Социально-культурная активность «жизненного мира». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-культурная активность «жизненного мира».



К этому виду активности можно отнести те ее проявления, которые являются отражением повседневного образа жизни населения и реализацией норм, традиций «культуры повседневности». Последняя фиксируется в местных культурных традициях, обычаях, распространенных обрядах и празднествах, поддерживаемых населением, привычных норм природопользования, аутентичном фольклоре, промыслах, ремеслах, массовых культурных стереотипов в сфере быта и досуга. В культуротворческой активности «жизненного мира» сочетаются освоение уже сложившихся в культуре повседневности ценностей различными группами населения (местных культурных традиций, бытовой культуры, досугового времяпрепровождения и т.д.) и социальное экспериментирование («производство социальных ценностей»): становление самых различных неформальных общностей, в первую очередь в сфере досуга. Именно в жизненном мире формируются базовые модели досугового поведения многих социально-демографических групп населения, которые пока еще недостаточно полно учитываются в деятельности учреждений культуры, в государственной культурной политике.

При оценке культуротворческого потенциала стихийных культурных ориентаций «жизненного мира» необходимо основываться не столько на уже устоявшихся видах деятельности в системе учреждений культуры, но и на реальных паттернах повседневного досугового поведения населения, прежде всего досугового поведения, реализующего определенные социальные функции досуга как особой сферы жизнедеятельности. Социологические исследования показывают наличие в современном массовом досуге следующих основных социальных функций по отношению к населению: рекреационная, коммуникативная и культурно-развивающая.

В зависимости от доминирования тех или иных функций в в сфере досуга участниками социологической лаборатории Московского научно-исследовательского и проектного института объектов культуры, спорта и здравоохранения А.Г. Раппапортом, Б.В. Сазоновым, В.А.Лапшиным была разработана функциональная модель организации досуга населения на основе следующих типов и форм ориентации поведения личности:

 

 

Типы ориентации поведения с точки зрения функциональной самоценнос- ти занятий Формы ориентации поведения с точки зрения определенности предмета за- нятия.
Рекреационно- ориентированное поведение Социально- ориентированное поведе- ние Культурно- ориентированное пове- Дение Целевая или поисковая форма   Целевая или поисковая форма   Целевая или поисковая форма

 

               Рекреационно ориентированное поведение означает восстановление биопсихических ресурсов личности, израсходованных в сфере непреложных обязанностей (в производственной сфере, в быту и т.д.).

              Социально-ориентированное поведение – поведение, основу которого составляет интерес к другому человеку.

              Культурно-ориентированное поведение – доминирует ориентация на приобретение знаний, умений, навыков в той или иной сфере жизнедеятельности.

              Кроме типов ориентаций с точки зрения функциональной самоценности предмета занятия в таблице представлены формы ориентации поведения с точки зрения определенности предмета занятия. Это: целевая и поисковая формы.

             Целевая форма означает, что ясно осознается индивидуальный интерес в его вещественном, «материальном» воплощении (конкретная книга, другой человек, оздоровительная программа, хобби и т.д.).

            При поисковой форме социокультурной активности индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не связывает его с конкретным предметом социокультурной активности.

             Пересечение типов ориентации поведения с точки зрения функциональной самоценности выбранного занятия и форм ориентации с точки зрения предмета социокультурной активности порождает следующие сочетания:

1. Рекреационно-ориентированное целевое поведение, т.е. ориентация на заранее выбранный конкретный вид рекреации, развлечения.

2. Рекреационно-ориентированное поисковое поведение – посешение объекта развлечений, отдыха без заранее намеченной программы.

3. Социально-ориентированное целевое поведение – запланированный заранее социальный контакт с конкретной личностью, группой людей.

4. Социально-ориентированное поисковое поведение – стремление завязать новые знакомства, расширить социальные контакты.

5. Культурно-ориентированное целевое поведение – посещение заранее выбранной культурной программы, участие в заранее выбранном культурном занятии.

