Предельный доход определяется по формуле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предельный доход определяется по формуле



  TR = P · Q = (18 - , откуда MRL =18 -

Предельные издержки фирмы, входящей в картель, согласно условию задачи равны

                                                   MC = qik +3.

Таким образом, если учтем, что QL = 6 qik, то условие максимизации прибыли фирм, входящих в картель, выглядит следующим образом:

MR = MC;

Решив полученное уравнение, найдем, что оптимальный выпуск каждого члена картеля составляет qik = 5.

Цена, назначаемая картелем, определяется из функции спроса на продукцию картеля. Поскольку выпуск 6 фирм, входящих в картель составляет 30, то цена равна 13.

Оптимальный выпуск фирмы, не входящей в картель, находим из функции предложения четырех фирм, не объединенных в картель:

qia = (4 P – 12): 4 =(4 ´ 13 – 12): 4 = 10;

б) Проинтегрировав уравнение МС = q + 3, определим функцию общих затрат фирмы ТС( q ) = 0,5 q + 3 q. Далее определим общие затраты, общий доход и прибыль фирм, входящих и не входящих в картель, при условии, что продукция продается по цене равной 13. Данные проделанных расчетов приведены в таблице:

                                         

Показатели Фирма, входящая в картель Фирма, не входящая в картель
Объем продаж 5 10
Общие затраты 20 50
Общий доход 65 130
Прибыль 45 80

                               

Данные таблицы свидетельствуют, что прибыль фирмы-аутсайдера, не ориентированной на максимизацию прибыли всей отрасли, значительно выше прибыли фирмы, входящей в картель. Причем это имеет место, несмотря даже на убывающую отдачу от масштаба производства (так как объем продаж растет в 2 раза, а общие затраты в 2,5 раза) у фирмы-аутсайдера. Все это свидетельствует о том, что картельные соглашения весьма неустойчивы.

 

Задача 3. Функция предельного дохода фирмы, являющейся ценовым лидером на рынке, характеризуется зависимостью: MRL = 9 – QL. Функция ее предельных издержек MCL = 1 +QL, а функция предложения фирм-последователей в отрасли, т.е. зависимость между ценой, и объемом выпуска фирм-последователей выражается уравнением P = 2 + 2Qn.

Необходимо определить объем отраслевого предложения на рынке.

 

                                               Решение задачи

Для определения объема отраслевого предложения необходимо вначале найти объем предложения лидера (QL) и объем предложения фирм-последователей (Qn), а затем суммировать их, т.е. QS = QL + Qn..

Объем предложения лидера определяется исходя из равенства MRL = MCL.

Так как    9 – QL = 1 + QL, то QL = 4 ед. продукции.

Для определения объема предложения фирм-последователей необходимо найти рыночную цену, т.е. цену, которую установит фирма-лидер. Подставив эту цену в функцию предложения фирм-последователей, определим объем выпуска продукции ими (Qn).

Чтобы определить цену, назначаемую фирмой-лидером, необходимо знать функцию спроса на ее продукцию. Для нахождения последней необходимо иметь в виду, что в условиях несовершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирм есть одновременно функция среднего дохода. Поскольку в условии задачи дана функция предельного дохода, то преобразовав ее в функцию общего дохода, можно найти функцию среднего дохода:

 MRL = 9 – QL, отсюда, проинтегрировав, получаем TRL = 9QL – (1/2)Q2L,

              а средний доход ARL = .

 Cледовательно, при выпуске 4 ед. продукции фирма-лидер назначит цену (РL), равную: ден. ед.

Фирмы-последователи определяют свой выпуск исходя из этой цены. Подставив ее в функцию предложения фирм-последователей определим объем их производства:

7 = 2 – 2Qn, отсюда Qn = 2,5 ед. продукции.

Отраслевое предложение равно QS = QL + Qn = 4 + 2,5 = 6,5 ед. продукции.


Тема 8. Фирма на рынке монополистической конкуренции

1. Основные признаки рынка монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция – распространенный тип рынка несовершенной конкуренции. Примеры монополистической конкуренции весьма многочисленны, это производство продовольственных товаров, одежды, обуви, стиральных порошков, напитков, мебели и т.п.

Характерной особенностью такого рынка является наличие многих производителей, небольших по своим размерам. При большом количестве фирм их все же на несколько порядков меньше, чем при совершенной конкуренции. Это гарантирует невозможность согласованных действий с целью ограничения объема производства и завышения цен. Каждая фирма определяет свою политику, не принимая во внимание возможную реакцию на свои действия со стороны конкурирующих фирм, так как влияние одной фирмы настолько мало, что оно не вызывает беспокойства у конкурентов за свое положение на рынке.

