При увеличении объема производства фирмой № 2 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При увеличении объема производства фирмой № 2



 

По мере уменьшения спроса, приходящегося на фирму №1, цена и объемы производства, устанавливаемые фирмой исходя из правила равенства предельных издержек и предельного дохода МС = MR, будут снижаться  от Р0, Q 0 до Р1, Q 1 и до Р2, Q 2. Эти рассуждения можно повторить применительно к фирме №2 и начертить график, отражающий изменения уровня цены и объемов выпуска продукции фирмы № 2 в зависимости от расширения объемов производства фирмой № 1.

Объединив оба графика, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга (рис. 2). Выпуск продукции фирмой № 1 изображен как кривая реакции на объем производства фирмы № 2, а выпуск продукции фирмой № 2 представлен как функция от объема производства фирмы № 1:

 

                          Q 1 = f (Q 2); Q2 = f(Q1),

 

где Q 1 и Q 2 - объемы производства фирмы № 1 и фирмы № 2.

Точка пересечения кривых Q 1 и Q 2 означает совпадение реального поведения одной фирмы с ожидаемым поведением другой. Е - точка равновесия в условиях дуополии. В этой точке каждая из фирм выпускает объем продукции, максимизирующий ее прибыль при данном объеме производства конкурента. Никому не выгодно менять объем производства, следовательно, равновесие устойчиво. Оно получило название равновесия Курно. Прибыль каждой фирмы максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска. При этом прибыль каждой фирмы выше, чем она могла бы быть при совершенной конкуренции, но меньше той, которую они получили бы при сговоре. Равновесная цена находится между монопольной и конкурентной ценами.

 

                                     Q 1

                       

                                                                          Q2  = f (Q1)         

                                                                     

                                    Q '1                                          Конкурентное равновесие

                                                                                   Равновесие Курно

                                                                                  

                                                                      Е

                                     Q                                         Контрактная линия     

               

                                                                                                          Q1 = f (Q2)

                            

                                                               Q 2 E Q '2                         Q 2

                                                         Рис. 2. Равновесие Курно

 

Если бы фирмы вступили в сговор и ограничили совокупный объем производства так, чтобы предельная выручка равнялась предельным издержкам, они бы увеличили свою прибыль, выбрав комбинацию на линии Q'1 Q'2, именуемой контрактной кривой.

Модель предполагает, что конкуренты реагируют на действия друг друга определенным образом. Когда фирма № 2 увеличивает производство и отбирает у фирмы № 1 часть спроса, то фирма № 1 «сдается», уменьшая объем производства и цену, т.е. ее поведение предопределено. Однако фирма №1 может занять активную позицию, то есть значительно снизить цену и не позволить фирме № 2 отнять у нее часть спроса. Такой вариант в модели не рассматривается, так как он может привести к ценовой войне с ее разрушительными последствиями.

Наряду с моделью Курно существуют другие модели дуополии, основанные на иных предпосылках (Штакельберга, Бертрана, Эджуорта).

                                   3. Разновидности олигополии

Теория олигополии включает значительное количество различных моделей, ни одна из которых не является универсальной и действует при определенных условиях. Различают три вида организации олигополистического рынка: нескоординированная олигополия; скоординированная олигополия – картель;  картелеподобные структуры рынка

   3.1. Нескоординированная олигополия

В условиях нескоординированной олигополии фирмы не вступают в контакты друг с другом для установления общей цены и квот производства. Одной из моделей, описывающих этот вид олигополии, является модель ломнной кривой спроса, которая была предложена П. Суизи, Р.Хитчем и К.Холлом в 1939г.

