Краткосрочное предложение фирмы и отрасли в условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткосрочное предложение фирмы и отрасли в условиях



Рис. 3. Выбор объема производства фирмой Рис. 4. Выбор объема производства

путем сопоставления общего дохода (ТR) и фирмой путем сопоставления преде-

          общих издержек (ТС)                         льного дохода (МR) и предельных

                                                                                              издержек (МС)

 

Второй вариант представлен на рис. 4. Фирма будет увеличивать выпуск, если Р0 = М R > МС, так как увеличение Q ведет к росту прибыли. В точке Е МС = М R = Р0 прибыль максимальна и равна площади прямоугольника Р0ЕМР1. Дальнейшее увеличение выпуска приведет к тому, что Р0 = М R < МС и прибыль будет уменьшаться.

В зависимости от соотношения между рыночной ценой и реальными издержками фирмы она оценивает свое положение на рынке и перспективы развития. При этом необходимо учитывать минимальные значения не только средних общих издержек (АТС min), но и средних переменных издержек (А VCmin). Различают пять ситуаций, с которыми сталкивается фирма в условиях совершенной конкуренции.

 

        Возможные варианты положения фирмы на рынке

                             совершенной конкуренции

    Состояние фирмы              Соотношение между Р, АТС min и А VCmin  
Получение экономической прибыли  Фирма получает прибыль, поскольку сложившаяся цена превышает минимальные средние общие издержки: Р  > АТС min                          
Получение нормальной прибыли Сложившаяся цена равна минимуму средних общих издержек: Р = М R = АТС min. Экономическая прибыль равна нулю, но фирма получает нормальную прибыль, так как она учитывается в составе экономических издержек.
Продолжение производства при наличии убытков Рыночная цена ниже минимума средних общих затрат, но выше минимума средних переменных затрат: АVCmi n < Р = М R < АТС min. Фирма несет убытки, но эти убытки меньше, чем те которые могут быть в случае закрытия. Продолжая работать, фирма полностью компенсирует свои переменные издержки и часть постоянных издержек.
Бегство фирмы с рынка Рыночная цена равна минимуму средних переменных издержек: Р = М R = AVCmin. Фирма покрывает только свои минимальные переменные затраты и несет убытки в размере постоянных затрат. 
Прекращение деятельности Рыночная цена ниже минимума средних переменных затрат: Р = М R < AVCmin. Растущие убытки заставляют фирму остановить производство.

 

   Долгосрочное равновесие фирмы-конкурента определяется особенностями

долгосрочного периода деятельности фирмы. Во-первых, в долгосрочном периоде у отдельной фирмы исчезает различие между постоянными и переменными издержками, все издержки становятся переменными. Во-вторых, в отрасли изменяются число фирм и их масштабы.

Если в краткосрочном периоде при определенных условиях фирмы могут продолжать производство при наличии убытков, то стабильные убытки в течение длительного времени вынудят фирмы заняться более выгодным производством в другой отрасли. С другой стороны, если фирмы получают высокие прибыли, то это ведет к увеличению размеров существующих фирм и привлечению новых производителей в отрасль.

Рассмотрим механизм достижения фирмой равновесия в долгосрочном периоде. Предположим, что при данной рыночной цене несколько фирм имеют убытки и прекращают производство. В результате сокращается предложение и при неизменном спросе повышается цена. Возросшая цена позволит оставшимся фирмам получать экономическую прибыль. В условиях свободного входа в отрасль в ней появятся новые фирмы, привлеченные экономической прибылью. В итоге отраслевое предложение возрастет, а рыночная цена снизится. Описанные колебания при совершенной конкуренции носят постоянный характер.

Отрасль находится в равновесии, когда у фирм не будет стимулов вступать в отрасль, покидать ее или изменять свой размер. Это достигается при нулевой экономической прибыли, которая имеет место при равенстве рыночной цены минимуму средних общих издержек. Средние общие издержки достигают минимального значения тогда, когда они равны предельным издержкам. Таким образом, условие равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде:

MR = MC = Р = L АТС min  

 

В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде экономическая прибыль запускает процесс перераспределения ресурсов. Если она положительна, то в отрасль устремляются новые фирмы. Но с приходом новых производителей в отрасль экономическая прибыль неизбежно сократится до нуля. Это явление получило в теории наименование парадокса прибыли: экономическая прибыль приводит в действие механизм перераспределения ресурсов, который, в конечном счете, сводит ее до нуля.