В противоположность совершенной конкуренции, где фирмы выпускают однородную продукцию, одним из основных признаков монополистической конкуренции является дифференциация продукта, или его разнообразие. Производимый каждой фирмой продукт чем-то отличается от аналогичных продуктов других фирм. При этом данные товары могут в высокой степени замещать друг друга, но не являются абсолютно взаимозаменяемыми. Другими словами, эластичность спроса от цены велика, но не абсолютна.

 Дифференциация продукта приводит к тому, что отраслевой рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные сегменты. Каждая фирма занимает положение единственного производителя узкой разновидности данного продукта и имеет определенную власть на рынке. Степень этой власти зависит от успеха фирмы в дифференциации своего продукта по сравнению с продуктами других фирм. Основными формами дифференциации продукта являются различия в его качественных параметрах, реклама, упаковка, торговый знак и торговая марка.

Важной чертой монополистической конкуренции является относительная легкость вступления новых фирм в отрасль и выхода из нее. Барьеры на пути входа на такой рынок сравнительно невысоки: производители являются типично небольшими по размеру предприятиями; капитал, необходимый для создания нового предприятия, невелик, и конкурентам трудно помешать этому. Обычно не затруднителен и уход с рынка, так как почти всегда находятся желающие купить небольшое дело.

Но по сравнению с совершенной конкуренцией дифференциация продукта создает определенные препятствия для входа новых фирм на рынок. Копирование продукта затруднено наличием патентов или авторских прав на товарные знаки. Поэтому фирмы сознательно создают и поддерживают дифференциацию, добиваясь для себя дополнительных прибылей и попутно обеспечивая на рынке многообразие товаров.

Вместе с тем степень рыночной власти монополистических конкурентов существенно ограничена. Фирмам приходится постоянно считаться с конкуренцией аналогичных товаров других фирм. Товары конкурирующих фирм в высокой степени взаимозаменяемы и имеют высокую перекрестную эластичность спроса по цене. Если повышается цена на продукт одной фирмы, то спрос переключается на товар другой фирмы. Кроме того, если какая-то фирма на рынке монополистической конкуренции имеет высокую экономическую прибыль, то при относительно свободном доступе на такой рынок, на нем неминуемо появятся новые фирмы. По мере роста товарного предложения экономическая прибыль начнет уменьшаться. В итоге при монополистической конкуренции фирмы зарабатывают относительно небольшие прибыли.

При многочисленности фирм в отрасли каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка и поэтому имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Данное обстоятельство вместе с дифференциацией производимых продуктов обусловливают широкое использование на рассматриваемом рынке неценовой конкуренции, т.е. конкуренции посредством повышения потребительской ценности товара.

        2. Равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции

                                       в краткосрочном периоде

Для выяснения условий равновесия фирмы - монополистического конкурента воспользуемся графическим анализом (рис.1).

Кривая спроса фирмы (D) на рынке монополистической конкуренции наклонена вниз. Это означает, что фирма при увеличении объема производства вынуждена снижать цену, и спрос не является абсолютно эластичным. У товара, производимого фирмой, есть множество товаров-заменителей, поэтому степень его эластичности выше по сравнению с эластичностью товара чистого монополиста. Резкое увеличение цены в таких условиях приводит к переключению спроса на заменители. На рынке чистой монополии у покупателей отсутствует выбор, и они покупают товар, слабо реагируя на цену.

         Р, МС, М R, АТС

           

   

      

                                                                         МС

                 Р E

     

                                                                        АТС

    

                                          

                                            E

                                                                         D

            0                       MR                                 Q

                                  QE

Рис. 1. Равновесие монополистического конкурента в краткосрочном периоде

 

В то же время эластичность спроса на рынке монополистической конкуренции не является абсолютной, как при совершенной конкуренции. Это объясняется тем, что фирма в этих условиях имеет меньше конкурентов и их продукты представляют собой близкие, но несовершенные заменители. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем больше эластичность спроса для каждой фирмы, тем ближе ситуация приближается к совершенной конкуренции и тем меньше будет рыночная власть.

Вместе с тем на рынке монополистической конкуренции сохраняются условия равновесия, характерные для чистого монополиста, так как:

во-первых, продажа каждой дополнительной единицы продукции при падающей цене дает приращение общего дохода в меньшем объеме по сравнению с уровнем цены, т.е. MR < P;

во-вторых, в условиях монополистической конкуренции фирма максимизирует прибыль или минимизирует убытки при таком объеме производства, при котором предельные издержки равны предельному доходу (МС = MR). Другими словами, фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции, не начинают превышать выручку от ее реализации. Следовательно точка пересечения МС и MR на графике (Е) определяет выпуск продукции QЕ, продавая который по цене РЕ фирма максимизирует экономическую прибыль. Величина этой прибыли равна площади заштрихованного прямоугольника.

