Фирмы Х (числитель) фирмы У (знаменатель)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фирмы Х (числитель) фирмы У (знаменатель)



             Выбор                                           Реакция фирмы У

          фирмы Х

                                                   снизить цену оставить цену без изменения

                                                

        Снизить                   - 500 тыс. руб                + 1000 тыс. руб.

            цену

                                                 -500 тыс. руб.               - 1000 тыс. руб.

 


  Оставить цену без        - 1000 тыс. руб.                        0

         изменения

                                                +1000 тыс. руб.                         0                    

     Рис 5. Матрица принятия решений на олигополистическом рынке.

В данной ситуации фирмам целесообразно договориться оставить цены без изменения, прибыли остались бы при этом на прежнем уровне. Однако каждая из фирм имеет стимул к нарушению соглашения, так как это сулит солидную прибавку прибыли. В то же время фирма, выполняющая соглашение, получит значительное уменьшение прибыли. В этих условиях обе фирмы, скорее всего, снизят свои цены, теряя при этом по 500 тыс. руб. прибыли. Это является лучшим вариантом, поскольку если одна из фирм оставит цену без изменения, то она рискует понести большие потери при возможном понижении цен конкурентом. Подобный выбор носит название выбора наименьших потерь, когда фирма не полностью доверяет своему конкуренту.

 

   3.2. Картели и картелеподобные структуры рынка

Картель – это форма «скоординированной» олигополии, когда фирмы реализуют стратегию кооперативного взаимодействия. Немногочисленность участников рынка благоприятствует заключению между ними соглашения по поводу цен и объемов производства. Сговор позволяет уменьшить неопределенность, контролировать цены, повысить прибыли, помешать вступлению на рынок новых конкурентов.

 Целью картеля является установление такого уровня цен и объемов продаж, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся фирм в целом. Нередко картели принимают меры по выравниванию уровня издержек своих членов. Для этого они договариваются предлагать поставщикам одинаковую цену за закупаемые ресурсы.

Установление единых цен повышает выручку всех участников картеля, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж. В результате у участников возникает соблазн получить двойной выигрыш: продавать продукцию по высокой картельной цене, но с превышением картельных квот. Поэтому картельные сговоры зачастую недолговечны. Для общества картельные соглашения дают такие же негативные последствия, как и чистая монополия. Они вызывают завышение цен, занижение выпуска продукции, препятствуют конкуренции. Поэтому в большинстве стран они запрещены антимонопольным законодательством. По этой причине олигополисты заключают соглашения в неявных формах, подчиняя свое поведение определенным неписаным правилам. Самыми распространенными вариантами координации в картелеподобных структурах рынка являются ценообразование по принципам «лидерство в ценах», «издержки плюс» и модель блокирующего ценообразования.

«Лидерство в ценах» состоит в том, что фирма-лидер, самая крупная и эффективная в отрасли, определяет цену, а другие фирмы устанавливают такую же цену. Назначаемая лидером цена зависит от того, будут ли другие фирмы при этом ограничивать объемы выпуска, чтобы оставить неизменными доли рынка, или начнут расширять производство при повышении цен. Если остальные фирмы склонны ограничивать свое производство, то лидер может установить цену, максимизирующую общую прибыль. Если лидер доминирует на рынке, то он может установить цену, максимизирующую собственную прибыль, не обращая внимания на остальных.

Рассмотрим пример графического решения задачи установления фирмой-лидером рыночной цены на олигополистическом рынке (рис. 6)

 

                   Р, МС                                   SF

                  М R

            

                      Р1

    

                                                                                             MCL

                      Р *

                                                                    DL

       

                       Р 2

                                                                  MRL           D

Q

                                                        QF QL       QT

                Рис.6. Установление цены на рынке с доминирующей фирмой

                                            

 

На рис. 6 D есть кривая рыночного спроса, SF – кривая предложения фирм-последователей. Лидер при определении цены на рынке определяет свою кривую спроса Dl . Это делается путем вычитания из рыночного спроса предложения фирм-последователей. Так, при цене Р1 предложение «последователей» равно рыночному спросу, а фирма-лидер по этой цене почти ничего продать не может. При цене Р2 и более низких ценах «последователи» не могут предложить товар и весь спрос удовлетворяется лидером. Таким образом, при ценах между Р1 и Р2 спрос на продукцию лидера отражается кривой DL.

