Общественные потери от деятельности монополии, ценовая дискриминация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественные потери от деятельности монополии, ценовая дискриминация



Монополия приносит обществу ощутимые потери. Они состоят в сокращении объемов производства и завышении цен. Размер этих потерь можно определить исходя из рис.2.

При объеме производства Q 1 монопольная цена равна P 1. Общая величина монопольной (экономической) прибыли, получаемой при этих цене и объеме вы­пуска, составит площадь заштрихованного прямоугольника. Если бы фирма была совершенным конкурентом, то объем производства, соответствующий максимуму прибыли, определился бы точкой пересечения кри­вой МС и линии спроса D, т.е. точкой E 2 и составил бы Q 2 > Q 1, а продавался бы по цене P2 < P 1. Таким образом, монополист предлагает рынку меньше продукции и по более высокой цене, чем совершенный конкурент.

При совершенной конкуренции фирма не может завысить цену, иначе по­купать товары будут не у нее, а у конкурентов. Поэтому у нее нет стимулов к искусственному снижению выпуска. Напротив, чем больше выпуск продукции, тем больше выручка фирмы. Фирма-монополист снижает объем производства при повышении цены.

Фирма-монополист, в отличие от совершенного конкурента получает монопольную прибыль, представляю­щую собой излишек над нормальной прибылью совершенного конкурента. У мо­нополиста цена стабильно превышает средние общие издержки, тогда как у фир­мы-конкурента такое превышение может носить лишь временный характер. Таким образом, с точки зрения общества монополист неэффективно использует ресурсы. Он производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене, чем со­вершенный конкурент.

Завышение цены монополистом приводит к потере излишка потребителя. Она равна площади треугольника КE1E2, поскольку потребление при цене P1 составит всего лишь Q1 единиц товара вместо Q2 по цене Р2. Кроме того, монополия перераспределяет в свою пользу часть доходов по­требителей, равную площади прямоугольника P1E1KP2. Действительно, излишек потребителя определяется всей площадью, лежащей между линией цены, кривой спроса и осью ординат (площадью треугольника P22). Но наличие монополии уменьшает ее до размеров треугольника P1DE1.

Монополия «выжимает» из потребителей максимум денежных средств, используя методы ценовой дискриминации. Под ценовой дискриминацией понимается практика продажи одной и той же продукции по разным ценам разным покупателям. Цель политики ценовой дискриминации состоит в присвоении монополистом излишка потребителя и увеличении своей прибыли. В зависимости от того, в какой мере это ему удается, различается дискриминация первой, второй и третьей степени. Рассмотрим последовательно каждый из этих видов.

Дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) со­стоит в том, что на каждую единицу произведенного однородного товара устанав­ливается своя цена, равная цене спроса, т.е. максимальная цена которую потреби­тель готов заплатить за данную единицу товара. Примеры совершенной дискриминации немногочис­ленны, так как она требует больших затрат по сбору информации о клиенте и на ведение переговоров.

Объем производства при совершенной дискримина­ции такой же, как и при совершенной конкуренции. Однако в отличие от совер­шенной конкуренции продажа каждого изделия осуществляется по индивиду­альной цене, а не по единой цене. В результате весь излишек потребителя присваивается монополистом, за счет чего у него возрастает прибыль.

Ценовая дискриминация второй степени состоит в том, что выпускаемая монополией продукция группируется в партии, на которые устанавливаются раз­личные цены. К примеру, устанавливаются различные цены в ресторане в дневное и вечернее время; неодинаковые ставки квартирной платы за нормативную жил­площадь и ее излишки. При такой форме ценовой дискриминации монополия может увели­чить производство до объема, складывающегося при совершенной конкуренции. Однако ей удается перераспределить в свою пользу только часть излишка потребителя.

Ценовая дискриминация третьей степени заключается в том, что по­требители продукции делятся на группы в зависимости от покупательной способности и для каждой группы устанавливается своя продажная цена. Возможность проведения такой ценовой стратегии определяет­ся двумя условиями.

