Истоки формирования понятия «социальный конфликт» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки формирования понятия «социальный конфликт»



Историческое развитие человечества нельзя представить без столкновений и различных войн. Конфликты сопровождают человечество на протяжении всей истории. Различные противоречия и столкновения можно проследить даже в первобытном обществе конфликты. Понятие конфликт происходит от лат. conflictus «столкновение, удар; борьба». Конфликты являются неотъемлемой частью человеческой истории.

Первые упоминания о конфликтах встречаются во многих дошедших до нас памятниках литературного искусства. В Китае изучение конфликта зародилось в VII-VI вв. до н. э. Китайские философы полагали, что процесс развития всего живого заключен именно в борьбе противоположностей. Основоположником явился Конфуций. Он утверждал в своих изречениях, что злобу и заносчивость, а, следовательно, и наличие конфликтов, способны порождать неравенство и несхожесть людей. Он утверждал, что необходимо улучшать нравы, устраняя пороки, избегая ссор. Важно добиваться достижения того, чтобы «тяжбы не велись». Конфуций, обладая несомненными достоинствами, был «ласков, добр, почтителен, бережлив и уступчив», утверждали его многочисленные учеников. Ему были чужды ряд недостатков: себялюбие, склонность к домыслам, излишняя категоричность, упрямство [2, с.55].

По мнению китайских мыслителей, источником развития всего существующего являются взаимоотношения присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон. Они находятся в постоянном противоборстве и приводят к конфронтации их носителей. Согласно древней мудрости Китая, двузначными являются каждая вещь и ситуация, каждое явление и чувство. Это означает, что они обладают двумя полюсами. Свойства их являются противоположными. В роли примеров можно привести мир и войну, день и ночь огонь и воду, мужчину и женщину.

Древнегреческими философами наряду с китайскими мыслителями, предпринимались первые попытки рационального осмысления природы социального конфликта. Согласно суждению древнегреческого философа Гераклита о природе мироздания,  все подвержено вечному круговороту и взаимопревращению. Исключением не являются нормы человеческого общения. В мире все рождается через вражду и распри. Единственным всеобщим законом, царящим в космосе, служит «война – отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим – людьми, одних она сделала рабами, других – свободными». Это слова Гераклита. Они представляются одной из первых попыток рационального обоснования позитивной роли борьбы в процессе общественного развития. Конфликты здесь предстают в роли атрибута общественной жизни, непременным и важным условием общественного развития.

Внимание конфликтам уделяли и такие выдающиеся умы античности, как Аристотель и Платон. Они полагали, что человек по природе своей является существом общественным. Отдельный человек представляется лишь частью более широкого целого – общества. Способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми придает человеку заложенное в нем начало. Склонность к вражде, ненависти и насилию при этом являлось не исключением. Согласно суждений Аристотеля, источниками распрей служит неравенство людей согласно обладания имуществом и получения почестей. Также к данным источникам относят наглость, страх, пренебрежения, происки, несходство характеров, чрезмерное возвышение одних и унижении других [2, с.63].

Понятие конфликт в эпоху средневековья означало процесс столкновения религиозных и светских учений. К ярким представителям этого времени относят флорентийского государственного деятеля Николло Макиавелли и мыслителя Эразма Роттердамского. Макиавелли конфликт рассматривался в виде постоянного и непрерывного состояния общества. В его понимании конфликт представляется источником и причиной. Он является в роли противоречивой и во многом порочной сущностью самого человека, стремящегося к материальному обогащению. Конфликт обладает не только разрушительной силой. Он также может быть и созидательным.

Другим видным средневековым мыслителем Эразмом Роттердамским, природа конфликта рассматривается немного в ином ракурсе. Он указывает на наличие у него собственной логики развития. Он считал, что по мере разрастания конфликтной ситуации, в процесс противоборства вовлекаются все новые люди, страны и государства. К основной причине войны, как правило, относится наличие корыстных целей и желаний правителей и властных структур. Они обладают стремление к укреплению своей власти и могущества посредством нарушений согласий между народами.

Основываясь на теории естественного отбора английского ученого Ч.Дарвина, сформирована концепция о том, что процессы существования и развития на земле приходят к непрерывным конфликтам на определенной территории за выживание. Представителями Нового времени рассуждения о природе конфликта выявлены достаточно в большом количестве. Социальные конфликты в обществе становятся наиболее острыми. К представителям этого времени относят таким мыслителей, как Ф.Бэкон и Т.Гоббс, Ж.-Ж. Руссо и И.Кант, Г.В.Ф.Гегель и К. Маркс, Вл. Соловьев и Н.Бердяев [6, с.78].

Карла Маркса по праву следует выделить как одного из первых исследователей, который обратил внимание, что в основе общественной жизни лежит конфликт. Более того, в работах Карла Маркса конфликтные отношения рассматривались в роли движущей силы истории. Маркс, тем самым, положил начало новой парадигме в социологии и философии, которая явилась парадигмой конфликта. Она рассматривала общественное взаимодействие в роли проявления конфликта между различными социальными силами. Таким образом, Маркс явился основателем одного из ведущих направлений социологии конфликта и философия конфликта. Они в жизнедеятельности общества признают главенствующую роль социальных противоречий и конфликтов. Конфликты по Марксу свойственны всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре.

