Тема 7. Фирма на олигополистическом рынке



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Фирма на олигополистическом рынке



 

             1. Характерные черты олигополистического рынка

Олигополистический рынок широко представлен в современной экономике. Основные отрасли тяжелой промышленности (автомобилестроение, химия, металлургия, самолетостроение и др.) являются олигополистическими.

Первой и самой очевидной чертой олигополистического рынка являетсянемногочисленность действующих на рынке фирм. Формально к олигополистическим относят отрасли, в которых несколько крупнейших фирм (в различных странах от 3 до 8 фирм) производят более половины всей отраслевой продукции. При меньшем уровне концентрации отрасль считается действующей в условиях монополистической конкуренции.

Продукция олигополистического рынка может быть однородной или неоднородной. В зависимости от этого различают однородные и дифференцированные олигополии. Однородные олигополии производят стандартизированный продукт: сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт и т.д. Дифференцированные олигополии – это предприятия, производящие автомобили, станки, покрышки, моющие средства, сигареты, бытовые электроприборы.

Для олигополии характерноналичие значительных барьеров для вступления в отрасль. Крупный размер предприятия обеспечивает существенную экономию издержек. В такой отрасли крупные фирмы имеют значительные преимущества перед мелкими. Количество фирм зависит от минимально эффективного масштаба производства. Чем больше этот масштаб по отношению к размерам рынка, тем меньше число фирм в отрасли. На этой основе возникают барьеры для вступления в отрасль. Эти барьеры могут быть естественными (высокая стоимость необходимых инвестиций) и искусственными (необходимость патента и др.)

Олигополия предполагает  взаимозависимость работающих здесь фирм. Если одна из них изменяет цену или объем выпуска, то последствия скажутся на прибылях всех остальных. В условиях олигополии фирма ограничена в принятии решений не только реакцией потребителей, но и действиями конкурентов. Стремясь к максимизации экономической прибыли и обладая рыночной властью, фирмы осуществляют стратегическое взаимодействие. В зависимости от складывающейся ситуации они могут взаимодействовать как монополисты, как конкуренты, осуществлять кооперативную стратегию или вести ценовые войны.

 В случае выбора кооперативной стратегии фирмы в той или иной мере координируют свои действия по ценам, по объемам производства. При этом параметры рынка будут приближаться к монополии. Если фирмы проводят независимую стратегию, направленную на укрепление собственного положения, то условия рынка приближаются к конкурентным.

Разрушительным последствием олигополистической конкуренции являются ценовые войны. Их суть состоит в последовательном снижении цен конкурирующими фирмами, которое продолжается до тех пор, пока цена не упадет до уровня средних издержек производств и ниже, что ведет к убыткам практически у всех участников. Поэтому олигополисты часто придерживаются политики стабильности цен.

 

                 2. Поведение фирмы на олигополистическом рынке.

                                          Модель дуополии Курно

 Простейшей моделью олигополии служит дуополия, когда на рынке действуют только две конкурирующие фирмы. Первая модель дуополии была разработана в 1838 г. французским экономистом А.О. Курно. Данная модель основана на следующих допущениях: обе фирмы производят однородный товар; им известна кривая рыночного спроса; обе фирмы принимают решения об объеме выпуска одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга; при принятии решения по объему производства каждая фирма считает объем производства своего конкурента неизменным.

Задача каждой фирмы состоит в том, чтобы определить собственный размер производства и уровень цены, обеспечивающие ей максимум прибыли. Рассмотрим, как это делает фирма №1, которая функционирует на рынке наряду с фирмой №2 (рис.1). Цена и объем выпуска фирмы №1 зависят не только от уровня издержек, но и от спроса на ее продукцию. Этот спрос, в свою очередь, зависит от выпуска такой же продукции фирмой №2. Фирма №1 строит предположения относительно вариантов поведения фирмы №2 и соответственно определяет собственный объем производства.

 Допустим, фирма №1 предполагает, что фирма №2 будет увеличивать выпуск. Так как рыночный спрос есть величина данная, то расширение производства фирмой №2 вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы №1 и сдвиг графика спроса на ее продукцию влево. При этом каждой смещенной кривой спроса будет соответствовать своя кривая предельного дохода.

 

 

                  Р,М R ,

                   МС

                                                                       MC

        

           

             

                        P 0

                         

                        P 1

                         P 2                                                                 D 0

                                                                                           MR0

                                                                                    MR1 D1

                                          0                                   MR2 D2                      Q

                                                                        Q2   Q1 Q0

Рис.1. Изменение цены и объема производства фирмой № 1



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.01 с.)