Во-первых, ценовая эластичность спроса у отдельных групп потребителей должна существенно различаться. Если потребители с высокими доходами показывают низкую ценовую эластичность спроса, то это позволяет монополисту увеличивать выручку за счет повышения цены. Покупатели с низкими доходами имеют высокую эластичность спроса по цене, что дает возможность увеличивать общую выручку при небольшом снижении цены за счет увеличения продаж. Во-вторых, должна быть исключена возможность перепродажи товаров, их свободного передвижения с дешевого рынка на дорогой.

Фирма-монополист, проводя ценовую дискриминацию третьей степени, стремится получить максимальную прибыль. Он ее получает при равенстве предельного дохода на каждом рынке предельным издержкам суммарного выпуска продукции:

                  MR1 (Q1) = MR2 (Q2) = МС (Q1 + Q2),

Таким образом, проведение ценовой дискриминации позволяет приблизить объемы производства к уровню, достигаемому при совершенной конкуренции. Кроме того, появляется возможность несколько сгладить различия в ре­альных доходах отдельных групп потребителей, например, продавать товары малоимущим группам населения по социально низким ценам. Поэтому государство поддерживает проведение ценовой дискриминации производителями товаров и услуг или даже принуждает их проводить такую политику.

                            КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ТЕСТЫ, ЗАДАЧИ

Ответьте на вопросы:

1. Что является главным критерием, определяющим несовершенную конкуренцию?

2. Почему при несовершенной конкуренции фирмы имеют предел роста общего дохода?

3. Каково соотношение между предельным доходом и ценой в условиях несовершенной конкуренции?

4. Каковы основные черты фирмы-монополиста? Приведите примеры существования монополии.

5. Какие существуют естественные и искусственные барьеры для входа новых фирм на рынок монополиста?

6. Какова взаимосвязь между общим и предельным доходом у фирмы монополиста?

7. При каком условии фирма монополист находится в состоянии равновесия?

8. Если фирма монополист получает равновесную прибыль, означает ли это, что данная прибыль достигнута при максимальном общем доходе?

9. Какие условия необходимы для проведения монополией политики ценовой дискриминации?

10. В чем состоят различия между ценовой дискриминацией первой, второй и третей степени?

 

 

Выберите один из числа приведенных ответов:

1. Спрос на продукцию монополии задан функцией Р = 40 – 2Q, а функция предельных затрат МС = 4Q. При этих условиях монопольная цена составит……

                                           а) 16; б) 18; в) 20; г) 30; д) 40.\

 

2. Монополистическая фирма выпускает такой объем продукции, при котором MR = 90 млн руб., МС =100 млн руб., АТС = 85 млн руб. Чтобы получить максимум прибыли фирме необходимо……

а) повысить цену и увеличить объем выпуска;

б) повысить цену и уменьшить объем выпуска;

в) повысить цену и сохранить прежний объем выпуска;

г) снизить цену и уменьшить объем выпуска.

 

Задача 1. Объем спроса, цена на товар, общие издержки фирмы-монополиста в течение месяца и предельные издержки первой единицы продукции представлены в табл. 1

                                                                                                                     Таблица 1

                 
       

 Объем спроса (D), шт.                             1        2        3         4            5

 Цена (Р), ден. ед.                                      84      76      70       66       62

 Общие издержки (ТС), ден. ед.             80      120    176     240     400

 Предельные издержки (МС), ден. ед.   60      …      …        …       …

Необходимо определить:

а) объем производства и цену, максимизирующие прибыль. Какова величина максимальной прибыли?

б) как изменится валовой доход фирмы, в случае проведения ею совершенной ценовой дискриминации по сравнению с ситуацией отсутствия ценовой дискриминации?

в) как изменится выпуск фирмы при проведении ею совершенной ценовой дискриминации?

 

                                             Решение задачи

 

а) определение цены и объема производства, при которых прибыль фирмы-монополиста максимальна, осуществляем на основе соблюдения условия равновесия фирмы-монополиста: МС = MR < P. Информация об этих величинах представлена в табл. 2.