Линии спроса DL соответствует кривая предельных доходов лидера М RL и кривая его предельных издержек МС L. Для получения максимальной прибыли лидер будет производить QL единиц продукции, соответствующее равенству МС L = MRL. Объему производства QL cоответствует цена Р *. По этой цене «последователи» произведут продукции в объеме QF , а общий объем производства составит QT = QL + QF.

Блокирующее ценообразование

 Эта модель ценообразования имеет целью противодействие проникновению на рынок новых фирм, так как сложившееся в отрасли равновесие обеспечивает олигополистам благоприятные условия для получения прибыли.

Если барьеры для входа в отрасль низки, то фирмы могут искусственно повысить их, снизив рыночные цены. Уровень устанавливаемой цены зависит от соотношения издержек олигополистов и фирм, стремящихся проникнуть в отрасль. Если издержки последних выше средних в отрасли, то отраслевая цена будет установлена выше средних минимальных издержек, но ниже минимальных издержек фирм, пытающихся войти в отрасль.

Описанная практика используется также в целях вытеснения конкурентов из отрасли. При этом доминирующая фирма устанавливает цены ниже уровня минимальных краткосрочных средних общих издержек, рассчитывая компенсировать возникающие убытки в долгосрочном периоде.

Ценообразование по принципу «издержки плюс прибыль».

Эта модель ценового поведения используется как в случае раздела рынка несколькими крупными олигополистами, так и в случае наличия лидера. Она основана на том, что олигополист определяет цену продукции по принципу добавления некоторой нормативной прибыли к величине своих собственных средних издержек:

                                         Р = АТС + АТС ´ П ¢ ,

где П ¢ - плановый норматив рентабельности.

Возникает вопрос, какие средние издержки и норму прибыли закладывать в цену? Размер средних издержек зависит от объема производства, а норма прибыли – от постоянно колеблющегося объема продаж. Поэтому фирмы планируют средний объем выпуска в пределах 75 – 80 % от полной загрузки производственных мощностей. Надбавка на прибыль планируется исходя из средней нормы прибыли последних лет.

Ценообразование по принципу «издержки плюс прибыль имеет особые преимущества для фирм. Во-первых, привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования, что особенно важно для фирм, производящих много продуктов. Во-вторых, если этим методом пользуются все фирмы отрасли, то их цены, скорее всего, будут схожими, поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму. В-третьих, данный метод считается наиболее справедливым. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал.

                4. Показатели монопольной власти

Для оценки ситуации на олигополистическом рынке необходимо определять возможности отдельных фирм в контроле рыночной цены.

 Монопольная власть заключается в способности фирмы воздействовать на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. У фирмы - совершенного конкурента цена товара равна предельным издержкам, у монополиста цена превышает предельные издержки. Следовательно, монопольную власть фирмы можно из­мерить величиной, на которую цена, при которой прибыль достигает максимума, превышает МС. Такой способ измерения монопольной власти фирмы предложил в 1934 г. английский экономист А.Лернер. Индекс Лернера определяется по формуле:          

                                                P - MC        

                                       L =

                                                    P

Величина L находится в интервале между 0 и 1. При совершенной конкуренции,­ когда Р = МС, индекс Лернера равен нулю. Чем ближе L к единице, тем выше степень монопольной власти.

