Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные виды фразовой мелодикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Если мы отложим на бумаге в определенном масштабе все высоты, через которые, проходит голос при произнесении какой-либо фразы, и соединим их сплошной линией, то получим графическое отображение данной фразы, ее мелодическую кривую. Кривая эта будет чрезвычайно сложна. Каждый гласный звук речи имеет свою музыкальную высоту и, следовательно, он занимает определенное место на той кривой. В пределах каждого слога голос не задерживается на одном уровне, но своим скольжением образует внутрислоговой мелодический рисунок, - мелодию слога. Если мы вслушаемся в звучание многосложного слова, то без труда заметим, что ударный слог выделяется не только большей силой и длительностью, но и изменением высоты; да и высота неударных слогов тоже в большей или меньшей степени подвержена изменениям. Таким образом, мы можем установить мелодию слова. Фраза в целом образует свое мелодическое движение, так как составляющие ее слова расположены не на одном уровне: одни выше, другие ниже. Следовательно, фразовая мелодия, имея свое собственное движение, включает в себя мелодии отдельных слов, из которых она состоит, причем мелодия каждого слова включает в себя мелодии составляющих его слогов. Это обилие образующих фразовую мелодию слагаемых объясняет то бесконечное количество мелодических вариантов, которые приобретает каждая фраза в произнесении. Существует целый, ряд интонационных мелодий, определяемых намерением говорящего; значение их мы понимаем без объяснений, но в научной литературе они описаны недостаточно. Среди мелодий, характеризующих фразу, отчетливо выделяются два вида: мелодия повествовательная, восклицательная и вопросительная. Повествовательная фраза характеризуется резким понижением голоса на последнем ударном слоге. Такова интонация точки; она создает впечатление законченности. Напротив, пауза внутри фразы связана с мелодическим повышением; это - интонация запятой; такой интонационный ход вызывает ожидание продолжения речи. Обычно повествовательная фраза, состоящая из двух или большего числа речевых тактов, мелодически делится на две части. Первая часть может рыть охарактеризована как восходящая: каждое звено заканчивается повышением на последнем слоге. Вторую часть повествовательной фразы, образуемую последним звеном (или звеньями), составляет нисходящая ветвь, заканчивающаяся, как мы знаем, резким понижением на последнем ударном слоге. Место перелома мелодической линии определяется грамматическим строением фразы и смысловым соотношением ее частей. Пауза, разделяющая ветви, - так называемая «пауза на переломе» - бывает длительнее обычных тактовых пауз. Вопросительные мелодии, как показывает сделанный обзор, во всех своих разновидностях характеризуются мелодическим повышением, которое и является в них главнейшим выразительным признаком. Поэтому они нередко оставляют впечатление незаконченности. Ответная фраза дает вопросительной мелодии устойчивое разрешение. Восклицательная мелодика свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем произнесение, но содержания мысли не несет. Вопреки все еще распространенному мнению восклицательные фразы нельзя ставить в один ряд с повествовательными (т. е. выражающими сообщение - утверждение или отрицание, иначе говоря – суждение) или вопросительными. Восклицательными, т.е. эмоционально насыщенными, могут быть и сообщения, и вопросы, и повеления, и зовы, и пр. Что же касается интонации этих фраз, то она чрезвычайно разнообразна и характеризуется не столько мелодикой, сколько силой и темпом; мелодические же признаки не допускают какой-либо единообразной характеристики. Логика связного текста Мысль повествующего не замыкается пределами одной фразы, но связывает, сопоставляет ее с предыдущими и последующими. Изолированная фраза — чаще всего экспериментальный пример на котором изучаются нормы. Смысловые связи влияют на многообразное изменение той «нормальной» логической интонации, которая определяется изучением изолированной фразы. Эти изменения касаются в наибольшей степени речевой мелодии. Например, заключительное понижение голоса на точке редко применяется в чистом виде, но многообразно изменяется, отражая смысловые связи с последующим. Связь с окружающим отражается и на других сторонах интонации, в том числе на расположении ударений. Первое предложение Чрезвычайно большое значение имеет прояснение логических связей и отношений между целыми фразами и тематическими группами фраз. Эти связи почти не имеют графического обозначения. Предложение от предложения в подавляющем большинстве случаев отделяется точкой, какие бы смысловые отношения ни существовали между этими предложениями. Точка с запятой или запятая (которыми взамен точки иногда разделяются самостоятельные предложения) скорее отражают соотношение разделяемых ими предложений по объему, нежели соответствуют их соотношению по смысловым связям. Разве что двоеточие, поставленное перед собственной речью, в какой-то мере определяет «разъяснительное» отношение последующего к предыдущему. В большей степени связь между предложениями выявляется союзами и союзными словами: но, между тем, следовательно и т. п. Однако употребление или неупотребление этих союзов определяется авторским стилем, и отсутствие таковых отнюдь не показывает, что точкой в конце предложения обрывается логическая связь с последующим. Членение текста на тематические единицы частично отмечается красной строкой, но пользование этим графическим средством настолько не упорядочено, что отождествлять абзацы с тематическим членением невозможно. Для того чтобы правильно нести мысль через целое, чтец должен самостоятельно уяснить себе все логические отношения, выстроить «логическую перспективу». Несомненно, что, выстраивая логику, чтец будет несколько субъективен, но очень важно, чтобы для себя он решил (применительно к каждому конкретному тексту), что здесь последующее разъясняет предыдущее, а здесь оно противопоставляется ему и т. п. Следует