Предложение отрасли (рыночное предложение).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложение отрасли (рыночное предложение).



Объем производства отрасли – это суммарное предложение всех отдельных фирм. Кривую рыночного предложения можно получить суммированием кривых предложения отдельных фирм, каждая из которых представляет собою кривую МС, лежащую выше точки минимума средних переменных издержек.

Кривые предельных издержек отдельных фирм различны. Факторами, воздействующими на кривые МС, являются: размер фирм, цены переменных ресурсов, применяемая технология. Влияние этих факторов проявляется в следующем.

Большие предприятия применяют больше постоянных ресурсов. Они достигают минимально возможных размеров средних общих и средних переменных издержек при более высоких показателях выпуска по сравнению с небольшими предприятиями. В результате кривые предельных издержек больших фирм лежат гораздо дальше от начала координат. Соответственно, чем больше фирма, тем больше ее выпуск при любой цене.

Чем выше цены переменных производственных ресурсов, тем выше предельные издержки при любом объеме выпуска. Увеличение цен на ресурсы сдвигает кривую предельных издержек вверх. При этом фирмы будут производить меньше продукции при данных ценах. Применение прогрессивной технологии уменьшает предельные издержки, и кривые предельных издержек фирм сдвинутся вниз. Это означает рост выпуска при любой цене.

 

               5. Предложение отрасли в долгосрочном периоде

При определении долговременного отраслевого предложения делаются следующие предположения: 1) фирмы имеют равный доступ к имеющейся технологии; 2) объем производства растет за счет увеличения использования ресурсов, а не за счет совершенствования технологии.

Отраслевое предложение в долгосрочном периоде зависит от того, как влияют изменения объемов производства на цены используемых ресурсов и на издержки производства. Исходя из этого, различают три типа отраслей: с постоянными, возрастающими и убывающими издержками.

Отрасль с постоянными издержками

Построим для нее кривую долгосрочного предложения (SLR). Допустим, отрасль находится первоначально в состоянии долгосрочного равновесия с кривыми спроса D0 и предложения S0. Затем из-за снижения налогов спрос на продукцию отрасли возрос с D0 до D1 и рыночная цена повысилась с Р0 до Р1 .

 

                              Р

           

         

                                                                 S0      S1

                             P1

               

                                                       Е0 Е1       Е
                                           P0                                                         SLR

                                                                  

      

                   

                                                                     D0   D1

            

                                                                                                            Q

Рис. 6. Отрасль с постоянными издержками

Это приведет к появлению экономических прибылей в краткосрочном периоде, стимулирующих приток новых фирм в отрасль. В результате рыночное предложение увеличивается с S0 до S1, а цена уменьшается. Если появление  новых фирм не оказывает влияния на отраслевые издержки, то цена уменьшается до уровня Р0 и новое равновесие в долгосрочном плане установится в точке Е1 – точке пересечения кривых D1 и S1.

Кривая долгосрочного предложения (SLR) – это кривая, соединяющая равновесные точки Е0 и Е1. В данном случае она имеет вид горизонтальной прямой. Это характерно для отрасли с постоянными издержками, в которой цены используемых ресурсов не зависят от объема производства или числа фирм. При расширении предложения сохраняется возможность закупать ресурсы по постоянным ценам. Такая ситуация возможна в отраслях, представленных множеством сравнительно небольших предприятий (мелкая розница, ремесленные мастерские, минипекарни, кондитерские и т.п.)

Отрасль с возрастающими издержками

 

                              P

                                                       D1           S0 S1

                                          D0

 

                           Р1                                                         SLR

                             

                           Р2                            E0          Е1

                           Р0                             

 

 

 


                                             0                                                                Q

                                                                               Q0 Q1 Q2

 

                                   Рис. 7. Отрасль с возрастающими издержками

 

В такой отрасли при расширении производства увеличиваются цены по крайней мере на некоторые ресурсы и растут издержки производства. Допустим, спрос увеличился с D0 до D1, что обусловило повышение цены с Р0 до Р1. Появление в краткосрочном периоде экономических прибылей вызывает приток новых фирм в отрасль и рост товарного предложения. Новое равновесие (точка Е1) достигается при цене Р2, которая превышает исходную цену Р0. Если цена вернется на уровень Р0, то фирмы понесут убытки и покинут отрасль. Долгосрочная кривая предложения SLR соединяет равновесные точки Е0 и Е1, из-за возрастающих издержек она направлена вверх.

