Анализ производственной и организационной структуры организации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ производственной и организационной структуры организации



 

Далее рассмотрим организационную структуру Дирекции. В данной организации применяется линейно-функциональная организационная структура (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 – Организационная структура Дирекции

Более подробно организационная структура Дирекции представлена в Приложении А. Во главе Дирекции стоит начальник дирекции, действующий от имени ОАО «РЖД», второе лицо – первый заместитель начальника дирекции, еще в управлении дирекцией принимают руководящие решения главный инженер, заместитель начальника дирекции по экономике и финансам и заместитель начальника дирекции. Их полномочия определены приказом о распределении обязанностей, который обновляется по мере необходимых изменений трудовых функций [4]. Именно они принимают решения по стратегическому управлению организацией, занимаются общим руководством организации, отвечают за финансово экономические производственные и технологические направления деятельности, определяют направления развития предприятия.

Далее идет разделение на линейные-функциональные подразделения, которые выполняют основную производственную деятельность. Руководители и специалисты Органа управления Дирекции выполняют функции управления в масштабах всей организации, к ним можно отнести, например, сектор по управлению персоналом и социальным вопросам, юридический сектор, отдел бюджетирования и экономического анализа, финансовый сектор, производственно-технический отдел и т.д.

В связи с тем, что организация имеет довольно крупные масштабы, то, соответственно, происходит разветвление ее функционального аппарата.

Данная организационная структура выбрана исходя из того, что Дирекция средней величины (530 человек на начало 2020г.), и руководители Органа управления и подразделений выполняют в ней, часто повторяющиеся задачи. При этом требуется, чтобы функции были четко распределены по структурным единицам, и обеспечена рациональная и полная загрузка всех работников. Однако стоит отметить чрезвычайную загруженность высшего звена управления, так как все решения принимаются только с их согласия. Замедлению работы также способствует большое количество ступеней между высшим звеном и работником.

Данная организационная структура обладает рядом как положительных, так и негативных свойств. Рассмотрим некоторые из них:

а) наблюдается эффективная организация горизонтальных связей, т.е. каждый специалист или исполнитель может консультироваться или советоваться с коллегами по определенным вопросам;

б) широкие возможности для согласования одного решения по различным функциональным подразделениям. Сложный вопрос может быть рассмотрен с разных сторон, свое мнение могут высказать все сотрудники, владеющие необходимыми компетенциями;

в) координация деятельности не находится в руках одного человека, а поровну лежит на всех специалистах. Каждый специалист составляет собственный план, соответственно, каждый специалист координирует деятельность своих исполнителей самостоятельно, руководитель может только корректировать некоторые направления работы;

г) от руководителя организации требуется наличие глубоких и разносторонних знаний. В нашем случае руководитель помимо высшего образования в области экономики, проходил обучение по корпоративному направлению «Корпоративный лидер», «Корпоративный менеджмент», «Бережливое производство». Полученные знания, умения и навыки позволяют ему справляться с поставленными задачами на должном уровне.

Выделенные факты показывают, что функциональная организационная структура достаточно действенна в социальной сфере и часто применяется в организациях транспортной (железнодорожной) отрасли.

Что касается системы управления персоналом, то в Дирекции она децентрализованная [12, с. 72].

Функция управления персоналом закреплена за сектором по управлению персоналом и социальным вопросам, который входит в орган управления Дирекции. Указанное подразделение выполняет следующие задачи: определение основных направлений развития кадровой политики в соответствии со стратегией развития Дирекции, Филиала и ОАО «РЖД» (подбор, расстановка и учет кадров, управление персоналом с учетом профессионального уровня работников и их личностных качеств, координация работы по управлению персоналом и социальным вопросам в Дирекции).

Для выполнения поставных задач сектор в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1) Участвует в комплектовании Дирекции кадрами рабочих, руководителей и специалистов требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и профилем дирекции, изменяющимися внешними и внутренними условиями его деятельности;

2) Формирует резерв кадров для выдвижения на руководящие должности;

3) Организует проведение всех видов подготовки и повышения квалификации кадров;

4) Осуществляет работу по управлению социальными процессами в Дирекции, созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

5) Обеспечивает постоянное совершенствование процессов управления персоналом Дирекции на основе внедрения социально-экономических и социально-психологических методов управления, передовых технологий кадровой работы, создания и ведения банка данных персонала, стандартизации и унификации кадровой документации;

6) Участвует в организации проведения аттестации работников Дирекции, готовит ее методическое и информационное обеспечение, принимает участие в анализе результатов аттестации, осуществляет постоянный контроль за ходом выполнения решений аттестационной комиссии;

7) Формирует и ведет банк данных о количественном и качественном составе кадров;

8) Готовит приказы для руководства Дирекции по личному составу, другие документы по вопросам, касающимся деятельности Сектора.

