ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – филиал РАНХиГС

 

Факультет:_управление________________________________________________________

Кафедра __ философии и политологии________________________________________

Направление подготовки / специальность: _38.03.02 менеджмент _________________

_____________________________________________________________________________

(код, наименование)

Направленность (профиль) / специализация: организация маркетинговой деятельности на предприятии                                                                     _ _____________________

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: _философия_____________________________________
на тему: «Социальные конфликты в XXI веке: причины, формы, способы разрешения                                                      »
   
    АВТОР
    Обучающийся(иеся) _1__ курса группы Мб-311__
    _очной________________ формы обучения
   
    _____________ _Никитина Е.И._______________
    (подпись)                                  (фамилия, инициалы)
    _____________ _Нурмамедова Р.Я.____________ (подпись)                                  (фамилия, инициалы) _____________ _Шумилина Н.С. _____________ (подпись)                                  (фамилия, инициалы)
  РУКОВОДИТЕЛЬ
    _кандидат философских наук, доцент__________
    (ученая степень, ученое звание)
  оценка ____________________________________
  «_____» __________________ 20____ г.
  (дата защиты)
    _____________ _Веряскина А.Н.______________
    (подпись)                                  (фамилия, инициалы)

 

Нижний Новгород, 20 20_г.

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Понятие «социальный конфликт» и его эволюция в истории общественной мысли 6

1.1. Истоки формирования понятия «социальный конфликт». 6

1.2. Понятие «социальный конфликт» и традиции его анализ. 12

1.3. Современное состояние анализа содержания понятия «социальный конфликт» в отечественной литературе. 16

Глава 2. Трансформация социальных конфликтов в ходе информатизации общества 26

2.1. Информатизация как тенденция исторического движения цивилизации. 26

2.2. Информатизация и трансформация социальных конфликтов. 32

2.3. Информационная война как вид социального конфликта. 35

Глава 3. Проблема управления социальными конфликтами в условиях информатизации общества. 42

3.1. Технологии управления социальными конфликтами и их ограниченность 42

3.2. Требования к современной технологии управления социальным конфликтом 47

3.3. Перспективы развития технологии управления социальными конфликтами 51

Заключение. 53

Список использованной литературы: 57

 

 


Введение

 

Актуальность темы исследования. Социальный конфликт выступает неотъемлемым процессом человеческой истории. Во всех цивилизациях всегда существовали общественные противоречия, которые проявлялись посредством ожесточенных схваток различных сил. Они вели борьбу за приоритеты в принятии решений. В качестве участников этой борьбы выступают малые социальные группы, социальные классы, этнические общности, целые государства. Следовательно, этим подтверждена важная роль конфликтов в жизни отдельных людей, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом.

Россия, согласно итогам XX века, является бесспорным мировым лидером по людским потерям, являющимися результатами конфликтой. С процессом трансформации российского общества происходит усугубление ситуации конфликтирования в стране. Резко усилил действие конфликтогенных факторов абсолютно во всех жизненно важных сферах и социальных институтах российского общества переход от диктатуры к демократии. Согласно практическому опыту последних лет, происходит наглядная демонстрация обострения борьбы за статус и ресурсы, права и влияние самых разных социальных субъектов. Бескомпромиссными формами представляется противоборство конфликтующих сторон. Весь этот процесс оборачивается наличием насилия и крови, социальных взрывов и политических переворотов, внутренних расколов социальных образований. Все вышеперечисленное отражает актуальность темы исследования и делает вполне понятным обращение к проблеме происхождения, развертывания, регулирования и разрешения социальных конфликтов в обществе.

Исходя из этого, сформулированы объект, предмет, цели и задачи исследования.

Объект исследования – феномен социального конфликта.

Предмет исследования - система экономических, политических противоречий современной общественной жизни, выражающаяся в различных формах социальных конфликтов.

Цель исследования - анализ социальных конфликтов в контексте глобализации общественных отношений.