6. Культурно-ориентированное поисковое поведение – стремление расширить свой кругозор, обогатиться новыми знаниями без запланированного заранее участия в той или иной культурной программе.

                     Безусловно, возможно и сочетание всех этих типов социокультурных ориентаций. Соответственно возможно и выстраивание системы организации культурной активности населения и соответствующей государственной его поддержки. В первом приближении эта система может выглядеть следующим образом:

 

Тип социокультурной активности Вид соответствующей жизнетворческой социальной общности Возможный соответствующий тип государственной организации культурной активности населения
1.Рекреационно-ориентированное целевое поведение Общности, складывающиеся на основе общих систематических программ, занятий развлекательной и рекреационной направленности Организация одного вида или родственных видов рекреационных услуг (например, шейпинг-клуб, дискотека, оздоровительный комплекс и т.д.)
2.Рекреационно-ориентированное поисковое поведение Временные игровые и рекреационные общности, возникающие ситуативно, в процессе участия в рекреационных программах, занятиях (например, команды участников игры) Набор различных видов рекреационного обслуживания, носящий характер многопрофильности, с подчеркнутым разнообразием программ развлечений и отдыха (например, организация культурного обслуживания в многопрофильных центрах досуга, парках культуры и отдыха, клубах-кафе и т.д.)
3.Социально-ориентированное целевое поведение Социальные общности, ориентированные на социальную адаптацию и самоидентификацию отдельных этносов, социальных групп и слоев Культурное обслуживание, способствующее самоидентификации личности по конкретному социально-демографическому признаку (возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, социальному положению, социальной позиции и т.д.).
4.Социально-ориентированное поисковое поведение Ситуативные социальные общности, формирующиеся на основе акций социального протеста или конкретных социальных проблем (например, проблемы стихийной застройки микрорайона) Культурные программы, выражающие стихийный протест «масс», митинговую демократию, (например, культура хеппенинга, театрализованных шествий) а также расширяющие возможности социального взаимодействия людей для решения общих проблем (например, клубы знакомств).
5.Культурно-ориентированное целевое поведение Творческие самодеятельные коллективы, претендующие на создание самостоятельного культурного продукта (например, коллективы художественной самодеятельности, любительские объединения) Система кружковой, студийной работы, краеведение, коллекционно-собирательская деятельность, другие виды любительской деятельности.
6.Культурно-ориентированное поисковое поведение Дискуссионные клубы, аудитория разовых просветительных программ, выставок, концертов и других мероприятий Система центров общения различных групп населения на основе общих культурных ориентаций, гостиных, доступных выставочных и концертных залов и т.д.

 

          Прокомментируем данную таблицу. Первый из представленных выше типов социокультурной активности, - рекреационно-ориентированное целевое поведение, - направлен на устранение общих

 психосоматических напряжений, связанных с дефицитом в окружающем социуме ресурсов для полноценного психофизиологического самочувствия. Это напряжение чаще снимается через импульсивную активность, дающую быстрый результат (снятие утомления, физического недомогания и пр.). В контексте проблематики культурной политики в этих общностях реализуется гражданское право на полноценный отдых, необходимый для восстановления творческого потенциала личности (рекреация) независимо от его культурной подготовленности, социального статуса, материальных возможностей.

       В то же время рекреационная активность может служить целям культурной политики при условии соответствия требованиям социальной экологии. Исследователями отмечается, что центральным понятием экологии человека является понятие «антропоэкологического напряжения». Это понятие определяется как промежуточное состояние между крайними полюсами – здоровьем и болезнью. Другими словами, это состояние «предболезни» (31). По известному «правилу светофора» выделяются следующие группы населения: «красная группа» (больные), «зеленая»

(здоровые) и «желтая» (группа риска, лица, находящиеся в стадии «предболезни»). «Группу риска» образуют люди, перегруженные социальными обязательствами или живущие в неблагоприятных условиях. К этой же группе относятся употребляющие алкоголь и наркотики.