В практических расчетах для простоты предельные из­держки заменяют средними общими издержками, и индекс Лернера принимает вид

                                 ,

Получается, что L - прибыль, приходящаяся на единицу товара, отнесенная к его цене. Если умножим числитель и знаменатель на Q, то получим прибыль фирмы от реализации продукции в числителе и ее общий доход в знаменателе:

 

Чем выше отношение прибыли к выручке от продаж, тем выше степень монопольной власти на рынке.

Монопольная власть оценивается также показателями, характеризую­щими степень концентрации рынка. Простейший из них это коэффициент концентрации, показывающий долю продаж, приходящуюся на определенное число крупнейших фирм. Чаще всего уровень концентрации оценивается по доле на рынке че­тырех крупнейших фирм. Недостаток данного показателя в том, что он не учитывает разницы между масштабами этих фирм. Например, рынок, на котором одна фирма контролирует 74% продаж, а остальные 13 фирм - по 2 %, будет иметь такой же коэффициент концентрации четырех фирм, как и рынок, где пять фирм имеют по 20 % продаж каждая.

Этот недостаток преодолевается, если концентрация рынка измеряется с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана ( Iнн). При его расчете исполь­зуются данные об удельном весе продукции фирм в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциаль­ные возможности для монополизации рынка.

                            IHH = S1 2 + S2 2+......+ Sn 2,

где Sn - доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах.

При чистой монополии, когда все 100 % рынка контролируются одной фирмой Iнн достигает своего максимального значения, равного 10 000. Обычно рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, если 1нн < 1000. По формуле легко подсчитать, что это усло­вие выполняется, если доля крупнейшей из фирм меньше 31 %, двух крупнейших  - 44 %, трех - 54%.

 

             КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ТЕСТЫ, ЗАДАЧИ

Ответьте на вопросы:

1. Какие причины обусловливают существование олигополии? Что является главным барьером на пути проникновения новых фирм в олигополистическую отрасль?

2. Какими признаками олигополия отличается от монополистической конкуренции?

В чем суть олигополистической взаимозависимости?

3. Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. В чем состоят недостатки модели Курно?

4. Каковы основные разновидности олигополии?

5. Как ведет себя фирма в случае нескоординированной олигополии?  

6. Какой уровень цен, объем производства и прибыли складывается в условиях господства картелей?

7. Каковы причины и последствия возможного нарушения соглашения участником картеля?

8. Опишите модели «лидерства в ценах» и «издержки плюс прибыль».

9. Почему в олигополистических отраслях часто встречается неценовая конкуренция? Получают ли в этом случае фирмы экономическую прибыль?

10. Какие факторы оказывают влияние на рыночную власть?

11. Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?

 

Выберите один ответ из числа представленных вариантов:

 

1. Отраслевой олигополистический рынок представлен 4-мя фирмами. Каким путем фирма-олигополист предпочтет максимизировать прибыль:

а) снижением цен на свою продукцию;

б) улучшением качества своих товаров;

в) активной рекламной политикой;

г) заключением явного или неявного соглашения о совместной ценовой полити-                     ке с другими фирмами этой же отрасли.

 

2. В каком из двух вариантов монопольная власть выше:

а) на рынке присутствует пять фирм, каждая из которых имеет равную долю в совокупном объеме продаж;

б) доли продаж распределены следующим образом: фирма 1 – 25%; 2 – 10%; 3 – 50%; 4 – 8%; 5 – 7%.

 

 3. Если функция общих издержек фирмы характеризуется уравнением ТС = 0,5Q2 + 2Q, а функция спроса на ее продукцию Р = 10 - 0,5Q, то индекс Лернера равен…..

                   а) 0, 35; б) 0,25; в) 0,52; г) 0,44.

Задача 1. На рынке осуществляют деятельность две фирмы, производящие одинаковый товар. Общий спрос на производимый ими товар характеризуется зависимостью Р = 10 – Q , где Q – совокупное предложение обеих фирм. Каждая фирма производит продукцию с постоянными средними и предельными издержками, равными четырем денежным единицам.