                                                                                                   Таблица 2

                 
       

Q, шт.                                           1         2         3         4         5

 Р, ден. ед.                                    84           76       70       66       62

 ТС, ден. ед.                                 80       120     176     240     400    

 МС (D ТС/ D Q), ден. ед.              60       40       56       64       160

 АТС (ТС / Q), ден. ед.               80        60      58,7     60       80

TR (P × Q), ден. ед.                    84       152     210      264     310

MR (D TR / D Q), ден. ед.              84        68       58        54       46

 Прибыль экономическ. (+)

 или убыток (-), ден. ед           + 4     + 32     + 34    + 24     - 90

 

Объем производства, при котором прибыль максимальна составит 3 ед. продукции в месяц, продаваемые по цене 70 ден. ед. Максимальная прибыль при этом составит 34 ден. ед. (Т R 3 – TC 3 = 210 – 176);

б) В случае проведения ценовой дискриминации общий доход фирмы увеличится, так как будут покупатели, желающие приобрести первую ед. продукции по цене 84 ден. ед., вторую ед. по цене 76 ден. ед. и третью - по цене 70 ден. ед.. Общий доход при этом составит: TR 1 = 84 + 76 + 70 = 230 ден. ед. При отсутствии ценовой дискриминации все три единицы продукции фирма продает по цене, максимизирующей прибыль, 70 ден. ед. Общий доход фирмы при этом составит TR 2 = 70 × 3 = 210 ден. ед.

Различие в общем доходе фирмы в случае проведения ценовой дискриминации и при отсутствии дискриминации составляет:

D TR = TR 1 – TR 2 = 230 – 210 = 20 ден. ед.;

 

в) Объем выпуска фирмы при проведении  ценовой дискриминации также будет увеличен. Если при проведении ценовой дискриминации фирма понижает цену, то по этой цене продается только дополнительная единица продукции, а не вся произведенная. В этом случае цена и предельный доход для любой проданной дополнительной единицы равны. До тех пор, пока для дополнительно продаваемых единиц продукции будет соблюдаться условие

  Р = MR > MC, фирма, имея цель получить максимум прибыли, будет наращивать выпуск.

Поэтому рассматриваемая фирма, проводя ценовую дискриминацию, сочтет необходимым произвести и продать и четвертую единицу продукции, так как при этом Р = MR > MC или 66 > 64.

Дополнительный доход от продажи четвертой единицы продукции составит 66 ден. ед., а общий доход фирмы от продажи четырех единиц при проведении ценовой дискриминации составит:

TR = 84 + 76 + 70 + 66 = 296 = ден. ед.

В то же время общие издержки для четырех единиц продукции равны 240 ден. ед. Следовательно, экономическая прибыль фирмы, проводящей ценовую дискриминацию, составит 56 ден. ед., тогда как при отсутствии ценовой дискриминации экономическая прибыль фирмы составила бы лишь 34 ден. ед.

 

Задача 2. Функция общих затрат фирмы-монополиста ТС = 30 + 20 Q. Функция спроса на продукцию монополиста на двух рынках: Р1 = 40 – 2 Q 1; Р2 = 80 – 10 Q 2. Фирма проводит ценовую дискриминацию третьей степени. Необходимо определить:

а) равновесные объемы продаж и цены на каждом из двух рынков, прибыль монополии;

б) максимальную прибыль, если ценовая дискриминация не проводится.

 

                         Решение задачи

а) Условием, обеспечивающим максимум прибыли монополиста, проводящего ценовую дискриминацию 3-ей степени, является равенство предельного дохода на каждом рынке предельным затратам на суммарный выпуск продукции:

MR1 (Q1) = MR2 (Q2) = MC (Q1 + Q2)

Исходя из этого условия, определяем функции предельных доходов на каждом рынке и величину предельных издержек.

=

ден. ед.

 

Далее, приравняв предельные доходы на каждом рынке к предельным издержкам на весь выпуск, определяем объем продаж на каждом рынке.