 Если фирмы на рынке совершенной конкуренции имеют убытки, то они покидают отрасль. При этом уменьшится предложение, цены повысятся, а убытки постепенно исчезнут. Таким образом, в долгосрочном плане фирма может рассчитывать только на нормальную прибыль.

 

Совершенной конкуренции

 

Предложение фирмы – это количество продукции, которое фирма желает и может производить при возможных рыночных ценах. Предположим, что на рынке могут быть установлены следующие цены со следующими соотношениями между ними:

                             Р1 < Р2 < Р3 < Р4 < Р5

Для определения кривой предложения фирмы - совершенного конкурента рассмотрим совмещенные на одном графике кривые средних и предельных издержек при различных уровнях цен (рис. 5). Первоначально рыночная цена устанавливается на уровне   Р4 = М R 4. При такой цене фирма произведет продукцию в объеме Q 4, так как это позволит ей получить максимальную прибыль. Если цена возрастет до Р5, то фирма увеличит выпуск до Q 5. Если цена снижается, то фирма будет сокращать выпуск, поскольку при меньшей цене максимальная прибыль может быть получена при меньшем объеме производства. При цене Р3 фирма при равновесном объеме производства Q 3 покрывает только общие издержки. Экономическая прибыль фирмы равна нулю, она получает только нормальную прибыль, включаемую в экономические издержки.

 

               Р

                                         АТС                                       МС

               Р 5                                                                                             MR5

               Р 4                                                                                             MR4

                                                                             АТС min

               Р 3                                                                                             MR3

               Р 2                                                                                             MR2

                                                                                                               А VC

               Р 1                                                                                             MR1

                                                                        А VCmin

                0                                                                                                        Q

                                                               Q1   Q2 Q3 Q4 Q5

Рис. 5. Предложение фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде

 

Дальнейшее снижение цены до уровня Р2  повлечет за собой убытки. Но при этом фирма полностью покрывает средние переменные издержки и часть постоянных издержек. Поэтому в краткосрочном периоде ей целесообразно продолжать деятельность. Если на отрезке между   АТС min и   AVCmin фирма имеет небольшой простор для маневра, то в случае снижения цены ниже минимального значения AVC, т.е. ниже цены Р1, ей безусловно следует сворачивать производство. При цене Р1, оптимальный объем производства равен Q 1, когда фирма в состоянии покрыть переменные издержки полностью, но имеет убытки равные постоянным издержкам.

Таким образом, фирма начнет производство при цене не ниже AVCmin (P 1), будет продолжать увеличивать выпуск до Q 3 при цене Р3, минимизируя убытки. Далее при росте цены до Р4,, Р5 … фирма увеличивает выпуск от Q3 до Q4, Q5…, максимизируя прибыль. Отсюда следует, что отрезок кривой предельных издержек МС, лежащий выше точки минимума средних переменных издержек, является кривой предложения фирмы - совершенного конкурента в краткосрочном периоде.

Монополия «выжимает» из потребителей максимум денежных средств, используя методы ценовой дискриминации. Под ценовой дискриминацией понимается практика продажи одной и той же продукции по разным ценам разным покупателям. Цель политики ценовой дискриминации состоит в присвоении монополистом излишка потребителя и увеличении своей прибыли. В зависимости от того, в какой мере это ему удается, различается дискриминация первой, второй и третьей степени. Рассмотрим последовательно каждый из этих видов.

Дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) со­стоит в том, что на каждую единицу произведенного однородного товара устанав­ливается своя цена, равная цене спроса, т.е. максимальная цена которую потреби­тель готов заплатить за данную единицу товара. Примеры совершенной дискриминации немногочис­ленны, так как она требует больших затрат по сбору информации о клиенте и на ведение переговоров.