9) Совместно с руководителями отделов органа управления Дирекции, Подразделений Дирекции участвует в разработке Положений о подразделениях Дирекции и должностных инструкций работников.

10) Оформляет справки о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников;

11) Осуществляет учет личного состава, прием, заполнение, хранение и выдачу трудовых книжек, ведет установленную документацию по кадрам;

12) Осуществляет подготовку в Филиал материалов на работников филиала для представления их к поощрениям, награждениям отраслевыми знаками отличия;

13) Участвует совместно с юридическим сектором и руководителями отделов Дирекции и Подразделений в подготовке приказов по привлечению работников к материальной и дисциплинарной ответственности;

14) Разрабатывает совместно с руководителями отделов Дирекции графики отпусков, ведет учет использования работниками отпусков, оформляет приказы по отпускам в соответствии с утвержденными графиками;

15) Осуществляет совместно с руководителями отделов органа управления Дирекции контроль за состоянием трудовой дисциплины и соблюдения работниками правил внутреннего трудового распорядка;

16) Разрабатывает мероприятия совместно с руководителями подразделений по укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести кадров, потерь рабочего времени;

17) Проводит анализ текучести кадров;

18) Осуществляет мероприятия по оформлению документов на выплату ветеранам и бывшим работникам Дирекции материальной помощи в соответствии с заключенными договорами с благотворительным фондом «Почет» и НПФ «Благосостояние», а также разовой материальной помощи;

19) Оформляет формы по трудовому стажу (СЗВК) для предоставления в государственный пенсионный фонд;

20) Принимает участие в рассмотрении жалоб и заявлений работников по вопросам приема, перемещения и увольнения, нарушения трудового законодательства;

21) Проводит работу по выявлению и устранению причин, порождающих жалобы работников как профессионального, так и личного характера;

22) Проводит работу по учету страховых свидетельств государственного пенсионного страхования работников Филиала и листов нетрудоспособности;

23) Формирует базу данных по учету участников и участников-вкладчиков из числа работников Филиала в НПФ «Благосостояние» и оформляет документы на начисление негосударственной пенсии;

24) Формирует пакеты документов для оформления полисов обязательного и добровольного медицинского страхования;

25) Проводит работу по ведению воинского учета, бронированию военнообязанных и призывников из числа работников Дирекции;

26) Осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы права, условий коллективного договора, трудовых договоров с работниками органа управления Дирекции и его обособленных структурных единиц;  

27) Участвует в решении социальных вопросов (обеспечение путевками в санатории, дома отдыха, проведение культурных и спортивных мероприятий и т.д.);

28) Проводит работу по сдаче и передаче на хранение в архив кадровой и иной документации по истечении установленных сроков текущего хранения.

Соответственно, взаимодействие кадровой системы происходит со всеми звеньями организационной структуры, так как кадровое делопроизводство охватывает все сферы деятельности. Помимо внутреннего взаимодействия, стоит отметить тесный контакт с центрами занятости, военкоматами, пенсионными фондами, фондами социального страхования.

Далее мы изучим финансово-экономические показатели деятельности Дирекции. Для подробного рассмотрения данной темы мы проанализируем основные экономические показатели деятельности Дирекции.

Для прослеживания динамики приведенных критериев мы взяли отчетную документацию организации и результаты анализа привели в таблице 1.1, представленной ниже.

 

Таблица 1.1 - Основные экономические показатели деятельности
Дирекции

 

Показатель, руб.

