Информатизация и трансформация социальных конфликтов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информатизация и трансформация социальных конфликтов



Начало XXI века знаменуется периодом кардинальных преобразований в самоорганизации социальных систем, связанных с переоценкой государственных и мировых ценностей, сменой вектора развития социальных систем, возникновением феноменов виртуальной реальности, кардинальным изменением сознания как эпицентра глобальных проблем целеполагающей и целереализующей силы, формирующей и определяющей будущее социальной реальности.

Говоря о современном национальном государстве, прежде всего, следует охарактеризовать различия между понятиями «государство-нация» (nation-state) и «национально-территориальное государство». Первое понятие возникло в Западной Европе, в странах, где сформировалась нация (Великобритания, Франция, Нидерланды, позднее Германия, Италия и др.), а также в странах с преимущественно англосаксонским населением в различных частях света (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия). Второе понятие значительно шире, оно охватывает все современные государства, входящие в ООН, многие из которых не являются государствами-нациями в полном и изначальном смысле слова [20, с.69].

Под названием «национально-территориальное государство» на деле нередко скрываются государственные образования разной природы, в которых нация и государство-нация по разным причинам не сформированы. В частности, это обусловливается фундаментальным различием «генетики» классических западноевропейских государств-наций, с одной стороны, и, с другой – национально-территориальных государств, континуум которых ко второй половине ХХ в. покрывал всю (за исключением Антарктиды) Землю. Первые возникли как социально-политические структуры, оформляющие относительно автономные «внутренние рынки» соответствующих полиэтнических сообществ, защищенные на начальных этапах абсолютистской властью и вписанные в развитую систему международного рынка. Для них эта условная «обособленность» внутреннего рынка стала решающим фактором стремительной трансформации исходного полиэтнического сообщества в этнически однородное. Достигалось это в период активного нациестроительства властным принуждением к единству языка, конфессии, истории и культуры. Но к началу ХХ в. возможности такого пути нациестроительства оказались в основном исчерпанными [20, с.69].

Миновав полосу глубочайшего кризиса и двух мировых войн, мир пришел к иному решению, когда все этно- и социокультурное многообразие незападных сообществ (большинство которых получило возможность политического самоопределения в ходе распада разного рода западных и незападных империй) удалось «упаковать» в институциональную оболочку национально-территориального государства. Иными словами, национально-территориальное государство стало рамочным условием легитимации любого претендента на членство в международном сообществе современных государств.

Далеко не все национально-территориальные государства сумели сформировать содержательное наполнение этой «рамки», соответствующее идеальному типу государства-нации, политически консолидирующего общество национально-государственного начала. Этим обстоятельством обусловлены многие внутренние дисфункции современного государства, вплоть до проявлений государственной несостоятельности.

В современном мире существуют многочисленные и разнообразные внутренние и внешние вызовы, с которыми сталкивается классическое национальное государство, в том числе в развитых странах Запада. К числу этих вызовов относятся глобализация и регионализация, социальное расслоение и политическая поляризация, изменение ценностей, раскол общества и раскол политических элит, размывание национальной идентичности и другие дисфункции политической консолидации в рамках национального государства; этнополитические конфликты, сепаратизм, массовая инокультурная миграция и миграционный кризис. Кроме того, национальное государство сталкивается с изменением или деградацией многих социальных и политических институтов, появлением новых, конкурирующих с национальным государством политических субъектов и акторов, падением эффективности управления, последствиями технологических, экономических и политических сдвигов.

В целом на процессы трансформации национального государства решающее влияние оказывает усиливающийся в последние десятилетия кризис миропорядка, обусловленный изменением баланса сил в мире и формированием новых политических и экономических региональных союзов. Однако эта общая констатация нуждается в конкретизации и выявлении наиболее важных факторов, определяющих значение, роль и функции национального государства в современном мире. Обозначим основные, на наш взгляд, факторы изменения функций национального государства в условиях перехода к полицентричному мировому порядку. Во-первых, это глобальные демографические, экономические и социальные сдвиги, происходящие в современном мире, постепенное усиление роли незападных стран (стран Азии, Африки, Латинской Америки) [21, с.18].

Важно подчеркнуть, что в незападных странах (в том числе в Китае, Индии, странах Ближнего Востока), в отличие от стран Запада, государство-нация, как правило, не сформировалось, и внутри имитационных форм национального государства функционируют различные неоимперские, клановые, племенные, общинные и другие социальные и политические образования. Попытки сформировать государство-нацию по западному образцу в странах Азии, Африки и Латинской Америки за редким исключением оканчивались и продолжают оканчиваться неудачей в силу совершенно иной по сравнению с Западом истории, культуры, социальной и политической структуры общества. Рамочные институты и процедуры национально-территориального государства здесь, как правило, наполняются специфическим автохтонным содержанием, более соответствующим культурно-цивилизационной основе последних, цементирующей общество. К тому же во многих случаях национально-территориальные государства на этих континентах оформились в результате делимитации и демаркации подконтрольных европейским державам территорий в ходе строительства ими своих колониальных систем и в последующем процессе деколонизации [22, с.234].

В итоге нарастает конкуренция внутри западных стран за ресурсы развития – финансовые, технологические, интеллектуальные, символические, за квалифицированную рабочую силу и пр. Подобная конкуренция прослеживается, в частности, в практиках сецессии и сепаратизма в странах ЕС, которые захватывают отнюдь не самые отсталые, а, напротив, их наиболее развитые и богатые регионы. Своеобразным признаком миграционного кризиса и противоречий внутри ЕС является Брекзит, вызвавший раскол и в британском обществе, и в британской политической элите. Однако Брекзит и связанные с ним проблемы Соединенного Королевства, в частности угроза раскола британского общества, усиления сепаратизма и деградации политических институтов, – лишь наиболее очевидные и ощутимые симптомы роста евроскептицизма.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.015 с.)