Таким образом, условие равновесия фирмы на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде:

 

                                        МС = MR < P

                 3.Долгосрочное равновесие фирмы на рынке

                             монополистической конкуренции

В долгосрочном периоде на рынке монополистической конкуренции происходят процессы, ведущие к потере фирмой экономической прибыли. Во-первых, экономическая прибыль является стимулом прихода в отрасль новых фирм-конкурентов. Поскольку вход на рынок сравнительно свободен, то приход новых фирм неизбежен, и они будут производить аналогичные товары. Во-вторых, по мере увеличения общего выпуска фирма будет терять свою долю на рынке, и ее кривая спроса будет смещаться влево вниз. Это будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет стимул для вступления новых фирм в отрасль, т.е. пока экономическая прибыль не станет равной нулю и кривая спроса не займет положение касательной к кривой затрат (D 3 на рис. 2).

 

 

               

      Р, МС, М R, АТС

         

     

                                           

               МС

     

               РЕ           Е

                                                   А                          АТС

              РА                             

                                                                                 D 1

                                                                              

                                                                               D 2

                                            М R                D 3

                                                  QЕ              QА

Рис. 2. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде в условиях

                          монополистической конкуренции

 

Аналогичные процессы происходят и у фирмы, имеющей в начальный момент убытки. В этой ситуации некоторые производители уйдут из отрасли. В результате кривая спроса для той фирмы, которая не покинет рынок, будет повышаться, пока не займет положение касательной к кривой затрат. Таким образом, в долгосрочном периоде при монополистической конкуренции, как и при совершенной конкуренции, действует тенденция к получению фирмами нулевой экономической прибыли.

Важная особенность точки долгосрочного равновесия фирмы состоит в том, что находясь на кривой АТС, она не совпадает с точкой минимума средних общих затрат, как при совершенной конкуренции. Причина в том, что спрос на продукцию не является совершенно эластичным. Таким образом, условие равновесия фирмы при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде выглядит следующим образом:

                                   МС = МR < Р = АТС

 

Следует отметить, что возможность потерять экономическую прибыль не носит фатального характера. Экономическая прибыль может сохраняться достаточно долго. Это связано с дифференциацией продукта, когда конкуренту достаточно сложно воспроизвести уникальный продукт. К тому же барьеры для входа в отрасль все же существуют. К ним относятся не только финансовые препятствия, но и всякого рода административные ограничения.

Поскольку потеря экономической прибыли для фирмы крайне нежелательна, то она прибегает к мерам, противодействующим подобной тенденции. Прежде всего, для уменьшения числа конкурентов фирма усиливает дифференциацию продукта, его уникальность. Поэтому на рынке монополистической конкуренции существуют предпосылки для получения экономических прибылей в долгосрочном периоде.

 

         4.Общественные издержки при деятельности фирмы на рынке

                                  монополистической конкуренции

Cопоставление условий долгосрочного равновесия фирмы на рынках монополистической и совершенной конкуренции позволяет сделать следующие выводы. При совершенной конкуренции фирма увеличила бы выпуск продукции до уровня QА, поскольку в точке А были бы минимальные АТС и фирма получила бы максимальную прибыль. Кроме того, цена при монополистической конкуренции выше, чем при совершенной конкуренции (РЕ > РА).

Разница между объемом выпуска фирмы при совершенной конкуренции и объемом, выпускаемым в долгосрочном периоде при монополистической конкуренции, (QА – QЕ) называется избыточной мощностью (рис.2). Избыточные производственные мощности и более высокие цены при монополистической конкуренции являются социальными издержками разнообразия товаров, которое обеспечивается ею.

Является ли рыночный механизм монополистической конкуренции эффективным? С точки зрения использования ресурсов – нет, поскольку объем производства QЕ не достигает величины, при которой средние общие издержки фирмы минимальны. Но если оценивать эффективность с точки зрения удовлетворения спроса потребителей, то многообразие товаров, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.

 

              КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ТЕСТЫ, ЗАДАЧИ

 

Ответьте на вопросы:

1. Чем отличается рынок монополистической конкуренции от рынка совершенной конкуренции и от олигополистического рынка?

2. Что представляет собою дифференциация продукта и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции?

3. В каких отраслях широко распространена монополистическая конкуренция?

4. Какие преимущества имеют фирмы, проводящие неценовую конкуренцию, по сравнению с фирмами, осуществляющими ценовую конкуренцию?