Объем производства при совершенной дискримина­ции такой же, как и при совершенной конкуренции. Однако в отличие от совер­шенной конкуренции продажа каждого изделия осуществляется по индивиду­альной цене, а не по единой цене. В результате весь излишек потребителя присваивается монополистом, за счет чего у него возрастает прибыль.

Ценовая дискриминация второй степени состоит в том, что выпускаемая монополией продукция группируется в партии, на которые устанавливаются раз­личные цены. К примеру, устанавливаются различные цены в ресторане в дневное и вечернее время; неодинаковые ставки квартирной платы за нормативную жил­площадь и ее излишки. При такой форме ценовой дискриминации монополия может увели­чить производство до объема, складывающегося при совершенной конкуренции. Однако ей удается перераспределить в свою пользу только часть излишка потребителя.

Ценовая дискриминация третьей степени заключается в том, что по­требители продукции делятся на группы в зависимости от покупательной способности и для каждой группы устанавливается своя продажная цена. Возможность проведения такой ценовой стратегии определяет­ся двумя условиями.

Во-первых, ценовая эластичность спроса у отдельных групп потребителей должна существенно различаться. Если потребители с высокими доходами показывают низкую ценовую эластичность спроса, то это позволяет монополисту увеличивать выручку за счет повышения цены. Покупатели с низкими доходами имеют высокую эластичность спроса по цене, что дает возможность увеличивать общую выручку при небольшом снижении цены за счет увеличения продаж. Во-вторых, должна быть исключена возможность перепродажи товаров, их свободного передвижения с дешевого рынка на дорогой.

Фирма-монополист, проводя ценовую дискриминацию третьей степени, стремится получить максимальную прибыль. Он ее получает при равенстве предельного дохода на каждом рынке предельным издержкам суммарного выпуска продукции:

                  MR1 (Q1) = MR2 (Q2) = МС (Q1 + Q2),

Таким образом, проведение ценовой дискриминации позволяет приблизить объемы производства к уровню, достигаемому при совершенной конкуренции. Кроме того, появляется возможность несколько сгладить различия в ре­альных доходах отдельных групп потребителей, например, продавать товары малоимущим группам населения по социально низким ценам. Поэтому государство поддерживает проведение ценовой дискриминации производителями товаров и услуг или даже принуждает их проводить такую политику.

                            КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ТЕСТЫ, ЗАДАЧИ

Ответьте на вопросы:

1. Что является главным критерием, определяющим несовершенную конкуренцию?

2. Почему при несовершенной конкуренции фирмы имеют предел роста общего дохода?

3. Каково соотношение между предельным доходом и ценой в условиях несовершенной конкуренции?

4. Каковы основные черты фирмы-монополиста? Приведите примеры существования монополии.

5. Какие существуют естественные и искусственные барьеры для входа новых фирм на рынок монополиста?

6. Какова взаимосвязь между общим и предельным доходом у фирмы монополиста?

7. При каком условии фирма монополист находится в состоянии равновесия?

8. Если фирма монополист получает равновесную прибыль, означает ли это, что данная прибыль достигнута при максимальном общем доходе?

9. Какие условия необходимы для проведения монополией политики ценовой дискриминации?

10. В чем состоят различия между ценовой дискриминацией первой, второй и третей степени?

 

 

Выберите один из числа приведенных ответов:

1. Спрос на продукцию монополии задан функцией Р = 40 – 2Q, а функция предельных затрат МС = 4Q. При этих условиях монопольная цена составит……

                                           а) 16; б) 18; в) 20; г) 30; д) 40.\

 

2. Монополистическая фирма выпускает такой объем продукции, при котором MR = 90 млн руб., МС =100 млн руб., АТС = 85 млн руб. Чтобы получить максимум прибыли фирме необходимо……

а) повысить цену и увеличить объем выпуска;

б) повысить цену и уменьшить объем выпуска;

в) повысить цену и сохранить прежний объем выпуска;

г) снизить цену и уменьшить объем выпуска.

 

Задача 1. Объем спроса, цена на товар, общие издержки фирмы-монополиста в течение месяца и предельные издержки первой единицы продукции представлены в табл. 1

                                                                                                                     Таблица 1

                 
       

 Объем спроса (D), шт.                             1        2        3         4            5

 Цена (Р), ден. ед.                                      84      76      70       66       62

 Общие издержки (ТС), ден. ед.             80      120    176     240     400

 Предельные издержки (МС), ден. ед.   60      …      …        …       …

Необходимо определить:

а) объем производства и цену, максимизирующие прибыль. Какова величина максимальной прибыли?