Важно отметить, что «желтая группа» чаще воспроизводится из «зеленой группы», за счет здоровых людей, образ жизни которых и окружающая среда оказались опасными для здоровья. Чаще лечить здесь надо уже не организм человека, а его образ жизни. К этому можно добавить, что по данным науки большинство заболеваний человека имеет психическую природу. Таким образом, выстраивается цепочка: неправильный образ жизни – нарушение психики – заболевание на физическом уровне. Роль развлечений и доступных оздоровительных программ здесь трудно переоценить, т.к. они имеют дело с восстановлением психического здоровья нации, ее генофонда. Поэтому рекреационную целевую активность различных групп населения надо оценивать как национальную проблему и важную гражданскую инициативу, нуждающуюся в государственной поддержке. В противном случае эта активность принимает антисоциальную  направленность (преступность, алкоголизм, наркомания и пр.).

     Следующий из представленных в таблице типов социально-культурной активности – рекреационно-ориентированное поисковое поведение. Наиболее распространенной социальной общностью, где реализуется эта активность, является временный игровой коллектив, возникающий стихийно из состава участников рекреационной программы. Возникает ситуация своеобразного социотренинга, формирующая навыки спонтанно-игрового поведения и ситуативного мышления, необходимого для импровизированного взаимодействия с окружающими. В этом типе социального поведения формируется такое важное личностное качество как способность к партнерскому взаимодействию с малознакомыми людьми во имя достижения общей праздничной, гуманистической атмосферы. Рекреационно-поисковое поведение является своеобразным «тренингом спонтанности» (термин Д.Морено) и креативности в разнообразных досуговых ситуациях, так или иначе востребованных  социумом.

Социально-ориентированное целевое поведение свойственно общностям, испытывающим потребность в групповой солидарности и обретение устойчивой социально-экологической ниши посредством вхождения в социальные группы, формирующих у членов этих групп общие социальные позиции, ориентации, образ и стиль жизни. В условиях усилившейся социальной дифференциации нашего общества существенно усиливается значение социально-культурной активности социально-целевых групп, чаще всего складывающихся на основе объективных общих социальных признаков: демографических, национальных, по уровню материального благополучия, религиозных, социальному статусу и т.д. Соответственно востребована этими группами помощь государства по предоставлению условий для формирования субкультур данных социальных групп, удовлетворения их культурных запросов как механизма самоидентификации таких групп и вовлеченности в созидательную социальную деятельность.

 Социально ориентированное поисковое поведение как особый тип социокультурной активности является в известной мере показателем гражданской зрелости общества. Особая ценность этого типа поведения заключается в наличии у него возможностей формировать навыки самоорганизации населения в решении значимых для него социальных проблем без посторонней помощи извне, без жесткой регламентации и запрограммированности социальной активности. Соответственно в системе организации социально-культурной активности населения актуально внедрение технологий культурной деятельности, способствующих переводу спонтанной социальной активности населения в конструктивное русло. Наиболее ощутимо эти технологии представлены в режиссуре массовых митингов, театрализованных шествий, празднеств и т.д. Актуальна задача дальнейшей разработки таких технологий именно для ситуативных массовидных проявлений гражданской активности, зафиксированных в социальной психологии как большие социально-психологические общности людей (масса, толпа, аудитория и т.д.).    