Период

Абсолютное изменение

Темп роста, %

2016 2017 2018 2016 / 2017 2017 / 2018 2016 / 2017 2017/ 2018
Чистая Прибыль, млн.руб.     4,915 5,429 5,630 0,514 0,201 110,5 103,7
Затраты на оплату труда, млн.руб. 272,282 269,825 278,113 -2,457 8,288 99,1 103,1
Отчисления на социальные нужды 22/25/30, млн.руб. 71,691 74,936 77,880 3,245 2,944 104,5 103,9
Средняя з\п в организации, руб. 35175 38026 41372 2,851 3,346 108,1 108,8
Затраты на материалы, млн.руб. 26,326 21,097 22,937 -5,229 1,840 80,1 108,7
Затраты на э/э, млн.руб. 6,750 5,283 5,402 -1,467 0,119 78,3 102,3
Прочие затраты, млн.руб. 86,769 76,577 94,034 -10,192 17,457 88,3 122,8

Продолжение таблицы 1.1

Прочие расходы, млн.руб. 64,561 57,406 55,664 -7,155 -1,742 88,9 97,0
Всего  расходов, млн.руб. 611,868 598,488 625,033 -13,380 26,545 97,8 104,4

 

Согласно изученным документам, прибыль Дирекции в основном достигнута в связи с реализацией товаров дочерним зависимым обществам (далее ДЗО) и сервисным компаниям [9].

В части материально-технического снабжения доходная часть бюджета Дирекцией за анализируемые периоды выполняются выше доведенных планов, а как же выше чем за аналогичный период прошлых лет, что обусловлено увеличением объемов хранения и складской переработки.

Прибыль организации постепенно наращивается, за счет, главным образом оснащения подвижным парком (своими вагонами), а также  снижения убытков прошлых периодов, а также за счет реализации металлолома, снижения аренды автотранспорта, использования налоговых системы платежей «Платон», снижения уплаты штрафов и пеней и др.

Результатами эффективности работы Дирекции послужило тщательное планирование, прогнозирование и контроль за выполнением доведенных показателей, а также своевременному принятию адекватных ситуации мер, в том числе каждым сотрудником Дирекции на местах.

Рассмотрим чистую прибыль организации (рисунок 1.2).

Согласно Положению о Дирекции, отчетам, договорам и другим финансово-экономическим документам, прибыль Дирекции складывается, в том числе в основном связи с оказанием услуг по погрузочно-разгрузочным работам, по хранению товарно-материальных ценностей (далее ТМЦ), нефтепродуктов, твердого топлива, а также реализации их.

 

Рисунок 1.2 – Чистая прибыль Дирекции за 2016-2018 гг.

 

Из рисунка мы видим, что на протяжении трёх лет чистая прибыль организации растет. Причины роста связаны с проведенным плановым поэтапным переоснащением материальных складов, обновлением инструмента, выстроенной логистикой движения ТМЦ и товарооборота, а также внедрению мероприятий бережливого производства  [9].

Далее рассмотрим экономические расходы Дирекции. Поясним, что в экономические расходы включены такие показатели, как: ремонты объектов Дирекции (текущий, капитальный, ТО и др.), затраты на персонал, в том числе на обучение, переподготовку, медицинское обслуживание и оздоровление, командировочные расходы, расходы связанные с увольнением и наймом сотрудников, и иные социальные отчисления (рисунок 1.3).

Отметим, что экономические расходы организации позволили руководству повысить качество оказываемых услуг, снижению непроизводственных потерь.

Рисунок 1.3 – Экономические расходы Дирекции за 2016-2018 гг.

 

Стоит отметить, что в 2017 году произошло падение расходов. Это было связано с тем, что в организации в 2016-2017 гг. происходили существенные изменения, связанные с переоснащением котельной Главного материального склада (переход на газовое отопление с полностью автоматическим режимом работы в 2016 году) и исключению из штата машинистов (кочегаров) котельной. Однако в 2018 году продолжены мероприятия по переоснащению складского комплекса Дирекции, и как следствие, расходы снова выросли (приобретен козловой кран на Главный материальный склад, старый кран демонтирован).

Далее рассмотрим затраты Дирекции (рисунок 1.4 и 1.5) за трехлетний период на выплату заработной платы сотрудников, которое стало одним из факторов роста привлекательности организации как работодателя.

Рисунок 1.4 – Затраты Дирекции на оплату труда за 2016-2018 гг.

 

 

Рисунок 1.5 – Средняя заработная плата работников Дирекции

за 2016-2018 гг.

 

На диаграммах видно, что на протяжении трёх лет затраты на оплату труда менялись, однако размер среднемесячной заработной платы сотрудников Дирекции постоянно повышался.

Это связано с тем, что после проведенной оптимизации численности к объемам выполняемых работ, повышении производительности труда, а также индексаций, предусмотренных Коллективным договором ОАО «РЖД», техническим переоснащением, Дирекция смогла увеличить размер заработной платы своим сотрудникам. [9].

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.175.15 (0.017 с.)