Задачи исследования:

- рассмотреть истоки формирования понятия «социальный конфликт»

- изучить понятие «социальный конфликт» и традиции его анализа;

- уточнить современное состояние анализа содержания понятия «социальный конфликт» в отечественной литературе;

- проанализировать процесс информатизации как тенденцию исторического движения цивилизации;

- охарактеризовать информатизацию и трансформацию социальных конфликтов;

- рассмотреть информационную войну как вид социального конфликта;

- выявить технологии управления социальными конфликтами и их ограниченность;

- рассмотреть требования к современной технологии управления социальным конфликтом;

- обозначить перспективы развития технологии управления социальными конфликтами.

Степень теоретической разработки проблемы. Целый ряд фундаментальных проблем теории конфликта рассматривается в контексте социальной философии. Первое место среди них занимает вопрос о природном единстве человеческого общества, второе — о его противоречиях.

Методологической основой рассмотрения проблем исследования явились методы системного анализа.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 


Требования к современной технологии управления социальным конфликтом

Пути выхода из кризиса находят отражение в социальных программах, в которых на основе социально-диагностического и организационно-управленческого анализа определяются соответствующие стратегии и механизмы. Стратегии управления конфликтными и кризисными процессами понимаются как ориентиры на победу в интересах большинства. Механизмы - рычаги управления - при этом включают анализ и диагностику конфликтных и кризисных проблем, определяющих цели, задачи, ресурсное обеспечение, среду развертывания противоборств, состав участников – все, что позволяет субъектам социального управления вывести управляемую систему из конфликтного или кризисного тупика и актуализировать ее позитивный потенциал на развитие. Социальный кризис не катастрофа, а разновидность стабильности, не апокалипсис, а переход в новое состояние.

Результаты кризиса во многом определяются качеством социального управления. Кризисы и конфликты во все времена - шанс, активирующий установки не столько на стабильность, сколько на социальное созидание, обновление и развитие. Теория управления социальными конфликтами – междисциплинарная область знания, изучающая объективные закономерности возникновения, развертывания, профилактики, разрешения и урегулирования противоборств больших и малых социальных групп. Предпосылки возникновения науки и практики управления социальными конфликтами составляют [6, с.78]:

- концептуальные позиции древнекитайской философии (конфуцианство, даосизм, легизм, моизм, школа имен);

- методологические подходы древнегреческой философии («семь мудрецов», Эмпедокл, Анаксагор, Анаксимандр, Гераклит Эфесский, Эпикур, Геродот, Платон, Аристотель, Цицерон и др.);

- ценности традиционных национальных и мировых религий (буддизм, христианство, ислам);

- трактаты мыслителей средневековья (Аврелий Августин Гиппонский Блаженный, Фома Аквинский);

- труды ученых Нового времени (Никколо Макиавелли, Жан-Жак, Руссо, Томас Гоббс, Адам Смит, Джон Локк, Шарль-Луи де Секонда Монтескье, Огюст Конт, Г. Спенсер, Георг Гегель и др.);

- марксистская (К. Маркс и др.) и постмарксистская социальные философии (Макс Вебер, Георг Зиммель Эмиль Дюркгейм и др.);

- современные научные школы управления (научное управление; «человеческие отношения»;

- структурно-функциональный анализ;

- конфликтная модель развития общества;

- психоанализ;

- аналитическая психология;

- трансактный анализ;

- математическая школа;

- отечественная школа конфликтологии и др.), определяющие методологические подходы современной науки и практики управления социальными конфликтами.

Принципиальная теоретическая и практическая позиция состоит в том, что социальные конфликты управляемы. Управление социальным конфликтом в науке рассматривается как процесс целенаправленного, осознанного, волевого воздействия субъектов социального управления на предмет, объект и причины конфликта, направленного на изменение характера противостояния в целом или в частных проявлениях, нередко оформленного в виде социального акта (официального документа), имеющего директивный, обязательный для выполнения характер. Понятие «управление конфликтом» используется в науке и практике широком и узком смыслах.