 

 

 


                             Р

  

  

                                                                      МС 2

                                                                               МС 1         

                                                        E

                              Р *

                                                                            D1

   

                                                                          D2

                                                            MR 2           MR1

0  Q

                                                                          Q *

                           Рис. 3. Модель ломаной кривой спроса

 

В соответствии с этой моделью на рынке существует преобладающая цена Р *. Если фирма установит цену выше Р *, то конкуренты могут не последовать ее примеру и у фирмы резко уменьшится объем продаж. С другой стороны, если фирма решит снизить цену, то конкуренты, не желая терять свою долю рынка, последуют ее примеру и объем продаж фирмы возрастет на очень небольшую величину. Это значит, что каждая фирма - олигополист сталкивается с ломаной кривой спроса, изогнутой в точке преобладающей цены Р *( рис. 3). Спрос на продукцию фирмы выше точки Р * будет очень эластичным, а ниже этой точки - неэластичным.

Поскольку кривая спроса фирмы изогнута, то кривая предельного дохода имеет разрыв. В итоге предельные издержки фирмы могут меняться, не вызывая изменения цен. На рис. 3 показано, что предельные издержки возросли, но условие максимизации прибыли МС = MR при том же уровне производства сохранилось, и поэтому цена осталась неизменной. Модель ломаной кривой спроса показывает, почему фирмы в условиях олигополии стремятся поддерживать стабильные цены, перенося конкурентную борьбу в неценовую область.

Примером нескоординированной олигополии является также модель сознательного соперничества фирм, отражающая их стремление увеличить долю рынка в целях повышения прибыли. Допустим, отрасль представлена дуополией, и фирмы имеют одинаковые и постоянные средние издержки. При рыночном спросе D фирмы поделят рынок, производя Q единиц продукции при цене Р, получая при этом экономическую прибыль(рис.4). Если одна из фирм снизит цену до Р1, то она увеличит предложение до Q1 и захватит весь рынок. Если конкурент в ответ на это также снизит цену, допустим до Р2, то весь рынок Q2 достанется ему, а лишившаяся прибыли фирма будет вынуждена пойти на дальнейшее снижение цены. Ответные действия конкурента вынудят фирмы снижать цену до тех пор, пока она не опустится до уровня средних общих издержек и ее дальнейшее снижение принесет фирме убытки. Таким образом, в результате «ценовой войны» выпуск Q3 и цена Р3 окажутся на уровне, характерном для совершенной конкуренции, когда цена равна минимальным средним общим издержкам, и фирма не получает экономической прибыли.

                                P

                              

                               Р

                                

                               Р1

                               Р2

                               Р3                                                                АТС = МС

                              

                                                                                                      Dотр

                                 0                                                                      Q

                                                      Q          Q 1   Q 2 Q 3

Рис. 4. Модель сознательного соперничества фирм

«Ценовые войны» выгодны для потребителей, но крайне обременительны для всех участников соперничества из-за значительных потерь. Поэтому на олигополистических рынках используются, прежде всего, неценовые методы конкуренции.

Для моделирования нескоординированной олигополии используется теория игр, которая исследует поведение лиц в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений. Модели игровых ситуаций для олигополии могут быть весьма разнообразны. Рассмотрим наиболее простую из них, когда две фирмы Х и У контролируют весь объем продаж на рынке. Каждая из них стремится увеличить долю своих продаж и тем самым обеспечить рост прибыли. Достигается это снижением цен. Каждая фирма может снизить цену или оставить ее без изменения. Матрица их решений представлена на рис. 5.

Если фирмы Х и У оставят цены без изменений, то ни одна из них не увеличит своей доли на рынке, а их прибыли останутся прежними. Если обе фирмы снизят цену, то их прибыли уменьшатся на 500 тыс. руб. Если Х снизит цену, а У не сделает того же, то прибыль фирмы Х увеличится на 1000 тыс. руб., а прибыль У уменьшится на 1000 тыс. руб. И наоборот, если Х оставит цену неизменной, то У при снижении цены получит дополнительную прибыль 1000 тыс. руб. а прибыль фирмы Х уменьшится на такую же сумму.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.72.11 (0.014 с.)