5. Почему на рынке монополистической в долгосрочном периоде действует тенденция к получению фирмой нулевой экономической прибыли?

6. Почему в динамическом аспекте на рынке монополистической конкуренции существуют предпосылки для получения фирмой экономических прибылей в долгосрочном периоде?

7. Каковы плюсы и минусы рынка монополистической конкуренции?

 

Задача 1. Общие затраты фирмы, действующей на рынке монополистической конкуренции, зависят от объема выпуска как Обратная функция остаточного спроса (зависимость цены, которую готов заплатить покупатель за товар фирмы, от объема ее продаж) выглядит как  Р = 15 – q.

Необходимо определить:

а) находится ли фирма в состоянии краткосрочного или долгосрочного равновесия, максимизируя прибыль?

б) величину избыточной мощности.

 

                                                 Решение задачи

а) Известно, что на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном равновесии экономическая прибыль фирмы равна нулю. Определим цену и объем продаж, при которых фирма достигает максимальной прибыли, а затем определим объем максимальной прибыли.

Фирма получает максимальную прибыль при равенстве MC = MR.

Приравняв МС и MR, получим квадратное уравнение q 2 – 8q +12 = 0. Решение уравнения показывает, что равенство предельных издержек предельной выручке достигается при двух объемах продаж: 2 и 6.

Условию максимуму прибыли удовлетворяет объем продаж, равный 6. При этом объеме продаж цена товара фирмы равна 9, средние общие затраты тоже равны 9, общий доход фирмы как и общие издержки составляют 54. Следовательно, экономическая прибыль фирмы равна нулю и она находится в состоянии долгосрочного равновесия.

                                Р

                                                              MC             ATC

                               13

 

                                9

 

 


                                                            MR           D

                                0                                                            Q

                                        2  6 7,5

 

 

б) для определения избыточной мощности найдем равновесный объем производства данной фирмы при условии ее деятельности на рынке совершенной конкуренции, т.е. тот объем производства, который соответствует минимальным средним общим затратам. Этот объем определяем исходя из того, что АТС минимальны, когда : ; отсюда q = 7,5 при минимальных АТС. Избыточная мощность равна 1,5 (7,5 – 6).

 

Задача 2. Фирма на рынке монополистической конкуренции проводит рекламную компанию, в результате которой ее издержки на рекламу увеличились с 220 до 440 в месяц. При этом до проведения компании функция спроса на продукт была Q = 81 – P, а после проведения рекламной компании  Q = 69,5 – 0,5P. Предельные издержки фирмы постоянны и равны 15.

Необходимо определить: как изменилась прибыль в результате проведения рекламной компании?

 

                                               Решение задачи

Если постоянные издержки фирмы без расходов на рекламу равны FC, то функцию общих издержек до проведения рекламной компании можно представить в следующем виде:

TC1 = FC + 220 + 15Q1, а функцию общего дохода  TR1 = Q1 ´ (81 – Q1)

Приравняв предельные издержки и предельный доход, найдем объем равновесного выпуска до начала рекламной компании:

                              15 = 81 – 2Q1,  откуда  Q1 = 33

Подставив полученный равновесный выпуск в функции ТС1 и TR1, определим выражение для прибыли (П1) фирмы до начала проведения рекламной компании:

               П1 = 33 ´ (81 – 33) – FC – 220 – 15 ´ 33 = 869 – FC

Для определения объема равновесного выпуска в период проведения рекламной компании выполним действия, аналогичные предыдущим:

ТС2 = FC + 440 + 15Q2

TR2 = Q2 ´ (139 – 2Q2)

MC2 = 15; MR2 = 139 – 4Q2

15 = 139 – 4Q2; Q2 = 31

П2 = 31 ´ (139 – 2 ´ 31) – FC – 440 – 15 ´ 31 = 1482 - FC

Для определения изменения прибыли (DR) в связи с проведением рекламной компании вычтем из выражения прибыли при проведении рекламной компании выражение прибыли до проведения рекламной компании:

DR = Ппри рекламе – Пбез рекламы = 1482 – FC – 869 + FC = 613

 Таким образом, несмотря на то, что объем продаж фирмы уменьшился на две единицы, ее прибыль увеличилась на 613, и это позволяет считать рекламную компанию эффективной.

 

                      Тема 9. Рынки ресурсов: общая характеристика.

Рынки ресурсов являются важным структурным элементом рыночной экономики. От качества их функционирования зависит эффективность использования ресурсов, а значит, устойчивость экономики и эффективность работы предприятий. Экономические ресурсы делятся на материальные ресурсы (капитал и земля) и людские (труд и предпринимательская способность). Соответственно различаются рынки природных ресурсов (земли), капитала и труда.