К числу таких отраслей относятся отрасли, в которых используются дефицитные ресурсы: высококвалифицированный труд; почвы повышенной плодородности; ограниченные минеральные ресурсы.

Отрасль с убывающими издержками

В такой отрасли цены на используемые ресурсы уменьшаются в результате роста производства и долгосрочная кривая предложения направлена вниз. Снижение цен на ресурсы при росте объемов производства – явление чрезвычайно редкое. Это может происходить благодаря экономии на масштабах производства у поставщиков ресурса для данной отрасли. В большинстве случаев снижение цен на продукцию отрасли является результатом применения более совершенных технологий.

Первоначальное равновесие в отрасли находится в точке Е0 при цене Р0. При увеличении спроса с D0 до D1 устанавливается краткосрочное равновесие в точке Е2, при цене Р2. Это приводит к появлению экономической прибыли и приходу в отрасль новых фирм. В результате увеличения объема производства цены на некоторые используемые в отрасли ресурсы уменьшаются, следовательно, рыночная цена должна стать ниже. Новое долгосрочное равновесие для отрасли установится в точке Е1 при цене Р1. Соединение точек начального и окончательного долгосрочных равновесий дает направленную вниз долгосрочную кривую отраслевого предложения.

 

 


                             Р

       

                                                               S0

                                           D0 D1

                             Р2                       Е2              S1

    
                                           Р0

                             Р1                                              Е1

                                              E0                                                     SLR

                                         

                

                             0                                                                   Q

                                                   Q1 Q2           Q1                                         

 

                                    Рис. 8. Отрасль с убывающими издержками

 

 

              КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ТЕСТЫ, ЗАДАЧИ

 

Ответьте на вопросы:

 

1. Каковы основные признаки, и каков критерий рынка совершенной конкуренции?

2. В чем различие в конфигурации кривой рыночного спроса и кривой спроса на продукцию отдельной конкурентной фирмы?

3. Почему в условия совершенной конкуренции графики цены, среднего и предельного доходов фирмы совпадают?

4. Каково условие равновесия фирмы-конкурента в краткосрочном периоде? Почему максимум прибыли фирма достигает в точке равенства предельного дохода и предельных издержек?

5.Что представляет собой кривая предложения фирмы-конкурента в краткосрочном периоде?

6. Почему мнение о том, что фирмы, производящие себе в убыток, должны обязательно сразу же закрываться, не является верным?

7. Какую прибыль (экономическую или нормальную) получает фирма-конкурент в долгосрочном периоде?

8. Почему совершенную конкуренцию рассматривают как эталон эффективности? Какие недостатки ей присущи?

Выберите один из приведенных вариантов ответов:

Фирма на рынке совершенной конкуренции получает максимальную прибыль, если..

                 а) МС = Р; б) AVC = MC; в) ATC = MC; г) ATC = P; 

                                  д) AFC = P; е) MC < MR; ж) MR > MC

 

 

Задача 1. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Зависимость ее общих издержек (ТС) от объема выпуска (Q) такова:

 

Q (шт. в час) 0 1 2 3 4 5 6
ТС (руб.) 4 8 10 14 20 28 38

 

Необходимо определить:

а) объем выпуска фирмы при цене товара  6 руб. за штуку;

б) ниже какого уровня должна упасть цена, чтобы фирма прекратила выпуск данного товара?