б) как изменится валовой доход фирмы, в случае проведения ею совершенной ценовой дискриминации по сравнению с ситуацией отсутствия ценовой дискриминации?

в) как изменится выпуск фирмы при проведении ею совершенной ценовой дискриминации?

 

                                             Решение задачи

 

а) определение цены и объема производства, при которых прибыль фирмы-монополиста максимальна, осуществляем на основе соблюдения условия равновесия фирмы-монополиста: МС = MR < P. Информация об этих величинах представлена в табл. 2.

                                                                                                   Таблица 2

                 
       

Q, шт.                                           1         2         3         4         5

 Р, ден. ед.                                    84           76       70       66       62

 ТС, ден. ед.                                 80       120     176     240     400    

 МС (D ТС/ D Q), ден. ед.              60       40       56       64       160

 АТС (ТС / Q), ден. ед.               80        60      58,7     60       80

TR (P × Q), ден. ед.                    84       152     210      264     310

MR (D TR / D Q), ден. ед.              84        68       58        54       46

 Прибыль экономическ. (+)

 или убыток (-), ден. ед           + 4     + 32     + 34    + 24     - 90

 

Объем производства, при котором прибыль максимальна составит 3 ед. продукции в месяц, продаваемые по цене 70 ден. ед. Максимальная прибыль при этом составит 34 ден. ед. (Т R 3 – TC 3 = 210 – 176);

б) В случае проведения ценовой дискриминации общий доход фирмы увеличится, так как будут покупатели, желающие приобрести первую ед. продукции по цене 84 ден. ед., вторую ед. по цене 76 ден. ед. и третью - по цене 70 ден. ед.. Общий доход при этом составит: TR 1 = 84 + 76 + 70 = 230 ден. ед. При отсутствии ценовой дискриминации все три единицы продукции фирма продает по цене, максимизирующей прибыль, 70 ден. ед. Общий доход фирмы при этом составит TR 2 = 70 × 3 = 210 ден. ед.

Различие в общем доходе фирмы в случае проведения ценовой дискриминации и при отсутствии дискриминации составляет:

D TR = TR 1 – TR 2 = 230 – 210 = 20 ден. ед.;

 

в) Объем выпуска фирмы при проведении  ценовой дискриминации также будет увеличен. Если при проведении ценовой дискриминации фирма понижает цену, то по этой цене продается только дополнительная единица продукции, а не вся произведенная. В этом случае цена и предельный доход для любой проданной дополнительной единицы равны. До тех пор, пока для дополнительно продаваемых единиц продукции будет соблюдаться условие

  Р = MR > MC, фирма, имея цель получить максимум прибыли, будет наращивать выпуск.

Поэтому рассматриваемая фирма, проводя ценовую дискриминацию, сочтет необходимым произвести и продать и четвертую единицу продукции, так как при этом Р = MR > MC или 66 > 64.

Дополнительный доход от продажи четвертой единицы продукции составит 66 ден. ед., а общий доход фирмы от продажи четырех единиц при проведении ценовой дискриминации составит:

TR = 84 + 76 + 70 + 66 = 296 = ден. ед.

В то же время общие издержки для четырех единиц продукции равны 240 ден. ед. Следовательно, экономическая прибыль фирмы, проводящей ценовую дискриминацию, составит 56 ден. ед., тогда как при отсутствии ценовой дискриминации экономическая прибыль фирмы составила бы лишь 34 ден. ед.

 

Задача 2. Функция общих затрат фирмы-монополиста ТС = 30 + 20 Q. Функция спроса на продукцию монополиста на двух рынках: Р1 = 40 – 2 Q 1; Р2 = 80 – 10 Q 2. Фирма проводит ценовую дискриминацию третьей степени. Необходимо определить:

а) равновесные объемы продаж и цены на каждом из двух рынков, прибыль монополии;

б) максимальную прибыль, если ценовая дискриминация не проводится.