Необходимо определить:

а) какой объем производства является для фирм наилучшим, какую цену они определят, какой общий доход и прибыль будут иметь фирмы в условиях конкуренции?;

б) как изменятся параметры рыночного равновесия, если в результате введения ресурсосберегающей технологии средние общие издержки одной из фирм снизятся до 2 ден. ед?;

в) какой объем производства и цену выберут фирмы при условии сговора?;

г) будем считать, что при сговоре фирмы делят объем продаж и прибыль поровну. Как изменится общая прибыль и прибыль каждой фирмы, если одна из фирм увеличит объем продаж на единицу по сравнению со своей производственной квотой?

 

                                         Решение задачи

а) Для максимизации прибыли фирма должна соблюдать условие: МС = MR = 4.

Так как Q = Q 1 + Q 2 (модель Курно), то

 TR 1 = P ´ Q 1 =(10 – Q ) Q 1 = 10 Q 1 – ( Q 1 + Q 2 ) ´Q 1 ; TR 1 = 10 Q 1 – Q 1 2 – Q 2 ´ Q 1 .

отсюда  MR 1 = 10 – 2 Q 1 – Q 2 ;

поскольку MR1 = MC = 4, то 10 – 2Q1 – Q2 = 4; откуда: Q1 = 3 - ½Q2

 

Полученное уравнение Q 1 = 3 - ½ Q 2 есть функция реакции 1-ой фирмы. Оно показывает самый выгодный для первой фирмы объем производства при условии, что 2-ая фирма производит продукцию в объеме Q 2 . Аналогичным образом определяем уравнение реакции 2-ой фирмы: Q 2 = 3 - ½ Q 1 .

Таким образом, мы располагаем системой из двух уравнений:

Q1 = 3 - ½Q2

Q2 = 3 - ½Q1

Решая систему уравнений, получим Q 1 = 2 ед. продукции ; Q 2 = 2 ед. продукции.

В условиях конкуренции общее количество производимой продукции равно:

Q = Q 1 + Q 2 = 4 ед. продукции

цена равна:

Р = 10 – Q = 10 – 4 = 6 ден. ед.

общий доход фирмы:

Т R = P × Q = 6 × 2 = 12 ден. ед.

прибыль фирмы (П) равна:

                        П = TR – ATC × Q = 12 – 4 × 2 = 4 ден. ед.;

 

б) Изменение средних общих затрат приведет к изменению функции реакции одной из фирм (будем считать, что это будет 1-ая фирма). Используя тот же прием, что и в предыдущем пункте, определяем что функция реакции 1-ой фирмы описывается следующим уравнением: Q 1 = 4 - 1/2 Q 2 .

Зная, что функция реакции 2-ой фирмы по сравнению с условием, сформулированным в пункте «а», не изменилась, найдем равновесный объем выпуска продукции фирмами. Для этого решим систему уравнений

                                                          Q1 = 4 - 1/2Q2

Q 2 = 3 - 1/2 Q 1

 

Отсюда  Q 1 = 3,33 ед. продукции, а Q 2 = 1,33 ед. продукции.

Общий объем произведенной продукции составил:

                         Q = Q 1 + Q 2 = 3,33 + 1,33 = 4,67 ед. продукции.

Рыночная цена на продукцию равна: Р = 10 – Q = 10 – 4,67 = 5,33 ден. ед.

Общий доход 1-ой фирмы равен ТR1 = P × Q1 = 5,33 × 3,33 = 17,75 ден. ед.

Общий доход 2-ой фирмы равен TR 2 = P × Q 2 = 5,33 × 1,33 = 7,1 ден ед.

Прибыль 1-ой фирмы равна  П1 = TR1 – ATC 1 × Q 1 = 17,75 – 2 × 3,33 = 11,09 ден. ед.

Прибыль 2-ой фирмы равна П2 = TR 2 – ATC 2 × Q 2 = 7,1 – 4 × 1,33 = 1,78 ден. ед.