Культурно-ориентированное целевое поведение. Несмотря на то, что общности с доминированием этого поведения являются наиболее распространенными в системе организации социально-культурной активности населения, они не являются объектом целенаправленной государственной культурной политики. Наглядно этот факт проявляется в отношении государственных структур, органов, учреждений к коллективам самодеятельного творчества, наиболее полно воплощающих в себе интерес людей к общественно значимой организованной культурной деятельности в качестве ее творцов. Наибольший интерес у государственных органов и учреждений культуры чаще всего вызывают те самодеятельные коллективы, которые по сути дублируют деятельность профессиональных творцов и исполнителей, но не коллективы, решающие в первую очередь жизнестроительные и социальные задачи (например, решение социальных проблем общества: наркомании, алкоголизма, преступности, низкой культуры досуга и т.д. средствами самодеятельного творчества). Этот перекос существенно снижает социальный потенциал культуротворческих самодеятельных коллективов, отводя последним в лучшем случае роль «групп поддержки» в официозных праздничных и концертных мероприятиях, но не движения самого населения, реализующего свое право на творческую социально-культурную деятельность, доступную любому члену общества.

Культурно-ориентированное поисковое поведение - это поведение, расширяющее так или иначе культурный кругозор, сферу интересов людей. В условиях усложнившейся информационной среды востребовано получение и освоение населением культурной информации обобщенного характера, способствующей формированию целостной картины мира, навыков ориентирования в разнонаправленном информационном потоке. В контексте организации социально-культурной активности средствами культурной политики общности, проявляющие это поведение, реализуют в конечном счете свое право на разнообразное знание и информацию без каких-либо искусственных ограничений со стороны административных и государственных структур. Включение этих общностей в систему культурного обслуживания так или иначе способствует повышению общей культурной компетентности общества и повышению уровня его  культуры повседневности.

Подведем итоги. Если системная социально-культурная активность преимущественно расширяет возможности уже существующего системного мира, в том числе сложившихся институтов и учреждений в социокультурной сфере, то социально-культурная активность «жизненного мира» является полем жизнестроительных экспериментов и моделей социокультурного поведения, разворачиваемых в жизненном мире, в «малом» социальном пространстве. Для системной социально-культурной активности оптимальной является социокультурная стратегия, разворачиваемая по известному принципу «Мыслить глобально – действовать локально». Для социально-культурной активности «жизненного мира» более приемлемым оказывается противоположный принцип «Мыслить локально- действовать глобально». Это означает, что в первом случае основное содержание деятельности социально-культурной активности составляет создание социальной и культурной среды, необходимой для полноценной социальной самореализации личности («экология социальной и культурной среды»).

Во втором случае социально-культурная активность направлена на социальную самореализацию индивида исходя из сложившей повседневной культурной среды, развитие его соответствующих социально-адаптационных возможностей («экология человека»).

Соответственно чаще всего  культуротворческая активность «жизненного мира» проявляется в виде экологических инициатив, а также в ситуациях, связанных с отстаиванием фундаментальных прав личности на безопасность и здоровье. Именно в этом качестве «жизненный мир» является необходимым ограничением для тех или иных псевдогражданских инноваций «системного мира», а также конструктивным партнером последнего в достижении социально-экологических результатов. О «псевдогражданственности» речь может идти в тех случаях, когда ее результатом является нанесение очевидного ущерба безопасности и здоровью общества.

Рассмотренные нами социально-культурные инициативы и объединения мы оценивали в контексте процесса «производство – освоение культурных или социальных ценностей». Продуктивность этого освоения предполагает реальное использование социокультурной деятельности в повседневной жизни. Совершенствование этого процесса имеет особую значимость для государственной культурной политики, определяя состоятельность последней. Соответственно итоги нашего рассмотрения можно теперь суммировать на основе схемы «производство – использование культурных и социальных ценностей» в следующем виде:

 

 

Тип социально-культурной активности Соответствующее соотношение производства и использования социальных и культурных ценнос- тей в аспекте их значимости для государственной социально-культурной полити- ки  
Системная социально-культурная активность Использование социальных ценностей «системного мира» и производство культурных ценностей «системного мира».
Системная социально-культурная активность, тяготеющая к культуре «жизненного мира» Использование социальных и культурных ценностей «системного» и «жизнен- ного» миров. 
Социально-культурная активность «жизненного мира», тяготеющая к культуре «системного мира». Производство социальных и культур- ных ценностей «системного» и «жиз- ненного» миров.
 Социально-культурная активность «жизненного мира».  Использование культурных ценностей «жизненного мира» и производство социальных ценностей «жизненного мира».