 

                         Решение задачи

а) Условием, обеспечивающим максимум прибыли монополиста, проводящего ценовую дискриминацию 3-ей степени, является равенство предельного дохода на каждом рынке предельным затратам на суммарный выпуск продукции:

MR1 (Q1) = MR2 (Q2) = MC (Q1 + Q2)

Исходя из этого условия, определяем функции предельных доходов на каждом рынке и величину предельных издержек.

=

ден. ед.

 

Далее, приравняв предельные доходы на каждом рынке к предельным издержкам на весь выпуск, определяем объем продаж на каждом рынке.

MR 1 = MC; 40 – 4 Q 1 = 20; Q 1 = 5 ед. продукции

MR 2 = MC; 80 – 20 Q 2 = 20; Q 2 = 3 ед. продукции

Подставляя значения Q 1 и Q 2 в функции спроса, находим цены, устанавливаемые монополией на каждом рынке.

Р1 = 40 – 2 Q 1 P1 = 30 ден. ед

Р2 = 80 – 10 Q 2 P2 = 50 ден. ед.

Прибыль монополии (П) определяем как разницу между TR и TC

П = TR – TC = (30 ´ 5 + 50 ´ 3) – (30 + 20 ´ 8) = 110 ден. ед.

б) максимальную прибыль, получаемую монополией без проведения ценовой дискриминации, определяем исходя из того, что монополист в этом случае определяет цену и объем продаж при условии равенства предельного дохода и предельных издержек.

Величина МС известна, она равна 20 ден. ед. Поэтому необходимо определить функцию MR монополии, для чего вначале определим функцию суммарного спроса на продукцию монополии на обоих рынках:

Если Q 1 = 20 – Р1/2, а Q 2 = 8 – P 2 /10, то функция суммарного спроса составит:

                  Q = 28 – (P /2 + Р/10) или Q = 28 – (3/5)Р,

отсюда Р = 140/3 – (5/3) Q, а TR = Р ´ Q = (140/3) Q – (5/3) Q 2, и

                                          MR = 140/3 – (10/3) Q,

Приравняв MR и МС, определяем объем продаж монополией:

                20 = 140/3 – 10/3 Q, откуда Q = 8 ед. продукции.

Подставив Q в функцию спроса определяем Р, при которой прибыль монополии максимальна: 8 = 28 – (3/5)Р, Р =   ден. ед.

Прибыль монополии (П) без проведения ценовой дискриминации определяем как разницу между TR и TC: П =   ден.ед.

Таким образом, при отсутствии ценовой дискриминации монополист получит прибыль, равную 76,6 ден. ед., которая меньше, чем в случае проведения ценовой дискриминации на 33,4 ден.ед.

 

Задача 3.  На рынке совершенной конкуренции предложение характеризуется формулой

S = 4 P – 15, а рыночный спрос – D = 10 – P.

Необходимо определить:

а) изменение цены и объема продаж в результате монополизации рынка.;

б) изменение потребительского излишка после монополизации рынка.;

в) часть потребительского излишка, перешедшего к монополии.;

г) часть потребительского излишка, который безвозвратно потерян.

(Ответ: а) цена увеличилась на 2,22 ден. ед., а объем продаж уменьшился на 2,22 ед.; б) потребительский излишек уменьшился на 8,64 ден. ед.; в) часть потребительского излишка, перешедшего к монополии, составила 6,17 ден. ед.; г) безвозвратно потерянная часть потребительского излишка составила 2, 47 ден. ед.).

 

Задача 4. Функция спроса на продукцию монополии Q = 20 – P, а функция общих издержек ТС = 10 + 4 Q 2.

Необходимо определить максимальную прибыль и соответствующий ей выпуск.

(Ответ: максимальная прибыль равна 10 ден. ед., равновесный выпуск равен 2 ед. продукции).

 

Задача 5. Спрос школьников на железнодорожные билеты характеризуется функцией

  Q 1 = 40 – P 1, а спрос взрослых – Q 2 = 120 – P 2. Издержки железной дороги ТС = 1400 + 2 Q, где Q – число пассажиров.

