Проблема человека в философии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема человека в философии



 Что было характерным при рассмотрении проблемы человека для ранних греческих натурфилософов?

Чем отличаются термины «природа человека» и «сущность человека»?

В чем состоял антропологический поворот в философии, совершенный софистами и Сократом?

В чем состояло дуалистическое понимание человека Платоном?

В чем заключается различие между пониманием человека Платоном и Аристотелем?

Укажите три основных принципа поведения киников

К чему должен стремиться мудрец согласно эпикурейцам?

Что было характерным для средневекового понимания человека?

Почему этику И. Канта можно назвать «моралью долга»?

Как понимают человека в марксисткой философии?

Что является главным в подходе экзистенциалистов к проблеме человека?

В чем состоит «феномен массы»?

Свобода и необходимость

Как понимал проблему свободы Демокрит?

В чем разница в понимании проблемы свободы эпикурейцами и стоиками?

Как решалась проблема свободы в средневековой философии?

Как понимал свободу Б. Спиноза?

Как решал проблему свободы И. Кант?

Почему, согласно Г.В.Ф. Гегелю история – это прогресс в осознании свободы?

Как следует понимать принцип экзистенциалистов: человек – это проект?

 

Общество и его структура

Какие четыре основные сферы жизни общества выделяют в современной философии?

Из каких составляющих образуется экономическая сфера?

Что включает в себя политическая сфера жизни общества?

Что было характерным для понимания общества античными философами?

На основании чего Платон выделял три сословия в идеальном государстве?

В чем отличия концепции государства у Платона и у Аристотеля?

Какую роль в оформлении идеи социума сыграло христианство?

Чем характеризуется социальная философия Нового времени (16-18 вв.)

Почему социальную философию Нового времени характеризуют, как социальный атомизм?

С чем связывают в марксистской философии образование наций?

Чем характеризуется этнос?

 

Как можно описать различие между формационным и цивилизационным подходами к философии истории?

Что такое общественно-экономическая формация?

С чем связывали прогресс в развитии общества мыслители эпохи просвещения?

Каков механизм смены общественно-экономических формаций?

Почему формационный подход нельзя считать достаточным для понимания исторических процессов?

Что такое цивилизация, согласно А. Тойнби?

Каков «механизм» возникновения цивилизации по Тойнби?

Какие этапы проходят цивилизации, согласно А. Тойнби?

Чем отличаются три поколения цивизаций?

Почему некоторые философы полагают, что развитие науки и техники может привести к деградации культуры?

Чем характеризуется, так называемое, постиндустриальное общество?

Вариант контрольной работы.

1. Представьте краткие ответы на следующие вопросы:

2. Сформулируйте различие между пониманием проблемы бессмертия души Платоном и Аристотелем.

3. В чем заключался поведенческий принцип «апайдеусии» в философии киников?

4.  Какие части души выделял Аврелий Августин?

5. Что является харатерным для понимания человека в эпоху Ренессанса?

6. Чем характеризуется «человек массы»?

7. В чем состоит отличие в понимании человека в марксистской философии, с одной стороны и в философии Нового времени, с другой?

 

Вариант итогового компьютерного тестирования

1)Из представленного ниже списка укажите тех философов, которые рассматривают человека с позиций космоцентризма.

1. И. Кант

2. Р. Декарт

3. Гераклит

4. Анаксимандр

5. Ж.-П. Сартр

Ответ: 2 и 3.

 

2) Укажите, что из ниже перечисленного характерно для ранних греческих натурфилософов

1. осмысление природных процессов по аналогии с эстетическими и нравственными нормами

2. четкое разграничение мира природы и мира культуры

3. утверждение дуализма души и тела человека

4. учение о первородном грехе

5. учение об автономии воли человека

Ответ: 1.

 

3) Относительно вопроса о бессмертии души Аристотель придерживался следующего мнения (выберите из перечисленного):

1. Душа человека является бессмертной

2. Душа человека погибает вместе с телом

3. Бессмертной является лишь разумная часть души

 

Ответ: 3.

 

4) Укажите из перечисленного ниже, как называется этическая доктрина, согласно которой высшим благом признается счастье.

эвдемонизм

утилитаризм

гедонизм

волюнтаризм

оптимизм

Ответ: 1.

 

5) Укажите название античной философской школы, этическая доктрина которой может быть резюмирована следующим принципом: «Не знаю, но живу сообразно традиции, обычаю или здравому смыслу».

Ответ: скептики

 

6) Укажите, что согласно стоикам, является главным источником страданий или несчастий человека.

Ответ: аффекты или страсти

 

7) Относительно проблемы свободы воли Фома Аквинский придерживался следующей точки зрения…. (Выберите правильный ответ из перечисленных ниже.)

