственного деятеля Николло Макиавелли и мыслителя Эразма Роттердамского. Макиавелли конфликт рассматривался в виде постоянного и непрерывного состояния общества. В его понимании конфликт представляется источником и причиной. Он является в роли противоречивой и во многом порочной сущностью самого человека, стремящегося к материальному обогащению. Конфликт обладает не только разрушительной силой. Он также может быть и созидательным. Под конфликтом понимается реальная борьба между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон.

Социальный конфликт большинство ученых толкует как высшую стадию развития противоречия в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов. Это конфликты между социальными субъектами: индивидами, группами, организациями. Предметом изучения социологии конфликта могут быть причины и динамика социальных конфликтов, пути их разрешения и предупреждения. Определение основных видов социальных конфликтов зависит от того, что будет взято за основание классификации.

Все открытые и скрытые информационные воздействия направлены на достижение информационного превосходства над противником, что находит свое выражение в нанесении ему идеологического и морального ущерба. Объектом информационной агрессии является поведенческий стереотип, доступ к которому открывается через когнитивную сферу. Исходя из этого, необходимо признать, что изменение поведенческой структуры могут реализовать как краткосрочные планы, которые могут быть связаны с формированием общественного мнения по отношению к государственным деятелям или политическим событиям, так и решать более сложные задачи, которые возможно осуществить с помощью информационно-коммуникативных технологий. Если поведенческая структура формируется на когнитивном уровне, включая навыки и приемы мышления, то внесение любых изменений в когнитивную структуру общественного сознания на уровне целой страны, способно привести к непредсказуемым последствиям в поведенческом стереотипе населения. Любая социальная система поддается разрушению, если через когнитивный механизм меняется поведенческая структура, так как эти изменения способны парализовать системное управление.

Связь социальных конфликтов с разными интересами в обществе, социальным управлением и социальными институтами указывает на истоки возникновения социальных конфликтов – общественные отношения. Действительно, общественные отношения не существуют вне упорядочивающих их социальных институтов. В свою очередь, социальные институты, упорядочивая общественные отношения, выполняют функцию социального управления именно общественными отношениями. Институциональное же управление общественными отношениями, лишь частью которого, а не самостоятельным «ведомством», призваны быть специализированные органы управления в виде государственного управления и управления в фирмах/организациях, и есть управление разными интересами в обществе, поскольку в общественные отношения вступают люди с разными интересами.

Влияние информационных технологий в рамках современных конфликтов очень велико: любой политический конфликт следует рассматривать в информационном контексте; борьбу участников противостояния за власть всегда сопровождает информационная война, ведение которой не возможно без посреднических и передаточных функций СМИ, а также изготавливаемого и транслируемого ими контента. Возможности медиа могут использоваться участниками конфликта для оказания информационного давления на соперника, манипулирования общественным сознанием, формирования позитивного или негативного образа конфликта с помощью информационных кампаний.

Таким образом, процесс управления конфликтом предполагает определенный способ достижения общественных целей, реализацию соответствующих социальных технологий – организационных способов решения общественных проблем, понимаемых как совокупность последовательных операций, методов, процедур, алгоритмов целенаправленного управленческого воздействия на противоборствующих оппонентов, реализацию намеченных планов (программ, проектов) для получения оптимального социального результата.

В контексте управления социальными конфликтами особенно актуально использование управленческих технологий социальной диагностики, социального прогнозирования, программно-целевого проектирования, социального планирования, составляющих базу для межотраслевых, межтерриториальных антикризисных целевых программ, разрабатываемых и реализуемых на различных уровнях управления социальными конфликтами и социальными кризисами – общегосударственном, региональном, местном. В контексте изложенных подходов социальные конфликты и кризисы управляемы и могут выступать средством совершенствования всех типов социальных отношений.

 


Список использованной литературы:

 

1. Антонович, П.И. О сущности и содержании кибервойны // Военная мысль, 2018. - №7. С. 39-46.

2. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для ВУЗов. 5-е изд. – СПб.: Издво «Питер», 2013. – 276 с.

3. Гидденс, Э. Социология / при участии К. Бердсолл: пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2015.

4. Гриняев, С.Н. Война в четвертой сфере // Независимое военное обозрение, 2018. - №42. - С.

5. Гришина, Н. В. Г85 Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с.

6. Дарендорф, Р. Конфликтная модель общества // Природа конфликта современного общества: поиск путей выхода. М., 2018. С. 78.

7. Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.

8. Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт (политологический анализ): автореф. дис. … док. философ. наук. – Ростов-на-Дону, 1992. – 41 с.

9. Зиммель, Г. Избранные труды (серия «Сдвиг парадигмы»). - М., 2009. - 440 с.

10. Информационное общество и формирование новой эпистемологической парадигмы современной науки / В. Ю. Ивлев и др. М., 2018. - 129 с.

11. Кибанов, А.Я., Ворожейкин, И.Е., Захаров, Д.К., Коновалова, В.Г. Конфликтология: Учебник / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2014. – 301 с.

12. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учебник для студентов ВУЗов / Т.Н.Кильмашкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012 - 287с.

13. Киященко, Л. П. Личность как голограмма в трансдисциплинарной культуре // Вопросы философии, 2017. - № 11. - С. 58–68.

14. Козер, Л. Функции социального конфликта. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 205 с.

15. Колотуша, В. В. Пограничная сфера общества в условиях становления многополярного мира // Социально-гуманитарные знания, 2017. - № 5. - С. 280–288.

16. Комов, С.А. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории // Военная мысль, 2019. - №3. - С. 73.

17. Консультирование как технология урегулирования конфликтов в организации / науч. ред. А. С. Запесоцкий. — СПб.: СПбГУП, 2019. - 160 с.

18. Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Третьего Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов. Санкт-Петербург, 15–16 ноября 2019 г. - СПб.: Фонд развития конфликтологии, 2019. - 414 с.

19. Костюхин, А., Горбунов, Г. Информационные операции в планах командования ВС США // Зарубежное военное обозрение, 2018. - № 5. - С. 14.

20. Крынина, О.Ю. Дефиниции понятия «Информационная война» анализ российского и зарубежного опыта // Новые технологии, 2018. - № 3. - С. 68–70.

21. Крюков, Н.А., Крюкова, Т.В. Манипулятивные практики как деструктивный фактор стратегии устойчивого развития // Конфликтология, 2017. №1. - С. 11–19.

22. Магомедов, Г.М. Конфликты в организации: сущность и особенности // Фундаментальные исследования. – 2014. - № 8. – С. 233-239.

23. Майкова, В. П. Общественное сознание в условиях интеграции: учеб. пособие для подготовки к семинарским занятиям. М.: Спутник+, 2018. - 186 с.

24. Майкова, В. П., Молчан, Э. М. Духовность как фактор устойчивости социальных систем // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, 2017. - № 1. - С. 46–54.

25. Мириманова, М. С. Конфликтология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

26. Молчан, Э. М. Трансформация образовательной деятельности как социокультурный феномен // Методология в науке и образовании: материалы Всероссийской конференции университетов и академических институтов РАН. М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. - C. 210–212.

27. Национализм как угроза демократии и политической стабильности в современной России / В. А. Песоцкий и др. Новосибирск: НИПКиПРО, 2017. - 116 с.

28. Петрий, П. В. Общественный идеал как фактор модернизации России в условиях глобализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, 2017. - № 2. - С. 55–63.

29. Пирумов, В.С., Родионов, М.А. Некоторые аспекты информационной борьбы в военных конфликтах // Военная мысль, 2018. - № 5. - С. 44-47.

30. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р. URL: http://static.government.ru (дата обр.05.06.2020).

31. Савченко, Е. А. Антропокультурологическая парадигма: воспитание культурного человека. Ярославль: Канцлер, 2016. - 134 с.

32. Селиванова, В.В. К вопросу о природе конфликта в философском аспекте. Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА) Российская Федерация. - М., 2019. – С.58-64.

33. Скакунов, Э.И. Стратегия управления конфликтами // Юридическая конфликтология. Ч. III / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М.: Изд-во РАН, 2019. - С. 146.

34. Фельдман, Д.М. Политология конфликта: учеб. пособие. - М., 1997. - 287 с.

35. Черников, В. В. Оптимизация управления качеством обучения человека в среде современного социума. М.: Форма-Т, 2018. - 360 с.

36. Шарков, Ф.И., Сперанский, В.И. Общая конфликтология. М.: Дашков и К о, 2018. – 150 с.

37.  Щегулин, А.В. Управление трудовыми конфликтами как формой социально-трудовых отношений в организациях рекламной сферы: дис. … канд. экон. наук. – М., 2016. – 276 с.

38. Яценко, В. Поведение человека в производственных конфликтах // Менеджер по персоналу. – 2011. – С. 11-14.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.025 с.)