Английским философом Френсисом Бэконом конфликт рассматривался в роли социального понятия,  выделяя материальные, политические и психологические условия возникновения социальных потрясений, которые приводят к конфликтам. Пороки самой социальной организации, заблуждения и предрассудки людей, а также частную собственность относит Ж.-Ж.Руссо в качестве причин социальных конфликтов. Оппонентом Ж.Ж.Руссо выступил Иммануил Кант. По его мнению, люди не могут жить в мире по собственной воле и инициативе. Войны представляются неотъемлемой частью человеческого существования. Однако, Кант признавал, что процесс установления мира, «общественного договора», возможен, и он должен быть установлен.

В своем последующем развитии теория конфликта постоянно опирается на исходные идеи о природе конфликта, которые были высказаны выдающимися мыслителями древности, Средневековья и Нового времени. Так, современная конфликтология, при использовании этих идей классической философии, придерживается двух основных концепций человеческой природы. По мнению ряда ученых, которые руководствуются идеями Руссо и Маркса, человек является существом рациональным. Возникающие всплески агрессии и жестокости происходят в свете вынужденной реакции на наличие жизненных обстоятельств. Согласно их мнения, процесс формирование человеческого сознания и психики происходит на протяжении всей жизни посредством влияния конкретных социальных условий. Они считают, что процесс совершенствования социальных институтов способен привести к уничтожению конфликтов и войн.

Другие философы считают, что существует изначальная иррациональная природа человека. Для него насилие и агрессия служат природными и естественными. Согласно установкам Т.Гоббса, которые были развиты в трудах Ф.Ницше и 3.Фрейда, сторонниками этой концепции рассматривается наличие агрессивных проявлений в поведении человека не в роли патологий и отклонений в его природе, а как естественное состояние, которое диктуется его природой. Согласно их мнению, это является причиной возвращения человечества к войнам, в стремлении к вечному и последнему миру.

Учение о конфликте Г. Зиммеля представляет большой интерес. Оно сформулировано в виде «конфликтного функционализма», которого большинство современных исследователей называют основателем теоретической конфликтологии. Согласно утверждению  Зиммеля, конфликт в обществе является неизбежным и неотвратимым. На это, в первую очередь, оказывает влияние сложная структура общества. Она представляется ему сложными неразрывно взаимосвязанными процессами ассоциации и диссоциации ее элементов. Конфликт, в результате, является естественной составляющей данных процессов. И, как правило, приводит к разрушению системы или социальным изменениям [9, с.39].

Учение немецкого исследователя Р. Дарендорфа «диалектическая теория конфликта» имеет огромное значение для современной конфликтологической теории [6, с.78]. К особенностям протекания конфликта ученый относит зависимость отношения и принадлежности к власти и авторитету различных ролевых подгрупп и личностей. Социальная организация любого уровня относительно учений Р. Дарендорф, начинается от представителей малой социальной группы до всего общества в целом. Она получила название «императивно координированной ассоциации». Р. Дарендорф является последователем учения К. Маркса, как и Г. Зиммель. С точки зрения отдельных его сегментов к пониманию конфликта подходят более современные исследователи. Так, Д. Майерс определяет конфликт в виде «воспринимаемой несовместимости действий или целей».

По утверждению Н.В. Гришиной, «конфликт выступает как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленное на определение противоречия». А.Г. Здравомыслов вводит в структуру и широкое понимание конфликта, приходя к очень простому и в то же время фундаментальному теоретическому обоснованию: «Прежде всего, понимание конфликта связано с пониманием природы конфликта самого человека. Человек? Что это такое? И в чем состоит его собственная природа?» [5, с.60].

Рассуждая о сущности конфликта, а в целом и противоречий, приходим к понимаю того, что объяснением, с которого необходимо системно изучать конфликт и конфликтность вообще, является человек. Конфликт многими учеными расссматривается в широком смысле этого слова. По мнению Т.Н. Кильмашкиной, «под конфликтом следует понимать наиболее острый вид проявления противоречий, сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами субъектов по отношению друг к другу».  Некоторые исследовали считают, что противоречия могут быть уже имеющимися или только предполагаемыми, существуют в действительности или только в ощущениях – в любом случае они охватываются аналитическим пространством.

Под конфликтом понимается реальная борьба между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон. Д.М. Фельдман, специализирующийся на политических конфликтах, предлагает понимать конфликт «как противоборство тех или иных социальных групп, общностей, государств и т.д. в стремлении к реализации их сталкивающихся интересов».

А.В. Дмитриевым конфликт определяется как «проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. Иными словами, конфликт – это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение определенных интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции». Рядом исследователей определяется конфликт как взаимодействие, протекающее в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон [7, с.70].

Таким образом, конфликт представляется осознанной на уровне отдельного человека, социальной группы противоречивостью процесса взаимодействия и отношений, несовместимостью интересов, ценностных ориентаций и целей. Существует конфликт на уровне социально-культурной организации, то есть определенным образом установленного порядка. Конфликт имеет значение и подтверждает себя в качестве реального общественного конфликта только в той мере, в какой действующие лица, каждый со своей стороны, стремятся управлять областью своего взаимодействия. Конфликт является социальной формой самопроизводства общества. Он не связан с какой-либо одной сферой социальной действительности, он – повсюду и должен признаваться во всех областях общественной жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.01 с.)