Управление конфликтом в узком смысле подразумевает учет субъективных моментов, нередко определяющих возможности и способы противодействия конфликту. Как правило, оно сводится к принятию мер по обеспечению диалога, организации переговорного процесса противоборствующих сторон в целях смягчения напряженности, вызванной возникающими непримиримыми противоречиями, стабилизации ситуации, недопущению конфронтации и насилия для достижения взаимовыгодных соглашений, достижения компромисса и согласия и др [8, с.19].

Управление конфликтом в широком смысле – это процесс целенаправленного воздействия субъектов социального управления на причины конфликта в целях осознанного изменения характера противостояния в целом или в частных проявлениях. Оно включает три основных элемента управленческого воздействия, распределенных по пространству развертывания (динамики) социального конфликта. Суть управления социальным конфликтом проявляется в необходимости и возможности его преобразования в процессе развертывания противоборства, что включает [12, с.98]:

– создание условий для предупреждения и предотвращения конфликта на латентной, предконфликтной стадии: изменение направленности противоборств, устранение или локализация конфликтогенных противоречий;

– разрешение возникшего противостояния на стадии открытого противоборства с использованием цивилизованных способов реализации переговоров и достижения консенсуса, компромисса путем нормирования, институционализации конфликтных взаимоотношений и др. (по существу, это не что иное, как удовлетворение потребностей конфликтующих сторон);

– регулирование постконфликтных синдромов после завершения конфликтного взаимодействия.

Управление конфликтом как элемент социального управления организованными системами рассматривается [17, с.72]:

– как деятельность, подразумевающая управленческое воздействие субъектов социального управления на его объекты, находящиеся в ситуации конфликтного взаимодействия;

– как функция управления, направленная на совершенствование управляемой противоборствующей системы или ее перевод в желаемое состояние, призванное сохранять структурную и функциональную определенность объекта управления, поддерживать стабильный режим его деятельности для достижения социальных целей;

– как процесс, представляющий собой комплекс взаимосвязанных и осуществляемых в определенном порядке алгоритмов управленческих действий и отношений в контексте динамики развертывания противоборства, направленных на реализацию задач, которые связаны с профилактикой, разрешением и урегулированием столкновения, и включающий его технологические характеристики, реализуемые на различных этапах развертывания конфликта.

 

Заключение

 

Конфликты в обществе можно подразделять одновременно и в зависимости от интересов вступивших в конфликт сторон, и от сфер общества, в которых они зарождаются и развиваются. Например, политическими можно называть и конфликты, появляющиеся в политике, и конфликты, возникшие по политическим мотивам. Аналогично называют экономическими как конфликты, развивающиеся в экономической сфере общества, так и обусловленные экономическими причинами. Все конфликты, существующие в обществе, по своей природе являются социальными, ибо они зарождаются и развиваются на социальной основе – между конкретными людьми или их различными формализованными или неформализованными совокупностями.

Понятие конфликт в эпоху средневековья означало процесс столкновения религиозных и светских учений. К ярким представителям этого времени относят флорентийского государственного деятеля Николло Макиавелли и мыслителя Эразма Роттердамского. Макиавелли конфликт рассматривался в виде постоянного и непрерывного состояния общества. В его понимании конфликт представляется источником и причиной. Он является в роли противоречивой и во многом порочной сущностью самого человека, стремящегося к материальному обогащению. Конфликт обладает не только разрушительной силой. Он также может быть и созидательным. Под конфликтом понимается реальная борьба между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон.

Социальный конфликт большинство ученых толкует как высшую стадию развития противоречия в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов. Это конфликты между социальными субъектами: индивидами, группами, организациями. Предметом изучения социологии конфликта могут быть причины и динамика социальных конфликтов, пути их разрешения и предупреждения. Определение основных видов социальных конфликтов зависит от того, что будет взято за основание классификации.