            

Данные соотношения производства и освоения социальных и культурных ценностей могут быть использованы для разработки соответствующей государственной социально-культурной политики.

Особую роль для формирования эффективной1 социально-культурной политики играет общественно организуемый досуг, являющийся пространством для инициатив гражданских структур всех видов и типов. В соответствии с нашей логикой рассмотрения этой сферы жизнедеятельности предлагается следующая нормативная схема реализации этих инициатив:

 

Рекреационно-                  Социально-                     Культурно-

   ориенированное              ориентированное           ориентированное

   целевое поведение            целевое поведение         целевое поведение

                          

  Рекреационно-                    Социально-                     Культурно-

  ориентированное                   ориентированное             ориентированное

   поисковое поведение        поисковое поведение     поисковое поведение 

(Пространство                    (Пространство                (Пространство

«жизненного                       гражданского                  «системного

мира»)                                 общества)                        мира»)

 

В соответствии с этой схемой необходимо формирование эффективной государственной идеологии общественно организованного досуга как рекреационно-социально-культурного пространства, способствующего реализации социокультурного потенциала досуговой активности населения.

В пространстве «жизненного мира» реализация поискового рекреационного поведения связана с низшим уровнем спонтанности, не привязанной к конкретному предмету досуговых занятий. Главным социокультурным содержанием этого поведения является психофизиологическая разрядка, осуществляемая в самом процессе участия в рекреационных программах. Индивид в этом случае может накапливать «экзистенциальный» опыт личностных переживаний, в котором может «вызревать» стремление объединиться с кем-либо для получения совместных удовольствий от рекреационных программ. Так он может переходить к следующей стадии – социально-ориентированному поисковому поведению (см. схему). Отметим попутно, что в этом случае важно формировать у рекреантов установку «на других» через соответствующий рекреационный опыт, основанный не на жестком соперничестве, или даже унижении других участников рекреационной программы (как это, к сожалению, происходит во многих развлекательных и игровых телевизионных программах), а через активизацию стремлений к другим людям на основе эмпатии. Далее, уже на основе поискового социально-ориентированного поведения возможно формирование соответствующего культурно-ориентированного поискового поведения, являющегося органичным развитием характера формируемых социальных связей (см. схему). Условно назовем эту культурную ситуацию ситуацией «салона», в котором постепенно складываются устойчивые культурные предпочтения

(на схеме это - культурно-ориентированное целевое поведение),   обеспечивающие социально-ориентированное целевое поведение гражданских структур необходимым культурным содержанием со стороны «системного мира» (см.схему).

Отметим также важность вертикальных стрелок в вышеприведенной схеме. Они означают возможность постоянного взаимодействия целевого и поискового поведения в сфере рекреации, социального взаимодействия и культурной деятельности, т.е. у индивида всегда остается возможность поменять свою поисковую поведенческую программу на целевую и наоборот, и сменить таким образом общую направленность поведения, среду общения, социокультурную ситуацию. Вертикальные стрелки означают также желательное взаимовлияние целевых и поисковых поведенческих программ в сфере досуга для обогащения функционально-морфологического содержания организуемой досуговой деятельности.   

Еще раз напомним, что данная схема отражает не реальную сложившуюся досуговую практику в обществе, а фиксирует наличие потенциальных возможностей ее организации, актуальных для формирования соответствующей государственной культурной политики в сфере досуга.

Вопросы для закрепления:

1.Вовлечение населения в активную социальную и культурную жизнь как важнейший фактор модернизации российского общества.

2.Возможности государственной культурной политики в решении этой задачи.

3.Стимулированике социокультурной активности населения средствами государственной культурной политики.

    

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.043 с.)