Рынки ресурсов выполняют в рыночной экономике две важнейшие функции. Во-первых, они содействуют росту эффективности производства и техническому прогрессу. Во-вторых, плата за экономические ресурсы является основным доходом для большинства людей.

Рассмотрим особенности формирования спроса на ресурсы, действительные для любого рынка ресурсов. Вначале определим, как формируется спрос фирмы на отдельный ресурс, а затем обратимся к спросу на всю совокупность ресурсов, необходимых для производства..

 

      1.Спрос на единственный переменный ресурс

Исходное и достаточно очевидное положение состоит в том, что спрос на ресурсы является производным от спроса на продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. С увеличением спроса на продукцию возрастает спрос на ресурсы и наоборот.

На объем спроса фирмы на ресурс влияют два фактора:

  во-первых, предельная производительность ресурса, выражаемая величиной предельного продукта (МР), получаемого при использовании дополнительной единицы переменного ресурса;

во- вторых, предельный доход (М R), то есть прирост дохода, полученный от продажи дополнительной единицы продукции, полученной в результате использования дополнительной единицы ресурса.

Весь дополнительный доход, получаемый от применения дополнительной единицы переменного ресурса (М RP) определяется умножением величины предельного продукта на предельный доход:

                                      М RP = MP · MR

Показатель (М RP) называют предельной доходностью ресурса.

В условиях совершенной конкуренции на рынке готовой продукции МR равен рыночной цене единицы продукта, т.е. М R = P. Поэтому в данном случае

                                          М RP = MP · P

При несовершенной конкуренции (чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции) предельный доход всегда меньше рыночной цены (MR < P) и поэтому в этих условиях

                                              М RP < MP · P.

Рассмотрим на графике предельную доходность ресурса (а), который использует фирма, действующая в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на рынке готовой продукции (рис. 1).

В условиях совершенной конкуренции MRP = MP · P, поэтому на графике MRP - линия с отрицательным наклоном. Отрицательный наклон связан с тем, что хотя Р и MR на совершенно конкурентных рынках готовой продукции есть величины постоянные, но предельный продукт от использования ресурса МР падает в соответствии с законом убывающей отдачи.

 

 

                  М R Рa

                                                                       c овершенно конкурентный

                                                                       рынок продукции


                                 рынок

                                 продукции                                   MRP = MP · P

                                 несовершенной                                

                                  кокуренциии         MRP = MR · MP

                            0                                                                      а

                                                             Количество переменного ресурса

Рис. 1. Предельная доходность ресурса

В условиях несовершенной конкуренции М R < P, поэтому предельная доходность ресурса снижается не только в связи с действием закона убывающего предельного продукта, но и по причине снижения цены продукции по мере роста ее выпуска. Вследствие этого кривая М RP для фирмы в условиях несовершенной конкуренции лежит ниже кривой М RP  для cовершенно конкурентной фирмы.

Для определения оптимального объема использования ресурса необходимо определить, как влияют на издержки фирмы дополнительно вовлекаемые в производство ресурсы. Использование дополнительной единицы переменного ресурса увеличивает общие издержки фирмы на величину предельных издержек (М RC)

Для максимизации прибыли фирма должна увеличивать объем использования ресурса до тех пор, пока предельная доходность ресурса не сравняется с предельными издержками на ресурс. Условием достижения оптимального объема использования фирмой ресурса является равенство:

М RP = MRC

 Это условие справедливо как для фирм - совершенных конкурентов, так и для фирм, работающих в условиях несовершенной конкуренции.

Рынки ресурсов тоже могут иметь разный уровень конкуренции. Если рынок ресурса является совершенно конкурентным, то его участники, отдельные покупатели и отдельные продавцы, не могут влиять на цену ресурса. В этих условиях предельные издержки фирмы на ресурс равны его рыночной цене

                                                МRC = Pресурса.

В этой ситуации спрос на ресурс определяется исходя из того, что

                                          МRP = Pресурса = MRC.

На рис. 2 показано формирование спроса фирмы на переменный ресурс, покупаемый на совершенно конкурентном рынке.

                 М RP, P

               (ресурса)                     E 1

                           Р1                                                                         S ' A = MRC ' A

                                                                     E2

                           Р2                                                                          S '' A = MRC '' A

                                                                                      E2

                           Р3                                                                         S ''' A = MRC ''' A

                                                                                               MRPA = DA

                            0                                                                             А

                                                        А1   A 2         A 3    количество ресурса

Рис. 2. Оптимальный объем спроса фирмы на ресурс, покупаемый на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.138 с.)