Необходимо определить:

а) равновесные цены билетов для школьников и взрослых, количество перевозимых пассажиров и прибыль, если осуществляется ценовая дискриминация;

б) максимальную прибыль, если ценовая дискриминация не проводится.

(Ответ: а) Р1 =21 ден. ед ., Р2 =61 ден. ед ., Q 1 = 19 школьников-пассажиров, Q 2 = 59 взрослых пассажиров, прибыль равна 2442 ден. ед .); б) при отсутствии ценовой дискриминации максимальная прибыль железной дороги составит 1642 ден. ед.)

Рис.1. Изменение цены и объема производства фирмой № 1

Рис. 4. Модель сознательного соперничества фирм

«Ценовые войны» выгодны для потребителей, но крайне обременительны для всех участников соперничества из-за значительных потерь. Поэтому на олигополистических рынках используются, прежде всего, неценовые методы конкуренции.

Для моделирования нескоординированной олигополии используется теория игр, которая исследует поведение лиц в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений. Модели игровых ситуаций для олигополии могут быть весьма разнообразны. Рассмотрим наиболее простую из них, когда две фирмы Х и У контролируют весь объем продаж на рынке. Каждая из них стремится увеличить долю своих продаж и тем самым обеспечить рост прибыли. Достигается это снижением цен. Каждая фирма может снизить цену или оставить ее без изменения. Матрица их решений представлена на рис. 5.

Если фирмы Х и У оставят цены без изменений, то ни одна из них не увеличит своей доли на рынке, а их прибыли останутся прежними. Если обе фирмы снизят цену, то их прибыли уменьшатся на 500 тыс. руб. Если Х снизит цену, а У не сделает того же, то прибыль фирмы Х увеличится на 1000 тыс. руб., а прибыль У уменьшится на 1000 тыс. руб. И наоборот, если Х оставит цену неизменной, то У при снижении цены получит дополнительную прибыль 1000 тыс. руб. а прибыль фирмы Х уменьшится на такую же сумму.

 

Q

                                                        QF QL       QT

                Рис.6. Установление цены на рынке с доминирующей фирмой

                                            

 

На рис. 6 D есть кривая рыночного спроса, SF – кривая предложения фирм-последователей. Лидер при определении цены на рынке определяет свою кривую спроса Dl. Это делается путем вычитания из рыночного спроса предложения фирм-последователей. Так, при цене Р1 предложение «последователей» равно рыночному спросу, а фирма-лидер по этой цене почти ничего продать не может. При цене Р2 и более низких ценах «последователи» не могут предложить товар и весь спрос удовлетворяется лидером. Таким образом, при ценах между Р1 и Р2 спрос на продукцию лидера отражается кривой DL.

Линии спроса DL соответствует кривая предельных доходов лидера М RL и кривая его предельных издержек МС L. Для получения максимальной прибыли лидер будет производить QL единиц продукции, соответствующее равенству МС L = MRL. Объему производства QL cоответствует цена Р *. По этой цене «последователи» произведут продукции в объеме QF, а общий объем производства составит QT = QL + QF.

Блокирующее ценообразование

  Эта модель ценообразования имеет целью противодействие проникновению на рынок новых фирм, так как сложившееся в отрасли равновесие обеспечивает олигополистам благоприятные условия для получения прибыли.

Если барьеры для входа в отрасль низки, то фирмы могут искусственно повысить их, снизив рыночные цены. Уровень устанавливаемой цены зависит от соотношения издержек олигополистов и фирм, стремящихся проникнуть в отрасль. Если издержки последних выше средних в отрасли, то отраслевая цена будет установлена выше средних минимальных издержек, но ниже минимальных издержек фирм, пытающихся войти в отрасль.

Описанная практика используется также в целях вытеснения конкурентов из отрасли. При этом доминирующая фирма устанавливает цены ниже уровня минимальных краткосрочных средних общих издержек, рассчитывая компенсировать возникающие убытки в долгосрочном периоде.

Ценообразование по принципу «издержки плюс прибыль».

Эта модель ценового поведения используется как в случае раздела рынка несколькими крупными олигополистами, так и в случае наличия лидера. Она основана на том, что олигополист определяет цену продукции по принципу добавления некоторой нормативной прибыли к величине своих собственных средних издержек:

                                         Р = АТС + АТС ´ П ¢,

где П ¢ - плановый норматив рентабельности.