                                       

                                        Решение задачи

 

Информация, необходимая для ответа на вопросы задачи, представлена в таблице:

                                                                                                                               

Q

шт./час

ТС

FC

VC MC AVC

 

0

4

4 0 - 0
1 8

4

4 4 4
2 10

4

6 2 3
3 14

4

10 4 3
4 20

4

16 6 4
5 28

4

24 8 4
6 38

4

34 10 5
             

 

а) прибыль фирмы-конкурента будет максимальной, если предельные издержки равны цене. В данном примере предельные издержки равны цене, т.е. 6 руб. при объеме производства, равном 4 шт. в час. Прибыль при этом объеме равна Р ·Q – ТС = 6 · 4 – 20 = 4 руб.

б) фирма безусловно прекратит производство, если цена опустится ниже минимальных средних переменных издержек. В нашем примере AVCmin = 3 руб., значит при цене ниже 3 руб. фирма будет иметь убытки, превышающие постоянные затраты, и ей необходимо прекратить производство данного товара.

 

Задача 2. Фирма, работающая в условиях совершенной конкуренции, имеет следующую функцию общих издержек:

                                               ТС = 5 +10Q – 0,6Q2 + 0,04Q3

                                         где Q – выпуск в единицах продукции.

Необходимо определить:

а) при какой цене на продукцию фирме целесообразно продолжать производство в краткосрочном периоде?

б) цену предложения фирмы при выпуске 3 ед. продукции.

 

                                              Решение задачи:

а) известно, что фирме целесообразно продолжать производство убыточного продукта в краткосрочном периоде до тех пор, пока его цена превышает минимальные средние издержки. Поэтому для ответа на поставленный вопрос необходимо определить AVCmin. Для этого вначале определим функцию AVC:

                                                    AVC = 10 – 0,6Q + 0,04Q 2

Затем определим производную функции средних переменных издержек по объему производства и приравняем ее к нулю:

                                      

Решив полученное уравнение, определим выпуск Q, при котором средние переменные издержки минимальны: Q = 7,5 ед. продукции. Теперь определим минимальное значение AVC:

               AVC min = 10 – 0,6 · 7,5 + 0,04 · 7,52 = 7,75 ден. ед.

Таким образом, если цена больше 7,75 ден. ед., то фирме в краткосрочном периоде целесообразно продолжать производство убыточного продукта.

 

б) цену предложения при том или ином выпуске продукции можно определить исходя из условия равновесия фирмы-конкурента в краткосрочном периоде: МС = Р.

Поэтому, прежде всего, определим функцию предельных издержек:

                               МС = (ТС)Q΄=10 – 1,2Q + 0,12Q2

Цена предложения при выпуске, равном 3 ед. продукции, равна предельным издержкам при таком же выпуске продукции:

                        МСQ=3 = 10 - 1,2· 3 + 0,12· 32 = 7,48 ден. ед.

Иными словами, при цене 7,48 ден. ед. предложение фирмы равно 3 ед. продукции.

 

Задача 3. Общие затраты фирмы (с учетом нормальной прибыли), действующей на рынке совершенной конкуренции, в долгосрочном периоде, определяются по формуле:

ТС = Q 3 – 14 Q 2 + 59 Q

Объем рыночного спроса на продукцию зависит от цены как Qd = 590 – 10 P

Необходимо определить: сколько фирм будет действовать на рынке при долгосрочном равновесии?

                                               Решение задачи

 

Для определения количества фирм на рынке совершенной конкуренции в долгосрочном периоде необходимо определить равновесный объем выпуска одной фирмы в этом периоде и объем рыночного спроса на продукцию при цене, равной равновесной цене фирмы.

Равновесный объем выпуска фирмы определяем исходя из того, что он имеет место при АТС min , а средние общие издержки минимальны, когда dATC / dQ = 0.

ATC = Q 2 – 14Q + 59

dATC / dQ = 2Q – 14 =0

Q = 7  ед. продукции.

Равновесную цену  определяем из условия, что она в долгосрочном периоде равна минимальным средним общим издержкам.

Р = АТС min = 7 2 - 14 · 7 + 59 = 10 ден. ед.