Все открытые и скрытые информационные воздействия направлены на достижение информационного превосходства над противником, что находит свое выражение в нанесении ему идеологического и морального ущерба. Объектом информационной агрессии является поведенческий стереотип, доступ к которому открывается через когнитивную сферу. Исходя из этого, необходимо признать, что изменение поведенческой структуры могут реализовать как краткосрочные планы, которые могут быть связаны с формированием общественного мнения по отношению к государственным деятелям или политическим событиям, так и решать более сложные задачи, которые возможно осуществить с помощью информационно-коммуникативных технологий. Если поведенческая структура формируется на когнитивном уровне, включая навыки и приемы мышления, то внесение любых изменений в когнитивную структуру общественного сознания на уровне целой страны, способно привести к непредсказуемым последствиям в поведенческом стереотипе населения. Любая социальная система поддается разрушению, если через когнитивный механизм меняется поведенческая структура, так как эти изменения способны парализовать системное управление.

Связь социальных конфликтов с разными интересами в обществе, социальным управлением и социальными институтами указывает на истоки возникновения социальных конфликтов – общественные отношения. Действительно, общественные отношения не существуют вне упорядочивающих их социальных институтов. В свою очередь, социальные институты, упорядочивая общественные отношения, выполняют функцию социального управления именно общественными отношениями. Институциональное же управление общественными отношениями, лишь частью которого, а не самостоятельным «ведомством», призваны быть специализированные органы управления в виде государственного управления и управления в фирмах/организациях, и есть управление разными интересами в обществе, поскольку в общественные отношения вступают люди с разными интересами.

Влияние информационных технологий в рамках современных конфликтов очень велико: любой политический конфликт следует рассматривать в информационном контексте; борьбу участников противостояния за власть всегда сопровождает информационная война, ведение которой не возможно без посреднических и передаточных функций СМИ, а также изготавливаемого и транслируемого ими контента. Возможности медиа могут использоваться участниками конфликта для оказания информационного давления на соперника, манипулирования общественным сознанием, формирования позитивного или негативного образа конфликта с помощью информационных кампаний.

Таким образом, процесс управления конфликтом предполагает определенный способ достижения общественных целей, реализацию соответствующих социальных технологий – организационных способов решения общественных проблем, понимаемых как совокупность последовательных операций, методов, процедур, алгоритмов целенаправленного управленческого воздействия на противоборствующих оппонентов, реализацию намеченных планов (программ, проектов) для получения оптимального социального результата.

В контексте управления социальными конфликтами особенно актуально использование управленческих технологий социальной диагностики, социального прогнозирования, программно-целевого проектирования, социального планирования, составляющих базу для межотраслевых, межтерриториальных антикризисных целевых программ, разрабатываемых и реализуемых на различных уровнях управления социальными конфликтами и социальными кризисами – общегосударственном, региональном, местном. В контексте изложенных подходов социальные конфликты и кризисы управляемы и могут выступать средством совершенствования всех типов социальных отношений.

 


Список использованной литературы:

 

1. Антонович, П.И. О сущности и содержании кибервойны // Военная мысль, 2018. - №7. С. 39-46.

2. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для ВУЗов. 5-е изд. – СПб.: Издво «Питер», 2013. – 276 с.

3. Гидденс, Э. Социология / при участии К. Бердсолл: пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2015.

4. Гриняев, С.Н. Война в четвертой сфере // Независимое военное обозрение, 2018. - №42. - С.

5. Гришина, Н. В. Г85 Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с.

6. Дарендорф, Р. Конфликтная модель общества // Природа конфликта современного общества: поиск путей выхода. М., 2018. С. 78.

7. Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.

8. Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт (политологический анализ): автореф. дис. … док. философ. наук. – Ростов-на-Дону, 1992. – 41 с.

9. Зиммель, Г. Избранные труды (серия «Сдвиг парадигмы»). - М., 2009. - 440 с.

10. Информационное общество и формирование новой эпистемологической парадигмы современной науки / В. Ю. Ивлев и др. М., 2018. - 129 с.

11. Кибанов, А.Я., Ворожейкин, И.Е., Захаров, Д.К., Коновалова, В.Г. Конфликтология: Учебник / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2014. – 301 с.

12. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учебник для студентов ВУЗов / Т.Н.Кильмашкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012 - 287с.

13. Киященко, Л. П. Личность как голограмма в трансдисциплинарной культуре // Вопросы философии, 2017. - № 11. - С. 58–68.

14. Козер, Л. Функции социального конфликта. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 205 с.

15. Колотуша, В. В. Пограничная сфера общества в условиях становления многополярного мира // Социально-гуманитарные знания, 2017. - № 5. - С. 280–288.

16. Комов, С.А. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории // Военная мысль, 2019. - №3. - С. 73.

17. Консультирование как технология урегулирования конфликтов в организации / науч. ред. А. С. Запесоцкий. — СПб. : СПбГУП, 2019. - 160 с.

18. Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Третьего Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов. Санкт-Петербург, 15–16 ноября 2019 г. - СПб.: Фонд развития конфликтологии, 2019. - 414 с.

19. Костюхин, А., Горбунов, Г. Информационные операции в планах командования ВС США // Зарубежное военное обозрение, 2018. - № 5. - С. 14.

20. Крынина, О.Ю. Дефиниции понятия «Информационная война» анализ российского и зарубежного опыта // Новые технологии, 2018. - № 3. - С. 68–70.

21. Крюков, Н.А., Крюкова, Т.В. Манипулятивные практики как деструктивный фактор стратегии устойчивого развития // Конфликтология, 2017. №1. - С. 11–19.

22. Магомедов, Г.М. Конфликты в организации: сущность и особенности // Фундаментальные исследования. – 2014. - № 8. – С. 233-239.

23. Майкова, В. П. Общественное сознание в условиях интеграции: учеб. пособие для подготовки к семинарским занятиям. М.: Спутник+, 2018. - 186 с.

24. Майкова, В. П., Молчан, Э. М. Духовность как фактор устойчивости социальных систем // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, 2017. - № 1. - С. 46–54.

25. Мириманова, М. С. Конфликтология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

26. Молчан, Э. М. Трансформация образовательной деятельности как социокультурный феномен // Методология в науке и образовании: материалы Всероссийской конференции университетов и академических институтов РАН. М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. - C. 210–212.

27. Национализм как угроза демократии и политической стабильности в современной России / В. А. Песоцкий и др. Новосибирск: НИПКиПРО, 2017. - 116 с.

28. Петрий, П. В. Общественный идеал как фактор модернизации России в условиях глобализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, 2017. - № 2. - С. 55–63.

29. Пирумов, В.С., Родионов, М.А. Некоторые аспекты информационной борьбы в военных конфликтах // Военная мысль, 2018. - № 5. - С. 44-47.

30. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р. URL: http://static.government.ru (дата обр.05.06.2020).

31. Савченко, Е. А. Антропокультурологическая парадигма: воспитание культурного человека. Ярославль: Канцлер, 2016. - 134 с.

32. Селиванова, В.В. К вопросу о природе конфликта в философском аспекте. Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА) Российская Федерация. - М., 2019. – С.58-64.

33. Скакунов, Э.И. Стратегия управления конфликтами // Юридическая конфликтология. Ч. III / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М.: Изд-во РАН, 2019. - С. 146.

34. Фельдман, Д.М. Политология конфликта: учеб. пособие. - М., 1997. - 287 с.

35. Черников, В. В. Оптимизация управления качеством обучения человека в среде современного социума. М.: Форма-Т, 2018. - 360 с.

36. Шарков, Ф.И., Сперанский, В.И. Общая конфликтология. М.: Дашков и К о, 2018. – 150 с.

37.  Щегулин, А.В. Управление трудовыми конфликтами как формой социально-трудовых отношений в организациях рекламной сферы: дис. … канд. экон. наук. – М., 2016. – 276 с.

38. Яценко, В. Поведение человека в производственных конфликтах // Менеджер по персоналу. – 2011. – С. 11-14.

 

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.38.244 (0.047 с.)