1. Воля человека свободна в той степени, в какой она движется к цели не внешними предметами, а самим Богом. Но Бог движет волю не необходимым образом.

2. Человек обладает свободой воли и потому может самостоятельно достичь спасения.

3. Воля абсолютно несвободна. Все в жизни человека, в том числе и спасение, изначально предопределено Богом.

4. Свобода воли – это разумное, понимающее подчинение космической необходимости.

Ответ: 1.

 

8) Укажите, кто из христианских мыслителей эпохи патристики написал свою «Исповедь», впервые осуществив в европейской философской литературе личностный самоанализ.

1. Иероним                 

2. Боэций             

3. Аврелий Августин            

4. Франсуа Рабле

5. Иоанн Дамаскин

6. Фома Аквинский

7. Пьер Абеляр

Ответ: 3.

 

9) Назовите эпоху, философские взгляды которой характеризуются следующие основными чертами: пантеизм, антропоцентризм, эстетизм, культ художника-творца.

Ответ: Возрождение и Ренессанс

 

10) Укажите, как понимает свободу человека Дж. Локк?

1. Свобода - это способность действовать сообразно с желанием или выбором.

2. Свобода - это познанная необходимость.

3. Свобода - это отсутствие внешних препятствий для действий людей.

4. Свобода – это возможность действовать сообразно с долгом.

Ответ: 1.

 

11) Укажите, какой поступок может быть назван безусловно моральным с точки зрения этического учения И. Канта.

1. Поступок, не противоречащий юридическим нормам

2. Поступок, совершенный из чувства симпатии (любви к ближнему)

3. Поступок, приносящий максимальную пользу наибольшему количеству людей

4. Поступок, обусловленный долгом

Ответ: 4

 

12) Укажите, что есть свобода согласно Гегелю?

1. Свобода – это субстанция духа.

2. Свобода – это возможность выбора между добром и злом.

3. Свобода – это пустое понятие, порожденное заблуждением человеческого разума.

4. Свобода – это сущность Мировой воли.

Ответ: 1.

 

13) Укажите, в чем суть процесса отчуждения по К. Марксу?

1. Отчуждение – это утрата человеком социальной сущности.

2. Отчуждение – это утрата человеком собственной индивидуальности.

3. Отчуждение – это утрата человеком свободы.

4. Отчуждение – это лишение человека основных гражданских прав.

Ответ: 1.

 

14) Укажите, чем является экзистенция, согласно К. Ясперсу.

Ответ: свобода

 

15) Какое философское направление полагает, что тревога, страх, заброшенность являются основными составляющими человеческого существования?

Ответ: экзистенциализм

 

16) Укажите, что из перечисленного входит в состав производительных сил.

1. субъект и предмет (объект) деятельности

2. средства деятельности

3. цели, мотивы и программы деятельности

4. отношения распределения продукта

5. система потребления продукта

Ответ: 1, 2, 3.

 

17) Как известно, К. Маркс выделил в истории общества пять общественно-экономических формаций. Это - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, коммунистическая и …. Укажите пропущенную в приведенном списке.

Ответ: капиталистическая

 

18) Укажите, что из перечисленного, по Тойнби, является атрибутивными признаками цивилизации?

1. письменность

2. город

3. монументальная архитектура

4. музыка

5. религиозные верования

6. наука

7. философия

8. Живопись

Ответ: 1, 2, 3.

 

19) Укажите, как называется конкретный вид общества в концепции «философии истории» А. Тойнби.

Ответ: цивилизация

 

20) Укажите, кто из перечисленных ниже философов считал, что цивилизованный образ жизни портит человека, а науки и искусства являются одним из основных источников человеческих бед.

1. Т. Гоббс

2. Дж. Локк

3. Ж.-Ж. Руссо

4. Б. Спиноза

5. Р. Декарт

Ответ: 3

 

Примерный перечень тем для рефератов

Мировая история: прогресс, регресс или цикл

Россия в мировой истории: дискуссия славянофилов и западников

Античный идеал мудреца и христианский образ святого: сравнительный анализ

Проблема человека в экзистенциализме

Информационное общество: миф или реальность?

Цивилизации в эпоху глобализации.

Современное общество: культура или цивилизация

Человек в мире информационных технологий

«Человеческий фактор» в эпоху наукоемких технологий

Формирование идеи исторического прогресса в эпоху Просвещения

Естественные, технические и гуманитарные науки – сходство и различие

Философия истории Г. Гегеля и ее критики

Возможна ли философия истории?

Человек: цель или средство?

Современная научная деятельность: поиск истины или инноваций?

Этика и информационные технологии.

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

а) основная литература:

1. Артемов В. М. Свобода и нравственность. М.: Канон+, 2007.