MR 1 = MC; 40 – 4 Q 1 = 20; Q 1 = 5 ед. продукции

MR 2 = MC; 80 – 20 Q 2 = 20; Q 2 = 3 ед. продукции

Подставляя значения Q 1 и Q 2 в функции спроса, находим цены, устанавливаемые монополией на каждом рынке.

Р1 = 40 – 2 Q 1 P1 = 30 ден. ед

Р2 = 80 – 10 Q 2 P2 = 50 ден. ед.

Прибыль монополии (П) определяем как разницу между TR и TC

П = TR – TC = (30 ´ 5 + 50 ´ 3) – (30 + 20 ´ 8) = 110 ден. ед.

б) максимальную прибыль, получаемую монополией без проведения ценовой дискриминации, определяем исходя из того, что монополист в этом случае определяет цену и объем продаж при условии равенства предельного дохода и предельных издержек.

Величина МС известна, она равна 20 ден. ед. Поэтому необходимо определить функцию MR монополии, для чего вначале определим функцию суммарного спроса на продукцию монополии на обоих рынках:

Если Q 1 = 20 – Р1/2, а Q 2 = 8 – P 2 /10, то функция суммарного спроса составит:

                  Q = 28 – (P /2 + Р/10) или Q = 28 – (3/5)Р,

отсюда Р = 140/3 – (5/3) Q, а TR = Р ´ Q = (140/3) Q – (5/3) Q 2, и

                                          MR = 140/3 – (10/3) Q,

Приравняв MR и МС, определяем объем продаж монополией:

                20 = 140/3 – 10/3 Q, откуда Q = 8 ед. продукции.

Подставив Q в функцию спроса определяем Р, при которой прибыль монополии максимальна: 8 = 28 – (3/5)Р, Р =   ден. ед.

Прибыль монополии (П) без проведения ценовой дискриминации определяем как разницу между TR и TC: П =   ден.ед.

Таким образом, при отсутствии ценовой дискриминации монополист получит прибыль, равную 76,6 ден. ед., которая меньше, чем в случае проведения ценовой дискриминации на 33,4 ден.ед.

 

Задача 3.  На рынке совершенной конкуренции предложение характеризуется формулой

S = 4 P – 15, а рыночный спрос – D = 10 – P.

Необходимо определить:

а) изменение цены и объема продаж в результате монополизации рынка.;

б) изменение потребительского излишка после монополизации рынка.;

в) часть потребительского излишка, перешедшего к монополии.;

г) часть потребительского излишка, который безвозвратно потерян.

(Ответ: а) цена увеличилась на 2,22 ден. ед., а объем продаж уменьшился на 2,22 ед.; б) потребительский излишек уменьшился на 8,64 ден. ед.; в) часть потребительского излишка, перешедшего к монополии, составила 6,17 ден. ед.; г) безвозвратно потерянная часть потребительского излишка составила 2, 47 ден. ед.).

 

Задача 4. Функция спроса на продукцию монополии Q = 20 – P, а функция общих издержек ТС = 10 + 4 Q 2.

Необходимо определить максимальную прибыль и соответствующий ей выпуск.

(Ответ: максимальная прибыль равна 10 ден. ед., равновесный выпуск равен 2 ед. продукции).

 

Задача 5. Спрос школьников на железнодорожные билеты характеризуется функцией

  Q 1 = 40 – P 1, а спрос взрослых – Q 2 = 120 – P 2. Издержки железной дороги ТС = 1400 + 2 Q, где Q – число пассажиров.

Необходимо определить:

а) равновесные цены билетов для школьников и взрослых, количество перевозимых пассажиров и прибыль, если осуществляется ценовая дискриминация;

б) максимальную прибыль, если ценовая дискриминация не проводится.

(Ответ: а) Р1 =21 ден. ед ., Р2 =61 ден. ед ., Q 1 = 19 школьников-пассажиров, Q 2 = 59 взрослых пассажиров, прибыль равна 2442 ден. ед .); б) при отсутствии ценовой дискриминации максимальная прибыль железной дороги составит 1642 ден. ед.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.047 с.)