Определим объем рыночного спроса на продукцию, исходя из функции спроса и равновесной цены на нее у фирмы:

Q = 590 – 10 P = 590 – 10 · 10 = 490 ед. продукции

Определим количество фирм (n), действующих на рынке в долгосрочном периоде:

n = 490 : 7 = 70 фирм.

 

 

Задача 4. Функция общих средних издержек фирмы-конкурента АТС = 2 + 4 Q .

Необходимо определить:

а) как изменится объем выпуска фирмы, если цена на продукцию уменьшится с 34 ден. ед. до 26 ден. ед. за штуку?

б) равновесный выпуск и максимальную при цене 34 ден. ед.;

в) если цена равна 34 ден. ед., то при каком выпуске фирма несет убытки?

(Ответ: а) выпуск уменьшится с 4 до 3 штук; б) Q = 4 шт., максимальная прибыль равна 64 ден. ед.; в) при Q > 8 шт.)

 

Задача 5. Общие издержки фирмы-конкурента равны 25 + Q2. При каких ценах на продукцию фирма получит экономическую прибыль ?

(Ответ: при ценах больше 10 ден. ед. фирма будет получать экономическую прибыль.)

 

Задача 6. Цена продукции конкурентной фирмы равна 8 ден. ед. Функция общих издержек фирмы ТС = 15 + Q2 . Необходимо определить:

а) при каком выпуске фирма несет убытки ?

б) каков равновесный выпуск фирмы и какова максимальная прибыль ?

(Ответ: а) при Q < 3 и Q > 5 ; б) равновесный выпуск равен 4 ед. продукции, а максимальная прибыль равна 1 ден. ед.)

 

Задача 7. Спрос на продукцию совершенно конкурентной отрасли представлен функцией

 QD = 60 – P , а предложение  QS = 2P – 15. Функция общих издержек фирмы выражается формулой: ТС = 20 – 5q + 4 q2 .

Необходимо определить: при каких цене и объеме выпуска фирма получит максимальную прибыль ?

(Ответ: фирма получит максимальную прибыль при Р = 25 ден. ед. и q = 30 ед. продукции.)

 

        Тема 6. Фирма в условиях рынка чистой монополии

 

    1. Характерные особенности рынков несовершенной конкуренции

                   в сравнении с рынком совершенной конкуренции

Подавляющее число реальных рынков - это рынки несовершенной конку­ренции, на которых продавцы или покупатели способны самостоятельно влиять на уровень цен.

Первая характерная черта несовершенной конкуренции – это отрицательныйнаклон кривой спроса на продукцию фирмы, что ука­зывает на обратную зависимость между уровнем цены и объемом выпуска. Это значит, что фирма имеет возможность увеличивать выручку путем повышения цены и снижения выпуска. Однако такой способ по­вышения общего дохода имеет предел. Коэффициент ценовой эластичности спроса по длине кривой спроса с отрицательным наклоном изменяется снизу вверх по длине кривой спроса от нуля до бесконечности. В соответствии с этим общий доход фирмы на рынке несовершенной конкуренции при росте цены растет на участке неэластичного спроса от нуля до максимального значения, а затем уменьшается до нуля на участке эластичного спроса. При совершенной конкуренции цена оста­ется постоянной при росте объема выпуска фирмы и такой границы роста ее дохода не существует.

Вторая особенность рынка несовершенной конкуренции состоит в ином соотношении между ценой и предельным доходом. У фирмы - совершенного конкурента пре­дельный доход равен цене (MR = Р). В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены (MR < Р). Это объясняет­ся тем, что производитель при расширении сбыта вынужден снижать цену, распространяя ее на весь объем реализуемой продукции.

Изменение соотношения между предельным доходом и ценой радикально меняет условия равновесия фирмы при несовершенной конкуренции по сравнению с совершенной конкуренцией.

При совершенной конкуренции в долгосрочном периоде фирма получает нулевую экономическую прибыль. Оптимальный объем производства Qe при этом соответствует условию: МС = MR = P e = АТС min (рис 1).