помнить указание К. С. Станиславского: «Перспектива в речи зависит от внутреннего смысла. Только после того, как произведение всесторонне продумано, может перед вами появиться перспектива» 1. Остановимся на основных типах логических отношений в связном тексте. Перечисление «Веселый офицер неподвижно сидел на стуле у окна, устремив на пол безжизненный взгляд, и тяжело и редко переводил дыхание. Девицы в совершенном молчании сидели по стенам и только изредка, с одобрением, доходящим до недоумения, переглядывались между собою. Толстое, улыбающееся лицо хозяйки расплывалось от наслаждения. Пианист впивался глазами в лицо Альберта и, со страхом ошибиться, выражавшимся во всей его вытягивавшейся фигуре, старался следить за ним». (Л. Толстой.) Перечислительная интонация обычно связывается с известной монотонией. Это качество, по-видимому, характеризует не только мелодию перечисляемых однородных членов предложения, но и перечислительную интонацию последовательных предложений связного текста. «Перечислительная монотония» в этом случае достигается интонационным параллелизмом тех частей предложения, которые в данном контексте являются перечисляемыми. В приведенном примере перечисляются реакции слушателей на звуки скрипки. Эти реакции по форме выражения разнородны, но однородны по породившему их чувству. Перечисление движется по двум линиям: перечисление Присутствующих и перечисление их реакций, т. е. опирается на интонационный параллелизм при назывании присутствующих и при описании их реакций. Чтобы облегчить воспроизведение этого, попробуйте сказать сначала так: «Все были очарованы игрой Альберта: офицер, девицы, хозяйка, пианист», а затем так: «Власть музыки отражалась по-разному: безжизненный взгляд и тяжелое редкое дыхание, одобрительное переглядывание, улыбка наслаждения, впивающиеся глаза». Эти интонационные этюды помогут найти соответствующую интерпретацию приведенного примера. Последование» в описании. «Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички и пролетают под самой грудью лошадей; галки с растрепанными крыльями как-то боком летают по ветру; края кожаного фартука, которым мы застегнулись, начинают подниматься, пропускать к нам порывы влажного ветра и, размахиваясь, биться о кузов брички. Молния вспыхивает как будто в самой бричке...» (Л. Толстой.) Для передачи «посдедования» нужно, чтобы речевая интонация создавала слуховое впечатление движения. Этому может помочь, например, использование высотных ступеней при переходе от предложения к предложению, ускорения и замедления, которые в своей совокупности должны отразить динамическую мелодию всего текста. (В художественном чтении видения придают «последованию» в описании дополнительное разнообразие и движение.) Противопоставление. «Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова у Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх. Иван Иванович только после обеда лежит в одной рубашке, под навесом, ввечеру же надевает бекешу и идет куда-нибудь... Иван Никифорович лежит весь день на крыльце... и никуда не хочет идти». (Н. Гоголь.) Тональным фактором, выражающим противопоставление, может служить контрастная смена высот противопоставляемых предложений (как было бы в одной двучастной мелодической фразе, в которой первый член – первое предложение – на конце поышается, а второй понижается, или как было бы, если бы оба предложения были связаны противительным союзом: а, но и т. п.). Разъяснение. а) «Первое время своего приезда Николай был серьезен и даже скучен. Его мучила предстоящая необходимость вмешаться в эти глупые дела хозяйства, для которых мать вызвала его». (Л. Толстой.) б) «Я, признаюсь, с совершенным изумлением посмотрел на странного старика. Его речь звучала не мужичьей речью: так не говорят простолюдины, и краснобаи так не говорят». (И. Тургенев.) Желая показать, что второе предложение каждого из этих примеров разъясняет предшествующее, чтец должен отойти от нормальной логической интонации, которую имели бы эти предложения, если бы были изолированными. В особенности эти отклонения от логической нормы коснутся конечной части разъясняемого (предшествующего) и начальной части разъясняющего предложения, т. е. их стыка. В первом примере заключительная каденция разъясняющего предложения из законченной (требуемой окончанием мысли) перейдет в одну из форм «полузаконченной» (показывающей, что ожидается продолжение мысли). Что же касается интонации следующего, разъясняющего предложения, то ее очень легко наблюдать на втором примере. Попробуйте произнести речевые такты второго предложения сперва изолированно от контекста: «Его речь звучала не мужичьей речью»; «краснобаи так не говорят». А затем прочтите разъяснительно по отношению к предыдущему: «Я, признаюсь, с совершенным изумлением посмотрел на странного старика [из-за того что] его речь звучала не мужичьей речью: [потому что] так не говорят простолюдины, и [потому что] краснобаи так не говорят». 5. Развитие «Карета подъехала и остановилась. Он услышал стук опускаемой подножки. В доме засуетились. Люди побежали, раздались голоса, и дом осветился. В спальню вбежали три старые горничные, и графиня, чуть живая, вошла и опустилась в вольтеровы кресла. Германн глядел в щелку; Лизавета Ивановна прошла мимо его. Германн услышал ее торопливые шаги по ступеням ее лестницы». (А. Пушкин). Несмотря на то что отрывок состоит из коротких предложений, каждое из которых заканчивается точкой, в контексте, отражающем развитие действия, они не могут звучать изолированно, как отдельные законченные фразы. Для нахождения правильного логико-интонационного рисунка произнесите этот отрывок, мысленно добавляя связующие слова. Например: голоса, и дом осветился. [После чего] В спальню вбежали три старые горничные, [наконец] и графиня, чуть живая, вошла и опустилась в вольтеровы кресла. [Все это время] Германн глядел в щелку; [он увидел, как] Лизавета Ивановна прошла мимо его. [И вскоре] Германн услышал ее торопливые шаги по ступеням ее лестницы».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.52 (0.007 с.) |