 

Последствия снижения затрат в 1-ой фирме представлены в графической форме:

 

                              Q2

                                                  Q1 = 4 - 1/2 Q 2

                                                              Q1 = 3 - 1/2 Q 2

 


                           2,00

                              

                            1,33

                                                                                            Q 2 = 3 - 1/2 Q 1                      

                                0                                                                           Q1

                                                  2,00   3,33

в) В условиях сговора фирмы будут действовать как монополия и прибыль будут делить пополам. Определение объема производства, соответствующего максимальной прибыли при этом, осуществляется на основе соблюдения условия: МС = MR, а цена должна соответствовать этому объему.

                                     TR = P × Q = (10 – Q) Q = 10Q – Q 2

; но MR = MC = 4, тогда 10 – 2 Q = 4 и Q = 3 ед.

 

Прибыль будет максимальна в условиях сговора, когда выпуск двух фирм будет равен: Q = Q 1 + Q 2 = 3. Это условие контракта.

 Цена при данном объеме производства равна: Р = 10 – Q = 10 – 3 = 7 ден. ед. Согласованные решения принесут фирмам больший общий доход: TR = P × Q = 7 × 3 = 21 ден. ед. Каждая из фирм получит прибыль: П = ( TR – ATC × Q ) : 2 = (21 – 4 × 3) : 2 = 4,5 ден.ед.;

 

г) Если каждая фирма соблюдает производственную квоту и продает по  1,5 ед. продукции, то нарушитель соглашения, продав 2,5 ед. продукции,  снизит рыночную цену до 6 ден. ед. и получит прибыль, равную 5 ден. ед. (6 × 2,5 – 4 × 2,5), что на 0,5 ден. ед. больше, чем при соблюдении соглашения. При этом суммарная прибыль фирм, входящих в картель, составит 8 ден. ед. (6 × 4 – 4 × 4), а прибыль фирмы, соблюдающей соглашение уменьшится до 3 ден. ед (6 × 1,5 – 4 × 1,5), т.е. будет на 1,5 ден. ед. меньше по сравнению с ситуацией, когда каждая фирма соблюдала производственную квоту.

 

Задача 2. Рыночный спрос описывается уравнением Q = 96 – 2 P . В отрасли действуют 10 одинаковых фирм, 6 из которых объединяются в картель. Предельные издержки каждой фирмы в долгосрочном периоде зависят от выпуска как МС = qi + 3. Объединенные в картель фирмы приобретают роль ценового лидера на рынке. В свою очередь, фирмы, не входящие в картель, не могут повысить свою прибыль путем ценовой конкуренции с членами картеля и друг с другом.

Необходимо:

а) определить оптимальный объем выпуска картеля и некартелированных фирм и цену, складывающуюся на рынке;

б) сопоставить прибыль фирмы, входящей и не входящей в картель, и на этой основе сделать вывод об устойчивости картеля.

 

                                          Решение задачи

а) Картель, объединяющий 6 фирм, играет роль ценового лидера, следовательно, объем его продаж и цена складываются на основе зависимости остаточного спроса и предельных издержек.

В свою очередь, фирмы, не объединенные картелем, не имеют возможности назначать цену, но и не заинтересованы в ограничении объема выпуска. Предложение фирмы,не входящей в картель, определяется из условия МС = Р, откуда qia = P – 3, где qia– объем продаж фирмы-аутсайдера (не входящей в картель фирмы). Предложение четырех аутсайдеров описывается уравнением QF = 4 p – 12.

Остаточный спрос, приходящийся на картель, который играет роль ценового лидера  

QL = 96 – 2 P – 4 P – 12 = 108 – 6 P .

Условием максимизации прибыли фирм, входящих в картель, является равенство предельного дохода предельным затратам каждого члена картеля:

М R = MC 1 = MC 2 =……= MC 6 ;



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.117 (0.022 с.)