2. Аттали Ж. Карл Маркс. Мировой дух. М.: Молодая гвардия, 2008 .

3. Вебер А. История европейской философии / пер. со 2-го фр. изд. И. А. Линниченко, Вл. В. Подвысоцкого; под ред. и с предисл. А. А. Козлова .— Изд. 2-е .— М.: URSS: [Издательство ЛКИ], [2007]

4. Введение в философию: учебное пособие для высших учебных заведений / [авт. колл.: И. Т. Фролов [и др.]] .— Изд. 4-е, перераб. и доп .— М.: Республика, 2007 .

5. Гобозов И. А. Социальная философия: М.: Академический проект, 2007.

6. Горохов В. Г. Техника и культура. Возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX - начале XX столетия. (Сравнительный анализ). М.: Логос, 2010.

7. Горохов В. Г. Основы философии техники и технических наук. М.: Гардарики, 2007 .

8. Гринин, Л. Е. Философия, социология и теория истории. Опыт философско-социологического анализа некоторых общественных законов и построения теории всемирно-исторического процесса Изд. 4-е, стер .— М.: URSS: КомКнига, 2007.

9. Гулыга А. В. Гегель — Изд. 2-е, перераб. и доп.— М.: Молодая гвардия, 2008

10. Золотухина-Аболина, Е. В. Философская антропология M.; Ростов н/Д: ИКЦ "Март": Издательский центр "Март", 2006.

11. Ильин В. В. Философская антропология: учебное пособие. M.: Книжный Дом "Университет", 2006

12. Краткий философский словарь/ под ред. д-ра филос. наук А. П. Алексеева .— 2-е изд, перераб. и доп .— M.: Проспект: [ТК Велби], 2007 .—

13. Попкова Н. В. Философия техносферы. М.: URSS: Издательство ЛКИ, 2008.

14. Русская философия: энциклопедия / под общ. ред. М. А. Маслина. М.: Алгоритм, 2007

15. Социальная философия: Изд. 2-е, доп. и перераб .— СПб.: [ИД "Петрополис"], 2009

16. Хабермас Ю. Техника и наука как "идеология" / пер. с нем. М. Л. Хорькова под ред. О. В. Кильдюшова. М.: Издательская группа "Праксис", 2007

17. Хайдеггер М. Что такое метафизика? М.: Академический проект, 2007

18. Хрестоматия по западной философии / сост. Н. И. Фокина ; [под ред. В. И. Кириллова] .— М.: Проспект: ТК Велби, 2006.

19. Handbook of the Philosophy of Science: General Philosophy of Science: Focal Issues / Edited by Theo Kuipers, Elsevier, 2009.

20. Schmidtz, D. Brennan J. A Brief History of Liberty, Wiley-Blackwell, 2010.

 

b) Список изданий, содержащих классические работы по проблемам «Философской антропологии и социальной философии»

(используются при проведении семинарских занятий и подготовке рефератов)

21. Адорно Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. М., 1989.

22. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1960.

23. Вебер М. Наука как призвание // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

24. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.

25. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2000.

26. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.

27. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Сочинения. В 6 т. Т.6. М.: Мысль, 1966.

28. Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980.

29. Кант И. К вечному миру // Кант И. Сочинения. В 6 т. Т.6. М.: Мысль, 1966.

30. Лукреций Кар, Тит О природе вещей / пер. с латин. Ф. Петровского.— М.: Мир книги: Литература, 2006 .

31. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42.

32. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13.

33. Маркс К. П.В. Анненкову, 28 декабря 1846 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.27.

34. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология, раздел "Фейербах" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.3.

35. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

36. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М.: Издательство "Весь мир", 1997.

37. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.

38. Сартр Ж.П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988.

39. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / пер. с латин. и примеч. С. Ошерова. М.: Мир книги: Литература, 2006.

40. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.

41. Тоффлер О. Третья волна. М., 2000.

42. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 31-95.

43. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993.

44. Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо первое//Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1989. С. 38-56.

45. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего//Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1989. С. 147-161.

46. Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

47. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

с)  дополнительная литература:

48. Аль-Ани Н. М. Философия техники: очерки истории и теории: учебное пособие. СПб.: [б. и.], 2004 .— 184 с.

49. Аль-Ани Н.М., Быданов В.Е., Новолодская Т.А., Садовников В.Н., Смоленков В.Е. Очерки по истории философии / Под общей ред. В.Н Садовникова. СПб.: СПБГИТМО (ТУ), 2000. – 232 с.

50. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.

51. Бернал Дж. Наука и общество. М., 1962.

52. Бранский, В. П. Глобализация и синергетический историзм. Синергетическая теория глобализации. СПб.: Политехника, 2004.