Возникает вопрос, какие средние издержки и норму прибыли закладывать в цену? Размер средних издержек зависит от объема производства, а норма прибыли – от постоянно колеблющегося объема продаж. Поэтому фирмы планируют средний объем выпуска в пределах 75 – 80 % от полной загрузки производственных мощностей. Надбавка на прибыль планируется исходя из средней нормы прибыли последних лет.

Ценообразование по принципу «издержки плюс прибыль имеет особые преимущества для фирм. Во-первых, привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования, что особенно важно для фирм, производящих много продуктов. Во-вторых, если этим методом пользуются все фирмы отрасли, то их цены, скорее всего, будут схожими, поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму. В-третьих, данный метод считается наиболее справедливым. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал.

                4. Показатели монопольной власти

Для оценки ситуации на олигополистическом рынке необходимо определять возможности отдельных фирм в контроле рыночной цены.

 Монопольная власть заключается в способности фирмы воздействовать на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. У фирмы - совершенного конкурента цена товара равна предельным издержкам, у монополиста цена превышает предельные издержки. Следовательно, монопольную власть фирмы можно из­мерить величиной, на которую цена, при которой прибыль достигает максимума, превышает МС. Такой способ измерения монопольной власти фирмы предложил в 1934 г. английский экономист А.Лернер. Индекс Лернера определяется по формуле:          

                                                 P - MC         

                                       L =

                                                    P

Величина L находится в интервале между 0 и 1. При совершенной конкуренции,­ когда Р = МС, индекс Лернера равен нулю. Чем ближе L к единице, тем выше степень монопольной власти.

В практических расчетах для простоты предельные из­держки заменяют средними общими издержками, и индекс Лернера принимает вид

                                 ,

Получается, что L - прибыль, приходящаяся на единицу товара, отнесенная к его цене. Если умножим числитель и знаменатель на Q, то получим прибыль фирмы от реализации продукции в числителе и ее общий доход в знаменателе:

 

Чем выше отношение прибыли к выручке от продаж, тем выше степень монопольной власти на рынке.

Монопольная власть оценивается также показателями, характеризую­щими степень концентрации рынка. Простейший из них это коэффициент концентрации, показывающий долю продаж, приходящуюся на определенное число крупнейших фирм. Чаще всего уровень концентрации оценивается по доле на рынке че­тырех крупнейших фирм. Недостаток данного показателя в том, что он не учитывает разницы между масштабами этих фирм. Например, рынок, на котором одна фирма контролирует 74% продаж, а остальные 13 фирм - по 2 %, будет иметь такой же коэффициент концентрации четырех фирм, как и рынок, где пять фирм имеют по 20 % продаж каждая.

Этот недостаток преодолевается, если концентрация рынка измеряется с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана (Iнн). При его расчете исполь­зуются данные об удельном весе продукции фирм в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциаль­ные возможности для монополизации рынка.

                            IHH = S1 2 + S2 2+......+ Sn 2,

где Sn - доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах.

При чистой монополии, когда все 100 % рынка контролируются одной фирмой Iнн достигает своего максимального значения, равного 10 000. Обычно рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, если 1нн < 1000. По формуле легко подсчитать, что это усло­вие выполняется, если доля крупнейшей из фирм меньше 31 %, двух крупнейших  - 44 %, трех - 54%.

 

              КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ТЕСТЫ, ЗАДАЧИ

Ответьте на вопросы:

1. Какие причины обусловливают существование олигополии? Что является главным барьером на пути проникновения новых фирм в олигополистическую отрасль?

2. Какими признаками олигополия отличается от монополистической конкуренции?

В чем суть олигополистической взаимозависимости?

3. Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. В чем состоят недостатки модели Курно?

4. Каковы основные разновидности олигополии?

5. Как ведет себя фирма в случае нескоординированной олигополии?  

6. Какой уровень цен, объем производства и прибыли складывается в условиях господства картелей?

7. Каковы причины и последствия возможного нарушения соглашения участником картеля?

8. Опишите модели «лидерс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.141 с.)