 

    Рис. 1. Выбор фирмой равновесного объема производства в условиях несовершенной конкуренции

По иному это происходит при несовершенной конкуренции, когда совпадения предельного дохода (MR) и цены (Р) уже не происходит. Поскольку линия MR лежит ниже линии цены, то пересечение МС и MR достигается при значительно меньших объемах производ­ства, чем при совершенной конкуренции. Этот уменьшенный объем выпуска про­дукции Qi , соответствующий равенству МС = MR, и является равновесным.   

Вся продукция Q1, в соответствии с линией спроса D, продается по цене Pi , которая превышает цену P E (Р1 > Р E), складывающуюся при совершенной конку­ренции. Равновесному объему выпуска продукции при несовершенной конкуренции Q1 соответствует условие Р1 > АТС, т.е. цена выше средних издержек и, значит, фирма получает экономическую прибыль, рав­ную площади заштрихованного прямоугольника.

Таким образом, для фирмы, действующей при несовершенной конкурен­ции, в отличие от фирмы -совершенного конкурента характерно:

- недопроизводство продукции (Q1 < QE);

- завышение цен (PE < P1);

- получение экономической прибыли (P1 - А ТС > 0)

        2. Особенности фирмы – монополиста и ее поведение на рынке

 

Фирме - монополисту присущи следующие черты. Во-первых, чистый монополист является единственным произво­дителем в отрасли. Во-вторых, продукт, производимый чистым монополистом, уникален в том смысле, что для него не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя уникальность продукта означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. В - третьих, монополист обладает значительной монопольной или рыночной властью. Монопольная власть означает возможность влиять на цену и повышать прибыль, ог­раничивая объем производства и сбыта. Такая возможность свя­зана с тем, что монополист контролирует общий объем предложения и обладает полной рыночной информацией.

Для рынка чистой монополии характерно наличие непреодолимых барьеров для входа в отрасль конкурентов. Такие барьеры бывают ис­кусственного и естественного происхождения, в связи с чем и монополия может быть естественной или исусственной.

Естественные барьеры связаны с тем, что монополия пред­ставляет собой крупное производство, вследствие чего имеет низкие издержки. Эти рекордно низкие издержки и служат естественным экономическим барьером для других фирм, стремящихся войти в отрасль.  Естественная монополия - это отрасль, в которой весь необходимый для потребителей про­дукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних затратах, чем если бы его производством занимались несколько фирм. Существо­вание конкурентов в таких отраслях экономически нецелесообразно.

Искусственные барьеры, формирующие рынок чистой монополии, включают:

- предостав­ление государством монопольных прав на производ­ство и (или) торговлю определенной продукцией только одной фирме по соображениям национальной или общественной безопасности;

- использование патентов на продукт или технологию, дающих монопольное право на производ­ство определенной продукции в течение установленного времени; 

- осуществление монополией масштабных научно-исследовательских ра­бот, создающих ей технические преимущества;

- приобретение монополией собственности на источники сырья;

- недобросовестная конкуренция (ценовой демпинг, давление на поставщиков сырья и банки с целью лишения конкурентов сырья и кредита и др.)

Фирма – монополист тоже стоит перед задачей определения цены и объемов производства, при которых она получит максимальную прибыль. Условием максимизации прибыли всегда является равенство предельного дохода и предельных издержек. Поэтому решение задачи возможно методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС). Рассмотрим графическое решение задачи максимизации при­были монополистом.

 

                  P, MC, ATC, MR

                                  D                                     MC     ATC

                                                       E1

                           P1                        

                           P2                   К          E2

                                                    Е MR                 D

                             0                                                                            

                                                                Q1    Q2                            

                                          Рис. 2. Равновесие монополии

Фирма-монополист максимизирует прибыль при объеме производства Q1, при котором кривая МС пересекает линию MR (МС = MR) (рис 2). Левее точки (Е) MR > МС и фирме выгодно наращивать объем производства, правее точки E, напротив, МС > MR и увеличение объема производства становится для фирмы убыточным.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.016 с.)