53. Вильчек, В. М. Алгоритмы истории / В. М. Вильчек .— М.: Аспект Пресс, 2004.

54. Винер Н. Человек управляющий СПб.: Питер, 2001 .—

55. Гейзенберг В. Избранные философские работы: Шаги за горизонт. Часть и целое (Беседы вокруг атомной физики). СПб.: Наука, 2006 .—

56. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М., Политиздат, 1973.

57. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. 

58. Гуревич, П. С. Философия: учебник для психологов. М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института: Изд-во НПО "МОДЭК", 2004.

59. Гуревич П.С. Философия человека. Ч.1. М.: ИФ РАН, 1999.

60. Гуревич П.С. Философия человека. Ч.2. М.: ИФ РАН, 2001

61. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 2005 .

62. Канке В. А. История философии. Мыслители, концепции, открытия: учебное пособие [для вузов] / В. А. Канке .— М.: Логос, 2005.

63. Кастельс Э. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2001.

64. Келле В.Ж. Соотношение цивилизационного и формационного подходов к анализу исторического процесса // Цивилизации. Выпуск 2. М.: Наука, 1993.

65.Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история: Проблемы теории исторического процесса. М.: Политиздат, 1981.

66. Келле В.Ж. наука как компонент социальной системы. М., 1988.

67. Корольков, А. А. Духовная антропология / А. А. Корольков .— СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005 .

68. Лекции лауреатов премии Тьюринга за первые двадцать лет 1966-1985 /Под ред. Р. Эшенхёрста. М., «Мир», 1993.

69. Ленке Х. Размышления о современной технике. М., 1996.

70. Лунман Н. Реальность массмедиа. М., «Праксис», 2005.

71. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань», 1997. - http://anthropology.ru/ru/texts/markov/fantr.html

72. Моторина, Л. Е. Философская антропология. М.: Высшая школа, 2003 .

73. Новая постидустриальная волна на Западе. М., 1999.

74. Пигров, К. С. Социальная философия. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005 .

75. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М.: Феникс, Международный фонд "Культурная инициатива", 1992.

76. Проблема человека в западной философии. Отв. ред. П.С. Гуревич. М., 1988.

77. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальньными условиями от Античности до наших дней. — Изд. 5-е, стер .— M.: Академический Проект, 2006

78. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. М.: Политиздат, 1984.

79. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности . М.: Прогресс-Традиция , 2003.

80. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1982.

81. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

82. Физика в системе культуры. М., 1996.

83. Философия и методология науки /Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.

84. Феномен человека: Антология/ Сост. П.С. Гуревич. М., 1993.

85. Философия техники в ФРГ. М., 1989.

86. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. Фуко М. "Нужно защищать общество": курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975-1976 учебном году. СПб.: Наука, 2005.

87. Харт, К. Постмодернизм. М.: ГРАНД: ФАИР-ПРЕСС, 2006 .—

88. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология ХХ века. Антология. М., 1995.

89. Шульц П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию. Новосибирск: НГУ, 1996.

90. Ярошевский Тадеуш М. Личность и общество. М.: Прогресс, 1973.

 

d) программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы:

http://cde.ifmo.ru – Центр дистанционного обучения НИУ ИТМО.

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru

Электронная библиотека философского факультета СПбГУ http://philosophy.pu.ru/

Библиотека Института философии РАН http://iph.ras.ru

Библиотека философского факультета МГУ http://philos.msu.ru

Электронная полнотекстовая философская библиотека Ихтика http://ihtik.lib.ru/index.html

Кафедра философской антропологии СПбГУ - http://anthropology.ru/ru/index.html

 

 

 

 

 

            

 

           

    

 

 

           

 

 


[1] Стоит отметить, что подобное понимание соотношения души и тела чревато серьезными трудностями, если учитывать христианскую доктрину Воскресения.

[2] Обратим внимание, что структура души оказывается в чем-то подобной божественной Троице. Только, если три лица Бога образуют гармоничное единство, то способностям души у человека в его нынешнем, греховном состоянии присуще рассогласование. То воля желает неодобряемого разумом, то разум мешает направлять волю к Богу.

[3] См. напр.: Лосев А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре // Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: «Политическая литература», 1988. С.153 – 170.

[4] «Томизм» - философско-религиозная доктрина разработанная Фомой Аквинским (лат.- Thomas Aquinas) и его последователями. Римско-католическая церковь признает философию Аквината наиболее адекватным выражением христианской докрины, А папа Пий XI назвал Фому Аквинского «Вселенским доктором», а его учение – «доктриной церкви»

[5] В средневековой латыни объединение души и тела передавалось с помощью термина compositum – то, что сложно, не сводимо ни к одному из составляющих частей.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.024 с.)